Белая ночь на связи
Наше путешествие по Белому морю на яхте, прошедшей путь в 270 км от Рабочеостровска до Соловецких островов, через Соностров и Залудье к Чупинской губе, южному фьорду Беломорского региона, близилось к концу. Оставался последний отрезок пути — 28 км от мыса Картеш, где трудятся гидробиологи, до Чупы, поселка городского типа в конце губы.
Этот небольшой населенный пункт в Лоухском районе на северо-востоке Карелии — родной дом для капитана, где родился и рос, и возвращение в родную гавань должно завершиться торжественно и красиво — поднятием парусов и праздничной закуской, приготовленной нашим «боцманом» Полиной.
Мы уминали румяные обжаренные блинчики с начинкой, исчезавшие с подноса со скоростью света, и вспоминали оставшиеся позади дни, как всё начиналось. Вспоминали, как впервые оказавшись на спортивной яхте, учились яхтенным терминам и азам, казавшимися с непривычки такими сложными, что с первого раза понять невозможно, а что же они означают.
Вспоминали, кого накрывала качка, какие страхи обуревали и как они растворились крупинками соли в воде. А курьёзные случаи! Без них путешествие было бы пресным, водопроводной водой в кране. Наш капитан Дмитрий, приняв в шутку важную позу, вполне мог командой гордиться, как и мы капитаном. Пройдя все испытания, какие нам преподнесло путешествие, чуточку мы стали добрей и сильней, укрепившись сплоченным морским братством. Это было бы невозможно без капитанских шуток, доброго нрава и направляющей руки верного помощника — боцмана, как идейного вдохновителя всего путешествия.
За воспоминаниями протупили, не среагировав вовремя на сигнал и команду капитана «Нина, возьми трубку! Белая ночь на связи». Вызов исходил из коробочки в верхнем углу каюты — коротковолновой радиостанции, главного средства связи на море. Мы и не догадывались, что белая ночь не прикол, не часть суток и капитанских шуток, а название яхты.
Фото: © Марины Турусиновой
Нина с недоверием покосилась на капитана, какая трубка, какая ночь, когда день в разгаре, забыв, что яхтсмены пользуются в море стационарной радиостанцией, установленной на яхте, чтобы запросить место в марине, поговорить с другим судном, принять прогноз погоды или, о, ужас, подать сигнал бедствия. Пока разбирались, откуда звук, коробочка замолчала. На команду — Вызывай «Белую ночь» — у Нины глаза стали с полтинник, не иначе, как розыгрыш, но подняла трубку — тангетку и с подсказами капитана приступила к эфиру.
Правила ведения радио-переговоров простые – информативность и краткость. Глаза Нины еще больше расширились, когда на свой призыв дрожащим голосом — «Базилио» вызывает «Белую ночь» услышала в ответ: «Белая ночь» на связи». Мы еле сдерживали смех на фразу капитана в устах включившейся в радиоигру новоявленной «радистки Кэт»: — «Видим белуху далеко от нас, какое расстояние… Проверка связи, как слышно…». Во, даёт, какая белуха к чертям собачек!
Ответ ждать не замедлил, был еще уверенней и серьёзней: «Белуха проходит мимо нас…метров триста…». На стандартной фразе «Конец связи» закончился необычный для нас сеанс. Потом долго смеялись, вспоминая весь диалог нашей «радистки». Справилась, молодец!
Белуху-то сами не заметили, а глазастый капитан приметил её издали и просветил насчет млекопитающих в Белом море — белухи, косатки, морской свиньи. Белухи, самые распространенные, приплывают к чупинскому причалу, когда гонят селедку в период нереста.
А вот увидеть в Белом море косатку — большая редкость, и, если увидели, считайте, была это морская свинья, существо к пятачковым свиньям отношения не имеющее и с сухопутной морской свинкой никак не связанное. Имея некоторую схожесть с косаткой, свинья в отличие от светлой белухи по цвету темная. Давно известно, только истинный «ботаник» найдет истину, who is who.
Откуда пошла земля Чупинская…
За разговорами яхта незаметно подошла к гавани, где в вершине Чупинской губы Кандалакшского залива Белого моря течет ручей Средний и находится посёлок городского типа Чупа. Вряд ли кому известна эта Чупа, разве что сплавщикам. Для тех, кто вышел на железнодорожной станции с поезда, сам поселок обычно остается в стороне неисследованным, незаслуженно забытым, хотя самое интересное как раз там — домики, музей, пристань и, конечно, яхты и море.
Самое время рассказать, что это за поселок с населением около 2-х тысяч человек, расположенный в 4 км от одноименной железнодорожной станции по маршруту Москва — Мурманск, в 49 км от районного центра Лоухи, прошедший свою историю в три этапа.
К сожалению, обойти весь поселок времени у нас не было, хватило на пристань, баню, музей, и проиллюстрировать историю поселка получится лишь небольшой порцией собственных снимков, которые успела сделать вблизи пристани. А разобраться в несколько запутанной истории поселка помог наш капитан, через него Чупинский яхт-клуб, снабдившие меня позднее некоторой информацией и где её искать, архивными и новыми фотографиями главного судьи Кубка Кандалакшского залива Марины Турусиновой с гонок последних лет. Всем спасибо!
Начнем с названия. На карельском «чупа» означает тупик, угол. Поселок в тупике узкой и длинной губы Белого моря вправе называться и «медвежьим углом» — в старину в близлежащих лесах бродило много медведей.
О Чупинских выселках, где обитали люди, документально известно с 16 века упоминанием в нескольких строчках. В письменах Соловецкого монастыря сообщается, что «в Керетской же волости погостишко Чупа и Чупской губы над ручьем, а на погостье дворы тяглые. Всего в Чупе 7 дворов, а людей — 10 человек». А в поморской писцовой книге 1563 года оставлена такая запись: «в Чупской губе над ручьем волстка Чупа, а в ней погост, на погосте часовня, а у нее дьячек».
В тот период окружавшие Чупинские хуторки территории были связаны с развитием угодий, приписанных к Керети, одному из крупнейших поселений поморов на Белом море. В средневековой истории есть сведения о живших на чупинских угодьях людях, чьи имена хранит, к примеру, купчая 1540 года на угодья в Чупе, проданные неким Иваном Маковеевым, сыном Чукчи, Логину, сыну Цветнова.
В отличие от оставшихся в истории Чупы благодаря купчей преподобный Варлаам Керетский, покровитель моряков и рыбаков, в миру Василий из Керети, вписал свое имя в историю Беломорья своими невероятными «чудодейственными» выходками, а в конце 16-го века нашел свое последнее пристанище на одном из островов Чупинской губы.
Чудной был Варлаам, который Василий. До того, как стал преподобным, прибил свою жену в припадке ревности, а чтобы снять с себя грех, три года носился с гробом усопшей в карбасе по морю от Керети до Колы и обратно, пока епитимью с него не сняли. Даже у норвегов есть поговорка, смысл которой теперь мало кому понятен, если не знать этой истории с гробом. Когда на норвежский берег с моря наползает туман и портится погода, они говорят: «Русский поп жену привез». В память об этом чудике с 2002 года стоял в Чупе храм его имени, да, случайно или нет, сгорел через 8 лет.
Вплоть до 20 века Чупа более не упоминалась в летописях. То ли жила тихо-скромно отдельными выселками, то ли на рубеже 16–17 веков пришла в запустение, а то и вовсе прекратила своё существование.
Тогда многие поселения и тони Беломорья заглохли и поросли бурьяном, столкнувшись с опричным отрядом Басарги Леонтьева, отправленным в 1568 году Иваном Грозным в селения Беломорья на взыскание долгов. Эти погромы беломорских селений получили название Басаргин правеж — взыскание долгов или податей посредством мучений. Впрочем, кроме Басарги и других лиходеев хватало. В 1589 года по селениям Белого моря прокатилась волна кровавых рейдов финского отряда Пекка Весайнена, вполне исторической личности, которую помнят в Финляндии как крестьянского вождя наподобие Емельяна Пугачева. Отряд уничтожил Кандалакшский и Трифоно-Печенгский монастыри и, не исключено, окончательно выжег Чупинские угодья.
Второе рождение Чупинских выселок пришлось на начало 20-го века, и название Чупы всплыло вновь со строительством в 1916 году железной дороги до Мурмана, проложенной через тупик, на месте которого по воспоминаниям участников стройки стоял непроходимый лес. На стройке работали вольнонаемные китайцы, военнопленные из Германии, а возведением площадки на пристани для приёма грузов на стройку руководил финн. Знали бы они, какие потрясения их ждут, и многие попросту вскоре сгинут в карельской тайге.
Поселок у железной дороги получил название Чупа-станция, а поселок у пристани — Чупа-пристань, позднее они объединились в одно название — Чупа.
С началом в 1923 году масштабных горных выработок управлением «Чупгорн», преобразованным позднее в Чупинский ГОК, поселок превратился в горно-промышленную столицу Северной Карелии, для которой требовалось много рабочих рук. Одни приезжали сами, других тащили силком. И уже к концу 20-х годов Чупа становится местом ссылки и заключения, где разместился лагпункт Управления Соловецкими лагерями особого назначения. Первых заключенных привезли именно с Соловков.
Сколько потом человеческих судеб из Чупы растворилось в водовороте Молоха жесточайших репрессий! За 1937 — 1938 годы каждый 15-й чупинец был расстрелян, как иностранный шпион. Вот только два факта из «Книги памяти». Расстрелян, как белофинский шпион, заведующий домом культуры на Чупа-пристани белорус Савва Ермак. Японским шпионом признан чупинец Василий Пирогов, скромный бухгалтер на станции с подозрительной китайской метрикой, реабилитированный посмертно.
Уместить всю историю небольшого поселка в несколько строк через судьбы людей, прошедших горнило войны, свято веривших в рухнувший вскоре «развитой» социализм, что прокладывает им путь к мифическому коммунизму, места не хватит. После застойных семидесятых, говорливых восьмидесятых закрылись предприятия, затоплены шахты. Выбравшись из ямы 90-х, поселок не спился, не загнулся, как в 16 веке, а стал искать себе применение, в чем его преимущества, в чём достоинство. И, поверьте, нашёл!
Валитов камень
Знакомство с историей Северо-Карельского побережья, частью которого является Чупа, продолжили в историко-геологическом музее «Валитов камень», одной из интересных страниц жизни современной Чупы.
В названии музея отразились лапландские предания о «даннике великого Новгорода» карельском князе Валите, по иному Валерте, из Кексгольма, отличавшемся такой необычайной силой, что один он мог поставить огромный камень в знак победы над норвежцами, этот камень и назван Валитовым. Об этом предании упоминает и известный историограф Карамзин в «Истории государства Российского». На одной из улиц попался мне здоровый камень, конечно, не тот самый, но для иллюстрации подойдёт.
Официальное открытие музея состоялось в июле 2016 года. Огромная заслуга в его создании принадлежит руководителю Чупинского яхт-клуба Юрию Рыбакову и профессору геологии Николаю Фришману. Впрочем, все по мере сил наполняют музей не просто интересными экспонатами, порой очень редкими артефактами. Примечателен музей еще и тем, что экспонаты можно не только увидеть, но и потрогать.
Перед входом в музей нас встречает коллекция камней, привезенных из экспедиций, и основательно побитый временем бюст перевернувшей мир с ног на голову исторической личности с уставшим взглядом «что я наделал», еще не стершейся из нашей памяти.
В первом демонстрационном зале тот же образ, веселей и моложе, нарисованный на портрете масляной краской в пятидесятых. Это — подарок от биостанции исследовательского института РАН с мыса Картеш, где мы в тот день с утра побывали.
А если заглянуть в бумажные архивы музея, найдем еще один «ленинский» артефакт: оригинал телеграммы от партийного деятеля советской Карелии Александра Шотмана первому руководителю Карельской трудовой коммуны Эдварду Гюллингу с сообщением о договоренности с Лениным насчет ссуды для карельской слюдяной промышленности. Кстати, оба фигуранта в годы ежово-рукавичных репрессий с разницей в один год будут расстреляны. На первом плане фотографии подаренная музею настольная лампа геолога.
Про карельскую геологию в музее многое знают и рассказывать могут часами. Если повезет застать признанного авторитета в этой области профессора геологии Николая Фришмана, чья любовь к камушкам, как инфекционная болезнь, передается незаметно всем, кто с ним пообщается, он сам проведет экскурсию с рассказами о камнях, самоцветах, слюдяных рудниках. Увы, мы профессора не застали, вместе с капитаном самостоятельно рассматривали экспозиции нового зала, посвященные советской эпохе Чупинского ГОКа, раскопкам на Сонострове и Иваньковской тоне.
Чего только нет на полках: исторические предметы и разные камушки — слюда, кристаллы кварца, гранат, аметист, корунд, микроклин. Среди них редкий кристалл слюды-мусковита, в средневековье из неё делали оконные стекла. Отсюда и пошло название «Московское стекло Керетской волости». Гранит, кварцит, мрамор, шунгит — краеугольные камни Карелии, на которых держалась её экономика долгие годы. И сегодня карельский камень на слуху, продолжает привлекать в регион геологов и туристов.
К истории своего края у основателей музея особый трепет. Представляю, что они испытывали, впервые взяв в руки пушечное ядро, обнаруженное на месте сожженной в середине 19-го века старообрядческой пустыни Иванькова, или морское ядро времен Крымской войны, пули от крепостных пищалей и штуцеров. Эти предметы — результат поисков в карельских лесах, где даже находили снарядик от малокалиберной американской пушки времён интервенции и гражданской войны. Как известно, в 1918 году представители Антанты побывали в Карелии, конечно, не с целью туризма.
Среди ценных предметов есть переданные в дар музею. Уникальные образцы северо-карельской металлопластики 18–19 веков Выговского литья найдены в укромном уголке Лоухского района в 60-х годах прошлого столетия и хранились более полувека в семье Едовиных. Ценность необычайная. Единственными, кто на протяжении двухсот лет продолжал изготавливать литые иконы и кресты после запрета по указу 1722 года Петра I, были староверческие общины в глухих лесах и отдаленных деревнях, преуспевшие в этом искусстве.
А в качестве ставротеки, деревянной доски с нишами, куда вставляются медные иконки, использован другой раритет — доски палубного настила, не поверите, легендарного крейсера «Аврора», выполненного при его постройке в 1896-м году на верфи Балтийского завода из настоящего бирманского тика, каким-то чудом он попал на откидной рундук одной из чупинской яхт.
А мне, как любителю живой природы, более всего приглянулись экспонаты коллекции «дохлостей», как назвал их капитан. Не верилось, что держишь в руках окаменелости, обитавшие в древнем море каких-то 470 миллионов лет назад, но понимаешь, что прикасаешься к дико глубокой истории нашей прекрасной планеты, когда она выглядела по-другому.
Из того же разряда «дохлостей» костные останки ископаемого моржа. Когда то арктические моржи были широко распространены по всему Белому морю, но из-за активного истребления в течение нескольких веков исчезли. В последний раз сотрудники биостанции «Картеш» видели моржа в Чупинской губе в 2003 году. А лет пять назад в водах Кандалакшского залива снова заметили моржей, они стали сюда возвращаться.
Экспозиции музея постоянно пополняются новыми экспонатами, пишутся научные книги, брошюры, статьи в сотрудничестве с научными сотрудниками сектора археологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. Плодотворная просветительская работа музея не осталась не замеченной, и Ассоциация частных и народных музеев России включила Чупинский музей «Валитов камень» в каталог «Частные и народные музеи России».
Музей, это не только о минералах, истории. Это и Информационный центр «Бассейновый Совет» об экологии края, об историко-культурных объектах, возможностях туристской инфраструктуры Северо-Карельского побережья и основных туристских маршрутах, об организации досуга и отдыха на побережье Белого моря, о праздниках, фестивалях и спортивных мероприятиях. А главный спорт в Чупе это — яхтинг, как элемент нематериальной культуры.
Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт!
О том, что жители поселка увлечены морем и разными лодочками, сразу понимаешь, глядя на отдельные дома, где-то рядом стоит лодка, где-то на стене висит спасательный круг. Даже баня, в которой мылись, и та определенно с морским уклоном.
Когда я оказалась на совершенно неприметной железнодорожной станции, протупила немного, не засняв ее в ожидании поезда с остановкой всего на минуту. Собственно, ничего примечательного — несколько путей, расходящихся в стороны. Зато на пристани весьма любопытно, стоило внимательно присмотреться.
Там стоят отжившие корабли и старые лодки, которые по беломорским поверьям сжигать нельзя — сгнив, лодка прорастет новым деревом и снова в руках мастера станет лодкой. Дмитрий шутил, мол, мариновали поморы старые лодки под открытым небом, чтобы, настругав от нее щепы, заварить беломорский пуэр и в умиротворении любоваться морскими закатами и северными сияниями.
Особенно хорош деревянный корабль на берегу рядом с пристанью — МРБ, морской рыболовный бот. Такие кораблики получили распространение в 70-80-х годах 20 века, дожив до девяностых, и использовались для ловли рыбы, перевозки грузов и рабочих на морской сенокос. Был и такой. Ловили морскую капусту, специальными граблями вытаскивали морепродукты.
Ба! Да как же он похож на корабль из старинных историй про морских разбойников и пиратов. В уме завертелись уморительные кадры из мультсериала по мотивам повести Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля».
Была там яхта, пустившая корни из свежеспиленного леса. Когда её сдёрнули с берега буксиром, персонажи потеряли из названия две буквы, из «Победы» яхта превратилась в «Беду». Как там пел капитан Врунгель, ставшее знаменитым: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт!».
Чупинский морской яхт-клуб
Как маленький карельский посёлочек стал центром парусного спорта на Белом море — загадка. Детская ли мечта об одиноком белом парусе, забота о чупинцах, чтобы не пили, или просто поставить галочку в работе по охвату народных масс повлияло на решение профсоюза Карелслюды приобщить в восьмидесятых народ к яхтингу, уже не столь важно. Так или иначе, увлечение яхтами захватило чупинцев, пустило корни в их душах, что суденышко может быть послушно их воле, и осталось жить там навсегда, наполнившись гармонией единства с морем и яхтами. Одним словом, стали чупинцы яхтонутыми.
Сначала чупинцы учились всему сами, а в середине 90-х осваивать азы яхтинга позвали мастера спорта Романа Любрицкого из Северодвинска, вписав его в историю Чупинского паруса.
Пережив нелёгкие годы девяностых, клуб сохранил яхты и свои традиции растить новые поколения яхтсменов с малых лет. Каждый передавал свою любовь к яхтам и опыт по наследству, рассказывая о секретах Чупинской губы, усеянной подводными скалами, мелями и другими опасностями, которые начинали изучать с детства. Вот и наш капитан подростком учился смотреть ветру в лицо. Так появились семейные династии яхтсменов (есть же династии учителей, врачей, бюрократов) Архиповых, Вашлаевых, Капыловских, Комиссаровых, Кемовых, Каморкиных, Логвиновых, Меньшиковых, Рыбаковых.
Из личного архива Дмитрия Каморкина
Постепенно флот пополнился крейсерскими яхтами, детскими шверботами, был даже виндсерфинг. Первую, переделанную в 85-м из старой гоночной яхты, назвали «Викинг». Этот старичок теперь грустит в эллинге памятником. Через год профком приобрел полутонник Ленинградской экспериментальной судоверфи, назвали яхту «Белая ночь», та самая, с которой проводили эфир.
Фото: © Марины Турусиновой
Позднее появились польские яхты, яхта из Швеции. Одни яхты доводили до ума, другие перестраивали, как переделали под крейсерскую норвежскую парусную яхту класса «Дракон» 30-х годов, превратившуюся в Water world (Водный мир). И теперь крейсерский флот Чупинского морского яхт-клуба, имея в гоночном строю штук двадцать вместе с детскими шверботами, вполне может считаться самым большим на душу населения в мире. И снова фотографии Марины Турусиновой с гонок.
Родоначальники яхт-клуба не только возились с яхтами, но и совершали на них свои путешествия по родным и близким краям. Вот, к примеру, фотографии 1988 года «Чупинцы посещают Соловки». Мода тогда у яхтсменов была такая — тельняшки, треники и трусы. На фото из архива яхт-клуба третий справа с фотоаппаратом — один из основателей яхт-клуба Михаил Капыловский, рядом с ним — отец нашего капитана.
Руководит морским яхт-клубом другая легендарная личность — Юрий Рыбаков, тот самый, кому Чупа обязана музеем. О нём говорят так — человек с большой буквы. Директор нескольких организаций, с двумя высшими образованиями, с разносторонним умом и опытом в различных направлениях, он вывел яхт-клуб в топы Белого моря и создал одну из лучших регат на Белом море, став основателем Кубка Кандалакшского Залива.
На фото Анастасии Вяткиной основатели клуба Михаил Капыловский и Юрий Рыбаков с судьями регаты
Когда в 2013-м году в Чупинском яхт-клубе решили составить конкуренцию старейшей Соловецкой регате и организовать новую регату крейсерских яхт в акватории Кандалакшского залива, вряд ли могли тогда представить, что соревнования будут проходить ежегодно и со временем станут на севере самыми представительными и престижными.
Первая регата собрала всего семь яхт из Чупы, Архангельска, Северодвинска и Кандалакши. А спустя 10 лет она проводилась, и уже не первый год, в ранге официального спортивного мероприятия всероссийской и региональной федераций парусного спорта. Яхты клуба не раз становились призерами и победителями, участвуя в регатах Кадалакши, Петрозаводска, в Мурманской области. (Фото Марины Турусиновой)
Не отстает от взрослых и чупинская молодежь. Буквально не успела еще остыть новость, что деревенские яхтсмены порвали Сочи на недавних соревнованиях «Сила ветра» среди частных клубов страны. Значит, будущее у клуба есть. Не иначе как признанием заслуг клуба можно считать и решение, что в 2024 году маленькая Чупа будет принимать чемпионат республики Карелия по парусному спорту среди крейсерских яхт, а там, глядишь, и до всероссийских недалеко. Пожелаю ей удачи.
Фото: © Марины Турусиновой
Послесловие
Вот и закончилось наше путешествие на яхте. Жаль расставаться с новыми друзьями и Белым морем, с которым встречаюсь второй раз, нас оно связало одним морским узлом. Расставание это всегда немного грустно. Пройдет время, и север снова меня притянет к своим широтам. Стоит хоть раз окунуться в ту атмосферу, где летом солнце липнет к горизонту, а сумерки длиннее ночи, где бродит «парус одинокий в тумане моря голубом», как всё на свете забываешь и попросту без суеты смакуешь жизнь, откладывая на потом последнюю дольку.