Лето, август, отпуск. Решила съездить в Серпухов: во-первых, я там еще не была, а читала и слышала о нем только хорошее, и во-вторых, добираться просто: каких-то два часа от Москвы на электричке — мой любимый формат поездок. На привокзальной площади — красивый конный памятник «Героям Куликовской битвы, защитникам земли Русской — князю Московскому Дмитрию Донскому и князю Серпуховскому Владимиру Храброму от благодарных потомков».
Обычно находившись по городу, сил и времени на музеи у меня не остается, но тут посещение художественного музея я запланировала и осталась в восторге.
Точной даты возникновения города, вроде бы, нет. Официальной датой считается 1339 год, когда Серпухов впервые упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты. Ясно, что такой древний город пережил немало: это и участие Засадного полка серпуховского князя Владимира Храброго в Куликовской битве, и смотр своих военных сил царем Иваном Грозным, и много-много побед и поражений. Но я-то приехала посмотреть, так сказать, физические свидетельства этой истории: кремль, храмы, монастыри. Строительство деревянного, дубового кремля началось в 1374 году на Красной (Соборной) горе, а к югу от нее на высоком берегу реки Нары был заложен Высоцкий монастырь, основание и освящение которого проводил Сергий Радонежский. Через два века при Иване Грозном начинается строительство нового кремля, при этом строители постепенно заменяли деревянные укрепления старого кремля на белокаменные.
По крутому изогнутому проезду можно подняться на Красную (Соборную) гору.
В центре холма стоит Троицкий собор. Первоначально он был деревянным и построен незадолго до Куликовской битвы. Каменный храм (1696 год) обновлялся пару раз, вот и сейчас идет реконструкция, так что внутрь я не попала.
Во время археологических раскопок были найдены фрагменты церкви Дмитрия Солунского, построенной князем Владимиром Храбрым в честь двоюродного брата Великого князя Дмитрия Донского (они под стеклянным куполом).
За куполом — мемориал воинам Великой Отечественной войны. Рядом Вечный огонь и памятник «Воин — освободитель». Памятник был создан Е. В. Вучетичем. Это макет основного памятника, установленного в Трептов-парке в Берлине. Советский солдат стоит на обломках свастики, в одной руке у него опущенный меч, в другой — спасенная девочка. Прототипом послужил Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Евгений Вучетич лечился в госпитале Серпухова после ранения, полученного при освобождении города Верея. Там тоже стоит аналогичный памятник.
А где же белокаменный кремль? Зимой 1934 года он был разобран как материал для строительства Московского метро. Так что от былого величия осталось совсем немного. Очень жаль… Хочется надеяться, что кремль восстановят.
Походив по холму, я встретила деревца сливы, так что немного отведала слив, а дальше увидела вот такое интересное растение.
Конечно же, я поднялась на смотровую площадку, осмотрелась и наметила для себя дальнейший маршрут. Отсюда хорошо видны Успенский (слева), Ильинский (желтоватый) и Троицкий (справа) храмы.
Краснокирпичная Успенская церковь была построена вместо деревянной в первой половине XVIII века. После пожара, в XIХ веке, серпуховский фабрикант Н. М. Коншин перестроил эту церковь в русско-византийском стиле. Кстати, Центральный дом ученых на Пречистенке принадлежал одному из семейства Коншиных. Церковь богато отделана резными белокаменными деталями. Красиво крыльцо с резными колоннами и «гирькой». Очень нравятся мне такие детали — украшения!
Ильинская церковь была построена в 1748 году на средства купцов Поповых. Этот храм, единственный в Серпухове, избежал закрытия и разорения в советское время. Туда можно было войти.
Самый старый храм на Посаде — Троицкий, возведенный в 1670 году. Сейчас он не действует.
Судя по тому, что остановка напротив храмов называется «Ситценабивная фабрика», возможно, эти симпатичные руины имеют отношение к фабрике.
А я спустилась с Ильинской горы к скульптурной группе. Это «Стрельцы». Кто-то отдыхает, кто-то стоит на карауле.
А рядом с ними «Рыбаки». Дед с внуком следят за удочкой, а котик не упускает времени даром:-)
С этого места хорошо виден Троицкий собор на Красной (Соборной) горе.
Я пошла дальше, к увиденному с Соборной горы белому храму. По пути встретила вот такой ресторан «Фабрикант». Здание напомнило Калининград.
Белый храм — это кафедральный собор Николы Белого, или Никольский собор. Сначала это была деревянная церковь, затем каменные. Почти современный вид храм приобрел в середине XIX века. В этот собор после упразднения Введенского Владычного монастыря в 1920-е годы была перенесена чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша» и с нее было написано восемь копий. Но в 1929 году и Никольский собор был закрыт, а все его святыни сожжены (!) на берегу реки Нары. Иконы, включая первообраз, бесследно исчезли, молебные богослужения в храме прекратились. Теперь же после реставрации Никольский храм сияет красотой и белизной.
Внутри собора тоже торжественно и красиво.
Но если Никольский собор радует, то Распятская церковь, расположенная рядом, просто удручает своим состоянием. А ведь церковь тоже очень-очень старинная. Но видимо, секуляризация церковных земель при Екатерине II сыграла свою недобрую роль.
Колокольня вообще заброшена, к ней и подойти-то было страшно.
Постепенно я вышла на центральную площадь города — площадь Ленина. Когда-то она называлась Торговой, или Базарной. С высоты площадь выглядит красиво.
Но я увидела площадь с высоты своего роста, и как-то не впечатлилась. В центре — Гостиный двор.
Гостиный двор окружают четыре сквера. В одном из них установлен памятник великому реформатору Столыпину, в другом — скульптура Святослава, символизируя братство народов. В третьем сквере находится монумент, напоминающий об Александро — Невском храме, разрушенном большевиками в 1934 году. Монумент Ленину установлен в центре площади.
На площади Ленина, дом 13А, на стене Дворца творчества «Дружба» мне понравилось граффити. На нем голубое небо, радостные дети, гоняющие голубей, и котейки, которые под шумок воруют колбаски.
Ну и как же Серпухов без нашего любимого Антона Павловича Чехова? Он регулярно бывал в этом городе по делам. Как врач, он много сделал для жителей во время эпидемии холеры. С подачи Гиляровского, Чехов и жил неподалеку от Серпухова, приобретя имение Мелихово. Писателю в Серпухове установлен памятник на улице, названной его именем.
Чехов как бы наблюдает за дамой на противоположной стороне улицы — главной героиней своего рассказа «Дама с собачкой» из загадочного «города С.»
Шагая по улицам, я обращала внимание на старинные дома, довольно прилично выглядевшие: массивные, добротные.
Напротив Музыкально-драматического театра
находится парк имени Олега Степанова. Я не знала, кто это, и заглянула в парк. Потом прочитала, что в XIX веке здесь находились винные склады и сараи, а потом был разбит общественный сад. Уже в наше время парк получил свое имя в честь героя Великой Отечественной войны Олега Степанова — уроженца Серпухова.
Пруд с небольшим фонтаном и домиком для птиц, павильоны, беседки. На центральной аллее парка, рядом с отделом бракосочетаний находится скульптура «Трубочист и пастушка» (скульптор Илья Дюков) — героев сказочной истории о любви, о красоте отношений. День был очень жаркий, я долго ходила по городу и предстояло еще немало походить, поэтому я с удовольствием отдохнула в тенёчке.
Кстати еще о скульптурах. В Серпухове есть своя «фишка» — это павлинчики. Дело в том, что с 1781 года павлин — официальный символ города! А поселилась эта царская птица здесь много веков назад. Михаил Колупаев в 1691 году подарил Высоцкому монастырю пару павлинов. Условия для птиц оказались комфортными, и они стали размножаться. А потом павлин появился на гербе города, утвержденном указом самой императрицы Екатерины II, да так там и остался. Сейчас по улицам города «разбросаны» мини-скульптуры павлинчиков, они небольшие: если смотреть по сторонам, а не под ноги, то можно и не заметить. Наверное, это случилось и со мной, я случайно увидела только двух: Театрала и Художника.
Павлин - театрал, у театра
Отдохнув в парке, по улице Чехова я пошла в музей. По пути попалась вот такая краснокирпичная старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1912 год, построенная на средства серпуховской фабрикантши и купчихи 1-й гильдии Анны Мараевой. Как мне нравится подобная архитектура церквей русского стиля: арки, полуколонны, ярус кокошников, окна с килевидными завершениями, крыльцо с висячими гирьками. Сейчас это не действующая церковь, а филиал Серпуховского историко-художественного музея.
Наконец, Серпуховский историко-художественный музей. Художественная коллекция музея располагается в особняке, принадлежавшем серпуховским купцам и фабрикантам Мараевым. Особняк построен по проекту известного архитектора Р. И. Клейна, XIX век.
Экспозиция богатейшая, я с удовольствием осмотрела не только ее, но еще и прекрасную выставку (об этом в следующем отзыве).
Невозможно представить себе Россию без православных монастырей, которые были силой и оплотом духовности русского народа. Итак, Высоцкий монастырь. В начале рассказа я писала, что этот монастырь был основан Серпуховским князем Владимиром Храбрым по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году. Первым игуменом был поставлен его ученик, преподобный Афанасий (старший). Монастырь, вначале деревянный, строился на берегу реки Нары, на высоком холме, в народе так и называвшемся «Высокое», отсюда и название — Высоцкий. За свою многовековую историю монастырь неоднократно разорялся и горел, но всегда возрождался.
В 1381 году в честь победы на Куликовом поле Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый повелел построить в обители каменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной. Храм был воздвигнут над братской могилой воинов-серпуховичей Засадного полка, павших в Куликовской битве. К сожалению, от первоначального Зачатьевского храма практически ничего не осталось. Сейчас мы видим храм, восстановленный в 2001 году.
Под лестницей Зачатьевского собора, по завещанию, был погребен Афанасий младший — второй игумен монастыря. Можно видеть его надгробие — резной деревянный саркофаг. Но позже его мощи были перенесены в Покровский храм.
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1697 год, восстановлен в 1993 году). После закрытия монастыря в 1931 году Покровский храм использовался под коммунальное жилье и производственно-хозяйственные нужды.
В Покровском храме находится почитаемая верующими икона Божией Матери «Неупиваемая чаша». Считается, что она помогает людям бороться со своими страстями и исцеляет от алкоголизма и наркомании. Иконы «Неупиваемая чаша» находятся в каждом храме монастыря, но молебен проводится в Покровском. Высоцкий мужской монастырь не был изначальным местом обретения иконы: с момента явления и до советских времен икона находилась в Введенском женском монастыре.
Надвратная колокольня с храмом в честь Трех Святителей (1831 год, восстановлена в 1991 году). Храм находится на втором этаже и устроен в честь Трех Великих святителей и Вселенских Учителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого.
Храм в честь Всех Святых (1896 год) возведен по проекту Р. И. Клейна на средства Н. Н. Коншина. Храм интересен своим архитектурным видом: применением псевдовизантийских и псевдороманских мотивов. Нижний этаж храма занят семейной усыпальницей Коншиных.
Территория монастыря прекрасно ухожена, здесь спокойно и благостно.
На другом берегу реки Нары напротив Высоцкого монастыря находится Введенский женский монастырь. Я очень устала за день, но решила, что мне нужно попасть еще и в этот монастырь. Монастырь был основан в 1360 году московским митрополитом Алексием, которому во время молитвы было повеление от иконы Пресвятой Богородицы создать монастырь в Ее честь. Келейник святителя Алексия — Варлаам, выбрал место, услышав при поиске «звон велик и гремения сосудов, железных и медных». Он и стал первым настоятелем Владычного монастыря, поначалу мужского. В 1806 году монастырь был преобразован в женский. В 1878 году в этой обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая была утрачена, и список которой сейчас находится в Покровском храме Высоцкого монастыря. После революции Введенский монастырь был упразднен и возвращен верующим только в 1995 году.
Я вошла на территорию через узенькую арку Святых ворот. Надвратный храм (1599год) посвящен мученику Феодоту Анкирскому.
Напротив входа массивный Церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм с примыкающей к нему слева церковью основателя монастыря — Святителя Алексия. Перед Введенским собором ажурная Сень с гробницей первого настоятеля монастыря преподобного Варлаама. Собор за долгие годы существования несколько раз перестраивался. Нынешний собор возведен во времена Бориса Годунова в благодарность за победу над крымским ханом Казы-Гиреем.
Рядом с Введенским собором храм Георгия Победоносца со звонницей, построенный еще в 1597 году. Легенда или история: «Войско Бориса Годунова готовилось отразить нашествие Казы-Гирея. По свидетельству очевидцев, сам Георгий Победоносец на белом коне выехал из Введенской обители прямо в стан крымских татар и навел на них смертельный ужас.»
На территории много цветов, тихо. Есть Святой источник «Неупиваемая Чаша». Мне он был очень кстати: в жару хотелось пить и набраться сил.
Вот таким я увидела Серпухов. Я ехала за историей и нашла ее.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия