«Я была не везде, но это в моём списке." СЬЮЗЕН ЗОНТАГ
После пребывания в Ташкенте мы отправились на нашем туристическом автобусе по дороге на юго-запад, в общем и целом повторяющей Великий шелковый путь — в Самарканд, до которого от столицы Узбекистана около 350 километров. Прибыли в отель к вечеру и тут же отправились изучать город, не в отеле же сидеть, в самом деле))
Вечерняя прогулка
Отель наш под названием «Arba» располагался в районе европейской застройки так называемого «Русского Самарканда».
Недалеко от отеля с одной стороны возвышается кафедральный собор во имя Святителя Алексия Московского. Храм 1911 года постройки сооружен в псевдорусском стиле, его интерьеры богато украшены. А с другой стороны от отеля находится католический собор «Святого Иоанна Крестителя» 1916 года постройки, выполненный в неоготическом стиле.
В этом районе широкие прямые улицы, симпатичные дома, парковая зона, по которой приятно прогуляться. Многие здания представляют собой образцы архитектуры русского колониального стиля.
А Университетский проспект поражает своими огромными платанами!
Здание Самаркандского университета
Наша прогулка имела целью для начала выйти к памятнику Тамерлану, восседающему на троне, после чего можно было начинать исследовать Самарканд исторический, особенно красивый в ночной подсветке.
От памятника Тамерлану начинаются исторические кварталы города. Как приятно прогуляться по южному городу бархатной майской ночью, разглядывая удивительные древние строения, выглядящие загадочно и романтически… В шаговой доступности от памятника находится мавзолей Гур-Эмир — усыпальница Тамерлана и его потомков.
Великолепный комплекс с мозаикой, цветной плиткой и арабской резьбой на стенах.
И вот когда мы с восхищенным придыханием осматривали его со стороны входа, вдруг появился какой-то непонятный дядька и стал громко предлагать посетить усыпальницу, которая по всей логике должна была быть давно закрыта — «Мол, заходите, уважаемые, за умеренную плату, я вам и свет в усыпальнице включу…))». Вот тут мы растерялись, заменжевались…в общем, не хватило здорового духа авантюризма и реакции, хотя логика подсказывала, что это не подвох, а просто какой-то ночной сторож делает свой маленький гешефт.
К тому же мы торопились увидеть ночное лазерное шоу на площади Регистан. Вспомнился советский анекдот, в котором охрана предлагала интуристам за валюту для просмотра вынести Ильича из Мавзолея, если им спускаться неохота… Мы отправились дальше, а несколько незнакомых нам туристов откликнулись на эксклюзивное предложение и, возможно, правильно сделали. Уж очень много туристического народа было в усыпальнице мавзолея на следующий день, в положенное время))
Недалеко, в парке Амира Тимура находится мавзолей Рухабад — одно из самых древних зданий города, построенное по древним канонам без мозаик, изразцов и цветной глазури в 1380 году над захоронением шейха Бурханэддина Сагараджи — знаменитого ученого-мистика.
По дороге к площади Регистан нам встретилось еще несколько интересных памятников и зданий, все современные.
А вскоре мы добрались до главной площади города — Регистана, одной из красивейших площадей мира. Вряд ли ее вид кого-то оставит равнодушным… Место очень популярное для туристов со всего света, народ любуется, тусуется и общается здесь на разных языках.
Ночная жизнь бурлит — на улице напротив площади рестораны полны посетителями, в них еще надо постараться найти свободные столики. Много полицейских, но они стараются быть незаметными, где-то прочел, что в городе функционирует специальная «туристическая полиция».
По итогу нам очень понравилась ночная прогулка по Самарканду, на следующий день предстоял осмотр его достопримечательностей при дневном освещении))
Мавзолей Гур-Эмир
Гур-Эмир переводится как «могила повелителя». Изучая жизнь повелителя, прочел у одного автора фразу — «Выдающийся государственный деятель и талантливый полководец Амир Тимур занимает особое место в истории народов Средней Азии. Начиная с середины XIV века он ведёт освободительную борьбу против монгольских завоевателей." С тем, насколько Тамерлан был талантливый полководец, пусть спорят души разбитых им в пух и прах великих военачальников, с тем, что выдающийся деятель — тень империи Темуридов…
Мавзолей Гур-Эмир (1403-1404 годы)
А вот насчет освободительной борьбы против монгольских завоевателей попробую поспорить — в этом есть большое сомнение, ведь и сам Тамерлан был представителем какого-то не слишком знатного монгольского рода. И вообще, читая об истории восхождения к власти юного рекетира, смолоду крышующего с братвой купеческие караваны, получаешь некое дежавю «Игры престолов», где нет хороших и честных правителей, а все грызутся за власть со всеми. И борьба выходит не освободительная, а завоевательная, и выигрывает в результате самый сильный, наглый, бесстрашный и жестокий… Впрочем, это тема другого рассказа, тем более, что человечество не слишком далеко продвинулось от тамерлановских «пирамид из черепов» в своем гуманизме до настоящего времени…
Мавзолей Гур-Эмир (1403-1404 годы)
Не смотря ни на что, Тамерлан считается в Узбекистане величайшим деятелем и не поклониться его праху не только невежливо, но и опасно из-за древнего проклятья… Со школьных лет помню легенду, что ВОВ началась на следующий день после того, как антрополог Герасимов побеспокоил прах правителя…И якобы сам Сталин давал поручение побыстрей вернуть останки на место, чтобы успокоить выпущенного на волю духа войны.
Так выглядел комплекс Гур Эмир в начале 20 века
Кстати, гиды и сейчас с удовольствием пересказывают эту историю, подкрепляя ее более древней, когда некий иранский правитель увез с собой надгробье с могилы Железного хромца, приобретя при этом тьму неприятностей, от которых избавился, только вернув украденное на место.
Следует отметить, что Мавзолей стал местом упокоения Тамерлана в некоторой степени случайно. Правитель прожил почти 70 лет и на его веку погибали и умирали его дети и внуки, Мавзолей строился для любимого внука и наследника престола Мухаммада Султана. Началось строительство в 1403 году, но сам Тамерлан пережил внука всего на 2 года, умерев в 1405 году во время похода на Китай. Несмотря на наличие заранее построенной усыпальницы в родном городе Тамерлана Шахрисабзе, похоронили его рядом с внуком.
В Мавзолее сейчас покоятся, кроме самого правителя, его учитель, два его сына, два внука, и два менее известных родственника. А туристы любуются многогранным синим куполом Мавзолея, мраморными панелями, резными деревянными дверями.
Поражает богатство внутреннего убранства. Высокий купол с золотой росписью уходит вверх, завершаясь люстрой. По бокам барабана расположены высокие стрельчатые окна с изящной вязью решеток.
Стены искусно отделаны мозаикой в традиционных цветах — разных оттенках синего и голубого. Существует мнение, что именно Гур-Эмир стал прообразом многих известных средневековых шедевров — среди них индийский Мавзолей Тадж-Махал. Автор до Индии так и не добрался, поэтому высказывать мнение по данному вопросу не считает этичным))
Площадь Регистан
В дословном переводе Регистан звучит как «песчаное место». Поскольку Регистаном назывались крупные площади во многих городах Средней Азии, можно предположить, что все они были засыпаны песком. По утверждению нашего гида Сабира это было очень гигиенично в том плане, что площади, кроме торговых функций, осуществляли функцию лобного места и было легко привести все в порядок, присыпав кровь жертв порцией песка…
Площадь Регистан в Самарканде стала туристическим брендом не только города, но и всего Узбекистана. В ее комплекс входят три красивейших медресе. Если смотреть на площадь, то слева находится медресе Улугбека. Напротив него, справа — медресе Шердор, а посредине медресе Тилля-Кари. Постройки датированы 15–17 веками, вместе с другими древними памятниками Самарканда они входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Медресе Улугбека (1417—1420 годы).
Панорама очень хороша — три здания гармонично формируют пространство площади. Можно представить, как это колоритное место действовало на гостей города в эпоху караванов Великого Шелкового пути. Все поражало воображение — лазурные купола, величественные входные порталы и высокие минареты, отделанные расписными плитками цвета золота и всех оттенков синего.
Внутренний двор медресе Улугбека
Самое древнее из зданий — медресе Улугбека было построено в начале XV века и дошло до наших дней практически в первозданным виде, хотя в целом комплекс подвергся значительной реставрации. Яркая мозаика и цветной мрамор медресе сохранились за прошедшие шесть веков. Считается, что медресе Улугбека было лучшим учебным заведением своего времени на Востоке.
В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и богословию. Как понятно из названия, организатором постройки медресе и преподавателем в нем был великий ученый Улугбек — астроном и математик, внук Тамерлана, которому иногда приходилось отвлекаться от научных занятий для руководства государством)). Жизнь его закончилась трагически — он был убит по указке своего сына Абдаллатифа.
Реконструкция процесса обучения в медресе. В центре Алишер Навои
Но вскоре самого сына тоже убили, а голову отцеубийцы на три дня вывесили над входом в медресе… О времена…((
В квадратном дворе медресе находятся мечеть, лекционные комнаты и 48 худжр — келей, где жили студенты. Первый этаж помещений предназначался для занятий, а второй — для отдыха.
Медресе Шердор или «Обитель львов» постройки 17 века назвали так из-за изображенных на входном портале символов власти в Самарканде — хищников с солнцем на спине.
Медресе Шердор (1619—1636 годы).
Если присмотреться, то хищники больше похожи не на львов, а на тигров или, в крайнем случае барсов. Видимо, древние мастера не слишком разбирались в видах крупных кошачьих))
Лев, он же тигр, он же барс ))
Арки этого духовного училища радуют глаз изысканным орнаментом, стены расписаны цитатами из Корана. В оформлении медресе использовались глазурованные кирпичи, майолика и мозаика. Напротив входа в медресе Шердор расположена могила Ходжа Мухаммада Катангу — это единственное захоронение на площади.
Гид Сабир рассказал такую версию ее появления. Во время строительства медресе достопочтенный торговец мясом подвязался кормить строителей и денег за это не брал. Когда же руководитель строительства ближе к окончанию срока поинтересовался, чем его отблагодарить, тот попросил похоронить его на центральной площади города, что было абсолютно неприемлимо, тем более для простолюдина. Но начальство дало слово и благородно сдержало его. Правда ли это или является городской легендой, решать читателю))
Медресе Тилля-Кари (1646—1660 годы)
Замыкает комплекс площади Регистан медресе Тилля-Кари (Позолоченное медресе), которое было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте бывшего караван-сарая. С западной стороны двора медресе расположено купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах. В мечети позолоченный михраб, поверхность стен и сводов покрыты росписью в технике настенной росписи «кундаль» с растительным орнаментом и обильным применением золота.
При отделке использовались мозаика и майолика с растительным и геометрическим орнаментами.
По сторонам от центрального портала расположены крылья здания с двумя ярусами, в них есть ниши в виде арок и башни по углам.
В помещениях медресе комплекса Регистан все для туристов — многочисленные магазины и лавки,
где товары и сувениры на любой вкус,
музеи, где рассказывается об истории города и комплекса.
Невозможно не отметить блестящей работы советских реставраторов, благодаря работе которых с середины 20 века восстанавливалась и сохранялась вся эта красота. Продолжается реставрация и в настоящее время.
А фотографии, в том числе знаменитого Прокудина-Горского, показывают нам состояние комплекса начала 20 века.
Комплекс любим и местными жителями — здесь фотографируются молодожены,
приезжают на экскурсии школьники и веселятся колоритные дамы))
В комплекс площади Регистан входит шестигранный крытый рынок Чорсу, возведенный в 15 веке и перестроенный 200 лет спустя.
Чорсу — историческое торговое здание-памятник, расположенное к северо-востоку от площади Регистан. В настоящее время музей и галерея
Он отреставрирован в 2005 году, сейчас здесь расположена художественная галерея.
Школа, где учился будущий президент страны Ислам Каримов
Далее по пешеходной улице имени Ислама Каримова мы направились в сторону Мечети Биби Ханум.
Мечеть Биби Ханум
Самому великому завоевателю Средней Азии, который не проиграл ни одного сражения и покорял народы, вовсе не всегда все были покорны… Думаю, понятно, что это были женщины, точнее — жена, а еще точнее — старшая жена. Утверждается, что у Тамерлана в общей сложности было 18 жён. Старшей и по должности самой любимой, была Сарай Мульк Ханум. С ней и возникали трения…
Входной портал в мечеть Биби Ханум
Самым монументальным строением в Самарканде, созданным во время правления Тамерлана, считается соборная мечеть Биби-Ханум. Она была воздвигнута после его победоносного похода в Индию, строилась с 1399 по 1404 год. Над столицей империи на 40 метров вознесся лазурный купол великолепного сооружения. По богатству убранства этой мечети не было равных, в ней одновременно могли молиться 10 000 верующих. К мечети ведет огромный входной портал, который называют Млечный путь, с 18-метровой стрельчатой аркой.
Но правитель был человеком сильно занятым, все время проводил на службе, то есть в боях и походах, за всем уследить не мог. Современники сплетничали, что в его отсутствие делами заправляла старшая жена. Тамерлану, вернувшемуся из очередной командировки, не понравился входной портал в мечеть, который вышел недостаточно величественным и он приказал казнить руководителя строительства. Особо наглые сплетники утверждали, что в реальности у любимой жены властителя с главным прорабом возникли шуры-муры, но это очень маловероятно))
Мечеть Биби Ханум. Вид со стороны Сиабского базара
Что из исторических легенд видится более реальным? То, что в мавзолее Биби-Ханум («старшая принцесса» или «старшая жена»), выстроенном напротив мечети для женщин из рода Тимуридов и строительство которого тоже курировала Сарай Мульк Ханум, стены были сделаны выше мечети. Властитель обоснованно попенял жене, что стены мавзолея для нее и тещи не могут быть выше стен дома Всевышнего….)) После чего стены мавзолея быстренько укоротили.
Тамерлан говорил — «Если вы хотите узнать мою силу, то смотрите мои сооружения». Он хотел видеть их гигантскими, но его амбиции опережали технологии того времени — великолепные творения разрушались под натиском стихий. Несколько веков можно было аблюдать лишь руины легендарного сооружения. Сейчас в мечети около 60 процентов объема восстановлено, и до сих пор продолжаются реставрационные работы.
Внук Тамерлана Улугбек соорудил мраморный пюпитр-лаух (подставку для Корана), на котором раскрывали знаменитый Коран Османа, прямо во дворе мечети.
За стенами мечети Биби Ханум находится Сиабский базар, по которому мы пробежались, но ничем не вдохновились — базар как базар)) Зато с интересом остановились напротив мечети Хазрет-Хызр 8 века, расположенной на холме.
Кроме своей исторической ценности она интересна тем, что на ее территории сооружен Мавзолей первого президента Узбекистана, уроженца Самарканда, Ислама Каримова, который удалось встроить в объект под эгидой Юнеско, не испортив исторический облик. За мечетью находятся раскопки древнего городища Афросиаб, основанного за восемь веков до нашей эры.
Обсерватория Улугбека
Внук Тамерлана Улугбек был великим ученым и, видимо, неважным политиком и воином. Жаль его, родившись Тимуридом, он вынужден был делить свое призвание с неинтересными ему государственными делами…
Во многом благодаря Улугбеку, основавшего медресе, научные центры и первую в Средней Азии обсерваторию, Самарканд стал центром просвещения и знаний. В начале 15 века обсерваторию Улугбека снабдили самыми мощными на тот момент приборами.
Предполагается, что высочайший уровень технической оснащенности позволял определять положение солнца, луны, звезд и планет, пересекающих небесный меридиан над горизонтом. Результатом работы группы талантливых математиков и астрономов, приглашенных Улугбеком, стал точнейший каталог расположения 1018 звезд. Он несколько столетий был для мировых астрономов самым авторитетным научным пособием. После убийства Улугбека ассасинами — профессиональными убийцами, нанятыми его сыном, обсерватория была повреждена религиозными фанатиками, а впоследствии местные жители разобрали здание на кирпичи.
В 1908 году российский археолог и востоковед Василий Вяткин обнаружил сохранившиеся фундаменты и подземные помещения Самаркандской обсерватории. В настоящее время часть ее сооружений воссоздана, действует музей, где хранятся репродукции средневековых рукописей и карт звездного неба, портреты выдающихся средневековых ученых, астрономические приборы, макет реконструкции обсерватории.
Мемориальный комплекс Шахи Зинда
В целом мемориальный комплекс является некрополем, городом мертвых, выглядящим как достаточно узкая улица, по обе стороны которой расположены мавзолеи. Такие места обычно наводят на автора грусть-тоску, и осматривает он их как бы по обязанности… Но данный комплекс ломает стереотипы, являя собой одно красивейших мест города и выглядящих ярко и даже жизнеутверждающе, как ни парадоксально это прозвучит…
Все здесь напоминает декорации восточной сказки — мавзолеи облицованы яркими лазурными плитками и расписаны затейливой вязью. Это целый квартал из мечетей и мавзолеев, возводившихся, в основном, в 14–15 веках, хотя присутствуют постройки и других периодов. Усыпальницы создавались лучшими зодчими, строились на века для великих и влиятельных людей своего времени. Здесь похоронены исламские святые, правители, ученые, военачальники, родственники и соратники Тамерлана и его потомков.
Основным мавзолеем некрополя является место погребения двоюродного брата пророка Мухаммеда — Кусама ибн-Аббаса. Он же считается самым древним сооружением Самарканда, дошедшим до нас без изменений, и датируется 1334 годом. От него пошло название комплекса — «Шахи Зинда», что в переводе с персидского означает «Живой Царь». До сих пор ученые и богословы спорят — мнимое ли это захоронение или настоящее, погиб святой или выжил в результате нападения язычников…
Согласно преданиям, Кусам ибн-Аббас проповедовал ислам в Самарканде в 7 веке, и принял мученическую смерть во время молитвы. Его могила стала важным местом паломничества правоверных мусульман, одно время посещение Шахи Зинда приравнивалось к хаджу в Мекку. Его надгробную плиту украшают строки «Тех, которые убиты на пути Аллаха, не считайте мертвыми: нет, они живы…»
Исторически гробница Куссама ибн Аббаса стала основой всего ансамбля, так как вокруг неё и сформировался некрополь из одиннадцати мавзолеев, которые пристраивали друг к другу вплотную, чтобы быть поближе к месту захоронения святого. Считалось, что такое соседство искупит все грехи усопшего.
Кроме того, паломники со всего света, исповедующие христианство, ислам и иудаизм посещают мавзолей Ходжа Дониер (Святого Даниила) — его почитают во всех трех авраамических мировых религиях. Согласно преданиям сам Тамерлан привез мощи библейского пророка в свою столицу из завоеванного города Сузы. У мавзолея находится источник святой воды, который, как утверждается, брызнул из-под копыта коня Тамерлана.
Основная масса обычных туристов увлечены фотографированием архитектурных шедевров святого места, ведь любой элемент здесь — произведение искусства. Должен отметить, что процесс фотографирования не слишком прост, туристов много, улица узкая, чтобы выбрать ракурс без наличия в кадре кого-то или чего-то ненужного — надо потрудиться))
Вдоль узкой улицы усыпальницы стоят друг за другом, большинство построено в едином стиле прямоугольных купольных зданий с мощными портиками, соединенные арочными галереями с изящными куполами и изукрашенные великолепной майоликовой плиткой.
Мозаичные узоры — плоды фантазии древних мастеров можно рассматривать бесконечно. Стены сооружений переливаются множеством оттенков синего и лазурного цветов, хотя использовались и другие цвета.
Пожалуй, несмотря на большое количество великолепных исторических объектов в Самарканде, комплекс Шахи Зинда является одни из самых ярких и оставляет одно из самых сильных эмоциональных ощущений…
Здесь великолепно увековечена в камне история города и теперь в памяти он вспоминается в лазурно-голубых оттенках))
Вместо послесловия
Вечером по предложению Сабира мы посетили театр исторических костюмов El Merosi. Там идут спектакли, воссоздающие события из богатой истории Самарканда. Актеры, а главное — актрисы одеты в максимально точно воспроизведенные наряды тех народов и эпох, которые они изображают. А выбирать есть из чего — история города началась в 8 столетии до нашей эры, когда здесь возвышались стены Афрасиаба, известного грекам как Мараканда — столицы исторической области Согдиана. В Древней Греции в те времена проходили первые Олимпийские игры. Кто только потом не завоевывал город — греки, персы, арабы, монголы, тюрки… Более двух тысяч лет Самарканд был ключевым местом на маршрутах Великого шелкового пути. Актеры постарались посредством костюмированного танца показать древнюю историю своего города. И хотя никто сейчас не может утверждать, что знает танцы древних согдиан, представление нам понравилось))