Из пяти римских дней один решила посвятить поездке на Виллу д’Эсте в Тиволи, куда за две предыдущие поездки так и не добралась. Потом, читая отзывы туристеровцев и разглядывая фотографии, сильно об этом пожалела и дала себе слово обязательно наверстать упущенное.
Из Рима в Тиволи можно добраться поездом или автобусом. Поезда ходят как с Термини, так и с Тибуртины, хотя с последней рейсов больше. И ещё чаще отправляются автобусы фирмы Cotral со станции возле метро Ponte Mammolo на ветке B. Расстояние в 30 км преодолевается примерно за час. Мы жили недалеко от Термини, поэтому выбрали поезд.
Чтобы оптимально спланировать маршрут накануне поездки обычно проверяю прогноз погоды. На этот раз синоптики «порадовали» ежедневными дождями и грозами. Небольшое окошко образовалось в первую половину пятницы. Из двух утренних рейсов в 7:15 и 9:03 наиболее подходящим выглядел первый. Как говорится: «кто рано встаёт…». Позавтракали в отеле, благо чайник в номере присутствовал, а искусство варить в нём яйца всмятку освоили ещё в университете. Вообще бюджетный отель Hotel Rome Love около сквера Виктора Эммануила примерно в километре от Термини порадовал чистотой, отзывчивым персоналом (даже нож одолжили) и приятным окружением.
Билеты купили в автомате на станции — €2.60 в один конец. Обратные брать не стали, так как не знали каким транспортом будет удобнее возвращаться. Выйдя со станции повернули налево и по удобной дорожке спустились к пешеходному мосту через реку Аньене. За мостом вышли на довольно широкую улицу и минут через 15 были у цели. По пути встретили старинную крепость Рокка Пиа.
Рокка Пиа, построенная на месте бывшего замка Каллисто II Борджиа, была названа в честь Папы Пия II Пикколомини. Крепостные сооружения на вершине холма были построены по его приказу в 1461 году. К работам были привлечены флорентийские архитекторы Варроне и Никколо, ученики знаменитого итальянского архитектора Антонио Филарете, автора проекта Замка Сфорца в Милане. Четыре разновысокие зубчатые башни крепости — прекрасный образец военной архитектуры эпохи Возрождения. Со времён Наполеона и вплоть до 1960 года крепость использовалась как тюрьма.
Вход на Виллу и билетные кассы расположены на площади Тренто справа от Церкви Санта-Мария—Маджоре. Во времена расцвета Виллы этим входом пользовались очень редко. Гости прибывали в нижнюю часть сада и шаг за шагом поднимались к вилле, рассматривая фонтаны и скульптуры.
Сейчас посетители сначала попадают во двор, который когда-то служил клуатром Бенедиктинского монастыря. Во дворе находится единственный сохранивший оригинальный дизайн фонтан. Фонтан Венеры, спроектированный Рафаэло Сангалло в 1568–1569 годах, обрамлен двумя дорическими колоннами и увенчан мраморным бюстом императора Константина IV века. В центре римская статуя спящей Венеры, выполненная в IV — V веках нашей эры. Первоначально вода лилась из стоящей рядом с ней вазы в римскую ванну из белого мрамора (II век нашей эры), украшенную двумя львиными головами.
История Виллы д’Эсте связана с личностью Ипполито II д’Эсте, герцога Феррары, сына герцога Альфонсо I д’Эсте и Лукреции Борджиа и внука Папы Александра VI. Как второму сыну в семье, Ипполито была уготовлена карьера на церковном поприще. Однако дальше кардинала ему не суждено было продвинуться. Потеряв надежду стать Папой, 3 декабря 1549 года герцог принял пост губернатора Тиволи. Приехав в город, привыкший к великолепию феррарского, римского и французского дворов, Ипполито понял, что блеск, которым он любил себя окружать, остался в прошлом.
Наследник семьи д’Эсте решил утешиться поручив архитектору Пирро Лигорио спланировать чудесную виллу с садом. Для украшения виллы предполагалось использовать мрамор и скульптуры уцелевшие от виллы Адриана.
Строительство началось в июле 1560 года. Чтобы расширить территорию потребовалось снести множество общественных зданий и домов местных жителей. Последние даже пробовали жаловаться в суд, но безуспешно.
Для снабжения водой сложной системы бассейнов, водометов, каналов, фонтанов и каскадов изменили русло реки Аньене.
Планы самой виллы были выполнены придворным архитектором семьи Эсте Альберто Гальвани. Главным художником амбициозного внутреннего убранства стал Ливио Агрести из Форли. В 1565 — 1566 годах начались работы по декорированию помещений. Росписями занималась группа художников под руководством Джироламо Муциано и Федерико Цуккари.
Стены залов покрыты расписными архитектурными элементами: колонны, двери, лепнина кажутся совершенно реальными. Цветочные узоры заполняют пространство между нарисованной архитектурой, а также медали, маски и другие знаки отличия.
Убранство комнат иллюстрируют сюжеты из мифологии и истории региона Тибур, где расположена вилла.
Один из мифов — история царя Анния. Царь преследовал бога Меркурия, похитившего его дочь Клорис, и утонул в реке. После чего реку назвали в его честь. Фрески изображают главнух персонажей истории, а также саму реку в виде прекрасной девушки.
Зал Благородства был оформлен самим Федерико Цуккаро. Центральная фреска на потолке изображает «Благородство на троне между Великодушием и Щедростью».
В одной из комнат был даже устроен настоящий фонтан.
Помня о неутешительном прогнозе погоды пробежали кардинальские залы довольно быстро. Очень хотелось успеть погулять по саду до дождя.
В сад вышли через двойную лоджию в форме триумфальной арки, называемую Сенаколо. Боковые лестницы лоджии ведут в парадные салоны нижнего этажа, а верхний уровень образует террасу для покоев кардинала.
Между зданием виллы и садами расположена большая терраса длиной 200 метров, называемая Виалоне. Владельцы устраивали здесь праздники с фейерверками, играми и другими зрелищами.
С террасы открывается панорамный вид на сады и поля с деревушками за ними.
Не спеша начали спускаться в сад. Хотелось охватить его весь, заглянуть в каждый уголок.
Дорожки идут зигзагами, в конце каждой устроен грот с сюрпризом.
Тут или старинная статуя, или фонтан, где вода каскадами стекает в небольшой бассейн.
На площадках по центру устроены более монументальные достопримечательности.
Фонтан Драконов был спроектирован Пирро Лигорио, чтобы проиллюстрировать историю одного из подвигов Геракла, когда он похитил золотые яблоки из Сада Гесперид, которые охранял дракон Ладон.
Драконов не мешало бы почистить, как и орлов в другом фонтанчике посреди лужайки.
Сады Виллы д’Эсте, один из первых примеров садов чудес (giardini delle meraviglie), которые впоследствии послужили моделью для других европейских дворцовых садов.
В них ещё нет роскоши Петергофа или Версаля. Они скорее навевают ассоциации с царством спящей царевны. Однако тем и привлекают очарованного зрителя.
Ещё одна работа Пирро Лигорио — Овальный фонтан представляет собой водяной театр. В центре фигура тибуртинской сивиллы Альбунеи с сыном. Альбунея известна тем, что своим предсказанием убедила Императора Октавиана Августа не принимать титул бога.
Гуляли мы практически в полном одиночестве, вот что значит прийти к открытию. Туристические группы подтянулись часа через два.
Самый впечатляющий комплекс, который трудно даже назвать фонтаном — Фонтан Органа. Проект создали и осуществили в 1566 году французский инженер Люк Леклерк и его племянник Клод Венар. После смерти Леклерка Венар изобрел хитроумный механизм водного органа, который был установлен в 1571 году. Фонтан был первым в своем роде и изумлял всех, кто его слышал. Когда Папа Григорий XIII посетил виллу в 1572 году он настоял на осмотре внутренней части фонтана, чтобы узнать, не скрывается ли внутри настоящий музыкант.
Вокруг органа построили целый замок со статуями Орфея и Аполлона между мощными кариатидами и белым орлом, символом семьи д’Эсте, на вершине. На сайте виллы сказано, что орган действующий. К сожалению, узнала об этом слишком поздно и не проверила расписание работы перед поездкой.
Нижний фонтан называется Фонтан Нептуна. Первоначальный дизайн каскада принадлежит Джованни Лоренцо Бернини.
Второй фонтан Бернини в саду — Фонтан Биккьероне или Кубок был изготовлен между 1660 и 1661 годами по заказу кардинала Ринальдо I д’Эсте. Чаша фонтана в форме большой раковины поднимается до уровня террасы.
В центре чаши несколько слабых струек. Говорят, что Бернини специально приказал уменьшить высоту бьющей воды, чтобы не загораживать вид с Лоджии Пандоры.
На самой нижней дорожке у стены обнаружили Фонтан Дианы Эфесской, также известный как Фонтан Матери-Природы. Первоначально эта статуя стояла рядом с Фонтаном Органа, а в 16 веке была перенесена в нижний сад Алессандро д’Эсте. Скульптура была создана фламандским мастером Гиллис ван ден Влите, который взял за образец классическую римскую статую Дианы Эфесской второго века.
Вода, вода кругом вода. С похожих на стога сена сооружений на лужайке тоже сочатся водяные струйки. Это фонтаны Метте.
Даже вдоль лестниц в прежние времена бежали водные потоки.
Осмотрев одну часть парка, начали постепенно подниматься вверх, на этот раз вдоль ещё не обследованных террас.
Внезапно почувствовала тонкий пряный аромат. Удивившись, ведь цветов в саду немного, начала оглядываться по сторонам. Вот они неприметные кремовые цветочки в горшках, похоже цвело что-то цитрусовое.
Вышли к террасе с Фонтаном Совы. Фонтан был построен между 1565 и 1569 годами Джованни дель Дука. Его формальный дизайн контрастирует с другими фонтанами сада. Терраса окружена нишами увенчанными белыми орлами и лилиями, символами семьи д’Эсте. Колонны покрыты полихромной плиткой с изображением золотых яблок Гесперид.
Самая впечатляющая аллея в саду — аллея ста фонтанов. На самом деле их около трехсот. Вода стекает по трём параллельными каналами, расположенными один над другим. По краю верхнего канала идут фонтанчики в виде вееров, перемежающиеся лилями, с герба Франции, орлами д’Эсте, лодками и обелисками.
В нижнем ряду носики оформлены в виде масок различных зверушек.
В конце аллеи ещё один монументальный фонтанный комплекс — Фонтан Рометта. Фонтан иллюстрирует логическое заключение символической истории верхних садов: воды реки Тибр стекают с гор Тибуртина, символизируемых Овальным фонтаном, проходят через долину ста фонтанов и достигают ворот Рима.
Рометта — миниатюра Древнего Рима. Справа от статуи Рима Торжествующего капитолийская волчица. Внизу холма — лодка с мачтой-обелиском, символизирующая остров Тибуртина на реке Тибр.
Строения слева представляют сам город. Они разделены на семь секций по числу холмов Рима.
Только поднялись на Гран Лоджию, как закапал дождь.
Побродили ещё немного по кардинальским покоям и отправились на станцию.
Ненадолго задержались на площади Гарибальди. Купили в кафе вкусные пироженки и на ближайшем поезде уехали обратно в Рим.
Теги:
Самостоятельные путешествия