Попробую «коротЕнько» (как говаривал наш ветеран перед часовым спичем), зато от души-повод обязывает. Если самому кататься проблемно, и причины обсуждения не требуют, то выручают приезды друзей-коллег-туристеров, которые впору приравнивать к собственному полноценному путешествию- заряд батарейки сразу на 100%.
По месту прописки я нынче редкими наскоками. Перемещаюсь пешком, что и для организма полезнее, и для обзора позитивных перемен. В иных местах вдруг возникает ощущение, что отсутствовал с десяток лет. Так что по нынешней Туле и её злачным закуткам проводник из меня -в стиле Сусанина. Сами гости иной раз мои путеводы (в райских кущах своих хотелок)).
Первый государственной важности визит вышел комом. Олега Журавеля с супругой в 2021-м не смог встретить и сопроводить. Попросил помочь самого маститого из тульских- Диму Койду (DK1974), за что ему великая благодарность. Замена вышла более чем достойная! Судя по материалу, Олегу понравилось .
Следующие именины сердца выпали на студёный январь, когда на берегах Упы засияли разом две ярчайшие кометы Туристер. Ру. Но и тут приключилось не так чтобы гладко. Прогулка вокруг и чуть в сторону от центра с Наташей (NataliaC) и Оксаной (AsiaGate) состоялись, но общее личное впечатление скомкалось, т. к. скромная «кулинария» (представленная Наташей деликатно и даже привлекательно), где мы сжамкали плюшек-коврижек под чаёк-кофеёк, высокому статусу дорогих гОстий соответствовала ещё меньше, чем кромешный мрак Анкары встрече туриста с фамилией Блинкин. И вдобавок всё это на перекрёстке знаковом и даже историческом! А наутро и вовсе врезал почти забытый в наших краях морозец, вынудивший греться сугубо по музеям (благо теперь их ощутимо прибавилось). Дамы мои затворами щёлкали активно, а сам я снял крохи. Зато снизошла рождественская благодать при посещении недавно отреставрированного Петропавловского храма (единственный в городе в форме ротонды). А ведь годами топал мимо заброшки дважды в день! Вот как гости дорогие отворяют врата и возвращают свежесть восприятия!
Резко отрицательные отзывы по оружейно-пряничному краю в последние годы случались лишь у персонажа с позывным Varlamov (он же «Одуван»). Трудно понять, что ему вообще на родине нравится (включая сам факт её существования в нынешнем виде).
И третий эпохальный визит, вопреки поговорке про Троицу, тоже обошёлся без небесной синевы, ковровых дорожек и праздничных оркестров, все фанфары звучали внутри, потому как к нам приехал…
…L_Ann_Vibas да-ра-гой!
Супружеская пара-казённое определение. Здесь представлен единый организм, сообщающиеся сосуды, могучий кентавр при обманчивой внешней хрупкости, синергия туризма и творчества. Даже на ровной горизонтали они будто альпинистской страховкой связаны- понимание с полуслова, междометия, ласкательного прозвища. Прожитые десятилетия и тысячи миль позади исключают необходимость подсказок, споров и уточнений, выбора направления, очерёдности, ракурса. Само естество, как вдох и выдох.
Только после приезда Ани и Вити выяснилось, что на тыльной стороне самого вкусного монумента оказывается пропечатаны имена знаменитых пряничных мастеров. Мог и до конца жизни об этом не узнать!
Ароматный сбитень на Пятницкой (Металлистов)-уже местный туристический ритуал. Ассоциации с глинтвейном громко не озвучивать))!
Витя священнодействует с той самой няшной уличной микроскульптурой «Тулячок».
На самом деле официально она именуется «Тульский мастеровой». Вот газетный репортаж про открытие.
При желании можно усмотреть попытку копировать Арбатскую стилистику, но, думается, это не только у нас. А людям всё равно нравится, и слава богу!
При мне на Зареченском мосту этого не наблюдалось. «Задник» в виде «шелома» самого знаменитого из наших музеев весьма органично дополняет громадные муралы, но мои дорогие гости мощью и интерактивами не соблазнились. У них, как у мистера Фикса, был свой план.
Прошу обратить внимание на необычный дизайн нижней из трёх госнаград Тульского оружейного завода. Это Орден Трудового Красного Знамени РСФСР 1920 года. Предприятие награждено три года спустя. Хорошо многим знакомый всесоюзный вариант был учреждён в 1928 году, но республиканским продолжали награждать до 1933 года. И опять-таки лишь знаковый приезд Ани с Витей заставил приглядеться и полюбопытствовать, что же там на торце заводуправления налеплено.
Вот куда устремился третий тандем вослед второму! На табличке справа помянут устроитель Акинфий Демидов (это тот, кого Вадим Спиридонов в кино играл). Мемориальный комплекс (Наташа с Оксаной жили буквально в двух шагах) уверенно и по заслугам становится центром притяжения. Надеюсь, и Витины фоточудеса подоспеют.
После некоторых раздумий Зареченский маршрут (т.н. Оружейную слободу) с его «памятником тёще», заповедными местами ушедшей юности моей и особнячками купцов-«миллионщиков» решили заменить объектами безоговорочно завлекательными. Это «новые городские пространства». Чем же они такие новые (хотя вроде бы совсем старые и на прежних местах)- сейчас увидите.
Центральную «головёшку» посреди костра видно в моём материале про Тулу 2016 года. Мрак разгоняли «крякалки» на лимузинах больших пупсов по дороге к присутственным местам. Хворые солдатики в потёртых халатах стреляли у прохожих курево, свесившись через госпитальный забор, а утреннюю строевую в сумерках сменяло пьяное караоке из ближней забегаловки. В обоих случаях настолько громко и фальшиво, что огрызнулся заметкой областной еженедельник.
А вот вам светлое сегодня. Можем, стоит только захотеть! Что такое «Искра», теперь все знают не только в Туле и окрест. Каждый уважающий себя турист на огонёк заглянет.
Смешно мне изображать знатока современного городского благоустройства. Про лофт-стиль, его историю и фишки-это к Оксане . На эмоциях такая новизна воспринимается позитивно, значит верной дорогой идём, товарищи!
Всё тут есть, включая и греческую зАкусь. Как-нибудь решусь попробовать, а в этот раз сбивать гостей с ритма было неудобно.
Булочная (багетная?) во французском стиле. Пекут у всех на виду за прилавком Активно снуют аборигены. Прикупил и себе пару позиций. Не то чтобы накрыл гурманский восторг, но вполне пристойно и не разорительно.
Не так далеко от цента города завелось ещё одно тусовочное место- творческий индустриальный кластер (во!) «Октава», о котором Оксана в недавнем репортаже упомянула, но побывать там пока никто не смог, а я, при моей черепашьей оперативности,-тем более. С верхотуры выглядит вот так (мало ли, вдруг кого из молодёжи заинтересует).
Как было раньше-заброшка, индустриально-оборонный трэш
Аня повидала весь мир, но на каждом снимке кажется, что именно здесь её любимое место!
Не подумайте плохого. Это кадр из чьих-то сладких сновидений)). А мои гости — все как на подбор ответственные и морально устойчивые туристеры (Витя ещё и за рулём).
Но пособие для будущих визитёров заготовлено. По ссылке почти оно же в сетевом варианте.
Продолжили последовательно, припарковавшись на семейном авто в местах обитания героев Глеба Успенского. Смачную деревянную развалюху (а, может, и не одну) Витя пусть представит сам, т. к. сфотографировал её с озорным удовольствием прямо у главных ворот Всехсвятского кладбища. Моя же задача была в демонстрации Кафедрала Тульской епархии (Наташу с Оксаной я туда тоже заманил). О том, что дважды присутствовал здесь при отпевали моих безвременно ушедших коллег, рассказывать не стал, тема не туристическая. Само кладбище мемориальное, конца XVIII века, огорожено на тогдашней окраине, согласно указу Екатерины II о запрете хоронить умерших от чумы в городской черте. А Собор возводили с такими перерывами, что вышел гибрид барокко с классицизмом, и точную дату окончания указать затруднительно. Тщательность объяснима- прежнее строение, рухнув в 1777 году, отправило на небеса троих молящихся. 82-метровая Колокольня (1833–1859 годов) до сих пор в списке самых-самых православных храмов и колоколен мира. Якобы и поныне высочайшее строение Тульской области (в чем я лично не уверен, с учётом Басовской телевышки и поналепленных мегачеловейников).
Снимок сделан ранее, когда было время не спеша эту махину в кадр втиснуть. Перед приездом семейства Башкир (явно неспроста) попался на глаза докфильм про полуторамесячную оборону Тулы, что спасла Москву от Гудериана осенью 1941 года. В центре повествования подвиг капитана-артиллериста Н. К. Резвецова, догадавшегося обустроить на этой самой верхотуре наблюдательный пункт. Точный огонь открывался при любой попытке шевеления танковых колонн. Лишь по прошествии нескольких дней немцы вычислили причину и начали лупить прямой наводкой. Любой залп мог оказаться для капитана и его связиста последним. От обстрелов они прятались в люк под стальной крышкой. Каким чудом герои выжили, а колокольня уцелела, мне понять трудно, сегодня она не простояла бы и часа. Греховно ли подобное использование Дома Божьего? Памятуя о традициях времён Пересвета и могучих монастырских крепостях, думаю, что ни в коем разе.
Героический капитан Резвецов Н.К. до Победы не дожил, погиб в сентябре 43-го под Рославлем.
Ещё малость чуднО, что за эдакое очевидное спасение Метрополии столица оружейная была удостоена Золотой Звезды не сразу после войны, не в честь моего рождения и принятия Положение о почётном звании «Город-Герой» (1965 год), а спустя целых 11 лет. Даром, что дорогой, всеми любимый Леонид Ильич Брежнев с «главным Туляком» Иваном Харитоновичем Юнаком были свояками и дружили семьями с Днепропетровска. Говорят, интриганы-маразматики в Политбюро каждый раз Тулу из списка специально вычёркивали, земля им за это ракушечным пляжем…
Дорогой Леонид Ильич 17.01.1977 крепит Звезду на знамя Иван-Харитонычу. Праздник был небывалый- с флагами, транспарантами «Слава КПСС», «Да здравствует великий советский народ», «Миру мир» и др. Параду духовых оркестров, народным гуляниям и фейерверкам не помешал даже будничный в ту пору 30-градусный дубак (народ умел согреваться). Пассажирский вагон, в котором прибыла высокая делегация, ныне украшает наш ж/д вокзал, а внутри него композиция- «Приезд Л.И. Брежнева в Тулу»! Схожу при первой возможности. https://1520today.ru/blog/pobyval-vnutri-bronirovannogo-vagona-brezhneva-krovat-massazhnyj-stol-i-vannaja-kotorye-pomnjat-genseka
Успел частично заснять трубящих и грустящих ангелов. Тот, что с венком, однажды удостоился напыщенного стихотворения. Оно настолько плохое, что цитировать его великий грех.
Собор не такой уж древний, а я человек не воцерковленный, но, по описанию, икон, мощей, реликвий в нём хватает. Аня знала почти о всех заранее, однако вверх по лестнице для окончания осмотра «местоблюстители» нас не пустили.
Пожилой благообразный мужик в Витину композицию вписывается. Не сразу понял, что это я и есть (как раз в момент, когда делаю плохой предыдущий снимок с бликом). Вот что бэкстейдж фототалант животворящий делает!
Далее в том же авто с использованием Витиного навигатора мы проследовали для исполнения моей стародавней мечты, т. е. для посещения Тульского областного художественного музея. Четверть века отдав этому городу, десятки раз крутясь поблизости, внутрь попасть так и не сподобился! Признаюсь в позоре исключительно дабы ещё раз акцентировать просветительскую функцию нашего сайта с его обзорами живописи и развиртуализацией гостей на моей родной земле. Других поводов самообразовываться у меня не находится. Вот она прямая корысть- чем чаще гости у меня, тем я культурней наполняюсь)).
Без всем уже знакомого (главного в России) монумента Льву Николаевичу буквально никуда, он от искомого музея неподалёку. Мегастройка за его правым плечом-это будущий могучий аквапарк. Сами видите, достопримечательности у нас теперь прирастают со скоростью грибов (говорят, по темпам даже Питер опережаем). Для сравнения-ниже взгляд Мастера на заданную тему:
Прикинув, что перед культурным пиршеством требуется аперитив, и по времени укладываемся, метнулись бегом прямо через шесть полос главного в городе проспекта, благо воскресный автотраффик такую возможность оставлял.
«Ликёрка-лофт» в тульской навигации обозначен, как «торгово-развлекательный комплекс» (+«модное пространство»+ «творческий квартал» и др.) и на просторах Туристера он уже засвечен.
Центр фотопритяжения здесь- «самая скандальная скульптура» в любимом Витином стиле стимпанк авторства москвича Юрия Шурупова «Укрощение блохи». На нашем коллективном снимке Левша пытается выбить из Витиной головы все новомодные увлечения разложенческим и упадническим западным искусством и тем самым подготовить его к предстоящему восприятию неувядаемой русской и мировой живописной классики.
Мне куда больше лёг на душу другой арт-объект: мозаичная скамья со славянским орнаментом, «символизирующим счастье, душевное спокойствие и равновесие». Посмотрите, насколько мы тут спокойны и уравновешенны! Речные ветреные русла остались далеко позади, но в тот момент, по выражению моего деда, дохнуло таким февральком, что за Аню (после недавней простуды) стало боязно. Однако она заверила, что, с её опытом путешествий, утеплилась достаточно. Витя держит в руке волшебный и визуально-корректирующий телефонопульт, с которого запускается его ещё более магическая фотокамера. Что за век на дворе, что за радости жизни!
А это музейная фотозарисовка, озаглавленная Автором «Люди разглядывают голых на картине»))). Сам музей заслуживает отдельного и подробного отзыва с серьезной к нему подготовкой. Зря я что ли столько лет визит оттягивал! Надеюсь, всё ещё впереди.
Тут объяснений не требуется- фирменный зеркальный Vibas-style во славу главного открыточного вида!
Я пока не знаю впечатлений Вити и Ани от этой поездки. Как и все мы, надеюсь на лучшее. Мало мне в жизни попадалось таких позитивных и светлых людей, у них даже критика с мягким юмором!
Раньше стеснялся зазывать в Тулу: при прежнем разнообразии маршрутов вроде как самого себя рекламировать. А теперь сравните мой старый материал со всеми последующими публикациями, и вам легче будет представить масштаб и скорость перемен в городе. «Концепция изменилась» вслед за жизненными обстоятельствами. Направление можно смело рекомендовать москвичам и другим соседям, как почти идеальный тур выходного дня и даже уик-энда. Для желающих копнуть подольше и поглубже проблем с поселением и иной логистикой тоже не вижу. У нас ведь народ бывалый, а к мелким трудностям и вовсе снисходительный, так что выбирайте время, и в добрый путь!
*Фотографии Vibas лично переданы и одобрены Автором для настоящей публикации.
**Фотографии из Сети, находящиеся в свободном доступе, не требуют оценки и размещены в историко-иллюстративных и рекламно-туристических целях.
Теги:
Культурно-познавательный туризм