Если приходилось прежде слышать о Минусинске, передо мной возникали картинки заснеженного города с сосланными в Сибирь, будь то декабристами, поляками или простым людом, тянувшими год за годом лямки за вольные или невольные былые свои прегрешения.
Сложившийся стереотип так в голове и остался бы, не окажись сама в том Минусинске в туре с группой, правда, не зимой, а в одну из августовских дат знаменательного для него события — 200-летия города и двадцатилетия Дня помидора. Праздник город отмечал 3 дня на разных центральных площадках. Гулять так гулять.
Герб Минусинска - золотой конь, как символ движения, на лазоревом фоне
Экскурсии не предполагались, самим можно взять любую в павильоне экскурсий рядом с драматическим театром, в том числе бесплатную, пройдя вместе с гидом незамысловатым маршрутом по центру от Соборной площади до известного в Минусинске своей историей дома купца Вильнера.
Но каждый гулял сам по себе, как та кошка, куда глядели глаза. У меня глядели они избирательно, изредка цепляясь взглядом на приглянувшиеся им здания. Домики, по пристрастиям, не мой профиль.
Отражаясь в лужах беспрерывно монотонного дождя, Минусинск встречал нас соблазняющей улыбкой именинника, предлагая не обращать внимания на непогоду и присоединиться к празднованию своего юбилея в завершающий его день. Как юбиляру откажешь, да еще с таким приветливым взглядом и симпатичным лицом. Опрятный, умытый дождем город старался демонстрировать только лучшие свои стороны.
200 лет прошло с тех пор, как село Минусинское, окружной центр, обзавелось статусом города, где каждый пятый ссыльный или его потомок. Вообще тема ссыльных для Минусинска особая, многогранная, и интересующимся этой темой непременно следует посетить музей декабристов, или дом-квартиру, где останавливался небезызвестный революционер Глеб Кржижановский.
Так описывал город один из 11 сосланных сюда декабристов Александр Беляев, прибывший спустя 10 лет, как Минусинск получил статус города: «Маленький городок, называемый Минусинском, имевший с дюжину широких улиц, одну хорошенькую каменную церковь, тёплую, при ней богадельню, гостиный двор порядочной архитектуры с колоннами, присутственные места, две площади, словом, всё, что нужное и необходимое для города».
Василикова Дарья, 13 лет «Торговые ряды на субботней площади»
Минусинск отмечал свой юбилей как раз в те же дни, что и Екатеринбург свой с разницей в столетие. Получается, юбилей в своем родном Екатеринбурге я пропустила, променяв на юбилей в Минусинске. Возможности и масштабы праздника, конечно, не те, но тем интересней, как маленький городок численностью 68 тысяч человек развлекает горожан и гостей в день своего рождения.
Развлекал он с коробейниками, балалайками, гармошками, ярмаркой и другими скрепами, разбавляя августовскую серость и хмарь яркими красками пряничных костюмов длинноногих минусинских красавиц. Или это я такая махонька, что на фоне этих броских красавиц была замухрышкой-лилипуткой в стране наряженных гулливерок. Ну до чего ж хороши девицы!
Располагая небольшим количеством времени, какое нам отвели на знакомство с фестивальным городом, я не напрягалась в поисках каких-то примечательностей. Зачем напрягаться, если хочется прогуляться просто безо всякой системы и прочувствовать атмосферу в прошлом купеческого города, известного в Красноярском крае своей тягой к искусству, творчеству, вкусу и вдохновению.
Центр Минусинска ничем не напоминал о тех незапамятных временах, когда жили здесь, в Минусинской котловине, тюркоязычные племена, разве что напомнила об этом речка Минуса, приток Енисея, давшая название городу. По одной из хакасских легенд, два брата затеяли спор из-за земельных угодий рядом с речкой, доказывая друг другу, что это его «мин-юса» — «моя доля». Точь-в-точь, как по Чехову.
От тех времён и досталось название в наследство крестьянам, приписанным к Лугавскому медеплавильному заводу, построенному в 1737 году, и основавшим русское поселение Минуса.
С закрытием завода через десять лет ввиду его нерентабельности пришло поселение в упадок. Так бы и сгинуло оно на сибирских просторах, если бы не массовое переселение в 1775 году крестьян из северных районов Сибири, закрепившихся на плодородных землях Минусинской котловины в необычно благодатном климате для их хозяйств. И к концу 18 века в поселении насчитывалось уже 65 дворов и 212 жителей.
С ростом численности потихоньку преображалось и само поселение. Превратившись в село Минусинское, обзавелось оно в 1780 году своей первой деревянной церковью, получившей название Спасской.
Только теперь в городском квартале старой части Минусинска на улице Комсомольская, 10 вместо деревянной церкви стоит типичный образец сибирского барокко — одноэтажная каменная церковь с трехъярусной колокольней, с тем же названием Спасская, строившаяся в несколько этапов на протяжении века в традициях монументальной архитектуры Сибири 18 столетия.
Первый камень заложили в 1803 году, последний — в 1905-м. Так что к созданию церкви приложили свои знания и умения многие красноярские архитекторы, в том числе и известный по домам в Красноярске губернский архитектор Александр Фольбаум, сумевший расширить общий объем здания и пристроить к нему ворота.
Не мудрено, что деревянная церковь не сохранилась. В 19 веке Минусинск, как и большинство таких городков, преимущественно был деревянным, где пожары случались довольно часто.
После крупнейшего пожара в 1881 году в Красноярске польский ссыльный ученый-этнограф Феликс Кон, проживавший в Минусинске с 1897 года под надзором полиции,
подал местным купцам идею: вместо сбора средств на строительство между домами защитных глухих стен — брандмауэров выстроить пожарное депо с каланчой, где огнеборцы и пожарный обоз находились бы в одном месте, как того требовали пожарные правила. А заодно, на втором этаже, пристроить актеров, мыкавшихся без своей постоянной театральной площадки.
Идея беспрецедентная, чтобы в одном здании расположились театр и пожарное депо, но вполне понятная минусинцам. Среди заядлых театралов насчитывалось немало пожарных, не гнушавшихся лицедейством. Одним из создателей любительского театра в Минусинске был как раз начальник Минусинской дружины Добровольного пожарного общества Алексей Широков, умудрявшийся сочетать работу в пожарной дружине и приказчиком в магазине с руководством драмкружком и актерством. Минусинцы явно себя не жалели, отдавая все силу искусству.
Поначалу против будущего соседства с источником разврата выступило местное духовенство, но довод близости пожарного депо в конечном итоге перевесил все остальные. В итоге в 1904 году молебном заложили первый камень в основание здания Минусинского добровольного пожарного общества, его строили всем миром по проекту местного архитектора-самоучки.
В 1912 году пожарная часть переехала в другое здание, а прежнее полностью отошло театру. Да вот незадача: через 21 год здание сгорело, не уцелела и вышка, остались обгоревшими одни стены. Строение восстановили в 1938-м в том виде, в каком видим его сегодня.
Торжественное открытие Минусинского драматического театра в здании пожарной части (теперь его основная театральная площадка в соседнем строении по улице Комсомольская, 5) состоялось в 1906 году постановкой пьесы-шутки Антона Павловича Чехова «Предложение», ставшей событием для всего города. Выбор пьесы не случаен, вспомните легенду про братьев, споривших о «мин-юсе», кого чьи «лужки».
Это из той чеховской пьесы известный спор жениха с потенциальной невестой про Воловьи Лужки: «Мои Воловьи Лужки»… Да разве они ваши?». Спектакль чуть не закончился скандалом с переполохом. В самый разгар «спора», чьи Воловьи Лужки, с галерки раздался голос: Лужки народные! Уже тогда над Минусинском разносился дух вольнодумства. После премьеры гремели овации, летели актерам цветы, лилось шампанское рекой и, конечно, не обошлось без ужина труппы с меценатами-купцами, вложившими немало средств в пожарное депо вкупе с театральным искусством.
Купцами и меценатами всегда город славился. Спросите любого минусинца, кого из горожан прошлого они знают и помнят. Вам назовут не одну фамилию.
Наверняка в их числе будет первый городской голова купец 1-й гильдии, способствовавший развитию местной промышленности Иван Гусев, чей срок службы пришелся на 70-е годы 19 столетия. Или поначалу никому не известный аптекарь Николай Мартьянов, основатель первого в Енисейской губернии краеведческого музея (1877) и общественной библиотеки.
Предприимчивой хваткой обладали и минусинские женщины, среди них было немало купчих. Вот так могли выглядеть минусинки в 19 веке в исполнении актрисы драмтеатра.
Имя купчихи 1-й гильдии Матрены Беловой, оставшейся вдовой в 35 лет, перепродававшей дома и усадьбы, знал каждый минусинец. Её собственный дом 1854 года постройки был первым двухэтажным каменным жилым зданием в Минусинске. Дом настолько выделялся среди остального деревянного Минусинска, что улица, где он до сих пор стоит, стала называться Беловской, сегодня это улица Ленина.
Дом Беловой я не искала, зато обнаружила на картинке учащейся детской художественной школы Екатерины Семёновой сюжет про купчиху Белову, прожившую 59 лет: «Купчиха М. Белова на торговой площади». Любопытно, как современная молодежь представляет себе купеческих дам — упитанными, гладенькими, не лишенных миловидных черт, в этом видится влияние кустодиевских пышнотелых купчих. А как торгуют современные купцы и купчихи, увидим чуть позже на ярмарке.
Откуда взялись эти картинки? Бродя по центру, я наткнулась на стенд с выставкой картин учащихся этой школы, приуроченной к юбилею, и решила использовать их в рассказе, как иллюстрации старины. На одной из картинок — преобразователи города конца 19 века — начала 20-го, чьи дела стали частью истории Минусинска.
Среди них и фамилия купца 2-й гильдии Герша Вильнера, потомка сосланного на поселение в Сибирь прибалтийского еврея. Как и многие богатые купцы Минусинска, он, занимаясь благотворительностью, отдавал часть пожертвований на поддержку всё того же местного пожарного общества.
Стал купец знаменитым не столько потому, что с 1884 года торговал галантерейными товарами и перепродавал пушнину в Минусинске, Нижнем Новгороде, за границей, сколько своим каменным домом, отстроенным в 1909–1912 годах. За его грандиозность и величавость дом прозвали Сибирским Зимним дворцом. Но больше он известен как Дом Вильнера.
Из интернета. Так выглядел дом первоначально
Под этим названием он и вошел в историю города, вместив в себя магазины, кафе «Де ля Пари», торговый банк, кинотеатр, реальное мужское училище и даже электростанцию во дворе, снабжавшую электричеством весь центр города. В 1916 году к дому пристроили третий этаж, превратив строение полезной площадью 1016 кв. метров в самый дорогой объект недвижимости в Минусинске.
Проживала в доме семья самого Вильнера и вся его многочисленная родня вместе с приемными детьми. Среди них был беспризорник, которого Вильнер всему обучил, женил на своей родственнице, доверив торговлю в Туве. Но события 17-го года разрушили империю Вильнера, умершего от голода в блокадном Ленинграде, где он работал экспертом на аукционах пушнины.
Дом Вильнера по улице Октябрьская, 63 из красного кирпича не заметить трудно, он обращал на себя внимание своей масштабностью, монолитностью и ухоженностью,. Но так дом, ныне филиал Минусинского колледжа культуры и искусства, выглядит сейчас. А до этого 30 лет пребывал он в запустении и дичайшем аварийном состоянии, на что потребовалось пять лет, чтобы из руин восстановить его прежний облик к 200-летнему юбилею города.
Кстати, другой корпус Минусинского колледжа культуры и искусства по улице Красных Партизан, 20 тоже располагается в старинном здании, построенном на рубеже двух столетий. Как видно, к искусству в Минусинске особые чувства и отношение. Пребывание декабристов и прочей ссыльной интеллигенции не прошли для города даром.
В годы гражданской войны, вихрем пронесшейся над Минусинском, горожане не успевали понять, кто у власти, спать ложились с одной, просыпались с другой, то белочехи нагрянут, то просто белые, то красные. Но при каждой власти дом Вильнера становился тюрьмой. И когда партизанская армия Петра Щетинкина, Александра Кравченко и Сергея Сургуладзе в сентябре 1919 года заняла город, Вильнер, говорят, сам отдал большевикам ключи от своего дома. Как тут не отдать, когда жизнь кирпичей дороже.
Памяти тех руководителей партизанской армии посвящен памятник, выполненный скульптором Христофором Геворкяном, установленный в 1993 году рядом с захоронениями Кравченко и Сургуладзе в городском парке.
Другое творение Геворкяна в Минусинске можно смело назвать редчайшим. Это — пятиметровый Ленин на 5-метровом постаменте (1987). Что ж тут редкого, скажете, сколько их еще стоит всяких разных от мала до велика по всей стране. Кто-то подсчитал — примерно 6000.
Стоит-то много, да все с пустой головой, в смысле обнаженной, кроме четырех, и один из них — в Минусинске. Здесь Ильич надел шапку-ушанку, Сибирь всё-таки, зимой холодно. По задумке авторов памятника «подиум предусматривает медленный, торжественный подход к фигуре вождя». Я так и сделала, чтобы рассмотреть поближе фасон модной ныне ушанки.
Ноги сами вывели меня на улицу, где устроены ряды ярмарки. По признанию самих минусинцев праздничная ярмарка, где от разнообразия сувениров разбегались глаза, была самой колоритной и фестивальной. Все товары и предметы здесь ручной работы местных умельцев.
Ярмарка устроена местными предприятиями и предпринимателями, предлагавшими посетителям свою продукцию на любой вкус.
Улица постепенно заполнялась ароматами и запахом дыма, кружившего над огромными чанами с разнообразной едой. Тут тебе и рис, и супы с борщами. Если забыл подкрепиться дома, голодным ни за что не останешься.
А на центральной площади, где работали фотозоны, для всех желающих проводили мастер-классы ремесленники. Каждый из них вкладывался, как умел, по своим интересам, стараясь если не обучить профессионально, то дать понимание сути своего дела.
На этих мастер-классах учили шить тряпичных кукол, сделать плетеные пуговицы, поработать с берестой или почувствовать себя настоящим гончаром, вращая гончарный круг, чтобы вылепить из глины свой первый кувшин или чашечку.
О своих пристрастиях, ставших давно традициями, минусинцы готовы рассказывать бесконечно, и особенно о своей приверженности и любви к садоводству. Почти каждый минусинец может считать себя профессиональным агрономом.
На протяжении века формировалась специальная агротехника выращивания в сибирских условиях овощей и фруктовых деревьев. Во многом этой традиции с научным подходом минусинцы обязаны всё тем же ссыльным, в том числе основоположнику сибирского садоводства Ивану Бедро. В 1910 году, будучи в ссылке, он основал плодовый питомник и опытный сад под Минусинском. А там, где традиции, там различные конкурсы — на лучшее подворье, на лучший огород, на самый крупный подсолнух.
Но самым знаменитым и популярным стал ежегодный фестиваль «Минусинский помидор», учрежденный в 2003 году.
Пискижева Виктория, 13 лет «Праздник Минусинского помидора»
С тех пор Минусинск называют «помидорной столицей», а томаты местных сортов — символом Красноярского края. Настоящая загадка, почему помидоры в Минусинске вырастают такими мясистыми, сочными и невероятно большими. И очень вкусными. Мы имели возможность убедиться в этом, отправившись потом на обед в одно из хозяйств.
У садоводов, производителей помидоров и участников конкурса, существуют свои рекорды. С 2011 года долгое время рекордсменом был томат весом 2146 грамм. Лишь спустя 10 лет он побит помидором, вес которого был больше и составил 2270 грамм. Вот я не могу представить, чтобы помидор весил 2 килограмма. А вы? Нынешний победитель рекордсменом не стал, но без подарка всё равно не остался. Любопытно, что конкурсные плоды победителя, как и всех конкурсантов, обязательно проверяют на «допинг», чтобы ни-ни…никаких пестицидов.
В конкурсе участвуют более ста овощеводов, любителей выращивать помидоры. Ведь стимул для участия в конкурсе большой: ежегодно победители получают квартиру или машину. В этом году победительнице, вырастившей самый большой томат сорта «Минусинский крупный» весом 1785 граммов, досталась в награду новенькая «Нива».
Тем и закончу свою непритязательную прогулку по городу Минусинску в день его 200-летнего юбилея. Минусинск — всего лишь маленькая точка на карте. Но стоило окунуться в его атмосферу короткой прогулкой, как город со вкусом помидора вдохновенно раскрылся всей благородной душой.