Мотовилиха
Мотовилихинский район — один из семи внутригородских районов Перми. Но так было не всегда… более 200 лет это был отдельный самостоятельный населенный пункт и назывался «Город-завод Мотовилиха». Мотовилиха долгое время существовала как самостоятельное поселение и даже имела статус города. Здесь кипела как промышленная, так и торговая жизнь. И именно отсюда в 1929 году пустили первый в Перми трамвай.
Уже оказавшись в районе и бросив первый взгляд на архитектуру, стало понятно, что район с историей. Отличия от центрального района города, хоть были не кардинальные и не бросались в глаза, но все же как-то неуловимо чувствовались.
Честно говоря, я, закрутившись на работе, ехала абсолютно не подготовленной к этой поездке. Да и зачем, казалось бы? Пермь мне знакома, тур в Дагестан — организованный. Так очень поверхностно познакомилась с программой тура и наметила для себя места, которые планировала посетить в Перми, т. к. прибывала туда накануне.
И такими местами для меня оказались: Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь и гора Вышка. Потом еще погуглила и выяснила, что на горе есть музей-диорама. Отзывы в сети были хорошими. Все объекты располагались рядом, поэтому решила, что даже при не очень хорошей погоде можно пройтись. А вот интерес к этому району уже появился, когда я оказалась на месте.
Доехав на трамвае до остановки, я первым делом отправилась в Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь, который расположен на Красной площади, на другой стороне от «Райского сада». Первая деревянная церковь на этом месте появилась еще в 1790 году. Построенный в 19 веке Свято-Троицкий храм с пятью куполами напоминает о древних церквях Соликамска. Почти полностью разрушенный в годы советской власти, монастырь восстановили из руин в 90-е годы.
Рядом с территорией монастыря расположен «Райский сад». Где есть живописный канал, плотина, пруд и тут стало понятно, что это был в прошлом город-завод. Большинство уральских городов, за исключением купеческих, строились именно по принципу город-завод вокруг предприятия и имеют такую же планировку: плотина, пруд, центральная площадь с собором. Я и сама проживаю в таком городе, поэтому безошибочно узнала его черты. Осталось только выяснить, что за завод и историю этого места, которое меня очень заинтересовало. Понятно, что придя в номер, я полезла в интернет и начала читать информацию, но хотелось получить ответы на месте. И мне это удалось сделать в музее-диораме, но о нем чуть позже. А начну я свой рассказ, как раз с этого исторического места Мотовилихинского пруда и «райского сада».
История Мотовилихинского пруда начинается в далеком 1736 году, когда недалеко от места слияния 2-х небольших рек было решено построить Мотовилихинский медеплавильный завод (его историю я расскажу позже). В 1737 году сооружается заводская плотина, которая перекрыла реку Мотовилиха.
После перекрытия реки образовался Мотовилихинский пруд, который вплоть до закрытия завода являлся важным элементом в работе медеплавильного завода. С закрытием завода в 1865 году, пруд утратил свое важное промышленное значение, однако был сохранен как живописный ландшафтный объект.
В 80-е годы XIX века, рядом с прудом, разбивается небольшой парк для жителей заводского поселка. Пруд стал популярным местом для прогулок и отдыха (учитывая непригодность близлежащего левого берега Камы для аналогичных целей). К середине XX века на пруду организован пляж, проводятся соревнования по гребле, а также активно используется любителями зимнего плавания.
Интересно, что плотина, построенная из лиственницы в 1736–1737 годах продержалась аж до 1968 года. После того, как пруд был спущен, жители Мотовилихи несколько лет видели непривычную для себя пустоту на его месте. В 1971 году плотина была восстановлена, уже из бетона. Теперь она является важным элементом гидрорежима реки Мотовилиха.
Когда-то, Мотовилихинский пруд являлся частью комплекса медеплавильного завода. Теперь, рядом с прудом, находится целый ряд исторических и культурных объектов. Например, перед его посещением можно прогуляться по улице 1905 года, которая сохранила облик начала XX века.
С пруда хорошо виден памятник борцам за Советскую власть, который располагается на вершине горы Вышка. Рядом с памятником находится интересный музей Диорама, в котором можно познакомиться с богатым прошлым Мотовилихинского района и увидеть диораму, посвященную первой русской революции. Туда я отправлюсь чуть позже. А пока прогуляемся по Райскому саду.
Райский сад — еще одна неотъемлемая часть Мотовилихинского пруда. Это живописное место находится на месте бывшего медеплавильного завода. Особенно красив и живописен канал, по которому протекает река Мотовилиха. В канале и на пруду живет много уток, которые стали неотъемлемой частью ландшафта.
На территории сада находится красивая ротонда и статуя «Скорбящий ньюфаундленд», которая была установлена в парке в 1995-м году в память об известном кинологе Янисе Маркодсе. Янис организовал на берегу пруда тренировку собак спасателей, а также первую в Перми выставку собак и кошек. Собачку, послужившую прототипом памятника звали Раймонда.
На правом берегу Мотовилихи стоит Народный дом, построенный в начале 20-го века.
Сегодня такие учреждения называют ДК. В прошлом с помощью культурных развлечений интеллигенция хотела отвадить местных жителей от питейных заведений. В народном доме открыли избу-читальню, где можно было бесплатно попить чаю с баранками и почитать книги или журналы. А также народный театр имени «Комсомольской правды», затем театр музыкальной комедии. Спектакли ставили не профессиональные режиссеры и актеры, а энтузиасты-заводчане. Цена билета на представление колебалась от 20 до 80 копеек. Зрители, правда, не всегда принимали тепло: как-то раз актрису, не впечатлившую игрой, (о, ужас) закидали камнями.
В 1960-х профиль сменился на спортивный, сейчас здесь спортшкола «Олимп».
Мотовилиху всегда отличала активная общественная жизнь. В конце XIX века здесь открываются не только чайные-читальни, но и строятся храмы и открываются школы.
В начале XX века распахивают двери первая в крае музыкальная школа, позднее ставшая музыкальным училищем, и народный университет.
Для мотовилихинцев работали и два электротеатра — так тогда называли кинотеатры. «Луч» занимал двухэтажное деревянное здание неподалеку от нынешней площади Восстания, позже его снесли. А «Заря» в начале улицы 1905 года (ранее — улица Большая) продолжила работу и в советское время, правда, под другим названием — «Горн».
От Народного дома, пройдя через переход, который напоминал своей атмосферой декорации к фильму про постапокалипсис,
я поднялась по лестнице на гору Вышка.
В целом на территории Прикамья вышкой именовали гору (или угор), которая возвышалась над остальными. А пермская Вышка именно такая — это самая высокая точка Мотовилихи и ее окрестностей.
Уже при подъеме по лестнице открываются виды на купола монастыря. Всё же на Урале заводской город немыслим без собора.
А со смотровой площадки Вышки открываются хорошие виды — вся Мотовилиха, весь завод как на ладони. Посмотрим по сторонам. Вот Уральская улица, избы и многоэтажки. Вообще, в Перми очень много деревянных домов характерного облика — но при этом они достаточно бедны резьбой и украшениями, и по-настоящему красивых деревянных домов, как в Тюмени или хотя бы Екатеринбурге, в Перми очень мало. Центральную часть Мотовилихи около улицы 1905 года занимает каменный центр — также весьма типичный для уральского заводского города, с небольшими купеческими домиками.
И губернская Пермь за трубами Мотовилихинского завода — старые дома, высотки, Кафедральный собор.
На горе Вышке находится памятник борцам революции 1905 года в виде парового молота — с 1969 по 1993 год он был центральным элементом герба Перми. Памятник установили в 1920 году на деньги, собранные рабочими Мотовилихинских заводов.
Рядом с памятником находится музей-диорама, открытый в 1970 году. Его главная достопримечательность — та самая диорама, то есть живописное полотно с включением предметов и сооружений. Картина длиной 25 метров называется «Декабрьское вооруженное восстание 1905 года в Мотовилихе». Ее авторы — Евгений Данилевский и Михаил Ананьев.
Рейтинг у этого музея в интернете достаточно высок, поэтому идем смотреть, что там интересного. Впереди меня к входу в музей бежит группа детей-школьников вместе с педагогом. Работник музея предложила мне экскурсию, на что я радостно согласилась. Но потом сама же меня и отговорила, сказав, что экскурсия рассчитана на детей и там вряд ли скажут что-то новое. Я впоследствии, конечно же, пожалела, что не присоединилась к ней. Будь я жителем Перми, быть может, ничего нового и не узнала, а так… пришлось немного подслушать.
К слову сказать, несмотря на июнь, группа школьников, зашедшая со мной в музей была там не единственная. Детей школьного возраста в музее было много, которые по итогам посещения должны были сделать какую-то итоговую письменную работу. Дети были очень активны, внимательно слушали экскурсовода и что-то записывали.
В ходе экскурсии, в музее можно увидеть не только единственную в Перми диораму, но и узнать историю возникновения и развития Мотовилихи, выросшей, благодаря строительству медеплавильного (1736) и Пермских пушечных (1863) заводов. Именно с их истории начинается экскурсия.
В 1736 году на слиянии рек Большая и Малая Мотовилиха был заложен медеплавильный завод, получивший название Мотовилихинский. Старейшее действующее предприятие Перми было основано государственным деятелем В. Н. Татищевым.
Медистый песчаник добывали неподалеку от завода. Рудокопы работали по 10–12 часов в день, порой по колено в воде. Из добытой ими обломочной породы получалась чистейшая «штыковая» медь. Ее Екатеринбургский монетный двор использовал для чеканки монет — предпочтение отдавали именно пермскому металлу за его высокое качество. Медь также шла на изготовление посуды и оружия.
В 1824 году на заводе побывал император Александр I и понаблюдал за выплавкой меди.
В 1863 году медеплавильный завод закрыли из-за отсутствия сырья — истощились рудники, а возить медистый песчаник издалека было невыгодно. Но тогда же по соседству начали строить сталепушечный и чугуннопушечный заводы, которые стали считать преемниками медеплавильного.
Так, в 1863 году под руководством горного инженера, капитана Николая Васильевича Воронцова начинается возведение сталепушечного завода. Это важнейший человек в истории предприятия, который его фактически основал, а также внедрял технические новшества. В 1865 году был построен и чугунопушечный завод, строительством руководил горный инженер капитан Г. Л. Грасгоф.
В 1871 году два завода были объединены под управлением горного начальника.
Пермские пушечные заводы выполняли заказы Военного и Морского министерств, изготовляя артиллерийские орудия для армии и флота. Кроме того, завод производил некоторые детали для боевых кораблей. Также заводы производили снаряды к артиллерийским орудиям.
В 1875 году был пущен знаменитый мотовилихинский паровой молот весом в 50 тонн, не имевший в то время аналогов в мире. Этот молот был в три раза мощнее самых сильных аналогов в мире. Когда он работал, по всей Мотовилихе дребезжали стекла и содрогались стены. Царь-молот исправно функционировал до 1916 года. В 1923 году механизм молота разобрали.
После Н. В. Воронцова инженером становится Николай Гаврилович Славянов, который тоже внедряет множество технических новшеств. Например, первую электростанцию и электрофабрику. Он так же придумал использовать при сварке расходуемый электрон, который становится частью сплава. В дальнейшем это производит огромный фурор и революцию в промышленном производстве, потому что позволяет соединять чёрные и цветные металлы, которые до этого были несоединимыми. С 1876 года завод стал использовать газовое топливо в печах системы Сименса, а с 1890 года началась электрическая плавка металлов по методу Н. Г. Славянова.
Мотовилихинский медеплавильный, а затем и пушечный завод, являлся частью поселения, самая старая часть которого расположена вокруг пруда и на склонах гор Висим и Вышка.
В течение 18–19 веков Мотовилиха развивалась как самостоятельное поселение, хотя сегодня ее можно назвать вторым историческим центром Перми. Здесь всегда кипела общественная жизнь. Именно ей посвящен второй зал музея с воссозданным интерьером библиотеки-читальни, историческими фотографиями городских достопримечательностей, картой района и другими интересными экспонатами.
В этом зале среди экспонатов можно увидеть читательский билет,
прочитать про библиотеки поселка,
а вот вход в библиотеку-читальню оказался платным, что меня удивило и немного обескуражило. В то время, когда в начале 20 века попть чай с баранками и почитать книги можно было совершенно бесплатно. В наше время, чтобы зайти в восозданный интерьер библиоеки-читальни стоит 50 рублей. Почему? Зачем? Ну, сделайте для любителей фотосессий в прайсе соответствующий пункт.
Центром культурной и общественной жизни тогда была Красная площадь. Здесь проводили волостные сходы, оглашали указы, собирали рекрутов и так далее. Неподалеку, на улице Большой (сегодня — 1905 года) располагались магазины, а на базарной площади (Мотовилихинский рынок) — торговые лавки. В музее можно прочитать забавные истории, произошедшие на Мотовилихинском рынке, которые были опубликованы в местной прессе тех лет.
К началу XX века Мотовилихинский завод становятся центром борьбы на Урале против правительственного монархического режима. Именно этому событию посвящена основная экспозиция первого этажа.
Несмотря на все перечисленные плюсы, существующее положение устраивало не всех — в первую очередь, конечно, речь о заработках. 32 рубля получали только опытные рабочие высокой квалификации. Остальные — от 18 до 25 рублей за труд в тяжелых условиях, то есть по 10–12 часов в цехах без нормальной вентиляции. Да и 32 рубля в месяц не были запредельной суммой. Для сравнения назовем цены того времени: десяток яиц стоил 25 копеек, килограмм ржаной муки — 6 копеек, пшеничной муки — 24 копейки, кускового сахара — 60 копеек, соли — 3 копейки, сливочного масла — 1,2 рубля, телячьей вырезки — 70 копеек. Нарядную рубашку можно было купить за 3 рубля, пальто — за 15 рублей, сапоги — за 5 рублей.
В 1905 году по всей России проходили забастовки, и Пермь присоединилась к общему процессу. И в городе, и в Мотовилихе, которая тогда была отдельным поселком, активно вели пропаганду Уральский союз социал-революционеров и социал-демократы (РСДРП). Они поддерживали протестные настроения.
4 июля двух рабочих уволили за то, что они отказывались перейти на низкооплачиваемые подсобные работы, и уже на следующий день в знак протеста завод остановили. А 10 июля на горе Вышке состоялось массовое собрание горожан: разные источники говорят, что пришли от тысячи до четырех тысяч человек. Флагов и лозунгов не было, многие шли семьями, с детьми. Когда казаки начали разгонять толпу, досталось и случайным прохожим. А в ходе завязавшейся перестрелки и поножовщины был убит бывший ученик Славянова Лука Борчанинов (его сын впоследствии стал революционером, в его честь в Перми названа улица).
Противостояние продолжилось и позже. В сентябре горный начальник заводов Сергей Строльман даже приостановил работу предприятия почти на месяц. А в декабре в Мотовилихе произошло восстание рабочих. Завод вновь прекратил работу — теперь уже по инициативе снизу, а не сверху.
9 декабря 1905 года рабочие Мотовилихинского завода поддержали политическую забастовку, начавшуюся одновременно в Перми, Екатеринбурге и Нижнем Тагиле.
12 декабря в Мотовилихе было возведено около 15 баррикад. На усмирение восставших были посланы правительственные войска (батальоны Ирбитского полка, дислоцированные в Перми), и казаки Уральского полка. К вечеру 13 декабря вооруженное восстание было подавлено.
На втором этаже музея представлена экспозиция, рассказывающая об основных сражениях Великой Отечественной войны через судьбы пермяков, а так же про жизнь в тыловом городе Молотове.
Вокзал станции Пермь-2 в годы войны был местом пересечения большого количества судеб и событий. Эшелоны западного направления везли на фронт грузы и солдат, большинство из которых никогда не вернулись домой. С эшелонами восточного направления в Молотов (Пермь) прибывали раненые и беженцы.
Здесь можно пройти по улицам тылового города с его госпиталями, школами, заводами и домами.
Посмотреть информацию об основных битвах Великой Отечественной войны, пройти героическими фронтовыми путями известных пермяков, узнать об их подвигах. Больше всего поразила история Михаила Конева — командира взвода разведки 205-го гвардейского стрелкового полка. Во время разведки он решил принять неравный бой, чтобы отвлечь на себя силы неприятеля. Его разведгруппа, добыв важные сведения и отправив «языка» в штаб полка, три часа удерживала неприятеля, уничтожив около 120 немецких солдат. Во время этого боя Конев был тяжело ранен и товарищи не верили, что он выживет. Впрочем, и врачи тоже. И его посмертно удостоили звания Героя Советского Союза. Но герой выжил! После пяти месяцев он был демобилизован по ранению и вернулся домой. Умер в 2004 году.
И эта только одна из историй, которые здесь можно прочитать.
Как и подавляющее большинство уральских городов, Пермь начиналась с завода. Точнее, даже с двух заводов: в 1723 году был основан Егошихинский завод, в 1736 году — Мотовилихинский. После создания губернской Перми Мотовилихинский завод остался самостоятельным поселением, промышленным пригородом, и в состав Перми был включен лишь в 1930-е годы. Более того, среди других уральских заводов Мотовилиха стоит особняком — так же, как Ижевск или челябинский Танкоград, только Мотовилиха аналогичную роль играет для российской артиллерии, главным производителем которой является с конца 18 века. В отличие от губернской Перми, Мотовилиха — это классический город-завод. На протяжении 200 лет она развивалась обособленно, в 1905 году прославилась вооруженным восстанием рабочих Первой Русской революции.
Старейшая улица Висима сегодня носит название «1905 года», напоминая о роли Мотовилихи в первой русской революции. До 1917 года ее называли просто «Главная». Улица играла роль «Невского проспекта» Мотовилихи: по ней люди шли на завод, на ней же отдыхали после тяжелой смены.
Одно можно сказать наверняка — Мотовилиха не похожа ни на один другой район Перми. Она сохранила дух дореволюционного двухэтажного уездного города, хотя и производит сегодня впечатление легкого запустения, скрашиваемое лишь круглогодичным кряканием уток в Райском саду и реконструированной развязкой на площади Восстания.
При этом стоит признать, что старая Мотовилиха по-своему очаровательна и всем своим видом намекает на то, что это — не совсем Пермь.
Я лишь прикоснулась к истории старой Мотовилихи, а вот после революции здесь появилась новая часть Соцгород. Территорию микрорайона Городских горок я проехала, но, возможно, оказавшись в следующий раз в этом городе вернусь сюда чтобы восполнить этот пробел. Ведь один из проектов развития территории под названием «Соцгород Горки» разрабатывал Ленгипрогор, куда входил эмигрировавший из Германии архитектор Ханнес Мейер — второй директор школы Баухаус. И здесь можно увидеть интересные примеры архитектуры конструктивизма. Да и в интересном музее артиллерии Мотовилихинских заводов я тоже не побывала — помешал дождик. Так что, как говориться есть повод вернуться. А сейчас — едем на трамвае в центр — гулять.
Опять реконструкция и что такое перепечи?
Пока я ехала на трамвае в центр, погода сделала резкий поворот, и мелкий моросящий дождик сменило теплое лаковое солнышко. А когда погода радует теплом и солнцем, то самое время гулять. Где? В Перми первое, что должен сделать турист — это отправиться гулять на Набережную, которая с каждым годом становиться все длиннее и лучше.
Пермская набережная — одно из самых красивых мест для прогулок по Перми. История набережной начинается в конце XIX века, когда на небольшом участке вдоль реки Камы, дальше вокзала Пермь I, сделали прогулочную тропинку. По ней можно было пройтись в хорошую погоду. Однако создание организованного места для прогулок на берегу реки Камы началось только в 60-х года XX века, когда вместе со строительством коммунального моста облагораживается участок прибрежной линии реки Камы.
Лучше всего на набережную заходить со стороны речного вокзала. Здесь находится небезызвестный арт-объект «Счастье не за горами», а также отреставрированное здание речного вокзала. Реконструкция пермской набережной началась в 2009 году, здесь предполагалось обустроить одну из лучших зон отдыха города. В тот момент проект был не завершен. И я как раз попала на реконструкцию. Испытав легкое разочарование, все же прогулялась по участку до коммунального моста. И так как уже нагуляла аппетит, то после прогулки отправилась знакомиться с пермской кухней.
Познакомиться с блюдом местной кухни — посикунчиками можно и на Набережной, но я это уже делала неоднократно. И, честно говоря, коми-пермяцкая кухня у меня ассоциировалась только с ними. А хотелось неспешно насладиться рецептами блюд разных народов Пермского края в авторском исполнении и это лучше сделать в кафе «Пермская кухня». Про него уже здесь Анна anna-08 писала отзыв.
Единственный минус — это некоторая отдаленность заведения от туристических троп. Поэтому пришлось еще немного побыть голодной, прежде чем вкусить пермских специалитетов.
Здесь все продумано и выполнено в стиле. Фирменный шрифт вывески отсылает к пермяцким орнаментам, а интерьеры кафе украшают экспонаты, собранные в деревнях на севере Пермского края: печные заслонки, ступки, кувшины и даже лаптям нашлось здесь место. На стене кафе висят фотографии знаменитостей и ведущих известных передач, которые здесь вкушали блюда пермской кухни, а на телевизоре транслируются фильмы о Пермском крае.
Это кафе открылось в 1998 году, но его история началась гораздо раньше. В 1979 году отец нынешнего руководителя кафе Сергея Субботина выпустил книгу «Пермская кухня». В этой книге были собраны местные рецепты. Тогда о кухне узнал весь Советский Союз, тираж в 1 миллион экземпляров раскупили как горячие пирожки, так что каждая хозяйка области имела на кухне сей сборник. Сейчас он стал библиографической редкостью. Его переиздают, конечно, но уже не на простенькой бумаге малого формата, а в виде подарочного издания.
Сейчас в кафе под шефством Алексея Субботина продолжают готовить традиционные блюда и современные блюда из местных продуктов. Здесь можно найти, например, мини-шаньгу (выпечка с картофельной начинкой сверху), уху из уральской рыбы или мусс из облепихи с хрустящим печеньем из кедровой муки, а так же известные мне посикунчики разных видов, в том числе с пистиками (это молодые побеги полевого хвоща).
Пистики — специалитет Пермского края. Это молодые побеги хвоща, и собирают их только здесь — с мая по июнь. В пищу пистики идут во всевозможных вариантах: в супы, начинки пирожков, салаты, в горячие блюда. Так же есть здесь сеты.
Меня, конечно же, заинтересовали пистики. Но одним блюдом, как мне тогда наголодавшейся весь день казалось, что ограничиваться не стоит — не наемся! Хотелось покончить жизнь самообжорством и заказать сет, в который входит хоть какое-то блюдо с пистиками, но, забегая вперед, скажу, что не удалось. Выбор пал на сет «Made in Perm», который включал блюда: сугудай из судака с зеленью и маринованным луком, крем-суп из жаренного картофеля с лисичками и печеным луком, ассорти посикунчиков. Но официант заявил, что у них чего-то там нет то ли судака не поймали, то ли лисичек в лесу не насобирали и этот сет они мне подать не могут. Пришлось брать отдельные блюда: пирожки с пистиками, салат по Коми-Пермяцки и грибовница из белых чердынских грибов с мини перепечами из молодого картофеля. А запила я все крафтовым пивом Губахинской пивоварни. Сортов здесь предложено много.
Да, еще не очень повезло, что официант работал в кафе недавно и не мог сразу ответить на некоторые вопросы: например, что такое перепечи, но, повезло, что он честно признался в этом и сходил на кухню уточнить у коллег. Так вот перепечи — это что-то типа маленьких шанежек. Хотя, перепечи — блюдо удмуртской кухни. Впрочем, как и шанежки. Но это не противоречить концепции кафе, т. к. она включает рецепты блюд разных народов Пермского края.
Вердикт: все, что я попробовала, мне понравилось. Хотя, пистики — это, конечно, можно попробовать чисто ради эксперимента и любопытства один раз. А вот в кафе стоит заглянуть не один раз, оказавшись в Перми. Я это сделала дважды. Ну, должна же я была попробовать сет?