Дела и заботы весенне-летней поры надолго отвадили меня от Туристера. Ни минутки не было заглянуть на сайт ни как читателю, ни как автору, в ленте которого, завис не один черновик. Поначалу была мысль всё удалить, но дрогнула рука. Ведь в своё время мне хотелось рассказать о московских улицах старинных, да церквях, не только белокаменных. Вот уж как второе лето пристрастилась я к прогулкам по Москве. Раньше всё по делам своим мирским пробегалась, а так, чтобы для души погулять по заветным местам получалось нечасто. Но знать пришло время московское и ринулась я навёрстывать упущенное, повадившись по столичному центру гулять. А в нём улиц и переулков, что лепестков в ромашке и что не улочка — краса дивная, ненаглядная. Признаюсь, что во многих уголках Старой Москвы не была десятилетиями и смотрела на них как впервые, открывая для себя свой город заново.
Все дороги, все мои пути московские начинаются с окрестностей Варварки, но на сей раз мне хотелось побывать у церкви Николая Чудотворца в Берсенях. Только маршрут построила слишком мудрёный. А всё потому, что в своём ли городе, в чужом ли, всегда хочется объять необъятное. И уж если вышел, так до упаду. Первым делом прошлась по улице Забелина с её старинными домами. Как же хороша она — Старая Москва, немного обветшавшая и старомодная, но такая душевная. И всё чаще хочется остановиться, оглянуться, вглядеться в эту ускользающую красоту, ускользающую очень быстро в безмерно технологичном 21-ом веке.
До чего же мальвы алые к лицу столице-матушке — такой чудесный фон золотым её куполам.
Так созерцая, всё и вся, дошла я до Зарядья, но в парк заглядывать не стала, лишь прошлась по кромке, да направилась к Кадашевской набережной, откуда до Берсеней рукой подать. Так мне подумалось, но на деле вышло по-другому.
А дело в том, что какой бы я маршрут не строила, по ходу всё равно сверну с «пути истинного» и виной тому церкви московские. И если к церкви, затерянной средь новоделов, не свернула, то мимо Воскресения Христова в Кадашах пройти не смогла.
Бесспорно храм из красного кирпича с белым резным декором — архитектурная жемчужина не только Замоскворечья, но и всей Москвы и не впечатлиться его ажурным силуэтом и изяществом пропорций невозможно, да и сиянье куполов на всю округу. Залюбовавшись сей картиной, пошла искать вход, но калитка была закрыта. Поиски нужного ракурса также оказались безуспешны и оставалось мне продолжить прогулку к Берсеням, краем захватив Кадашевскую набережную,
Расположенную на месте дворцовой Кадашёвской слободы, слывшей в старину, одной из самых богатых в Москве. В письменах упоминается о том, что в 17-ом веке здесь жили ткачи — хамовники, основным занятием которых, было изготовление льняного полотна для царского двора. Ткачи больших высот достигли в своём деле и создавали поистине художественные изделия. Особенно славились они вышитыми посольскими скатертями, предназначенными для приёмов и особых торжеств во дворце. Мастерство и традиции передавались из поколения в поколение, чему способствовал и особенный уклад быта кадашей-ткачей. Строго-настрого в то время запрещалось девиц замуж выдавать из слободы своей. Да и от податей слобода была освобождена. Так что, в торговой и ремесленной Москве тех времён, ткачи были не на последнем счету и их труд был настолько почётным и хорошо оплачиваемым, что многие могли себе позволить дома каменные. Получается, что можно от трудов праведных настроить палат каменных. Палаты в восемь с половиной сажен длины и в десять окон являлись признаком достатка. К сожаленью, мало что от них осталось. Бесчисленные сносы и реконструкции прошлого и настоящего столетий безвозвратно изменили облик слободы.
Совсем недавно об этих местах рассказывала Ольга-Валерия, но красоты столичной много не бывает, да и у каждого свой взгляд, ракурс, настрой.
Ну, а мой настрой улетучился у этого мосточка, именуемого в народе Лужков мост. До церкви Николая Чудотворца в Берсенях оставалось идти совсем ничего, но ни к месту возникшие дорожные работы, поставили точку в моих планах. Идти в обход не хотелось, да и Большой Каменный мост оказался неподалёку, а классические виды с него, одни из любимых. И здесь ещё поглазела на инсталляции в виде деревьев, увешанных замочками «на счастье». В связи с этим у моста есть ещё одно названье — Поцелуев мост. Место очень приятное и где как не здесь влюблённым загадывать желанье — жить в любви и верности до преклонных лет.
Правда с таким же успехом можно загадать желанье и на Большом Каменном мосту, откуда центр столицы особенно хорош. Уж и не счесть сколько раз здесь бывала, а без фото ни разу не ушла.
Вот тем и хороша она, столица, что радость ждёт на каждом повороте и куда не поверни достопримечательности и улицы одна значимей другой. Почему-то в такие моменты представляю себя гостем столицы — гостем, которому, в ней хорошо. Может от того, что хочется, чтоб город нравился не только мне. Не скажу, что влюблена во все окраины, но центр для меня красив по умолчанию. Каждая улочка его — удивление и вдохновение. По дороге домой я всё удивлялась и вдохновлялась то
знаменитым домом Пашкова на Воздвиженке,
Маленькую неудачу дня скрасил нежный закат, опустившийся на город шёлковым занавесом.
Тут бы и закончить сие повествование, дабы не утомить дорогого читателя, но через день я всё-таки добралась до Берсеней и ушла не с пустыми руками, а с фотографиями почти всей округи. На сей раз мудрить не стала и поехала кратчайшим путём, через Кропоткинскую. От этой станции метро до церкви Николая Чудотворца всего несколько сот метров, но каких… Какое-то невероятное средоточие архитектурной красоты. И в первую очередь беломраморный Храм Христа Спасителя с куполом в полнеба.
Давно не бывала здесь летом и была удивлена замечательному городскому пространству. Рядом с храмом есть маленький парк, где совсем немноголюдно. В основном все идут на Патриарший мост, а здесь в тишине и покое можно отдохнуть и поразмышлять о бренности бытия и не только. Благости этому месту добавляет деревянный храм Державной Иконы Божией Матери, возведённый в 1995 году на время строительства Храма Христа Спасителя.
Говорят, что Храм Христа Спасителя потому был быстро восстановлен, что в церкви-часовне постоянно совершалась молитва о скорейшем возрождении храма и здравии строителей и благотворителей.
Хорошо летом в парке у Храма Христа Спасителя, но пора было идти. Уж очень хотелось увидеть храм Николая Чудотворца в Берсенях.
С XIV века стоял на этом месте Никольский на болоте монастырь. И был в том монастыре деревянный храм, именуемый в летописи 1475-го года «Церковью Николы на Песку» что за Москвой-рекой, но в летописи 1625-го года он упоминается как храм Чудотворца Николая за Берсенёвой решёткой. В те времена улицы Москвы в ночное время перегораживались решётками от лихих людей. А в 1650-ые эти московские земли начал осваивать Аверкий Кирилов — богатейший сановник, сделавший блестящую карьеру от купца до думного дьяка. Сначала на набережной возвели усадьбу с двухэтажными палатами,
а затем по заказу их владельца был построен каменный храм в стиле русское узорочье, появившемся на Руси в XVII-ом веке.
Палаты и храм — подлинные жемчужины московского зодчества XVII-го века. И то что ныне есть возможность любоваться ими, иначе как чудом, ниспосланным свыше, и не назовёшь. В 1756-ом году палаты были выкуплены государственной казной. С тех пор в них располагались разные госучреждения — это и контора, боровшаяся с тайной торговлей вином, и сенатский архив с курьерской командой, и Московское археологическое общество, занимавшее палаты до 1923 года. Историки и археологи стали лучшими «квартирантами» палат, сделавшими много для их сохранения. Было всё отреставрировано, расписаны потолки, но после революции археологов попросили на выход и в палаты заехали реставраторы. Реставрационным мастерским был отдан и храм, который, как бы это абсурдно не звучало, закрыли в 1930-ом году по настоянию мастеров реставрации. Но и на этом мастера не успокоились и добились снесения колокольни, мешавшей по их мнению правильному освещению мастерских. Колокольню снесли. Участь церкви во всеобщем рвении построить новый мир тоже была незавидной. Над ней постоянно висела угроза сноса и очень на этом настаивал автор Дома на набережной и неосуществлённого проекта Дворца Советов — известный советский архитектор Борис Иофан. Но к счастью, разрушить церковь не успели. То ли по причине того, что в ней действительно были складские помещения соседнего дома советской элиты, то ли просто руки не дошли. В 1992-ом церковь была возвращена верующим. И с тех пор маленькая церковка вида сказочного дарит большое чувство спокойствия и умиротворения.
Храм Николая Чудотворца и Храм Христа Спасителя стоят друг против друга — на разных берегах Москвы-реки, но может он немного затерялся в тени великого соседа. На Патриаршем мосту в выходные яблоку негде упасть, но к храму Николая Чудотворца людской поток невелик. Может от того, что многие не знают какое архитектурное сокровище есть в этом уголке Москвы.
С уютного дворика храма открывается прекрасный вид на главный храм России,
а с Патриаршего моста на Кремль,
и Пречистенскую, где, что ни дом, то архитектурное творение разных эпох, но это уже другие истории.
Вот так я и проведала любимую столицу и скажу, что это интереснейшее занятие, при котором счёт времени теряется и совсем не замечаешь как день плавно перетекает в вечер. А вечерний город совсем другой. Уходя домой, я ещё долго любовалась
как «солнце землю целовало»
и золотило купола церквей.
Каждый видит Москву по-своему и относиться к ней можно по-разному, но безразличным к ней быть невозможно. С годами столица меняется и не всегда в лучшую сторону, но потенциал её красоты настолько велик, что порадует ещё не одно поколение. Главное сберечь эту красоту и по возможности, преумножить.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия