Троице-Сергиева Лавра привлекает в Сергиев Посад многочисленных паломников и туристов. Организованных туристов в большом количестве везут в город и показывают им великолепную Лавру, обделяя вниманием сам город, который тоже достоин внимания. О своих впечатлениях о городе я поделилась в рассказе Сергиев Посад. Знакомство и прогулки по городу.
Спору нет, Лавра грандиозна и великолепна! Она яркая и праздничная, влекущая сиянием золотых куполов своих соборов.
Но, я бы сказала ещё и так: не Лаврой единой жив и интересен Сергиев Посад. Есть там и другие места, достойные внимания как верующих, так и любопытных туристов. Совсем небольшие, находясь в тени знаменитой Лавры, они не очень известны и оттого мало посещаемы. Я имею в виду Спасо-Вифанский монастырь и Гефсиманский Черниговский скит.
Как-то, просматривая отчёты наших туристеров о Сергиевом Посаде, мне попался пронзительный рассказ, а в нём фотография необыкновенного алтаря в храме, что в Спасо-Вифанском мужском монастыре. Ниже фото моё.
Рассказ и увиденное фото зацепили, захотелось увидеть столь необычный алтарь своими глазами, так что, посещение этого монастыря было чуть ли не первым в моём списке must see в Сергиевом Посаде.
А уже находясь в городе, с удивлением обнаружила, что немногие жители знают о Спасо-Вифанском монастыре и даже названия такого не слышали. А кто-то припоминал что-то про Вифанию, что это в Птицеграде и удивлялись, что там сейчас есть действующий монастырь.
На Яндекс картах я нашла и монастырь, и как туда добраться. От центра пешком далеко, лучше на такси, а можно поехать на городском автобусе, что я и сделала. Монастырь находится в посёлке Птицеград — это в черте города.
Спасо-Вифанский мужском монастырь
В 1783–97 годах в живописной лесистой местности на восточной окраине Сергиева Посада был основан скит, подчиненный Троице-Сергиевой лавре и предназначенный для любителей молитвенного уединения, недостижимого в переполненной богомольцами Лавре.
Место стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин).
Центром обители стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783 — 1785 годах.
Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.
Спасо-Преображенского собор отличался от других храмов своим необычным интерьером с двухъярусным алтарём. Обращенная к молящимся стена алтаря была выполнена в виде евангельской горы Фавор и устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей.
Престол нижнего храма располагался в искусственной пещере, устроенной в подножии горы. Престол верхнего храма был устроен на вершине Фаворской горы в круглой купольной сени.
Не все современники оценили тогда замысел владыки Платона относительно вида алтаря Вифанского собора, полагая, что «звериные чучелки, рассованные во мху» не идут храму Божию.
В 1860 — 1866 годах, в юго-восточном углу монастыря была построена большая пятиглавая церковь Сошествия Святого Духа.
Двухъярусная колокольня была заново построена в 1870-х годах. Перед монастырем стояли большие красивые учебные и жилые корпуса Духовной семинарии.
После того, как скит посетил Император Павел I (спустя несколько дней после коронации), был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря.
К началу XX в. Спасо-Вифанский монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного Вифанского пруда. Монастырь окружала кирпичная стена с башнями.
На протяжении более 100 лет Спасо-Вифанская семинария хранила дух митрополита Платона. В питомцах воспитывалась любовь к церковному служению, и выпускники семинарии охотно пополняли собой ряды сельских пастырей.
Размеренную жизнь монастыря и семинарии прервали события начала XX в. Сразу после революции началась печальная и, казалось, последняя страница истории Платоновской Вифании.
В 1918 году жертвой большевистских властей стала Вифанская Духовная семинария: ее закрыли, а монастырь был преобразован в сельхозартель.
В 1919 году в Вифанию из города Сергиев была перемещена колония-школа имени Ленина, которую разместили в зданиях семинарии и в монастыре. Открытая спешным образом, колония управлялась неумело, предоставленные самим себе воспитанники хулиганили, били стекла в монастырских зданиях.
В августе 1925 года здания, угодья и все имущество Вифании были реквизированы и Вифанская трудовая сельско-хозяйственная артель, а вместе с ней и монашеское общежитие прекратили существование.
В 1929 г. последовало закрытие Спасо-Преображенского и Сошественского храмов, и окончательное изгнание из Вифании остававшейся там братии.
Но здания монастыря-то оставались, и им нашли применение: разместили в них новое учреждение — Всесоюзное НИИ птицеводства.
И вот, с 1932 года Вифания стала именоваться «Птицеградом». Теперь понятно, почему многие местные жители ассоциируют монастырь с Птицеградом: ведь когда они родились, монастыря уже и в помине не было.
Находясь в ведении НИИ птицеводства, здания монастыря и семинарии приспосабливались под хозяйственные, административные и иные нужды института. Те сооружения, которые было трудно приспособить к утилитарным нуждам и которые явно напоминали о Вифанском монастыре, просто уничтожались.
В 1932 году по решению районных властей, была разобрана монастырская колокольня, позднее разобрали на кирпич монастырскую ограду.
Храм Преображения Господня, по свидетельству старожилов, был снесен в пятидесятых годах, когда возобновились гонения на Церковь. Вплоть до 1990-х годов в частично сохранившемся здании храма Сошествия Святого Духа действовали инкубатор, кинозал и танцплощадка.
Лишь в 1998 году разоренная Спасо-Вифанская обитель была возвращена под управление Сергиевой Лавры и началось ее сложнейшее восстановление: воссоздавали разрушенное, ремонтировали чудом уцелевшие строения. Реставрация в монастыре продолжается до сих пор.
В 2002 году в ведении Лавры открылось Спасо-Вифанское подворье.
В октябре 2007 году была совершена торжественная закладка Преображенского собора на историческом месте. В 2012 году была завершена постройка нового Преображенского собора, колокольни и келейных корпусов восстанавливаемой обители.
Я подъехала к монастырю на автобусе, остановка рядом с обителью.
Около Святых ворот перед монастырской оградой стоит памятник основателю Спасо-Вифанского монастыря митрополиту Платону, установленный здесь в 2012 году.
Через Святые ворота я зашла на территорию монастыря.
Святые ворота, увенчанные прекрасной колокольней, выполненной в старорусском стиле были построены заново, и выглядят сейчас также, как в 19 веке. Колокольня — истинное украшение архитектурного монастырского комплекса.
По центру монастырской территории располагается овальный Спасо-Преображенский храм. Это небольшое сооружение повторяет храм, построенный при митрополите Платоне.
Я прошлась по территории — ни души, церковь закрыта. А ведь именно она моя цель. Подошли ещё двое туристов. Убедившись, что церковь на замке, расстроенные, они ушли. И тут я вспомнила, опять же, из того самого рассказа, что надо зайти в церковную лавку и попросить разрешения посетить церковь.
Я зашла, разговорилась со служительницей, внесла пожертвование. И только потом поинтересовалась, а можно ли попасть в храм. Пойдёмте, я открою вам, — ответила она. На этот момент вернулись (совершенно случайно) и те путешественники, что так быстро покинули монастырь.
Итак, мы в храме. И первое, что видят пришедшие в него — пещера и гора над ней, украшенная цветами и растениями. Собор, как и в самом своём начале, состоит из двух престолов — верхнего и нижнего.
Необычность, и диковинность алтарей храма оставляет незабываемое впечатление. Удивительно, что всё задуманное и осуществлённое Платоном в конце 18 века вновь воссоздано.
Поначалу служительница предупредила, чтобы мы не поднимались на верхний престол, а потом разрешила, с условием, чтобы мы не заходили за ограждение, внутрь престола.
Выйдя из храма, я прошлась по небольшой ухоженной территории монастыря. Невозможно пока посетить Большой пятикупольный собор Сошествия Святого Духа, который находится сейчас на реставрации.
Рядом с монастырём располагается Вифанский пруд, но я совсем забыла об этом и не вышла к пруду. Так что, если вам доведётся посетить Спасо-Вифанский монастырь, постарайтесь выйти и к нему.
Черниговский скит
Черниговский скит я посетила совершенно случайно, за компанию, можно сказать. Собиралась поехать в Спасо-Вифанский монастырь, стояла на остановке в ожидании автобуса. Тут подошла женщина и стала расспрашивать местных, какой автобус идёт в Черниговский скит. Я заинтересовалась, а что там интересного? Пещерные церкви, — ответила женщина. И тут подошёл нужный ей автобус (мой же надо было ждать ещё минут 20), и я решила присоединиться и посмотреть, эти самые пещерные церкви.
Вообще-то, полное название — Гефсиманский Черниговский скит, так как по сути, это два скита. Но сейчас на территории Гефсиманского скита располагается воинская часть и интернат, а в Черниговском ските с 1990-х годов возобновилась монашеская жизнь и он открыт для верующих и туристов.
И вот мы подошли к скиту. Впечатляющее место. Сверкают позолотой пять куполов Черниговской церкви.
Пятиярусную колокольню с двумя приделами (постройка 1895 года) видно издалека.
Через её ворота зашли на территорию скита.
Очень ухоженная территория, всё как с иголочки. Великолепный пятиглавый краснокирпичный Черниговский храм. Он был сооружён в 80-х годах XIX века в псевдорусском стиле. Именно под ним находятся помещения подземных пещерных сооружений, созданных ранее.
Глядя сейчас на это великолепие, с трудом верится, что в 1990-х годах, когда подворье было возвращено церкви, собор и колокольня, с расположенными в ней двумя храмами, были в дичайшем запустении: затопленные пещеры Черниговского скита, поруганные фрески святых с выщербленными ликами.
Интересна история скита.
В 40-х годах XIX столетия, склонные к отшельническому и аскетическому уединению монахи из Троице-Сергиевой Лавры, основали на окраине Сергиева Посада скитское поселение из деревянных келий и церквей. Жили монахи более чем скромно — без жалования, в поношенной одежде с самой примитивной церковной утварью и посудой. Уединенное живописное место стало пристанищем для более чем 400 монахов.
Вскоре в Гефсиманском скиту появляется известный юродивый Филиппушка. Он вёл подвижнический образ жизни, ходил босиком и в лохмотьях, ел что придётся. Обойдя множество святых мест и монастырских земель, Филипп мечтал о создании подземной монашеской обители, по примеру понравившейся ему Киево-Печерской Лавры. Лучшим местом для этого оказалась малолюдная территория Гефсиманского скита, куда его и отправляют из Троице-Сергиевой лавры.
Охваченный идеей сооружения подземной обители, Филипп испрашивает разрешения на создание для себя подземной кельи, «погребка». Строительство «погребка» он начинает в небольшом отдалении от Гефсиманского скита.
Монахи, поддерживающие идею подземного житья, самостоятельно выкапывали себе по «погребку» рядом с подземной кельей Филиппа, и устанавливали там каменные лавки для сна. Таким образом, со временем образовалась целая система подземных келий и переходов между ними.
Вскоре в пещерном отделении появилась первая церковь. Она была двухэтажной. Нижний храм, полностью находившийся в пещерах и верхний, надпещерный.
В конце XIX века в скит была привезена чудотворная Черниговская икона Божией Матери и в честь неё скит получил название Черниговский.
С самого своего устроения пещерное отделение привлекало множество паломников, жаждавших увидеть подобие Киево-Печерских монашеских келий.
Деревянная церковь уже не могла вместить всех паломников. Поэтому в 1886 году было принято решение о возведении нового каменного собора. Непростая техническая задача была поручена инженеру-архитектору Н. В. Султанову, который не только блестяще исполнил проект в русском стиле, но и сохранил в неприкосновенности пещеры.
До наших дней скит сохранил пещерные храмы и монашеские кельи и родник с целебной водой под Черниговским храмом. В пещерные храмы можно попасть только с экскурсией, которые проводят монахи. Записаться на неё о оплатить можно в церковной лавке Черниговского храма. Группа набирается не менее 10 человек. Цена экскурсии, если я не ошибаюсь, 100 (150) рублей с человека.
Я зашла в Черниговский храм. Служитель тут же предложил мне надеть платок и юбку поверх брюк. И строго предупредил ничего не фотографировать. Шла служба, верующих было много, поэтому подойти к чудотворной Черниговской иконе Божией Матери возможности совсем не было. При этом этот же служитель постоянно ходил между верующими и строго следил за соблюдением правил.
Через какое-то время набралась группа желающих посетить пещерные храмы. Вход в них отдельный, с южной стороны собора. Экскурсию проводил молодой послушник, который тоже строго следил за соблюдением правил, а главное, чтобы никто не фотографировал пещеры.
Конечно, пещеры впечатляют! Монах водил нас по узким, запутанным переходам, мы заглядывали в теснейшие кельи. Было очень душно, одной женщине стало плохо. Пока монах отводил её к выходу, я смогла тайком сделать несколько фото. И то опасалась, как бы кто-нибудь не выдал мою непослушность монаху.
Не следует думать, что такие росписи есть и в кельях. Кельи по-прежнему суровые, тёмные, с голыми стенами и невероятно маленькие. А это — роспись Архангельской церкви была которая восстановлена талантом и терпеливым трудом реставраторов.
После посещения душных и тесных пещер душа требовала воздуха и простора. Я вышла за стены монастыря к Скитским прудам. Они был искуственно созданы монахами в самом начале основания скита.
На берегу пруда стоит часовня святого Владислава Сербского. Ее построили над купелью. Источник здесь забил еще в 40-е годы XIX века. Монахи сделали колодец и брали отсюда воду для питья.
Пртиятное место для прогулок, и вид от прудов на Черниговаский скит очень красивый.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Но всё же, главная святыня Сергиева Посада — Троице-Сергиева Лавра. Она стала, можно сказать, градообразующим предприятием ещё с давних времён, когда в 1337 году Сергий Радонежский (тогда Варфоломей) и его брат Стефан поселились на холме на месте современной лавры, и в 1340 году построили деревянную церковь.
Лавра — невероятно популярное место, в ней всегда много народу: верующие, паломники, послушники и монахи, многочисленные туристы. Ринулись сейчас сюда и истосковавшиеся по путешествиям китайцы.
Даже не знаю, насколько комфортно здесь людям воцерковлённым. Чего-чего, а уединения здесь точно не найдёшь, повсюду туристы, фотографирующие всё и всех. Я в их числе.
Трапезная церковь и Церковь Явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами Преподобному Сергию Радонежскому
Украшение Трапезной церкви.
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. Самое знаковое из них — белокаменный Троицкий собор (1422–1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля.
Написала это, и обнаружила, что у меня нет фото Троицкого собора! Как же так, удивилась и расстроилась я. Куча всего, а самого главного собора нет. А потом вспомнила, что во время моего посещения фасад собора почти был полностью закрыт по причине реставрации. Поэтому представляю фото, где собор сфотографирован издалека (он слева).
Вообще, многие постройки были (во время моего пребывания) в состоянии реставрации, Успенский собор тоже стоял в строительных лесах.
Ещё на подходе к лавре, поражают своей мощью крепостные стены с одиннадцатью башнями (1540—1550 гг.) общей протяженностью 1370 метров.
Вход в лавру через Красные ворота впечатляет сразу же своей росписью.
Впервые стены и своды, идущие от Красной башни к надвратной Предтеченской церкви, были расписаны в начале XIX века. Сюжеты несколько раз менялись. В настоящее время это живописные изображения сцен из жития Преподобного Сергия Радонежского.
Центральное место в архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой Лавры занимает великолепная пятиярусная колокольня, которая видна со всех сторон за несколько километров до подъезда к монастырю. Ее высота 88 метров. По архитектурной композиции, изяществу силуэта и декоративному убранству здание колокольни принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества XVIII века. В апреле 2004 года на колокольню подняли самый большой и тяжелый действующий колокол России — «Царь-колокол».
Глядя на всю эту ухоженность и кажущуюся нетронутость строений с самых древних времён, у меня создалось впечатление, что Лавра уж точно избежала разорения и поругания. Но нет.
У монастыря была непростая история. В 1704 году он был практически весь разрушен, татарский хан спалил его дотла. Спустя какое-то время монастырь был полностью восстановлен и последующие 200 лет проходили безоблачно. Обитель постепенно восстанавливалась преимущественно на средства прихожан, нередко приезжали сюда и русские цари. В 1742 году здесь появилась духовная семинария. А позднее монастырь получил титул Лавры.
Успенская часовня над колодцем
Очередное испытание для устоявшейся жизни монастыря наступило после революции, в 1918 году. Лавру постигла та же участь, как и многие другие монастыри в России: монастырь был закрыт, а братия была выселена, Московская духовная академия была распущена.
В 1920 году на территории лавры был организован историко-архитектурный музей.
Несмотря на статус музея, разорение лавры продолжалось: в 1929 году изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший, «никоновский», 1420 года).
К концу 1930-х годов некоторые памятники лавры были частично перестроены и приспособлены под жильё и другие хозяйственные нужды. Так, Загорский учительский институт находился на территории монастыря до 1953 года.
Реставрация лавры началась в 1940 году, когда весь комплекс памятников Троице-Сергиевой лавры в черте крепостных стен был объявлен Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником.
Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов
Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников.
Галерея Трапезной церкви и Михеевская церковь
Возрождение монашеской жизни лавры относится к началу 1946 года. В октябре 1948 года в стенах лавры возобновила деятельность Московская духовная академия.
В 1956–1959 годах все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений. В это же время возобновись полноценные богослужения для прихожан.
Надвратная церковь Рождества святого Иоанна Предтечи
Но! Это был период воинствующего атеизма и над лаврой сохранялся контроль со стороны государственных органов. Например, уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви в Московской области Трушин в 1958 году докладывал, что «антисоветские» монахи, которые «в общении с паломниками разжигали религиозность» и «призывали их чаще посещать лавру, больше молиться Богу и т. д.», были удалены из лавры.
В марте 1961 года милиция арестовала верующих в храме лавры. Вот так. Нелегко приходилось в советские времена верующим.
Основной объём реставрационных работ был выполнен к 1970 году. А в 1990-х и 2000-х годах многим зданиям и крепостным стенам была возвращена первоначальная окраска стен, отремонтированы кровли храмов, восстановлены росписи.
В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Поэтапная реставрация и обновление монатсырских сооружений продолжаются постоянно и по сей день.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии
Ну, вот и всё и Сергиевом Посаде и его святынях. Благодарю всех, кто вместе со мной совершил это небольшое путешествие.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия