Фраза «Еврейский Берлин», к сожалению, прочно ассоциируется с Холокостом. О нем, конечно, немного будет. Но в основном — о другом. О квартале, в котором жили первые евреи Берлина, о достопримечательностях, которые там есть сейчас и немного об истории.
Погода для прогулки идеальная — снежок, не холодно, и, что редко бывает в мои приезды в Берлин, сухо и безветрено. Меня и еще одного берлинского гостя повел по «Еврейскому Берлину» мой фейсбуковский друг, единомышленник и замечательный берлинский гид (хорошо быть гидом, везде «свои люди»). Я покажу не только увиденные еврейские места, а все исторические, которые мы встречали по пути, ведь на этом пятачке, на котором начинался Берлин, все взаимосвязано.
2
Мы начинаем прогулку на одной из самых старых улиц города, которая за свою историю претерпела множество изменений. Расположена она в Монастырском квартале, в историческом центре Берлина. И, как следует из документов, первые евреи селились здесь уже в 1295 году.
1
Руины францисканской монастырской церкви — один из немногих архитектурных памятников фундаментальной истории Берлина, сохранившихся до наших дней, и последнее сохранившееся свидетельство средневековой монашеской культуры в Берлине. Монастырский комплекс францисканского ордена, первое здание, полностью построенное из кирпича, знаменует начало регионального кирпичного готического архитектурного стиля в Берлине. После Реформации в 16 веке, францисканский монастырь был распущен. Алхимик и врач — изобретатель Леонхард Турнейссер приобрел здание и открыл здесь свои лаборатории, типографию и библиотеку. В том же столетии здесь была основана первая в Берлине гимназия Цум Грауен Клостер, ставшая одним из важнейших учебных заведений берлинской буржуазии. К концу ВМВ монастырь сильно пострадал от бомбардировок. То, что осталось — это руины бывшей монастырской церкви, окруженные зеленой зоной. Начиная с 19 века на территории неоднократно проводились обширные ремонтные работы, которые на сегодняшний день так и не завершены. В начале 1980-х годов руины монастыря стали использоваться в качестве выставочной площадки для Берлина. В 2016 году ответственность за объект, а также за программу, взяло на себя районное управление Берлин Митте, Департамент искусства, культуры и истории. С тех пор здесь выставляются произведения современного искусства, специфичные для данного места.
1 из 2
1
Старый Ратхаус, построенный в 1911 году Людвигом Хоффманом, как дополнение к берлинской Ратуше, вмещал в себя несколько органов управления, в т. ч. отдел городского планирования. До 1926 года отдел планирования возглавлял Людвиг Хоффман, которого сменил Мартин Вагнер, сторонник кооперативного жилищного строительства, который участвовал в таких жилищных проектах, как жилые дома «Линденхоф» и «Хуфайзен», жилищные комплексы и общественная купальня на Берегу озера Ванзее (просто переплетение с еврейской историей не только города, но и всего мира — именно там, на берегу озера Ванзее, прошла печально известная конференция, на которой было принято «Окончательное решение еврейского вопроса»). Когда в 1933 году к власти в Германии пришли национал — социалисты, 13 марта того же года, Вагнер был отстранен от должности, а затем уволен по политическим мотивам. Ему запретили заниматься своей профессией, отправили в ссылку и лишили гражданства в 1940 году. Еще один человек, работавший в Старом Ратхаусе, реформаторски настроенный глава городского школьного совета, Йенс Нидал, также был отстранен от должности. 13.03.33. под угрозой жизни он был вынужден уехать из Берлина и зарабатывал на жизнь, как комивояжер. Вагнер и Нидал — это маленький пример того, как поступал диктаторский режим с несогласными с его политикой должностными лицами. А 7 апреля начались масштабные «чистки», направленные на приведение государственной службы в полное соответствие с политикой режима. Чистки коснулись не только государственных служащих, которые были противниками режима, но и активных сторонников Веймарской республики, социал-демократов, коммунистов, профсоюзных деятелей и служащих — евреев. Символично, что сейчас, на здание развивается израильский флаг, в знак солидарности.
1 из 2
1
Напротив Ратуши расположился особняк Подевиль, построенный в начале 18 века — в 1701 году в стиле барокко, архитектором Жаном де Бодтом. Название особняку дал один из хозяев — граф Генрих фон Подевильс, который владел зданием, начиная с 1732 года, купив его за небольшие даже по тем временам деньги — за 12 тысяч талеров. Видимо, денег у графа оставалось много, так как он великолепно, с пышностью обставил свой особняк. Хозяева менялись, цены росли и ко второй половине 19 века особняк достался Берлинскому Магистрату уже за 215 тысяч талеров. Магистрат разместил во дворце многочисленные учреждения: музей, сберкассу, коммунальные городские службы, военную канцелярию и окружную канцелярию района Митте. После ВМВ дворец был в плачевном состоянии и в 50-е годы был перестроен, и отдан под Центральный молодежный клуб Свободной Немецкой Молодежи — «Клуб Комсомольца». В нем проходили фестивали политической песни и подобные мероприятия. После воссоединения Германии, в здание переехала Государственная Культурная Компания, которая организовывала и координировала проекты культурного обмена Берлина с зарубежными партнерами, она же управляла организованным во дворце театром. К 2003 году, за 12 лет существования в качестве центра современного искусства. Подевиль превратился во всемирно признанный центр танца, музыки, театра, перфоманса и медиа-искусства. Сюда же переехала служба музейного образования Берлина.
1
Через забор от театра расположена французская приходская церковь, пример церковного барокко Берлина. Она была открыта в 1703 году для реформаторской общины. В 1713 году она получила свой карильон на колокольню, подаренный королем Фридрихом Вильгельмом I. В последующие столетия на карильоне играли регулярно, в том числе на концерах. В мае 1944 года от попадания бомбы колокольня загорелась, огонь перекинулся на неф, в результате чего остались только два из 37 колоколов карильона. В 1990 году сильно поврежденное здание церкви было восстановлено в первоначальном виде Евангелическим приходом Святого Петра и Святой Марии. Но чтобы восстановить колокольню с карильоном, нужны были немалые средства. Ассоциация памятников Берлина предоставила часть средств, а Немецкий фонд лотерей добавил необходимую сумму. В результате в 2016 году монастырскому району вернули самую яркую достопримечательность и один из важнейших образцов искусства берлинского барокко — церковную колокольню с колоколами и часами. Подобно тому, как все прусские короли когда-то обеспечивали содержание карильона посредством регулярных субсидий, Ганс Валь, следуя этой традиции, сделал пожертвование, чтобы карильон снова смог радовать посетителей монастырского квартала и приходской церкви. Во дворе церкви, как обычно и бывает, кладбище, одно из немногих сохранившихся кладбищ в историческом центре Берлина. Ансамбль приходской церкви и кладбища теперь является местом мира и веры, а также местом проведения разнообразных мероприятий.
1 из 3
1
А напротив — еще одна Ратуша. На этот раз Новая. После ВМВ свободно избранный городской совет Большого Берлина собирался в Новой Ратуше. 6 сентября 1948 года коммунистические демонстранты взорвали собрание берлинских народных представителей под председательством Отто Зура и сделали невозможным продолжение работы. Таким образом, политическое единство Берлина было разрушено до воссоединения 3 октября 1990 года.
1
А в глубине этих зданий, одни из первых еврейских семей — шесть семей — устроили так называемый «Маленький еврейский дворик». Сейчас это популярнейшее место Берлина не сохранилось, но идет реставрация, и, возможно, мы вскоре увидим здесь что-то новое или воссозданное старое. На ограждении показаны несколько проектов, неизвестно, какой из них будет принят.
1 из 4
2
Между рекой Шпрее и Красной Ратушей расположен очаровательный Николаусфиртель — квартал Николая, с его типичными домами. Именно здесь в прошлом находился центр Берлина и Кёльна, (не путать с городом Кёльном, речь о крошечном городишке, расположенном напротив старого и не менее крошечного Берлина), на месте которых образовался современный город. Во время ВМВ квартал был полностью разрушен, но власти ГДР реконструировали его в 1987 году. Новые здания построены из новых материалов, но имеют исторический вид. Вот по этому кварталу мы и прогуляемся.
Площадь перед церковью Святого Николая была так названа только в 1901 году, хотя к этому времени ей было несколько столетий. Сама церковь заметно изменилась с момента постройки. Все развитие Берлина отражается в различных преобразованиях и расширениях Николаускирхе. Каменный фундамент этой церкви восходит к дате основания Берлина. Спустя несколько десятилетий, трехнефная базилика была преобразована в раннеготический собор зального типа, который впоследствии еще несколько раз расширялся. Во время неоготической реконструкции в 1878 году был добавлен второй шпиль. Проект реконструкции принадлежит Герману Бланкенштейну, который также руководил реконструкцией церкви Святой Марии. (он же спланировал строительство полицейского управления на Александрплатц).
1 из 3
3
Это здание было отстроено по фотографиям 1920-х годов, поскольку первоначальная постройка была снесена, став жертвой ВМВ. В доме в середине 18 века находилась квартира немецкого мыслителя эпохи Просвещения, одного из основателей современной немецкой литературы, Готхольда Эфраима Лессинга. Здесь проходили встречи ведущих деятелей берлинского Просвещения — Рамлера, Николаи, Гумпертца. Здесь Лессинг подружился с Моисеем Мендельсоном. Но, Фридрих II Великий, король Пруссии, говоривший: «Пусть у каждого будет свой стиль"находился, тем не менее, в противоречии со взглядами Лессинга, что очень осложнило жизнь Просветителю: избрание Лессинга в Академию Искусств было сорвано, все его надежды на различные должности были отвергнуты в 1766 году, а критика Пруссии в его пьесе «Минна фон Барнхельм», написанная в этой квартире, вызвала гнев цензоров спустя год. В 1769 году Лессинг отвернулся от Берлина и глубоко разочарованный, он написал письмо Николаи, осуждая Пруссию, как «… самую порабощенную страну в Европе наших дней».
2
И, еще не дойдя до него, уже видно одно из самых известных зданий Берлина — Красная Ратуша, построенная в 1861 — 1869 годах Германом Фридрихом Ваземаном. Мало двух предыдущих, Новой и Старой, вот еще и Красная. С учетом немецкой бюрократии, количество чиновников огромно, так что, Ратуш много не бывает. Для создания Красной Ратуши была снесена старая берлинская ратуша средневековья вместе со всей жилой застройкой квартала.
3
И, в знак солидарности с Израилем, пережившим 07.10.23. — страшную резню, по всей стране, и, в том числе на Красной Ратуше, развевается израильский флаг, рядом с немецким и берлинским.
1
Дом Кноблауххаус, или — Шубертхаус, по сути — это два «слепленных» здания. Первоначально дом Кноблауххаус был построен в 1770 году и на сегодняшний день — это единственный сохранившийся буржуазный особняк 18 века в центре города. Позднее жилище в стиле барокко было модернизировано в стиле классицизма. Сегодня это музей, в котором посетителям предоставляется возможность взглянуть на повседневную жизнь эпохи Бидермайер. Семья Кноблаух подарила городу несколько выдающихся людей. Карл Кноблаух был членом городского совета. Женившись на Генриетте Кейбель, он взял на себя управление шелковой фабрикой семьи Кейбель, совмещая это с обязанностями на предприятии своего отца. Но счастье пары продлилось недолго, только три года: в возрасле 28 лет Генриетта умерла от туберкулеза, в 1821 году.
Другой видный член семьи, архитектор Эдуард Кноблаух, спроектировал Новую Синагогу Берлина и стал учредителем Ассоциации Архитекторов Берлина. К сожалению, Адольф Гитлер объявил о вторжении в Польшу из одного из зданий, построенных по проекту Кноблауха — Кроллопера.
Резиденция этой семьи была центром культурной жизни Берлина, привлекая таких выдающихся гостей, как Лессинг, Мендельсон, братья Гумбольдты — Александр и Вильгельм.
А Шубертхаус в 1944 был разрушен бомбардировками и восстановлен в середине 20 века. Вместе их можно считать предшественниками реконструкции квартала в 1980-х годах.
1
Самый крупный еврейский погром в Берлине произошел в 1510 году. По крайней мере, 38 евреев были сожжены на медленном огне перед церковью Святой Марии на Новом Рынке, 3 отрубили голову, остальные изгнаны из страны (это в добавок к погромам 1349, 1373, 1405 и 1446 годов). А поводом послужила гостия, которая была в золотой шкатулке, украденной вором — христианином. Но этот вор на допросах показал, что украл реликвию из храма по заказу евреев, которые планировали издеваться над «телом Христовым» — кусочком хлеба — гостией. Правда, исповедуясь перед смертью (а оговор не помог, его все равно приговорили к смертной казни), он признался в оговоре. Молодой священник, принимавший исповедь, в ужасе рассказал об этом старшему священнику и с отвращением услышал, что про это надо молчать… вот так.
С 1540 года на Поссиштрассе располагался Монетный Двор Бранденбурга. Именно тогда, из-за жадности курфюрста Иоахима II, евреям вновь разрешили селиться в Бранденбурге. Именно с этим связана одна из страшных историй евреев Берлина. Назначенный еврейским старшиной в 1556 году Липпольд отвечал за сбор денег для роскошной жизни государя. В 1565 году курфюрст назначил его казначеем и мастером монетного двора. Несмотря на то, что Липпольд занимал влиятельную и прибыльную должность у власти, общественность считала его вымогателем, в то время, как налоги шли в казню курфюрста. Когда в 1571 году государь внезапно умер, Липпольд был немедленно арестован по подозрению в мошенничестве, финансовых нарушениях и казнокрадстве. Но, комиссия, раследовавшая это дело, пришла к заключению, что обвинения надуманы, и что Липпольд невиновен. Тем не менее, возможность избавиться от Липпольда и устроить еврейский погром оказалась неотразимой для обремененного долгами суда, и в день оправдания против Липпольда был начат новый процесс, совершенно предвзятый, по обвинению в колдовстве и отравлении курфюрста. После жестоких пыток Липпольд признался в хранении книги заклинаний и отравлении Иоахима II. И это несмотря на то, что у Липпольда не было никаких причин убивать своего работадателя и защитника. Тем не менее, несмотря на свидетельские показания в свою защиту, Липпольд был лишен всего и приговорен к смерти. В 1573 году его четвертовали под аплодисменты публики. Последовал погром, и евреи были изгнаны из Бранденбурга.
2
Роскошный дворец перед нами — Дворец Эфраима. В 1936 году он был перенесен сюда из западной части города, чтобы обеспечить расширение плотин, с намерением позже вернуть его обратно. Но один из самых красивых фасадов города был сохранен, отдельно от здания. Однако, ВМВ и разделение Берлина на две части, помешали вернуть здание на прежнее место. После того, как были рассмотрены планы использования элементов здания при строительстве нового еврейского отдела в бывшем Берлинском музее, Сенат Западного Берлина решил предложить фасад восточногерманскому магистрату Берлина для Николаифиртеля — квартала Николая, который реконструировался в празднование 750-летия Берлина. Восстановленное в соответствии с оригиналом, но со смещением на 12 метров, архитектурное сокровище используется Городским музеем Берлина в качестве великолепного места для сменных выставок.
В честь кого же назван дворец и какое он имеет отношение к еврейской истории? Фейтель Эфраим, в 18 веке был финансистом и главным казначеем и директором Монетного Двора при Фридрихе II, короле Пруссии. Во времена более менее просвещенного правления Фридриха, евреи не пользовались полными гражданскими правами. Вместо этого, их разделили на классы, а еврейских бедняков регулярно изгоняли из Королевства. Будучи казначеем и хозяином Монетного Двора, пользующийся привилегиями и защитой короля, Эфраим, как и его предшественники, рассматривался как лицо, стоящее за сомнительными финансовыми решениями короля. Монеты, отчеканенные с пониженным содержанием серебра, по приказу короля, были известны публике как «эфремляне». Эфраим был своего рода громоотводом, но сумел использовать свое положение на благо всех. Он инвестировал свои доходы в различные фабрики, способствуя тем самым промышленному развитию Берлина.
3
Хессешес Хаус, как долго называлось предыдущее (не сохранившееся) здание на нынешней Постштрассе, на протяжении веков перестраивалось снова и снова, иногда довольно радикально. Извилистые хозяйственные постройки вмещали в себя множество малых предприятий.
Один период это здание называлось «Железная Пруссия»: после смерти королевы Луизы в 1810 году, скорбящие подданные носили украшения из почерневшего железа. Этим воспользовалась принцесса Мариана в 1813 году, когда под лозунгом «Я отдала золото за железо» призвала население использовать доходы от сданных ценностей для снаряжения солдат в борьбе с Наполеоном. В этом дворце неожиданно развернулось производство «Fer de Berlin», а «Berliner Eisen» даже сделал себе имя во враждебной Франции. Это не только привлекло производство различных ювелирных изделий, но и фурнитуры, безделушек и товаров народного потребления.
Между 1819 и 1840 годами здесь располагалась мастерская литейщика Симеона Пьера Деварана, о нем напоминают чугунные подставки для фонарей. Его компания была в тройке лидеров, наряду с Королевским чугунолитейным заводом и заводом братьев Гейсс. По предложению Шинкеля, Деваранн начал отливать цинк. Пораженный семейными несчастьями, которые преследовали его, он довел дело до того, что его бизнес пришел в упадок, и в 1859 году Деваранн скончался в полном одиночестве.
3
В 1893 году было построено «Новое здание», точнее — окончательно перестроено старое, с четкой структурой, типичной для того времени, с великолепным фасадом.
Во времена нацистской диктатуры Фрау Эйхорн, отважная владелица расположенного в здании пансиона Штернкопф, прятала преследуемых евреев в комнатах для гостей, за что удостоилась от Яд Вашема звания «Праведник Народов Мира». В этом же доме проживал еще один герой — праведник, работник продуктового магазина, располагавшегося на первом этаже здания, Херр Мюллер. Он вместе со своей семьей прятали евреев в своем летнем домике на окраине Берлина и снабжали едой и «своих евреев», и «евреев Фрау Эйхорн».
Но, дом постигла печальная участь, как и весь Берлин — оно было очень сильно повреждено в годы ВМВ, и отреставрировано только в 1981 году, по первоначальному проекту.
1 из 2
1
Следующее историческое здание связано с Карлом Хильдебрандом фон Канштайн, который родился в 1667 году в поместье Линденберг. Он изучал право во Франкфурте на Одере, а затем служил камергером в Берлинском дворце. Принимал участие во фламандской компании, во время которой тяжело заболел дизентирией. Столкнувшись со смертью, он дал обет, что если выживет, то будет служить Богу. Он выздоровел, ушел из армии и службы. Познакомившись с ректором церкви Святого Николауса Филиппом Якобом Шпенером, а через него с Августом Германом Франке и его работами, он был необычайно впечатлен набожностью Франке и его практической деятельностью по помощи беднякам. 1 марта 1710 года он опубликовал свой призыв к пожертвованиям под заголовком: «Незначительное предложение, как можно за малую цену принести слово Божие в руки бедных для назидания». В том же году было основано первое в мире Библейское общество со штаб-квартирой в Галле. Он напечатал Новый Завет в 1712 году, а через год — полную Библию. Они продавались по цене 2 и 6 грошей соответственно. За первые 90 лет Библейский институт фон Канштайна напечатал и продал 2 миллиона полных Библий и 1 млн Новых Заветов. По переписи того времени, фон Канштайн проживал в этом доме, одновременно отдав часть площадей под книжный магазин и аптеку, принадлежавшие Фонду Франке в Галле. Сам Карл Хильдебранд фон Канштайн скоропостижно скончался 19.08.1719 года после болезни и был похоронен в церкви Святой Марии.
1
Первоначально здание суда стояло рядом с Берлинской Ратушей, но в 1871 году оба здания уступили место Красной Ратуше. После многочисленных реставраций выделяются камни средневекового оригинала 13 века. Король Вильгельм (впоследствии ставший императором) приказал построить этот несколько громоздкий подарок для берлинцев в дворцовом парке Бабельсберг, но в неоготическом стиле. Первый прусский реставратор памятников фон Кваст тщетно агитировал за сохранение или реконструкцию исторического центра Берлина. Фронтон в стиле ренессанс отражает оригинальный вид примерно 1720 года, и был построен к празднованию 750-летия города. Фигурка в камне — Каак, который стоял как символ насмешек над наказываемым человеком. Название, скорее всего, происходит от уличных фекалий, которые бросали в преступников. Почти все аспекты юриспруденции предыдущих веков были публичными, двор суда представлял собой пространство, открытое с трех сторон. Граждане могли и должны были следить за судебными процессами, а также за исполнением, по большей части драконовских приговоров: в 1402 году несовершеннолетнего мальчика казнили за кражу селедки, а женщину за аналогичное преступление похоронили заживо. Здесь был приговорен к смерти купец Ганс Кольхазе.
Хранящиеся здесь калибровочные измерения, такие как минимальный размер рыбы, продаваемой на рынке, были доступны в любое время. Местный «орган для публичных актов городской юриспруденции» в конечном итоге, был инструментом порядка. И ради порядка здесь в 1390 году был предан суду труп: рыцарь Эрих Вальке из Литценбурга устроил самый страшный пожар в истории города, и после 10 лет преследований, был, наконец, пойман, и тут же убит. За этим последовал суд, приговор и обезглавливание. Отрубленная голова была выставлена напоказ.
1 из 2
1
Курфюрстенхаус был построен к самом конце 19 века Карлом Гаузе. Здание с неоренессансным фасадом претерпело масштабную реконструкцию в 1927 году, и в настоящее время является памятником архитектуры. Офисное здание обязано своим благородным названием вере в призраков Гогенцоллернов. В 1619 году здесь, в буржуазном доме, умер курфюрст Иоганн Сигизмунд Гогенцоллерн.
Еще при жизни появляющаяся в доме Белая Женщина обещала регенту скорую кончину. Иоганн Сигизмунд, уже страдающий от последствий инсульта, и, вероятно, еще и от подагры, хотел перехитрить Смерть и Белую Женщину с помощью передачи власти, но умер через месяц после этого. Известны три источника этой легенды, каждый из которых связан с более современными обстоятельствами. Считается, что первая Белая Женщина появилась в 12 веке. Это была Берта фон Розенберг, умершая от «разбитого сердца», когда пытаясь расположить к себе Альбрехта Красивого, была отвергнута им. Вторая — Кунигунда фон Орламенде, зверски убившая своих детей и умершая презираемая всеми. Самая юная носительница проклятия — прекрасная литейщица Анна Сюдова, фаворитка курфюрста Иоахима II, после его смерти в 1571 году, была заключена его сыном Иоганном Георгом в крепость Шпандау, и умерла там после четырех лет одиночного заключения. Перед смертью нового курфюрста прекрасная любовница отца в виде призрака явилась к сыну и смертельно напугала его.
1
Слева, на углу, ресторан, в котором вершилась история Германии. Его владелица, Ида Хоппк, рожденная в 1935 году, помнит многое, а что-то происходило до нее. Стены ресторана помнят Розу Люкскмбург, Карла Либкнехта, сопротивленцев в Третьем Рейхе, основание ГДР, Третий Всемирный Фестиваль Молодежи и новейшую историю Германии. Этот переулок — место рождения нового Берлина, но здесь же кипела жизнь и в старом городе: первая берлинская аптека существовала здесь между 1488 и 1739 годами, а первый публичный театр Берлина также отпраздновал свою премьеру на Постштрассе в 1701 году, до этого театр был доступен лишь высшему классу. Первое здание почты было построено, на Настштрассе 1 в 1685 году, а предшественник этого почтового отделения, в то время курьерская служба, служила только для судебной связи.
1
Справа, где сейчас идет стройка, стоял дом, в котором жил Моисей Мендельсон, речь, как вы понимаете, не о композиторе, а о его дедушке — философе, гуманисте, просветителе. Мендельсон родился в Дессау в 1729 году и переехал в Берлин в 14 лет, работая сначала писцом и частным репетитором, а затем став акционером шелковой фабрики. Он переехал в этот дом после женитьбы на Фроме Гугенхайм из Гамбурга. У них родилось шестеро детей, которых обучали известнейшие педагоги того времени. Он сделал перевод Торы на немецкий язык, организовывал встречи иудеев и христиан — философов, он был пионером современного иудаизма, позволившего евреям носить обычную одежду, женщинам учиться и вести светский образ жизни. Потомки Моисея Мендельсона внесли свой вклад в экономику, науку и культуру Германии, а его старший сын Йозеф стал основателем банка. Давний друг Мендельсона, Лессинг, увековечил его в своей пьесе «Натан Мудрый». Но, евреям было запрещено владеть недвижимостью, и только через год после смерти мужа, вдова смогла купить это здание.
1
Из квартала Николаусфиртель переходим в квартал Мариенфиртель, названный так по «имени» церкви — Мариенкирхе. Средневековая сетка улиц старого Берлина, граничащего с рекой Шпреей, и с укреплениями в стиле барокко, с одной из первых городских линий железной дороги, все еще сохранилась. Вокруг церкви Святой Марии до сих пор стоят небольшие жилые дома, а на объединенных участках уже построены крупные административные и инфраструктурные здания. Рядом Новый рынок, который всегда был центром общественной жизни Мариенфиртеля. Первоначально торговое место со складом и весами, оно стало центральным рынком снабжения населения мясом, которое наряду с хлебом, было основным продуктом питания горожан. Скоропортящиеся товары продавались на деревянных прилавках более пяти столетий. Лишь в 1877 году с Нойер Маркт исчезли «царапины мясника». Все, что осталось от давней трациции — скромный еженедельный рынок. Но сегодня вторник и рынка нет.
1
Следующая улица, на которую мы выходим в квартале Мариенфиртель — Розенштрассе, и вот она связана с удивительной страницей еврейской истории Берлина.
К моменту прихода к власти национал-социалистов в Берлине проживало 160 тысяч евреев, что было примерно третьей частью от всех евреев Германии. Нацисты пришли к власти 30 января, а уже 1 апреля начался бойкот предприятий, принадлежавших немецким евреям. 18 октября 1941 года около 1000 берлинских евреев были депортированы в польский Лодзь, а после 20.01.42, когда Конференция в Ванзее приняла «Окончательное решение еврейского вопроса», начались депортации в Освенцим и в Терезин.
На углу Хайдеройтергассе и Розенштрассе с 1714 года до ее разрушения в годы национал-социализма располагалась первая Синагога города — между резиденцией берлинских евреев на Юденгассе и кладбищем на Шпандауэр Тор (сегодняшний Хакешер Маркт, куда мы подойдем позже). Строительство Синагоги было разрешено с условием, что она не будет выше соседних домов христиан, и не будет выделяться из цепочки домов Хайдеройтергассе. Закладка поля Синагоги ниже уровня улицы позволила строительно обеспечить необходимое размещение в ней женщин отдельно от мужчин, на разных этажах, в то же время здание не превосходило по высоте соседние дома. Синагога была торжественно открыта 14.09.1714 года, в присутствии королевы Софии Доротеи, жены прусского короля Фридриха Вильгельма I. В 50-е годы 19 столетия Синагога была перестроена Эдуардом Кноблаухом. Она просуществовала в центре Берлина более 200 лет.
В 1905 году еврейская община создала свой административный офисный центр рядом с Синагогой на Розенштрассе. В Хрустальную Ночь 9—19 ноября 1938 года она не была сожжена, сказалось близкое расположение к домам берлинцев, и погромщики побоялись, что пожар может перекинуться на соседние здания. Последнее богослужение состоялось в ней в ноябре 1942 года, когда уже более года велась депортация евреев Берлина. Она была разрушена бомбардировками в феврале 1945 года. На фото — периметр каменного фундамента разрушенной Синагоги:
1
В эпоху нацизма здание стало ареной уникального акта гражданского сопротивления, которому скульптор Ингеборга Хунцингер, коммунистка и дочь еврейки, посвятила свою самую важную работу. В ходе масштабной операции по аресту 27 февраля 1943 года национал-социалисты забрали последних евреев, оставшихся в Берлине, с их рабочих мест и на следующей неделе депортировали большинство из них в Освенцим. Среди арестованных было от 1500 до 2500 евреев, которые согласно национал-социалистическим расовым законам, были «мишлингами» (смешанными) или жили в смешанном браке с арийским партнером. Ансамбль рельефов и скульптур посвящен продолжавшемуся целый день протесту, в ходе которого сотни немецких женщин провели демонстрацию здесь, на Розенштрассе, требуя освобождения своих еврейских мужей. Первые заключенные были освобождены 6 марта, за ними последовали другие. Жены и матери пошли на большой риск в своем протесте, но спасли тысячи жизней, власти не рискнули на глазах приглашенных репортеров и дипломатов разгонять арийских женщин.
1 из 2
1
К моменту взятия Берлина советскими войсками, были убиты 55 тысяч берлинских евреев, 7000 покончили жизнь самоубийством, 90 тысяч смогли уехать, и только 8000 тысяч стали свидетелями краха нацистов.
Символично, что пока мы находились возле памятника, вначале пришла женская немецкая группа, а потом — женская группа мусульманской общины, с гидом.
1 из 2
1
Рядом с одноименной станцией метро расположен Хакешермаркт — знаменитый Берлинский рынок. Сейчас он готовится к рождественским рынкам, несмотря на сплошной ремонт вокруг.
1
И, рядом, Дворы Хакешер-Хёфе. Я о них писала довольно подробно в одном из рассказов про Берлин, поэтому скажу вкратце: это восемь зданий, чьи дворы сообщаются между собой — проходные дворы. Они были построены в 19 веке, когда город стремительно рос.
В одном из этих зданий жил Авраам Гейгер, историк, теолог и реформатор иудаизма 19 века. Либеральный раввин призвал создать «еврейский теологический факультет» в немецком университете в 1836 году, и преподавал в нем с 1872 года. Его главным девизом было: «Через знание к вере».
1 из 6
1
Вся система дворов этих восьми домов — это самый большой внутренний двор Германии. В них расположены кафе, рестораны, галереи.
1 из 2
1
Организация Шварценберг с 1995 года ведет независимую культурную работу. Шварценбергхаус стал местом для многочисленных посетителей с возможностью общения и диспутов об искусстве, культуре и современной истории. Целью ассоциации Шварценберг является содействие и продвижение художественной деятельности всех видов: она предоставляет художникам и деятелям культуры доступные помещения для создания и представления своих работ. Важнейшей частью работы является Нойротитан — ежемесячно меняющиеся выставки современных активных художников.
1 из 2
2
На одном из зданий Шварценберга изображен Отто Вайдт, Праведник Народов Мира, антинацист, прятавший евреев в годы Холокоста. У него была небольшая фабрика по производству щеток и метелок, и поскольку сам Вайд был почти слепой, то и на его предприятии работали, в основном, слепые и глухонемые люди. После начала войны он получил статус «нужного» для фронта предприятия, нанимал на работу евреев, которые жили в задних комнатах фабрики, снабжал их липовыми документами и таким образом, спасал от смерти. Из 33 работников фабрики, 30 были евреи. Часть щеток он продавал на черном рынке и на эти деньги подкупал нацистов, которые помогали ему за деньги. Отто Вайдт скончался в 1947 году, а в 1971 году иерусалимский Яд-Вашем признал его «Праведником Народов Мира» посмертно. Лет 10 назад я смотрела про него немецкий фильм «Слепой герой», снятый по воспоминаниям 92-летней писательницы Инге Дойчкрон, которая работала секретаршей у Вайдта, и которую, вместе с ее матерью, спас Вайдт.
1
Прямо напротив спасителя — одна из самых известных жертв Холокоста — Анна Франк, перед входом в ее музей. Дневник этой девочки читается, как художественная книга, на одном дыхании, а перевернув последнюю страницу, хотелось спросить: «А дальше?». А «дальше» для нее не было, был лагерь, в котором она с сестрой погибли за несколько месяцев до освобождения.
1 из 2
1
И, под стать грустной ноте, идем к грустному месту. В 1672 году еврейской общиной была куплена земля на Гроссе-Гамбургер-Штрассе, под кладбище, которое было местом захоронения до 1827 года. А через неполные 50 лет открыли первую Синагогу на Хайдеройтергассе. И евреи, для которых предназначалась синагога и которые были похоронены на этом кладбище — 50 семей из Вены, которые прибыли в Берлин в 1671 году по особому королевскому приглашению, для развития региона. Именно они получили впервые «Пожизненную защиту» — «Шютцюден». В 1827 году кладбище было закрыто, к этому времени на нем находилось 2767 могил, среди которых были могилы выдающихся людей, таких как Моисей Мендельсон, упомянутый выше; Файтель Эфраим (о нем тоже рассказывала выше); торговцы монетами и антиквариатом Даниэль Итциг и его сын, Исаак Итциг; известный врач и философ Маркус Херц, и другие.
1 из 4
1
В 1844 году, перед кладбищем открыли первый Еврейский Дом Престарелых, а слева — Народную школу для мальчиков (о ней чуть позже). В 1943 году по приказу гестапо, эсесовцы разгромили кладбище. По всей территории были выкопаны траншеи, укрепленные надгробиями. В 1945 году сюда массово захоронили погибших солдат и гражданское население, погибшее под бомбежками и артобстрелами. Кладбище было реконструировано в 2008 году, и тогда же перед ним был установлен памятник депортированным и убитым берлинским евреям, созданный скульптором Уиллом Ламмертом, и первоначально предназначавшийся для мемориала в Равенсбрюке.
1 из 2
2
В 2008 году в связи с реставрацией Еврейского кладбища, был реконструирован и мемориал. Группа фигур была немного перенесена, мемориальная доска вмонтирована в ограду кладбища, а стены дома Престарелых вновь обнажены и стали видны полоски из красного кирпича. Соединяющие дорожки из него ведут к мемориалу. Пространство между ними заполнены строительным мусором как напоминание о разрушенном Доме Престарелых.
1 из 2
1
А на самом кладбище поставили памятник Моисею Мендельсону. Вот так и получилось, что смешались кости умерших — примерно 3000 евреев и столько же христианских жертв войны (из них около 2000 известны поименно) — Смерть всех уравняла.
1 из 5
1
Напротив кладбища, между домами, чудом сохранившийся типичный берлинский фахверковый амбар, смотрящийся довольно странно среди окружающих построек.
1
В 1778 году Фридлэндером и Даниэлем и Исааком Итцигами была открыта первая Еврейская свободная школа, в которой впервые велось преподавание на немецком языке. И именно в ней в годы национал-социализма гестапо разместило тюрьму для евреев, установив решетки на окна и прожекторы по периметру. Более 55 тысяч евреев депортировали отсюда в лагеря смерти. При входе в здании был установлен бюст Моисея Мендельсона, который снесли штурмовики СА еще в 1941 году. Знаменитый берлинский журналист Хайнц Кноблаух предложил разместить на фасаде портретный барельеф философа, что и было сделано в 1983 году. На памятной доске выбиты самые известные слова Мендельсона: «Искать истину, любить красоту, желать добро, делать наилучшее» (скульптор Герхард Тиеме). И именно это здание перед нами — та самая Еврейская Гимназия, вновь открытая на Гроссе-Гамбургер-Штрассе в 1993 году. Попасть в нее чрезвычайно сложно, это платное частное учебное заведение. Школу постоянно охраняет полиция.
1
В проеме между домами видна Евангелическая церковь Софиенкирхе. Я бывала в ней в один из своих приездов, и она показалась мне настолько интересной, что я писала о ней отдельный отзыв (в перечне в конце рассказа). Так что, кратко: в мае 1704 года евангелическая община получила от еврейской общины землю под строительство церкви в качестве пожертвования. Филипп Герлах, известнейший архитектор той эпохи, построил церковь за 9 лет, и ее назвали в честь третьей супруги Фридриха I, королевы Софии Луизы фон Мекленбург — Шверин. Она пожертвовала из личных денег 4000 рейхсталеров на строительство, что по тем временам было очень серьезной суммой. Мне ее искренне жалко, ее выдали замуж в 23 года, за немощного и больного старика Фридриха. Но она была фанатично верующей и надоела мужу, несмотря на молодость и красоту, и он ее, зануду, выслал домой, в Шверин. Она там сошла с ума и умерла, будучи совсем не старой — в 50 лет. Что касается церкви — во времена национал-социализма часть общины приняла сторону нацистов, часть выступила против. Из трех пасторов двое призвали к неповиновению властям и неисполнению преступных приказов. Во времена ГДР в церкви проходили акции протеста против Штази. Но, пришел мир, и сегодня протестантская церковь Софиенкирхе соседствует с Синагогой и Католическим Госпиталем.
1
И только в 1812 году был выпущен Эдикт по гражданско — правовому положению евреев в Пруссии, так называемый «Эмансипационный эдикт», по которому евреи стали полноправными гражданами Пруссии (спасибо Эдикту Наполеона).
В 1866 году была открыта Большая Синагога на Ораниенбургштрассе, построенная по проекту Эдуарда Кноблауха и Фридриха Августа Штюлера в явно узнаваемом, так называемом, мавританском стиле (после этого открыли еще две). Это была самая большая и самая богатая Синагога (зал одновременно вмещал 3000 молящихся).
3
Синагога была вполне либеральная, женщина и мужчины молились в одном зале, службы сопровождал орган и смешанный хор. 29 января 1930 года в ней выступал со скрипичным концертом Альберт Эйнштейн!
1
В 1933 году в здании, соседнем с Синагогой, открыли Еврейский музей, но начались трагические времена. Синагоге повезло, если уместно так говорить о тех временах: благодаря окружному обер-лейтенанту Вильгельму Крютцфельду, начальнику полицейского участка, в Хрустальную ночь с 9 на 10 ноября 1938 года Синагога была спасена от разгрома и разграбления, и до марта 1940 года в ней проводились Богослужения. Этот благородный человек не дал поджечь Синагогу и организовал доступ пожарных, ссылаясь на Закон о защите памятников архитектуры. А с 1940 года в Синагоге организовали склад Вермахта, и в 1944 года большая часть здания сгорело в результате бомбардировок. К счастью, фасад удалось спасти, его реконструировали в 1991 году. Сегодня в здании разместился Центр Иудаики. А огромный двор, где когда-то был зал синагоги, сегодня пустует.
1
Черные гранитные столбы, расположенные полукругом во дворе здания показывают место, бывшее хранилищем Торы.
1
В отреставрированной части здания сегодня лучшее, что можно придумать — всевозможные студии и кружки для детей: музыкальные, танцевальные, хоровой, всевозможного рукоделия, художественные и спортивные. Что может быть лучше, чем дети, занимающиеся творчеством? Сюда ходят дети со всей округи.
2
А купол Синагоги — один из знаковых видов Берлина, тиражируемый на многочисленных открытках, буклетах и путеводителях.
3
Внутри, помимо музея, организовано место встреч и мероприятий еврейской общины. Здесь есть клубы — землячества, на этой доске я увидела сообщения о встречах четырех землячеств: «Днепр», «Ленинград», «Киев» и «Москва». Охохохо…
1 из 2
1
А перед главным фасадом — напоминание о новой трагедии еврейского народа — о резне и взятии заложников террористами ХАМАСа 7 октября 2023 года. Сегодня, когда я пишу, часть заложников удалось обменять, но 137 человек, в том числе двое детей и женщины, все еще в руках у террористов.
1 из 9
1
Неудивительно, что именно это место названо «Дорога толерантности и смерти», ведь наряду с еврейскими местами здесь расположены католическая больница, протестантская церковь Софиенкирхе.
1
И, закончу, детищем прекрасного человека, немца Гюнтера Демнига, который уже много лет занят тем, что вместе с командой неравнодушных людей, сохраняет память о невинных жертвах. Как говорит он сам: «Человек жив до тех пор, пока живо его имя». Эти маленькие латунные таблички — «Камни преткновения» — лежат возле домов, откуда евреев (есть небольшая часть цыганам, Свидетелям Иеговым, умалишенным, гомосексуалам, левым и участникам Движения Сопротивления) увозили в лагеря — возле их жилищ или места работы. Лежат на земле, чтобы каждый, кто их читает, стоял склонив голову. Они лежат по всей Европе. На них информация о каждом: имя и фамилия, когда родился, когда был арестован и когда и где погиб. Иногда встечаются камни — удача со словом «уберлебт», это — «выживший». В Берлине я таких не увидела.
1 из 5
2
И на этом, мы закончили прогулку по Еврейскому (и не только) Берлину. Я познакомилась с двумя прекрасными людьми, чему очень рада. Всем мира! Спасибо за внимание.
2
Другие материалы по Берлину — Бранденбургу в перечне ниже: