Недалеко от Хабаровска, примерно в часе езды к северу, находится небольшое нанайское село Сикачи-Алян. Несмотря на крошечные размеры оно обладает очень богатой и достаточно занимательной историей. Но прежде всего, свою известность село получило благодаря петроглифам — выбитым на камнях рисункам.
Добраться до села очень просто — нужно двигаться по автомобильной трассе на Комсомольск до 63-го километра, там повернуть налево по указателю Сикачи-Алян/Малышево, проехать ещё семь километров по проселочной дороге и на развилке свернуть направо. Ещё чуток, и мы на месте.
Сикачи-Алян раскинулось на правом берегу Амура, между двумя утесами. Верхний утес — Гасян, нижний — Сакачи.
На въезде в село - памятник односельчанам, погибшим во время Великой Отечественной Войны
Люди селились в этом месте очень давно. Рождались, жили, умирали. И оставляли после себя то, чем сегодня интересуются археологи. Специалисты отыскали здесь стоянки древнего человека, стойбища новокаменного века и средневековые городища.
Макет верхнего утёса Гасян
Нынешняя деревня состоит из пяти улиц и нескольких десятков домов.
Проживает здесь чуть меньше 300 человек.
Людей мы увидели очень мало, а одичалых собак слишком много. От какой-то озверевший псины мне пришлось отбиваться палкой.
На фоне невзрачной застройки и разномастных заборов выделяется двухэтажное современное здание, приютившее под одной крышей поселковую администрацию, культурный центр, медпункт, детский сад, школу и «Национальный этнографический музей».
Камни с петроглифами (копии) возле здания администрации
Собрание музея рассказывает об истории, культуре и быте коренного населения Приамурья — нанайцев (устаревшее гольды). Самоназвание русских нанайцев состоит из сочетаний «на» — земля и «най» — человек. Из чего получается — «люди этой земли».
По одному из космогонических мифов земную твердь сотворил верховный бог Боа Эндурни (Бог неба). Не существовало тогда ни земли, ни воды. Кругом была только зыбкая хлябь — топкий ил. Долгие миллионы лет парил над ней Боа в образе орла, но негде было остановиться и отдохнуть. Устал орёл. И видит вдруг островок, а там старушка сидит, возле неё костёр горит. Захотел Эндурни-орёл сесть на островок, но старушка не велит: «Нельзя тебе сюда. Я — На Эндурни, нижний Бог земли, а ты — Бог небесный». Взмолился Боа — орёл: «Не могу я больше лететь. Совсем выбился из сил». Говорит тогда старушка: «Захвати с моего острова столько земли, сколько сможешь. Где захочешь отдохнуть — брось комочек. Там земля будет». Так и сделал Эндур-орёл. Бросил комок побольше — гора получилась. А там, где поменьше комочек — холм. Так и появилась Земля.
В постоянной экспозиции музея — посуда, бронзовые украшения, орудия труда, монеты, оружие, культовые изделия.
Среди интересных экспонатов — одежда и унты из рыбьей кожи. В «рыбьекожьем» ремесле нанайцам не было равных. Для пошива одежды и обуви использовали «шкуру» сазана, амура, кеты, горбуши, сома, ленка, щуки, тайменя.
Гордостью музейного собрания является богато орнаментированный нанайской вышивкой женский свадебный халат конца ХIХ века.
Яркий радужный орнамент присутствует практически на всех предметах. В замысловатых узорах, состоящих из завитков, спиралей и зооморфных фигур, мастера тщательно и кропотливо выражали своё видение окружающего мира и красоту окружающей природы.
Рукоделье сливается с песней твоей,
Как сливаются с небом узоры ветвей.
Ты поёшь, а иголка мелькает,
И цветок на ковре возникает.
Анна Ходжер
Помимо прочего, в музее представлены полотна с тамгами (гербами) нанайских семей. В своей основе они имеют группу стилизованных изображений (животных, растений, природных объектов — рек, озер), в которых зашифрованы традиции, обычаи, происхождение или обитание рода. Например, представители фамилии Антанкан в центр своей тамги поместили тигра, так как почитали его как своего прародителя, а на гербе семейства Одзял (к которому, кстати, принадлежал гольд-проводник Дерсу Узала, воспетый В. К. Арсеньевым) красуются места традиционного проживания — охотничьи угодья и озеро Болонь (или Боулен-Оджал).
На первом этаже здания продают сувениры — обереги, тапочки, браслеты, серьги, куклы.
Но главное, ради чего в Сикачи-Алян едут любознательные люди не только из Хабаровского и Приморского краев, но и с других регионов страны, — высеченные на камнях многосюжетные петроглифы (от греческих petros — «камень» и glyphe — «резьба»).
Почти все петроглифы Сикачи-Аляна выполнены на базальтовых валунах, образованных около 15 млн лет тому назад. В результате вулканической деятельности и смещения скальных пород раскаленные каменные глыбы скатились по склонам и громоздясь друг на друга растянулись неровной грядой вдоль берега. Веками и тысячелетиями природа сглаживала острые грани, подготавливая пористую каменную поверхность для творчества древнего человека.
Самые ранние петроглифы, выбитые каменным орудием, относят к неолиту (XII — XI века до н. э.), а поздние, выполненные в стиле резной техники железным инструментом, датируются IX веком нашей эры.
Старинная нанайская легенда так объясняет происхождение петроглифов Сикачи-Аляна: «Давным-давно на небе ослепительно пылали сразу Три Солнца. Не было от них спасения на земле ни зверю, ни рыбе, ни человеку. Реки высохли, леса сгорели в пожарах, камни расплавились. Но нашелся смелый охотник по имени Кадо. Взял он лук и стрелы, отправился на восток. На рассвете убил два солнца. Одно осталось. Вода кипела — в гору превратилась. Гора кипела — речкой стала. А пока камни не остыли, люди поспешили запечатлеть зверей, природу, самих себя …».
Самый эффектный из всех петроглифов Сикачи-Аляна — лось, на крупе которого изображён солнечный знак в виде концентрических кругов. Точная копия. Находится в Музее археологии г. Хабаровска.
Удивительно, но глядя на некоторые каменные рисунки действительно создается впечатление, что твердая поверхность во время воздействия была податливой как пластилин.
Никто точно не знает, к какому народу принадлежали художники. Кто и когда пришел первым на Дальний Восток? В одних случаях изображения считали делом рук древних тунгусо-маньчжурских племён, а в других приписывали легендарному народу Ха, постоянно фигурирующему в фольклоре нанайцев. А кто-то утверждает, что петроглифы связаны с солнечным культом, что характерно для европеоидов.
Больше всего исследователей озадачивает тот факт, что среди петроглифов не обнаружили ни одного рисунка рыбы. А ведь для оседлых племён Амура она была всем. Недаром эстрадный певец и нанаец по национальности Кола Бельды пел: «Рыба хлеб, рыба жизнь, Рыба лучше ловись». Но зато здесь встречается много изображений птиц, змей, лодок, кругов и зверей (бизоны, лошади, лоси, тигры, кабаны).
Один из самых древнейших петроглифов Сикачи-Аляна – три бредущих фигуры не то лосей, не то быков, не то лошадей.
Доминирующее место в сюжетах занимают стилизованные человеческие лица — личины. Сердцевидные, трапециевидные, яйцеголовые. Страшные, со злобным оскалом и добрые, с улыбкой. А есть более реалистичные — с большими глазами, бровями, старческими морщинами.
Копия череповидной личины (нижняя группа)
Назначение петроглифов определить сложно. Предполагают, что каменная галерея была культовым центром. Между тем есть сведения, что местные жители побаивались рисунков, так как считали их проявлением каких-то потусторонних сил. Чтобы не разозлить злых духов в заповедном месте нельзя было кричать, громко разговаривать, а всем детям строго-настрого запрещали туда ходить. Вполне возможно, что именно петроглифы послужили причиной возникновения названия Сикачи-Алян. По одной из версий, название связано с нанайскими словами сакачиори — узнавать, выспрашивать; и алян — граница между миром живых и царством духов. Выходит, что Сикачи-Алян — это то место, где люди знали границу между двумя мирами.
В свое время петроглифы тщательно и планомерно изучали историки, этнографы, географы. Но всемирную известность произведения первобытной культуры получили благодаря исследованиям известного ученого-археолога А. П. Окладникова. Всего было выявлено и описано около 300 изображений. Истолковать удалось меньше половины.
Знаменитые камни разбросаны на берегу Амура — от села Малышево до села Сикачи-Алян. Самое большое скопление рисунков расположено ближе к Малышево, но туда можно попасть только на лодке или зимой по льду.
Но и нижняя группа достойна внимания. Вот только разглядеть всё не так просто. Некоторые шедевры видны только при определенных условиях — угол наклона, направление света и так далее. Тут требуется не только зоркий глаз и терпение, но и недюжая сноровка и прыгучесть.
Мы долго карабкались по валунам и смогли найти всего несколько «картинок», и то благодаря рыбаку, который вызвался быть проводником.
Вездесущих надписей типа «Здесь был Вася» здесь встречается гораздо чаще творений искусства наших далёких предков.
К сожалению, за долгие века своего существования петроглифы во многом были утрачены. Резкие перепады температур, мох, ил, водоросли уничтожили значительную часть. Некоторые фрагменты и детали стали трудноразличимыми, либо вовсе безвозвратно стерлись.
Особенно сильно «вернисаж» страдает весной. При ледоходе огромные льдины под натиском воды вползают на берег и с легкостью ворочают и перемещают базальтовые глыбы, иногда раскалывая их на более мелкие куски.
Свою лепту в разрушение вносят люди. Нередко петроглифы повреждаются вандалами или самовольно вывозятся. Территория не огорожена и не охраняется, а около «живописи» разжигают костры и устраивают пикники, оставляя после себя мусор. За туристами убираются школьники и волонтеры.
за исключением единственного постамента здесь нет никаких указателей
В разное время не раз высказывались идеи о создании археопарка под открытым небом и переносе камней с изображениями на незатопляемые площадки. Это позволило бы не только сохранить рисунки от воздействия природы, но и организовать круглогодичную экскурсионную зону со всей необходимой инфраструктурой.
В 2019 году петроглифы Сикачи-Аляна стали первым и единственным объектом культурного наследия Дальнего Востока, признанным особо ценным. Однако вопрос обеспечения сохранности по сей день не решен — ни на региональном, ни на федеральном уровне.
«Особо ценные» беспризорные камни лежат у самой кромки воды. Впереди, насколько видно взору, простирается за горизонт широкая гладь Амура. Как и много веков назад неутомимо бегут мутные воды великой реки, бережно сохраняяя свои легенды, сказания и неразгаданные тайны.