Важный вопрос: как перемещаться по острову Маэ
Остров Маэ гигант среди прочих входящих в Сейшельский архипелаг: в длину целых 27 км, а в ширину 8.
Важный вопрос: как перемещаться по острову Маэ
Остров Маэ гигант среди прочих входящих в Сейшельский архипелаг: в длину целых 27 км, а в ширину 8.
Большая часть из тех двух недель, что я провёл на Сейшелах, была отведена именно здоровяку Маэ, что выглядело вполне логичным, если распределять время пропорционально площади островов. Более маленькому Праслину досталось только два дня, а миниатюрному Ла-Дигу и вовсе один.
Сейчас, задним умом, я бы уделил чуть больше внимания Праслину, добавив в его сторону ещё, ну, хотя бы, денька два. Уж больно он оказался симпатичным. Но, что делать, «из песни слов не выкинешь», что было, то было.
А было всё замечательно. Пустыми дни на Маэ точно не назовёшь, нашлось время пляжному отдыху, прогулкам по горным тропам и даже познавательному туризму.
Под последним времяпрепровождением я понимаю исследование достопримечательностей Виктории, столицы и единственного города Сейшельских островов, посещение ботанического сада (одного среди нескольких) и деловой визит на семейное предприятие, где производят ром Такамака, самый популярный сейшельский бренд.
Об этом стоит рассказать, поделится свежими впечатлениями.
Но сначала один злободневный вопрос, который, знаю это по себе, волнует многих, кто планирует самостоятельное и желательно бюджетное знакомство с островами. Вопрос этот такой: как перемещаться по острову Маэ?
Вариантов несколько, и первый их них такси. Мы пользовались данной услугой дважды: сразу по прилёту, чтобы добраться из аэропорта до наших апартаментов в Anse Royale и второй раз, когда пытались успеть к раннему отплытию парома на Праслин, на который в итоге всё равно опоздали.
Всё шикарно, удобно и комфортно, что тут сказать. Всё кроме цены, которая не просто кусается, а кусается до крови.
В том смысле, что очень дорого.
В тех двух случаях мы ехали впятером и, соответственно, делили расходы на пятерых, тем самым снижая нагрузку. Но даже имея возможность делить расходы, мы заказывали такси только в особых случаях, когда было очень надо. Ну, реально очень дорого.
Вспоминаю свои советы, как передвигаться, например, по Буэнос-Айресу или Панама-сити, так вот там я советовал именно такси, что мне казалось весьма оптимальным вариантом. А здесь нет, такого совета я дать не могу. Хотя, конечно, решать вам, может у вас денег вагон и маленькая тележка.
Второй вариант, если их распределять от менее предпочтительного к более, будет аренда авто. Такой опыт у меня тоже имеется, правда, с определёнными допущениями, какими сейчас расскажу.
Машину мы арендовали на троих. Скооперировался я с двумя женщинами из Москвы, с коими пересеклись дорожки во время отдыха на острове.
Взяли малолитражку на два дня, стоимость одного дня 40 евро, плюс залили 10 литров бензина, более не потребовалось. Прокатчики задумали было взять залог, то ли $500, то ли $1000 с обязательством вернуть, если с машиной при возврате будет всё нормально. Но мы им наврали, что таких денег у нас нет, те поверили, или сделали вид, и в итоге обошлись без залога.
Классно покатались, за два дня объехали весь остров, добрались до самых дальних его уголков.
Никаких происшествий, машину вернули тоже без особых проблем. Но, есть одно обстоятельство, которое надо учитывать.
Управлять автомобилем по дорогам Маэ занятие не для слабонервных. Движение левостороннее, как в Британии, не зря же Сейшелы бывшая британская колония, но это ладно.
Дороги узкие, и за редким исключением бесконечный горный серпантин, но и это ещё не всё. Обочины в нашем понимании, как правило нет, по краям от проезжей части оборудованы глубокие бетонные канавы, водотоки дождевой воды, ибо тропические дожди в тех местах не редкость.
То есть, одно неверное движение руля, колесо попадает в канаву… Что будет в результате лучше не представлять, ибо вполне вероятны человеческие жертвы.
К тому же тротуаров нет в принципе, пешеходы идут прямо по трассе, которая, напоминаю, узка и извилиста.
Я сам так ходил и перед каждой встречной машиной истово крестился, почему-то забывая, что принимаю себя за убеждённого атеиста. А что делать, когда страшно.
В обычной жизни я управляю автомобилем более 30 лет, и за это время не было ни малейшего дорожного инцидента. Но сесть за руль на Маэ, наверное, не решился бы. Так получилось, что одна из моих компаньонок, инструктор по вождению в Москве с многолетним стажем, она и рулила. Спасибо тебе Лена, ты настоящий профессионал.
Солидный водительский опыт и стальные нервы, вот что вам нужно, чтобы арендовать автомобиль на Маэ. Такой мой совет, а решать опять же вам.
Что касается третьего варианта передвижения по Маэ, то это будет public transport, а именно общественный островной автобус.
Вот это самый реальный вариант, на котором и дёшево и относительно комфортно.
Комфорт, конечно, условный. Автобусы индийского производства и выглядят несколько уставшими. Но по большому счёту нормально, в итоге доставят туда, куда вам надо.
Маршрутов на острове Маэ на удивление много, слышал, что более 40. Все они начинаются и оканчиваются в одном месте именуемом Victoria Bus Station. Я так много перемещался на автобусах по острову Маэ, что городской автовокзал Виктории стал чуть ли не вторым домом, ведь все эти многочисленные маршруты обязательно там пересекаются.
У каждого маршрута есть свой номер, обозначаемый буквой и цифрами, и даже есть расписание, которое при желании можно найти на специальном сайте.
Но я себе голову подобной информацией не забивал, а зачем, если всегда можно спросить у местных.
Надо сказать, что островитяне весьма приветливы и добросердечны, и все как один владеют языком похожим на английский. Я, как оказалось, откуда-то знаю сейшельский английский, во всяком случае, с коммуникацией никаких проблем никогда не возникало.
Спросишь, скажем: I’m looking for a bus to Anse Royale, обратившись к любому местному. И местный непременно укажет и номер, и место оправления, и даже примерное время, сопроводив своё сообщение традиционной улыбкой. А если всё же имеются некоторые сомнения, всегда можно уточнить при посадке у водителя.
Что касается остановки, то это только по требованию. Тут надо ориентироваться по навигатору, а чтобы водитель остановил автобус в нужном месте, жмите предварительно на одну из кнопок в салоне.
На трассе автобусные остановки непременно будут иметь маркировку с надписью на асфальте: «BUS STOP». А иногда остановка и более основательное сооружение.
Что касается оплаты, то имейте в виду, никаких наличных, водитель их не возьмёт, оплата только специальной автобусной картой.
Лучше купить пополняемую, она продаётся в большинстве магазинов, что держать индусы.
За каждую поездку, оплачиваемую автобусной картой через валидатор при входе в автобус, списывается 10 местных рупий (1 евро/ 1 доллар — 15/14 рупий).
В аэропорту, специально для туристов, продают безлимитные автобусные карты на 4 или 8 дней. Я сразу по прилёту купил на 8 дней, но мне кажется это невыгодно. Стоимость такой карты достаточно большая, и чтобы окупить её надо ну очень активно кататься. Далее я пользовался исключительно пополняемой.
Ух, вроде бы всё. Хотел как-то кратенько, но вышел целый опус. Однако, сокращать не буду, такую информацию перед поездкой народ ищет. А тут свежие впечатления, да и проверены лично.
Anse Royale — Королевская бухта
Вообще этот репортаж я хотел посвятить достопримечательностям острова Маэ, но увлекшись логистическим разбором пройтись по всем в одном рассказе точно не успею. Однако, начну.
Главные достопримечательности Сейшельских островов — это пляжи и представляя тот или иной остров основное внимание следует уделять именно им.
Но я буду использовать термин не «пляж», а «бухта», как, собственно говоря, это принято на Сейшелах. А то, что в бухте имеется пляж, привлекающий туристов, это уже второй вопрос.
Я имею в виду, термин «anse», как-то: Anse Royale, Anse Petite, Anse Grande, Anse Mayor, Anse Intendance.
В переводе с французского этот термин переводится именно как «бухта», хотя в понимании большинства туристов то, что я перечислил выше, просто шикарные пляжи острова Маэ.
Кстати, топонимика на французском языке вовсе не случайна. На Сейшельских островах сплошной поликультурализм: там два государственных языка, английский и французский, но абсолютное большинство местных общается между собой на креольском языке, дикой смеси упрощённого французского и восточноафриканских наречий. Мне хотелось бы поговорить об этом, но, наверное, в другой раз.
Итак, Anse Royale, Королевская бухта, с этого места началось моё знакомство с Сейшельскими островами. Именно туда мы приехали на такси сразу из аэропорта, потому как в этом районе мы сняли на несколько дней свои апартаменты.
Позже неоднократно уезжали и приезжали туда на автобусах. Как сейчас помню с автовокзала Виктории в направлении Anse Royale идут номера 6 и 9, и, кстати, примерно на полпути будет аэропорт. Так что, в аэропорт можно добраться и на общественном транспорте, что я и сделал, когда улетал домой.
Anse Royale, насколько я понял, некая административная единица острова Маэ, ибо там присутствует свой полицейский участок, госпиталь и даже католических храм.
Все эти три объекта расположены рядом, недалеко от автобусной остановки, обозначая тем самым центр этого района. Также в центре имеются магазинчики, небольшой рынок, несколько едален, в том числе работающих по принципу takeaway.
Жилой сектор занимает обширную территорию, тянущуюся от океанского побережья к центру острову или, если хотите, к его противоположной стороне.
Все дома раскиданы по гористой местности, высоты которой тем выше, чем дальше от побережья они находятся.
Причем набор высоты начинается сразу от океана и подъём достаточно крут.
Мы вот жили от пляжа всего в километре с небольшим, вроде бы совсем немного, если бы не значительный перепад высот. Когда идёшь на пляж, к центру, кажется нормально, только успевай тормозить и быть осторожным на поворотах.
А вот когда возвращаешься домой, особенно последние метров 500, то это адский ад, до чего тяжело.
Одно утешало, что подобные нагрузки прокачивают все мышцы тела и улучшают обмен веществ.
Если вы к этому готовы, то выбирайте для проживания Anse Royale, но имейте в виду, что апартаменты будут скорее всего где-то на высоте, чем выше, тем дешевле, и наоборот.
Рядом с пляжем, даже почти на пляже, есть отели, не фешенебельные, но выглядящие прилично. Сколько там стоит проживание не знаю, но думаю, что много.
Что касается собственно пляжа Anse Royale, то по сейшельским меркам он показался мне скромным.
Но это если мерить именно сейшельским лекалом, стандарты которого высоки. А так этот пляж, безусловно, неплох.
Представьте себе этакую подковообразную песчаную полосу, отделённую от дороги и от расположенных вдоль неё построек, пальмами и мангровыми кустами, и протянутую достаточно далеко.
Песочек белоснежный, вход в море пологий, барьерный риф препятствует большой волне.
Я на этом пляже провёл немало времени, один раз релаксировал там почти полный день.
Это было под конец первой недели пребывания, когда я на некоторый срок оказался один. С утра посмотрел частный ботанический сад, расположенный неподалёку, купил в магазине воды и перекус, а на рынке фруктов, и пришёл на пляж.
Мангровые кусты, своеобразно изгибаясь, создают, что-то наподобие индивидуальных зон отдыха, отделяя твоё лежбище от посторонних и обеспечивая такую желанную тень. Океанская водичка оптимальной температуры, ложе из белоснежного песка, банан, чтобы утолить голод. Нет, реально в таком отдыхе что-то есть.
Однако, в качестве ложки дёгтя, скажу, что видел на Сейшелах пляжи и покрасивее. Ну, может, не столь пляж Anse Royale живописен, может знаменитых валунов не хватает, или я просто заелся.
Не знаю.
А ещё на этом пляже много местных, особенно в выходной день. Против местных я ничего не имею, большей частью это милые люди и, вообще, это их страна. Но некоторые персонажи на мгновение напрягали, когда проходили мимо, особенно когда ты в воде, а в рюкзаке на берегу, всё ценное, что у тебя там есть.
Впрочем, никаких происшествий не случилось, всё было тихо и мирно, а местами даже чудесно.
Сад экзотических цветов Kot Man-Ya
Чтобы дополнить картину района Anse Royale и уже более не возвращаться к его описанию в дальнейших своих материалах, отчитаюсь о визите в сад экзотических цветов Kot Man-Ya, о котором перед поездкой я прочитал столь много лестных отзывов.
Воодушевлённый рекомендациями, я обязательно решил там побывать, тем более, как оказалось, от наших апартаментов в Anse Royale до этого сада не более километра. Всего лишь надо было спуститься с одной горы и подняться на новую.
Я знал, что этот сад стал неким пилотным проектом по развитию экотуризма на Сейшелах. Он был открыт в 2008 году, а его инициатором является некий Марк Маренго, в своё время, в течение многих лет, занимавший пост посла Сейшельских островов при ООН.
После выхода на пенсию посол Маренго увлёкся разведением экзотических растений, собрав со временем обширную коллекцию уникальных тропических растений со всего мира.
Более того, в придачу к экзотической фауне трудолюбивый дядюшка приютил на своём участке гигантских черепах, морских свинок, кроликов и даже зеленых гекконов с лягушками.
Отзывы утверждали, что всё это великолепие можно увидеть своими глазами, а экскурсию проведёт для вас сам господин бывший посол. Ну, вот как тут не пойти не посмотреть на такое чудо, и я пошёл.
Сразу скажу, что завышенные ожидания себя не оправдали. И это, мягко говоря.
Ориентируясь по навигатору, я без проблем нашёл нужный объект, добравшись туда пешком. Это было воскресное утро, но сад был открыт, и меня на пороге встретил сам господин Маренго, на вид весьма древний дядя.
Взяв за вход причитающиеся 150 местных рупий (это примерно 10 евро), дядюшка посол проводить экскурсию для одиноко посетителя явно не собирался.
Засунув полученную сумму в карман брюк, посол Маренго мило улыбнулся, указав на начало маршрута. Он рекомендовал идти по дорожке, смотреть, что хочешь и сколько хочешь, а пройдя по кругу, гарантировал возвращение туда, откуда и начал.
Так всё и произошло. Разочаровало меня не отсутствие экскурсии, тут я на дядю не в обиде.
Всему виной не очень опрятный внешний вид сада и явные проблемы со стилем.
Экзотических растений было много, это правда, ярких, необычных, привлекающих взор. К разнообразию образцов фауны претензий не имею, она и в правду обширна, тут проблема в другом.
Сад позиционируется как объект экотуризма, но при его оформлении использовано слишком много совсем не природных деталей, нарушающих задуманный стиль. Я имею в виду всякие бетонные дорожки и парапеты, которые можно было бы отделать природным камнем или вовсе использовать только его.
Или, например, навесы для растений, смастыренные из всякого подручного материала, каких-то труб, досок и прочего попавшегося под руку.
Я вот, к примеру, живу в частном доме, на юге России, имею сад, и много времени там провожу. Так вот я себе такого не позволяю: если бордюры, то из камня, специально с гор привозил, дорожки каменные или посыпаны песком, ну, как-бы соблюдаю природный стиль. А я ведь не бывший посол при ООН и, самое главное, денег за вход не беру, а тут как-то не солидно.
Очень расстроили меня гигантские черепахи, которых согнали опять же в бетонный загон.
Топчутся бедняги в грязи словно свиньи у нерадивого хозяина, что-то жуют, посматривая из своего заключения печальными глазами. Ну просто жуть.
Неужели дядя, живя в Нью-Йорке, зоопарка нормального не видел? Если уж завёл черепах, создай им уют.
Морских свинок несчастных вместе с кроликами зачем-то засадил в самопальные тесные клетки.
И что, это экотуризм?
Да, дядя древний, самому работать в саду уже тяжело. Но подключи свои связи, найди финансирование, найми работников, приведи своё детище в подобающий вид.
Хорошо хоть много удивительных экзотических растений увидел, найду повод, обязательно про некоторые них расскажу.
Но уже не сейчас, в следующих репортажах с острова.