Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 8:29
...

Матера — Италия Сентябрь 2023

Столько раз я читал рассказы и смотрел альбомы у нас на сайте, что казалось здесь я уже был, и не раз. Конечно, читать это одно, а побывать здесь совсем другое. И если уж оказался в этом регионе, то посетить этот город нужно обязательно!.. Здесь нет архитектурных шедевров, не считая Кафедрального собора, но город своеобразный и ни на кого не похожий.

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

Путь из Барлетты тоже был приятен. Это не литовские равнины, поэтому дополнительным бонусом была сама дорога до Матеры. Город делится на две части. Современная часть нас не интересовала. Там мы лишь оставили машину на парковке. Наши апартаменты находились прямо у входа Старого города. Знаменитая обзорная площадка находилась в трех минутах от нашего жилища. Хотя итальянское белье никуда не делось. Эта достопримечательность во всех городах!..

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

Традиционно маленький обзор апартаментов. Это было одно большое помещение с лестницей на второй этаж, где находилась вторая спальня. Хоть они и были скреплены металлическими балками, но когда лежишь внизу и мозг рисует картину обрушения, становится немного не по себе. Еще у нас была небольшая терраса, но первые дни была такая жара, что я террасе предпочитал находится внутри.

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

Заселились мы уже под вечер, закупились еды. Никто уже и не собирался в город. Ну, а я не мог пропустить момент, когда вечереет и зажигаются огни. Это очень красивое зрелище. Если вы были в Матере и не остались на ночь, то многое потеряли!… Это магия!..

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

На следующий день мы направились на противоположную сторону города к пещерному храму Санта-Мария-ди-Идрис, и расположенному рядом Сан-Пьетро. Дорогу я уже показал в альбоме.

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

Матера древний город, в котором, судя по раскопкам, люди жили еще в эпоху неолита. Раньше Базиликата называлась Луканией, в честь народа, который здесь проживал.

Ядро города здесь и зародилось, на противоположных склонах речной долины, называемой Гравина ди Матера. В XII веке здесь был возведен собор Сан-Пьетро Баризано, являющимся самым большим пещерным храмом Матеры. Он как бы нависает над скалой. Красиво смотрится!.. Читал, что всего их насчитывается около ста тридцати. Внутрь мы зашли. Интересно, но более подробно покажу в отдельном альбоме. Фотографий много и хочется все показать.

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

А вот Санта-Мария-ди-Идрис была еще закрыта. Сюда мы попали вечером. Крошечная, душная, фотографировать нельзя, с древними фресками, но с очень неприятным персоналом. После такого приема, заглянуть больше не захочется. Шикали, пшикали, по пятам ходили…«ужос» одним словом!..

Далее, в горку по лестницам, мы направились в Кафедральный собор. Оказалось, что на той неделе был какой-то религиозный праздник. Поэтому вход в храмы был бесплатным.

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

Не секрет, что Италия славится своими потрясающими храмами. Кафедральный собор Матеры, как раз из этой серии. Замечательный, потрясающий и так далее!..

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

Попутно заглянули в еще несколько храмов. Поглазели на сувениры, которых не купили. Съели мороженное. Хорошо, когда некуда спешить!.. На этой волне решили зайти в археологический музей имени Стефана Ридолы. Один из знаковых людей для города.

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

Его ждала карьера в церкви, но Ридола вместо этого изучал медицину в Неаполе между 1861 и 1865 годами, а затем вернулся в Матеру в 1869 году после многих лет специализации, в результате которых он побывал в Болонье, Милане и Вене. Во время учебы в университете он освоил научный метод, который применял, как в своей профессии, так и в археологических исследованиях, которые практиковал, как эксперт и как упорный знаток мест и эпохи. Глубоко привязанный к своему городу, Ридола методично исследовал территорию Матеры вместе со своими единомышленниками.

Благодаря своим исследованиям, раскопкам и знанию обнаруженных им материалов ученый был назван почетным инспектором раскопок и памятников и оценен крупными археологами того времени, с которыми он поддерживал контакты, поразил общественное мнение, относя происхождение города Матера к доисторической эпохе в свете своих раскопок. Его наиболее значительные открытия, о которых свидетельствуют материалы, сохранившиеся и выставленные сегодня в музее, включают пещеру Гротта деи Пипистрелли, неолитические деревни Мурджа Тимоне с ее рвами и некрополь Тиммари, где он раскопал великолепное вотивное хранилище.

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

Мэр Матеры с 1892 года и избранный в парламент в 1906 году, Ридола проработал два срока в качестве представителя конституционной левой партии до 1913 года. Он ушел в отставку в конце своего второго срока, оставив свое место, в качестве местного представителя Николы-Де Руджери, которого он победил в 1909 году. Всего несколько месяцев спустя он был номинирован на пост сенатора, и эту должность он занимал с честью и отличием до конца своих дней, обмениваясь идеями с крупными интеллектуалами и политическими деятелями своего времени.

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

Вообще, я не большой поклонник археологических музеев. А в этих регионах в каждом городе есть свой археологический музей, причем рекламируемый, как самый лучший. Поэтому, покопавшись в инете, я нашел один из самых больших — в городе Таранто. Его-то мы и посетили, после чего археологическая тема для меня была закрыта. Советую!… Но, о нем в последующих материалах.

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

Далее мы направились в Дворец Ланфранчи, где теперь размещается художественный музей. Дворец стал резиденцией национального музея средневекового и современного искусства Базиликаты.

По стечению каких-то немыслимых обстоятельств фотографии самого дворца у меня нет!.. Думал, что есть…вот, что значит расслабился!.. А здание было спроектировано и построено между 1668 и 1672 годами братом Франческо да Копертино по просьбе архиепископа Винченцо Ланфранчи с целью размещения епархиальной семинарии.

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

Буквально в самом начале вас встречает монументальный триптих Карло Леви. Этого человека в Матере и, вообще, в Базиликате буквально боготворят. Родился он в еврейской, в значительной степени ассимилированной, состоятельной семье. По профессии врач, он вышел далеко за рамки своей изначальной деятельности.

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

Политик, журналист и писатель он не смирился с правящим фашистским итальянским режимом. Уехал в 1929 году во Францию, где присоединился к партии «Либеральная революция». Затем зачем-то вернулся в Рим, где попал за решетку. А через год его сослали в политическую ссылку в городок Алиано, что в провинции Матеры.

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

Здесь писатель провёл долгие 18 месяцев, занимаясь лечебной практикой, ибо был дипломированным врачом. Кроме того, он занимался живописью и рисовал здесь пейзажи провинции и портреты местных жителей. Впечатления о проведённом здесь, рядом с простыми крестьянами, времени и легли в основу книги «Христос остановился в Эболи», написанной в 1943—1944 гг. и опубликованной в 1945 году, после освобождения Италии от фашистского режима Муссолини.

В книге даётся социально-психологический портрет нищих, неграмотных и невежественных крестьян, но одновременно с этим описывается их богатый духовный мир, высокие моральные качества, природный ум и поэтическое, почти языческое восприятие природы. Нищета местных крестьян — повод для их эмиграции в Америку, где они пытаются что-то заработать, чтобы прокормить свои многодетные семьи. Писатель с явным сочувствием рисует картину жизни беднейших слоёв крестьян этой провинции юга Италии, где ему довелось пробыть полтора года своей ссылки. Название книги адресует читателя как к библейским, так и к современным автору аллюзиям. «Христос остановился в Эболи» — означает, что он не дошёл до этих, Богом забытых мест.

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

К этой теме Карло Леви вернулся вначале 1960-х, когда ситуация в беднейших районах стала катастрофической. Он написал свой исторический триптих, и назвал Лукания’61. Его выставили в том же году на международном фестивале в Турине.

Может я слишком много уделил внимания этим двум личностям — Стефану Ридоле и Карло Леви, но они действительно заслужили, чтобы о них знали не только в Италии, но и за ее пределами. Кстати, Леви побывал в Советском Союзе в 1956 году, и его главная книга — «Христос остановился в Эболи» издана на русском языке.

Возвращаясь к музею, скажу очень и очень достойный!.. Обо всем обязательно напишу!..

Так и прошел наш день… Не забывали обедать. В этот раз я отошел от традиционных итальянских пицц. Попробовал только в последний день в Бари. И та, немного неудачная была… Так, вот перешел на макароны!.. Мы даже дома пару раз готовили. В Матере пробовал хваленые ореккети!.. Вкусно!..

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

А вечером мы опять пошли наблюдать магию!.. Но, уже с другой стороны. Людей было, но немного. Туристический сезон все же идет на спад.

Пять лет разлуки, или Возвращение блудного... Магия Матеры

Завтра мы уезжали в Рокка-Империале, крошечный, но удивительно красивый городок!..