Первую часть прогулки по центральному Бейруту мы закончили в пустом, заколоченном, на время заснувшем правительственном квартале. Выходим из него, бросив взгляд назад, на мечеть «Мунзер аль-Таннухи», которая была построена в 1620 году на руинах римского здания, некоторые из его колонн до сих пор находятся неподалёку. Эмир Мунзер Аль-Таннухи был управляющим Бейрута между 1616 и 1633 годами во время правления принца Фахр ад-Дина II аль-Маани.
Улица Вайганд является продолжением правительственного квартала, но на ней уже чувствуется нормальная городская жизнь.
Этот район не чужд и авангардному искусству, здесь в нескольких места предоставили площадку для скульптур авторов постмодерна. Вот, например, эта называется «Женщины, идущие на рынок».
В 13 веке крестоносцы были изгнаны с территории Ливана турками-мамлюками, которые правили этой территорией до 1516 года. Завият Ибн Аррак — единственное сохранившееся мамлюкское здание в Бейруте, вернее, его часть, построенное в начале 1500-х году религиозным предводителем Мохаммедом ибн Арраком аль-Димашки. Здание использовалось и османами. Первоначально это был хоспис, но до позднего периода Османской империи он оставался частным медресе. Небольшое куполообразное здание — это всё, что осталось сегодня от мамлюкской завии (молитвенного уголка) Ибн Аррака аль-Димашки. Арки завии когда-то открывались в другие помещения и дворы. Ибн Аррак умер в Мекке в 1526 году.
Здесь же, на фоне надписи «Я люблю Бейрут» детский сад готовится к Дню независимости 22 ноября. Мы улетели всего день перед этим — 21-го
Громадная Площадь Мучеников — печально известное место казней, бесконечных восстаний, демонстраций и протестов. Она находится прямо в центре города, и ещё до гражданской войны в Ливане и во времена французского мандата по ней проходила граница между местным населением и французской администрацией.
В память о казнённых Османской империей в 1916 году на площади был установлен памятник восставших христиан и мусульман. Эти изрешечённые пулями статуи теперь являются и символом последней гражданской войны в Ливане. Памятник находился на линии разграничения между воюющими сторонами.
Здесь, на площади Мучеников, закончился наш пешеходный маршрут по центру, следующие достопримечательности в Бейруте мы изучали «точечно», передвигаясь между ними на автомобиле.
Одной из самых знаковых достопримечательностей Бейрута являются скалы Рауш, или Голубиные скалы. Это две известняковые скалы, расположенные посреди залива Зайтунай.
Отсюда открывается захватывающий вид на Средиземное море.
Голубиные скалы — это галочка, которую должен поставить в Бейруте каждый турист. Но здесь мы присоединяемся и к местным жителям, многие из них приходят прогуляться по широкой городской набережной, чтобы потом сесть и попить-поесть чего-нибудь, наблюдая за закатом.
Ахрафие начинался как малонаселенный район, бурно заселялся во время ливанской войны. Этот холмистый, сравнительно тихий (относительно той же Хамры) жилой и коммерческий район усеян красивыми традиционными французскими и османскими домами, а также высотными офисными зданиями.
В этом месте находится Национальный музей. Этот очень интересный, пусть и небольшой, музей мы с интересом подробно посмотрели в гордом одиночестве. Приятно представлять, что музей открыли только для тебя. О нём будет отдельный отзыв.
Гид решила показать нам ещё один музей — минералов, который считается одним из лучших в мире. Так как он находится на территории одного из бейрутских университетов, я решил немного поделиться своими впечатлениями о образовании и образованности в стране. (В каждом рассказе я планирую небольшой абзац, действительно краткий, о каком-то аспекте жизни страны сегодня).
Университетов в стране достаточно, только в Бейруте их с десяток. Практически все университеты частные, в столице есть только один государственный. Одна особенность — все университеты, и даже тот, который называется »Арабский», преподают только на английском или французском языке. При поступлении требуется хорошее знание иностранного языка, а значит его изучение хорошо поставлено уже в школе. Я понял, что учиться ливанцы любят, многие из них стремятся к высшему образованию. Не все, конечно, поступают. Да и средства нужны для обучения такие, что не каждая семья может позволить. Но язык учат все и с большим удовольствием.
Я был реально удивлён в конце поездки, что не припомнил случая, чтобы меня не поняли. Пусть даже продавец в киоске в провинции, воин на блок-посту, или просто любопытный прохожий в Южном Ливане — »а откуда вы приехали?», все говорили без проблем на английском. Или на французском, который я знаю три слова. Но могли перейти и на английский. Пока рассуждал, подошли к университету Сен-Жозефа.
Это частный католический университет, который был основан в 1875 году французскими миссионерами — иезуитами. Он широко известен как одно из ведущих и самых престижных академических учреждений в Ливане и на Ближнем Востоке.
Под огромной аркой главного входа находится боковой вход в музей минералов.
Здесь огромное количество экспонатов. Но они под стеклом, с разной степенью освещения, сфотографировать качественно не удалось. Поэтому небольшой коллаж.
1274 год до нашей эры. Стоя в своей золотой колеснице, египетский фараон Рамсес II наблюдал, как его войско переправляется через реку в нескольких километрах к северу от территории современного Бейрута, чтобы преподать урок варварским хеттам в долине Кадеша. «Как называется река?». «Собачья, повелитель». «Почему?». «Здесь обитает страшный пёс, который защищает берега и губит всех приближающихся».
Фараон смотрит на свою любимую статуэтку бога с головой собаки, которую берёт в каждый поход. «Водрузите высоко над берегом стеллу и напишите, что сегодня я, Рамсес II, преодолел эту реку на почесть великого бога Анубиса». Несколько столетий спустя ассирийский царь Асархаддон, принудив к подчинению такие города, как Тир, поразил Египет и решил поставить собственный памятник напротив рельефа Рамсеса. С тех пор армии оставляли надписи на Нахр-эль-Кальбе, как по-арабски называется река — обычай, известный ещё греческому исследователю Геродоту Галикарнасскому. Оставил здесь свой автограф и Наполеон III.
Всего имеется двадцать две надписи и два памятника с текстами на семи языках: египетском, ассирийском, греческом, латинском, арабском, французском и английском. Но более-менее сохранились сравнительно новые стеллы. Эти — в честь независимости Ливана 1946 года и в честь вывода израильских войск из Южного Ливана 2000 года.
А старые, как эта, поставленная персидским царём Дарием, вот в таком состоянии. С трудом можно уловить контуры какой-то фигуры, и изображение, и текст съедены временем.
Недалеко можно увидеть мост Нахр-эль-Калб — исторический мост через реку. Многим хочется представить, что это римский мост. Возможно, он здесь и был, но нынешний был построен в эпоху Османской империи в 19 веке.
За мостом остатки какого-то сооружения. Гид предположила, что это акведук, я сомневаюсь, нечего ему здесь делать. Скорее всего, какая-то опорная стена, и тоже не совсем древняя.
В 1895 году римско-католический священик, монах-капуцин Халил аль-Хаддад проходил перед скалами Нахр-эль-Калба и увидел на скалах исторические надписи, напоминающие о прохождении многих военных кампаний. Он сказал: «В этом месте должна быть статуя Христа, более важная, чем письменные и выгравированные останки». Эта мечта не покинула его до старости, незадолго перед своей смертью, в 1950 году он наконец-то купил участок земли на холме, где с видом на долину Нахр-эль-Кальб и Средиземное море возникла статуя Христа, раскрывающего руки к морю.
Халил аль-Хаддад построил церковь в 1951 году и попросил итальянского художника Ренато Бетелиа создать статую Иисуса Христа для размещения на её вершине, что было успешно выполнено в 1952 году. Статуя высотой 12 метров и весом 75 тонн имеет лифт, позволяющий посетителям подняться наверх, чтобы полюбоваться видом.
Но мы не стали, едем дальше, где нас ждут ещё более грандиозные виды.
Мы едем на гору Хариса — одну из главных религиозных христианских достопримечательностей Ливана. Для этого надо проехать через городок Джуни, фактически город-спутник Бейрута.
Здесь стоит 15-ти тонная статуя святой Девы Марии. Изготовленная во Франции, она была привезена в Ливан в 1908 году. За статуей высится выполненный из стекла и бетона современный собор 1970 года.
Согласно архитектурному замыслу, его фасад должен напоминать ливанский кедр, а тыльная часть, сделанная в виде шпангоутов, — финикийский корабль. Собор часто закрыт, он — резиденция папского нунция в Ливане.
Многочисленные гости страны, но, в основном, местные жители приезжают сюда издалека и круглый год. Полюбоваться поистине захватывающим видом,
поставить свечку, сказать самое сокровенное Святой Марии. Ливанцы называют её по-французски «Нотр дам дю Либан» или по-арабски «Сеййидатна Хариса». Двуязычное название характерно для мирного сосуществования ливанских конфессий, мусульмане, например, также посещают это святое место.
Под статуей расположена небольшая часовня. Сюда заходят все, несмотря на своё вероисповедание. Поставить свечку, побыть наедине со своими мыслями. Человек десять местных мы здесь видели, хотя я старался дождаться пустого кадра. Вот только чоповцев никуда не денешь, объект усиленно охраняется, вероятно, в связи с военными действиями Израиля против палестинцев. Опасаются провокаций радикалов, хотя в Ливане всё было очень спокойно.
Совсем недалеко от места паломничества стоит один из наиболее красивых и величественных соборов Ливана — храм Святого Павла. Строительство собора заняло период с 1947 по 1962 годы, в результате мы видим ярчайший образец византийской архитектуры.
Архитекторы действительно хотели воспроизвести византийский храм по письменным и графическим источникам, дошедшими до нашего времени. Это не копия какого-нибудь разрушенного храма, точно такого не существовало.
Но все основные строительные каноны Византии 9–12 веков соблюдены. А это — множество расположенных на разных уровнях куполов; массивный объём главного простора; увенчанные полукуполами апсиды с восточной стороны; двухярусные нефы по бокам храма; группы сложных оконных проёмов, которые завершают арки и украшают декоративные решётки; массивные двери с рельефами и орнаментами, которые выглядят особо мощными на фоне парящей лёгкости собора; многочисленные ниши, карнизы и узорная кирпичная кладка.
Очень постарались воссоздать византийскую мозаику, собранную из мельчайших кусочков, кроме камешков включающую цветное стекло со сколотыми краями, благодаря чему преломление света значительно усиливается. Для украшения купола использовались золотые мозаичные элементы по старой технологии — между двумя стёклами вплавляются тонкие листочки драгоценного металла.
Самое главное — храм Святого Павла — не музейный объект, богослужение в нём осуществляется по настоящему византийскому обряду. Для этого он был передан мелькитской греко-католической церкви, отдельной ветви антиохийской православной церкви с 1724 года.
Название церкви происходит от сирийского «малка» — «царь, император». Так старались члены отделившейся церкви показать, что они прямые последователи учения древних патриархов Александрии, Антиохии и Иерусалима, которые приняли постановления Халкидонского собора 451 года. Византийские императоры также их приняли, басилевс (император) — глава всей церкви, это второе значение названия.
По легенде, в озере близ Берита (древнего Бейрута) жил гигантский змей. Правитель той деревни был «змеепоклонником», предложившим подданным по очереди отдавать своих детей в жертву змею. Очередь дошла до самого царя… что-ж закон есть закон, он обрёк на смерть собственную дочь. Увидев плачущую царевну, Георгий, будучи уже святым, или ещё нет, не уточнено, устремился на своём коне в сторону озера, победил змея, тушку которого привёз в деревню, после чего жители окрестностей начали дружно принимать христианство.
Или Георгиев было в то время несколько, или скакал он, единственный и неповторимый, по всему Средиземноморью, знакомясь с царевнами-королевнами и убивая бесчисленных змеев и драконов. Но мест, жители которых убеждены, что именно на околице их деревни святой поразил краснокнижную рептилию, знаю с десяток. Сравнительно недавно писал о каталонском Монтреале, где ежегодно данное событие отмечается грандиозным шествием и попойкой. В пригороде Бейрута Каслике нас привезли к этому озерцу и сказали — вот оно … место-то.
Место и правда красивое — парчик, дорожки, карпы плавают в чистой воде. А вот она та самая пещера. А такая низкая — землетрясение было, потолок опустился.
Ладно, уже солнце опускается, пора в отель. Покидаем «курьёз дня», завтра нас ожидают реальные исторические и технологические загадки в Баальбеке и ещё паре знаменательных античных мест.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия