После прекрасно проведенного отдыха в Бирюзовой Катуни мы отправились дальше — в Горно-Алтайск. Во-первых, оттуда можно без особого труда улететь через Новосибирск домой, а во-вторых, хотелось иметь представление о городе, о котором я, грешным делом, имела смутное представление.
А чтобы проживание было в удовольствие и все главные достопримечательности под рукой, остановились в одной из лучших гостиниц — отеле Игман.
Помимо стандартных атрибутов в нашем улучшенном двухместном номере имелся удобный диван, журнальный столик и полностью укомплектованная кухня. Вдобавок в стоимость входил завтрак — шикарный шведский стол.
Небольшой город Горно-Алтайск притаился в тихой уютной долине между двумя горными грядами. В первой четверти XIX века здесь оседло проживало всего лишь четыре семьи телеутов (народы тюркского племени). В 1824 году из Бийска сюда переехали первые русские поселенцы и основали село Улала. Его дальнейшему развитию в значительной мере способствовала деятельность Алтайской духовной миссии, которая здесь обосновалась. Во второй половине XIX века, вследствие бурно развивающейся торговли, Улала превратилась в крупный торговый центр Бийского уезда Томской губернии. После революции 1917 года и Гражданской войны советским правительством было принято решение об образовании Ойротской автономной области, административным центром которого провозгласили Улалу. И только через шесть лет, 27 февраля 1928 года, самое большое село Горного Алтая получило городской статус. Позже Улала дважды меняла названия, пока в 1948 году не была переименована в Горно-Алтайск.
«Центр дополнительного образования "Космос" города Горно-Алтайска» на Коммунистическом проспекте
Начиная с 1992 года Горно-Алтайск носит статус столицы Республики Алтай, являясь её единственным городом. Сейчас здесь проживает около 60 тыс. человек.
В целом город выглядит скромно, а местами даже невзрачно. Разномастная архитектура не подчиняется никаким правилам. Старые дома выглядят печально, а новые строят кто во что горазд. Особенно портит впечатление неимоверное количество баннеров, вывесок, плакатов и прочая «шелуха» наружной рекламы, которой буквально облеплены улицы от центра до окраин.
Скучную застройку оживляют окружающие горы. С северной стороны возвышается гора Тугая (высота 641 м), а на южной окраине города — гора Комсомольская (высота 427 м). Зимой они превращаются в центры горнолыжного спорта (на обеих есть трассы с бугельными подъемниками), а летом являются излюбленными местами прогулок горожан. С вершин открывается панорамный вид на Горно-Алтайск. Но от «восхождения» пришлось отказаться из-за прошедшего накануне дождя, размывшего тропинки.
Значительную часть территории занимает частный сектор.
До недавнего времени весьма актуальной была проблема загрязнения воздуха из-за множества котельных и отопительных печей частных домов, работающих на угле. Жители частенько жаловались на запах гари и смог. Ситуация существенно улучшилась, когда большинство котельных перевели на газовое топливо. Кроме того, на метан перешел городской транспорт, и сегодня каждый ПАЗик возит на своей крыше по нескольку взрывоопасных баллонов. Для Хабаровска такое явление редкость, поэтому мы долго удивлялись.
За последние десятилетия в городе было сделано немало: активно возводятся жилые дома и ремонтируются дороги. Построены национальный драматический театр, национальный музей, плавательный бассейн, ледовый дворец, стадион «Спартак», центр акробатики, детская больница и многие другие объекты социального назначения. В настоящее время ведутся работы по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса, полным ходом идет реконструкция площади имени В. И. Ленина и центрального парка. В 2024 году планируют приступить к строительству нового терминала аэропорта.
Пару лет назад в непосредственной близости к автовокзалу возвели часовню во имя Николая Чудотворца Мирликийского, покровителя путешественников. Любой желающий может зайти туда, поставить свечку, помолиться перед дорогой и получить духовную поддержку. Что касается автовокзала, то его услугами мы так и не воспользовались по причине неудобного расписания автобусов.
Так как Горно-Алтайск имеет линейную планировку, основные маршруты передвижения туристов пролегают по основным артериям — проспекту Коммунистическому, улицам Чорос-Гуркина и Социалистической. Все они неоднократно меняли свой облик и названия, подчиняясь ходу истории.
Самым главным архитектурным сооружением улицы Чорос-Гуркина является, пожалуй, современное и стильное здание Национального музея имени А. В. Анохина. В специальном зале там хранится знаменитая «принцесса Укока», найденная в 2008 году во время раскопок скифских курганов на плато Укок. Принцесса тут же стала настоящей сенсацией в археологии и объектом поклонения для народов Алтая. Коренные жители объявили 2500-летнюю мумию прародительницей своего народа, Белой Госпожой и «хранительницей покоя Ак-Кадын». По легендам, именно она стоит на страже врат подземного мира и не даёт злым духам и всевозможной нечисти прорываться в наш мир. Теперь во всех несчастьях видят мистическую подоплеку, а общественность периодически бунтует и требует захоронить потревоженный прах.
Для наружных стен музея применена система навесного вентилируемого фасада с облицовкой натуральным гранитом.
С музеем соседствует педагогический колледж. Открытый в 1928 году он стал первым средним профессиональным учебным заведением в регионе. В течение 95 лет здесь проходили подготовку будущие учителя начальных классов, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования.
В 2020 году рядом с педагогическим колледжем установили памятник «Первому учителю», в знак признания значимости роли учителя в жизни каждого человека и как благодарность за его тяжёлый труд.
Памятник «Первому учителю». Скульптор Арчын Баданов
Стена педколледжа со стороны музея выступает в качестве холста для огромного граффити в виде портрета алтайского сказителя-кайчи Николая Улагашева. Автором мурала стал молодой художник Аржан Ютеев. На создание арт объекта ушло 8 дней.
Еще одна настенная роспись того же художника посвящена известному классику алтайской литературы Лазарю Васильевичу Кокышеву, оставившему потомкам великое культурное наследие. Новые граффити появляются на фасадах домов в рамках проекта «Стены смыслов». В ходе его реализации к изображениям будут прилагаться QR-коды, через которые все желающие могут перейти на сайт «Мы гордимся» и ознакомиться с выдающимися личностями Республики Алтай.
Даже при беглом осмотре заметно, что в городе много зелени, парков и скверов. Не так давно был обустроен «Сквер семьи», в центре которого посадили дуб как символ семейного благополучия, любви и долголетия. На облагороженной территории поставили лавочки, фонари, высадили деревья.
Кроме того, по просьбам жителей появился арт-объект «Я люблю Горно-Алтайск». К сожалению, свою «всепоглощающую любовь» особенно сильно проявляют вандалы и поэтому объект приходится постоянно восстанавливать.
Через город протекают две реки — Майма и её приток, короткая, но стремительная Улалушка. Река Майма петляет по городским кварталам, а выйдя за холмы, прямиком направляется к Катуни. А река Улалушка берет свое начало на склонах Сугульского хребта и впадает в Майму у подножия горы Комсомольская. В 1961 г. на её левом берегу группой археологов под руководством Окладникова была обнаружена палеолитическая стоянка, получившая впоследствии название Улалинская и породившая длительную дискуссию. Местонахождение посещали многие исследователи, по-разному трактуя происхождение и геологический возраст. В итоге сошлись на том, что нужно воздержаться от публикаций материалов по Улалинке до проведения там детальных исследований. А покамест древняя стоянка, обозначенная в путеводителях как популярная достопримечательность, пребывает в забытьи и запущенности. Говорят, что исчез даже потрепанный временем баннер-указатель.
Ну, а мы прогуляемся по набережной речушки Маймушки. В 2010 году на её берегу вырос дацан — буддийский храм (кӱрее) объединения «Ак-Бурхан» («Светлый Бурхан» или «Будда Грядущего»). Эта религиозная организация была официально зарегистрирована в 1991 году. Она названа в честь главного божества алтайских бурханистов — Благого Будды, и ориентирована на возрождение «белой веры», понимаемой как алтайский вариант буддизма.
В кӱрее проводятся ритуальные практики и богослужения, а практикующие ламы ведут индивидуальный прием посетителей, желающих познать все тонкости буддизма и стать на шаг ближе к достижению просветления. Число приверженцев буддизма в Республике Алтай на сегодняшний день доходит до двух тысяч человек.
На пересечении Коммунистического проспекта и Гончарного переулка наткнулись на памятник, на постаменте которого возвышается легендарный ГАЗ‑51. Такие грузовики, выпускавшиеся в Советском союзе с 1946 по 1975 год, стали не только символом послевоенного возрождения страны, но и совершенно новой моделью грузового автопрома. На Алтае газики встречаются в качестве памятников повсюду и служат своеобразным символом трудолюбия, ответственности и мужества всех водителей.
Возле здания бывшей автоколонны № 1931 установлен монумент «Хачкар», представляющий собой традиционный армянский крест, выполненный по древней технологии из единого куска красного туфа. В верхней части — образ Богородицы, у подножия — столбцы с алфавитами трёх языков: русского, армянского и алтайского, что символизирует крепкую связь между культурой и жизнью трёх братских народов. Памятный хачкар для Горно-Алтайска был изготовлен и доставлен из Армении по инициативе регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз армян России» в Республике Алтай (председатель — Левон Мартиросян).
Место для установки хачкара выбрано не случайно — объект культуры составляет единый ансамбль с расположенной напротив православной церковью — Макарьевским храмом.
Горно-Алтайский храм в честь преподобного Макария Алтайского (Глухарева) задумывался как своеобразный памятник всем алтайским миссионерам, внесшим неоценимый вклад в духовную культуру коренного населения. Особенно важную и яркую роль довелось сыграть основателю миссии — Макарию (в миру — Михаил Яковлевич Глухарёв (1792 — 1847)). Кроме подвигов монашеских, отец Макарий занимался переводами библейских книг, так как знал целый ряд древних языков. Изучив диалекты жителей Алтая, Макарий создал алтайскую азбуку и сделал первые переводы на наречия алтайцев. В 2000 году Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви архимандрит Макарий (Глухарев) был причислен к лику святых.
Идея возведения церкви была озвучена еще в конце 90-х годов прошлого века. Строительство было начато в 2002 году, на ранее выделенном властями заброшенном земельном участке между республиканской больницей и жилмассивом.
Преподобный Макарий Алтайский. В миру Михаил Яковлевич Глухарев
Храм строили всем миром, по крупицам собирая пожертвования. В 2003-м залили фундамент. Через год поставили сруб. В мае 2004 года прошла первая литургия. Куполом тогда служило само небо, а ветер свободно гулял меж пустых стен.
Осенью 2006 года состоялось торжественное освящение храма. В дальнейшем рядом с церковью возвели трапезную, водосвятную часовню, беседку. Все постройки выдержаны в русском теремном стиле — резные наличники, арочные окошки, двускатные крыши над крыльцом.
Свято-Макариевский храм является практически точной копией церкви Николая Чудотворца в Саввинской слободе близ Звенигорода
Церковный двор украшают скульптуры, созданные известным скульптором, почетным настоятелем храма, протоиереем Павлом Ивановичем Богомоловым. Как живые смотрят на нас — преподобный Макарий Глухарев; митрополит Московский и Алтайский Макарий Невский; митрополит Антоний Сурожский; протоиерей Михаил Чевалков.
Михаил Васильевич Чевалков (1817 — 23 августа 1901) — алтайский писатель, основоположник письменной алтайской литературы, протоиерей.
Преосвященный Антоний (Блум) Митрополит Сурожский.
Cвятитель Макарий (Невский; 1835-1926), митрополит Московский и Алтайский. В 2000 году на Архиерейском Соборе был причислен к лику святых. 31 августа 2016 мощи святителя Макария Алтайского (Невского) начали свой путь из Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Горный Алтай. В настоящее время мощи находятся в храме преподобного Макария Алтайского (Глухарева).
Окружающая Свято-Макариевский храм территория вызывает чувство радости и восхищения — везде чисто и аккуратно.
Кажется, что всё это абсолютно другой мир, параллельная реальность. Рядом шумят машины, куда-то спешат люди, а здесь никакой суеты и царит тишина.
Удивительно, что сравнительно небольшой клочок земли священнослужители смогли превратить в настоящий райский сад. Тут и мохнатые ели, и стройные рябинки, и роскошные цветы.
Вся эта буйная зелень, красота и спокойствие создают неповторимую атмосферу умиротворения, которую и называют «благодать».
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия