Очередная поездка в Барнаул оказалась очень спонтанной, на сайте Алтайского художественного музея я увидела, что заканчивается время выставки Русского музея «Женщины в русском искусстве». Очень захотелось побывать. Уехать утром в Барнаул, и вечером вернуться домой было реально, на следующий день не надо спешить на работу. Испортило мою поездку то, что железные дороги изменили расписание пригородной электрички, в связи с чем уменьшилось время моей прогулки по городу. Это меня расстроило, так как изначальная задумка не получится.
Сойдя с поезда, первым делом я отправилась в Художественный музей. В ноябрьские дни, в моем южном сибирском городе была еще слякоть, а столица края встретила холодом, снегом, настоящей зимой. Снег выпал в Барнауле очень резко, не дав деревьям полностью сбросить осеннюю листву. Золотые деревья на снежном фоне смотрелись весьма оригинально.
Выставка «Женщины в русском искусстве», как и ожидалось, оставила приятное впечатление. Обрадовало, что посетителей было немного, можно спокойно посмотреть и сфотографировать. Радостно было видеть семьи с детьми, которые вместе рассматривали картины, и родители пытались рассказать и объяснить детям увиденное. Эту выставку я показала в отдельном альбоме здесь .
Я обратила внимание, что в Художественном музее появились уникальные тактильные копии живописных произведений отечественного искусства XIX — XX ВВ. из фондов музея, изготовленные в рамках грантового конкурса программы «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».
Уникальные тактильные копии пяти живописных произведений известных художников XIX — XX вв.: Тропинина В.А. («Дама в зеленом»), Макарова И.К. («Портрет В. Н. Львовой ребенком»), Шишкина И.И. («Лес»), Гуркина Г.И. («Озеро горных духов»), Кончаловского П.П. («Натюрморт») предназначены для незрячих и слабовидящих посетителей.
Экспозиция дополнена 4 тактильными моделями икон алтайского иконописца В. Ф. Балыкина (1872–1932) конца XIX — начала XX в. Работы выполнены в технике резьбы по дереву из кедра.
Все работы объединены в выставку «Искусство прикосновений». Её организация стала возможной благодаря победе Государственного художественного музея Алтайского края в конкурсе «Создание тактильных копий музейных экспонатов». Такие изменения не могут не радовать.
После музея я планировала немного прогуляться, недостаток времени не позволял мне поехать туда, куда я хотела, поэтому у меня получилась сокращенная версия прогулки, но не менее интересная.
Недалеко от музея находится очень старый и красивый особняк, один из тех, который чудом сохранился после самого крупного и опустошительного пожара 1917 года. Почему я раньше не вспомнила об этом здании, не знаю.
Особняк С.Я. Яковлева . 1913 г.
Чтобы понять размер бедствия, надо понимать, что это один из крупнейших пожаров страны тех лет, и сопоставим только с московским пожаром 1812 года. Поэтому исторических зданий в Барнауле можно сосчитать по пальцам, но более страшным было то, что почти половина населения города лишилась жилья. Из-за революционных событий 1917 года, гражданской войны и последующей разрухи, ликвидация последствий пожара затянулась на два десятилетия.
Особняк С.Я. Яковлева . 1913 г.
Вернемся к сохранившемуся памятнику архитектуры начала XX века, одному из самых красивых зданий Барнаула. Дом построен в 1913 году по заказу предпринимателя С. Я. Яковлева, после революции его все же реставрировали. Двухэтажное здание в стиле модерн с элементами, стилизованными под барокко, с полуподвалом каменной постройки на ленточном фундаменте и сложной крышей хорошо вписывалось в кварталы купеческих застроек исторической части города. Фасад оформлен на цветном контрасте белого и красного, сохранена старая кладка.
Особняк С.Я. Яковлева . 1913 г.
Здание входит в список памятников архитектуры федерального значения. В настоящее время здесь находится Банковская школа.
Я перехожу на историческую улицу Ползунова , богатую всевозможными музеями, и про которые я уже ранее рассказывала.
Улица Ползунова. Музей "Мир камня"
По улице Ползунова я прямиком направляюсь к старейшей площади города — Демидовской.
Демидовская площадь является первой парадной площадью города Барнаула, и представляет собой историко-архитектурный ансамбль, сложившийся в 1819–1852 годах, выполненный в традициях русского классицизма.
Ансамбль площади включает в себя здание Горного госпиталя, Горного училища, Богадельни для инвалидов сереброплавильного завода с церковью Дмитрия Ростовского. В центре площади находится 14-метровый Демидовский столп, окруженный сквером.
Демидовская площадь. Горный госпиталь.
Здание бывшего Горного училища.
Демидовская площадь. Здание бывшего Горного училища.
Демидовский столп и бывшее здание Богадельни.
В 1818 году, начальник Колывано-Воскресенских заводов П. К. Фролов внёс на рассмотрение Горного Совета вопрос о создании в Барнауле площади, предназначенной для обелиска в честь 100-летия горного производства на Алтае. Местом строительства была выбрана Конюшенная площадь.
Здание бывшего Горного госпиталя.
Самой ранней постройкой, составляющей ансамбль Демидовской площади, стало здание Горного госпиталя, построенное по проекту А. Молчанова в 1819–1845 годах, это сооружение сохранило первоначальный облик до наших дней. Здание выглядит монументальным: гармоничные пропорции, гладкие стены, строгий портик с треугольным фронтоном, колонны с дорическими капителями.
В середине XIX века площадь превратилась в административно-общественный центр Барнаула и после установления в 1844 году обелиска с барельефом Акинфия Демидова стала называться Демидовской.
Демидовский столп и бывшее здание Богадельни.
14 метровый обелиск, установленный в честь 100-летия горного производства на Алтае, заложен в 1825 г. и возведен в 1839 г., является первым в России обелиском, посвященным труду человека.
12 блоков, из которых выложен памятник, высекали и обрабатывали в деревне Ведовской Колыванской волости. Затем их на плотах сплавляли вниз по Чарышу и Оби до Барнаула. Чугунный барельеф с портретом А. Н. Демидова, основателя заводов, давших развитие Барнаулу, ранее был на обелиске, теперь хранится в Алтайском краеведческом музее.
Это один из немногих в России памятников, увековечивших имя Акинфия Демидова, а также становление и развитие горного производства на Алтае, обеспечивавшего в XVIII — XIX веках серебром казну Российской империи.
После революции 1917 года название площади естественно изменили на пролетарское, но в 1992 году вернули историческое, родное имя.
Проспект Красноармейский.
Время бежит неумолимо, и я по Красноармейскому проспекту, рядом с которым и находится площадь, направляюсь в сторону вокзала.
Домом купца Ф.А. Шадрина , проспект Красноармейский, 8.
Издали любуюсь красивейшим Домом купца Ф. А. Шадрина. Здание построено в 1913 году по заказу купцов братьев Шадриных. В 1920 году, после эмиграции Шадриных в Шанхай, в здании разместился союз пищевиков, союз металлистов и детсад. Дом несколько раз страдал от пожаров, реставрировался.
Ресторан "Демидовский" на Красноармейском проспекте.
Неподалеку от площади ресторан, естественно «Демидовский». По техническим причинам не получилось сфотографировать и показать еще несколько интересных домов на Красноармейском.
Небольшую прогулку по исторической части Барнаула закончу фотографией скульптурной композиции «Одинокому влюбленному» около Аграрного университета. Хочется, чтобы встречи с любимыми людьми и городами все-таки случались. До новой встречи, Барнаул.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия