Современная история Азербайджана началась с провозглашения независимости в 1991 году. А в конце 1990-х, когда власти страны заключили «контракт века» на разработку своих офшорных нефтяных месторождений, в Азербайджане началась очередная нефтяная лихорадка. И опять потоки нефтедолларов были частично инвестированы в новое строительство, и панорама Баку пополнилась многочисленными сооружениями современной архитектуры. По их поводу можно дискутировать, но надо признать, что в целом современные новостройки городскую картинку по меньшей мере не портят. А культурный центр Гейдара Алиева авторства Захи Хадид — это просто шедевр на все времена и одно из самых сильных наших впечатлений о Баку.
Картинка, которая символизирует современный Баку: продолжающийся нефтяной бум, доходы от которого вкладываются в современные сооружения. Нефтяная качалка на действующем месторождении на окраине Баку (клетка вокруг нее - для безопасности окружающих), а на заднем плане - Бакинский центр водных видов спорта, открытый в 2015 году. Справедливости ради надо сказать, что хотя нефтяные качалки - вовсе не редкое явление на окраинах и в ближайших пригородах Баку, все-таки основные объемы нефтегазового сырья сейчас добывают на шельфе Каспийского моря.
Символами «тучных лет» Азербайджана времен второго нефтяного бума стали многие из построенных за последние 25 лет объектов. Один из наиболее раскрученных из них, вошедший в число главных достопримечательностей современного Баку — Пламенные башни.
«Пламенные башни» - комплекс, состоящий из трех башен разной высоты (от 161 до 182 м) и разного назначения: здесь расположены гостиница, квартиры и офисы. Строила их в 2007-2012 годах азербайджано-турецкая компания «DIA Holding» по проекту американской фирмы HOK.
Своим внешним видом башни напоминают три языка пламени. Считается, что при выборе этого образа главным вдохновителем стала «огненная» история Апшерона, где нередки были места с вырывающимися из-под земли огненными факелами случайно загоревшегося газа. Они издавна были центром зороастризма и огнепоклонничества. Даже на гербе Баку изображаются три языка пламени. Эти башни — один из главных символов города.
А здесь одна из башен спряталась за «спины» других. Этот вид - из Нагорного парка, но есть еще несколько точек, откуда Пламенные башни выглядят особо эффектно.
От подножия Пламенных башен начинается Парламентский проспект, который приводит к мемориальному кладбищу с красивым названием «Аллея почетного захоронения». Это кладбище № 1, престижный некрополь, на котором хоронят лучших людей страны. Можно сказать, что это аналог нашего Новодевичьего кладбища.
Вход на мемориальное кладбище.
На самом деле, на этом кладбище несколько аллей, проложенных в хвойном лесу. Там просторно и малолюдно, и совсем не кладбищенская атмосфера. Этот объект больше похож на скульптурную галерею под открытым небом в красивом парке, чем на кладбище.
Аллею почетного захоронения открыли в 1948 году, перенеся туда часть важных захоронений прошлых лет. Пишут, что сейчас там порядка 250 могил, но скученность не ощущается совсем. Большинство имен тех, кто удостоен там упокоиться, нам оказалось незнакомо (за очень небольшим исключением).
Слева - захоронение Муслима Магомаева (старшего) - композитора и дирижера, одного из основоположников азербайджанской классической музыки. Это - дед того самого Муслима Магомаева (справа), которого знают во всем бывшем Советском Союзе.
Любимец публики Муслим Магомаев в узнаваемой сценической позе. Автор этого изваяния из уральского мрамора, Омар Эльдаров, сказал: «Я хотел сделать его выступающим на сцене, поющим нечто приподнятое, романтичное и даже патетичное, передать силу воздействия его исполнения…». На наш взгляд, получилось.
Любимец советских домохозяек Рашид Бейбутов, чью песню «Я встретил девушку, полумесяцем бровь...» знала вся страна.
В глубине кладбища покоится Сам - главный азербайджанец Гейдар Алиев, третий президент страны.
Одна из главных достопримечательностей Баку — Нагорный парк, занимающий довольно обширную территорию и включающий, помимо собственно парковой зоны, ещё и мемориал «Аллея шахидов», а также несколько смотровых площадок, откуда открываются отличные панорамы на Бакинскую бухту.
Аллея шахидов. Шахид в светском Азербайджане - это всякий погибший за родину и нацию. Аллея шахидов получила своё название в связи с многочисленными захоронениями людей, погибших в ходе Карабахского конфликта, а также в результате подавления протестных выступлений в ночь на 20 января 1990 года (что вошло в историю как «Чёрный январь»). Тогда на фоне армянских погромов и захвата власти националистическим Народным фронтом в Баку были введены войска. В результате уличных боев погибли 36 бойцов Советской Армии и 134 местных жителя, большинство из которых к организации погромов, протестов и убийству военнослужащих отношения не имели.
Поскольку Нагорный парк находится на возвышенности, с его смотровых площадок открываются великолепные виды на Бакинскую бухту.
Здесь хорошо виден гигантский цветок торгового центра «Каспийский берег» (2018). Чуть левее него - рулонообразный Музей ковра - тоже из недавних городских построек (2008-2014).
Центральная часть Приморского бульвара, протянувшегося вдоль Бакинской бухты. На переднем плане - Музей ковра, на дальнем - отель «Полумесяц».
Вид из Нагорного парка в другую сторону: колесо обозрения и на дальнем плане - «Бакинский кристальный зал» (Baku Crystal Hall) - спортивно-концертный комплекс на 25 тыс. зрителей, построенный для проведения конкурса песни Евровидение-2012.
Набережная Баку (официальное название — Приморский бульвар) — великолепный городской променад, протянувшийся вдоль берега Каспийского моря. Основан бульвар был в 1909 году, в период первого нефтяного бума и создавался на месте лодочных пристаней, складов, стихийных рынков. Место было грязное, вовсе не располагающее к прогулкам. А совсем недавно, в 2008—2015 гг., т. е. в период второго нефтяного бума, завершилась генеральная реконструкция бакинской набережной, и сейчас это — одно из самых привлекательных мест в городе: зеленое, просторное, с фонтанами и клумбами, скульптурами, музеями и ресторанами.
Приморский бульвар. С одной стороны бульвара плещется Каспийское море, с другой его ограничивает проспект Нефтяников. Но сам бульвар так широк, что из его центральной части иногда не видно ни моря, ни проспекта.
Из нынешнего потока нефтедолларов многое перепало и бакинской набережной: там в последние годы возвели несколько замечательных объектов.
В этом оригинальном здании с 2014 года располагается Азербайджанский национальный музей ковра. Конструкция сооружения, специально построенного для этого музея, была задумана австрийским архитектором Францем Янцем как свернутый ковер. К сожалению, на сам музей времени у нас не хватило.
Вид на Пламенные башни от Музея ковра.
Одно из самых эффектных сооружений на набережной — отель «Полумесяц» (Crescent Hotel). Для его строительства были использованы технологии, впервые в мире примененные в ОАЭ.
Отель построили на искусственно созданном острове. На фото этого не видно, но гостиница вместе с подиумом находится в море на расстоянии около 100 м от берега, а для соединения с набережной предусмотрен мост. Бакинский ответ дубайскому "Парусу"?
Комплекс из трех зданий «Полумесяц». Высота гостиничного кольца – 166 метров. Левее и чуть дальше от берега вытянулись еще два небоскреба-башни из этого же проекта: Crescent City (офисный центр) и Crescent Palace (жилой комплекс).
Торговый центр со странным названием «Парк Бульвар» со стеклянным «огурцом» или «яйцом» (кто что видит), открытый в 2010 году.
Памятник Муслиму Магомаеву на Приморском бульваре. Не знаем как вам, а нам кажется, что пропорции были нарушены.
Памятник Магомаеву - интерактивный: рядом с ним установлен стенд с несколькими кнопками, после нажатия каждой из которых начинает звучать та или иная мелодия из репертуара певца. Там есть «Песня каспийских нефтяников» и «Азербайджан», но чаще всего прохожие выбирают «Ты - моя мелодия...» и «О, море, море, преданным скалам ты ненадолго подаришь прибой...», подтверждая этим, что Магомаев, бОльшую часть жизни проживший в России, принадлежал и русской культуре тоже. Но авторы текста (только на азербайджанском и анлийском!), умалчивая об этом, Россию, видимо, решили «отменить». А ведь сам Магомаев говорил: «…Азербайджан – мой отец, а Россия – мать».
Гораздо больше нам понравился памятник Пушкину (он в стороне от Приморского бульвара). Его установили в 2001 году, и это был подарок российского правительства к 10-летию независимости Азербайджана.
Памятник А.С.Пушкину. Скульптор - Юрий Орехов. 2001. Присутствие Пушкина в Баку символично. Русский язык здесь звучит часто, и практически все его жители им владеют в той или иной степени. В городе действует несколько русских и множество двуязычных школ. Как нам сказал гид, отправить ребенка в русскую школу хотят очень многие (обучение там считается более качественным), но это непросто (спрос превышает предложение). В Баку также есть магазин русской книги, русский театр им. Горького и три православных храма.
Снова вернемся на Приморский бульвар, где теперь есть и своя Венеция, точнее, «Маленькая Венеция» — несколько каналов с перекинутыми над ними мостиками и двумя кафе.
Фрагмент «Маленькой Венеции» на набережной Баку.
Приморский бульвар — любимое место прогулок в вечернее время, особенно когда спадает летняя жара.
Сейчас обустроенная набережная Баку имеет протяженность свыше 8 км. Её планируют продлевать в обе стороны от центра и довести ее длину до 23 километров.
Площадь Азнефти с фонтаном и сомнительными лебедями. Слева – бывший доходный дом Арамяна, ныне принадлежащий государственной нефтяной компании Азербайджана. Над ним - Пламенные башни. А замыкает перспективу плоский квадрат Администрации Президента.
С Приморского бульвара в вечернее время открывается особенно эффектный вид на Пламенные башни. Освещение у этого архитектурного комплекса — уникальное, разработанное американским художником Френсисом Крае. Благодаря 10 тысячам мощнейших светодиодных ламп фасады зданий превращаются по вечерам в огромные экраны.
Вечером, после захода солнца можно увидеть «горение» Пламенных башен...
...в том числе в цветах азербайджанского национального флага.
И все-таки самая впечатляющая новостройка Баку (а может, и всего постсоветского пространства) — это не Пламенные башни, а Центр Гейдара Алиева. Совершенно невероятное сооружение иракско-британского архитектора Захи Хадид — что снаружи, что изнутри!
Его расположили на некотором возвышении, посреди обширного зеленого поля без единого деревца, и потому оно прекрасно просматривается с большого расстояния. Мы его впервые увидели из окна такси и ахнули.
Центр Гейдара Алиева. Снимок сделан через окно такси
Макет Центра Гейдара Алиева из экспозиции «Мини-Азербайджан». На склоне холма, где стоит Центр, устроен каскадный парк с двумя декоративными прудами и искусственным озером. Размер этого парка, как пишут, равен площади 9-ти футбольных полей.
Уверены, что если обойти Центр по окружающему его парку, наградой станут замечательные ракурсы уникального здания. Но у нас, к сожалению, не было для этого времени, да и июльский зной к этому не располагал. Поэтому мы обошли здание по малому кругу, но и это поразило.
В 2014 году это творение Захи Хадид было признано лучшим зданием в мире и удостоено премии «2014 Design of the Year».
Обходя здание по кругу, невозможно не заметить, как сильно меняется его силуэт. С некоторых ракурсов оно напоминает волны Каспийского моря, плавно переходящие одна в другую и, в конце концов, набегающие на берег и плавно сливающиеся с ним.
Центр Гейдара Алиева. «От меня ждут, что я буду делать «симпатичные» здания, потому что я — женщина»,- говорила Заха Хадид. — «Но я не люблю «симпатичное». Я выбираю фантастическое. Многие думают, что такое невозможно воплотить в реальность. Но это не так. Фантастика и есть самая настоящая реальность».
Облик того, что с юности создавала Заха Хадид, был столь фантастичен, что почти 20 лет она оставалась в основном «бумажным архитектором», хотя и удостаивались профессиональных премий и одобрения коллег за креативность… Однако за реализацию ее проектов долгое время никто не брался: «нереально и слишком затратно». Но ее время пришло, и в 2004 году Заха Хадид стала первой в истории женщиной-лауретом Притцкеровской премии (Нобель для архитекторов). Так что Баку в 2007 году для создания Центра Гейдара Алиева пригласил абсолютно звездного архитектора. В 2012 году работа была завершена, и результат получился просто фантастический.
Кровля местами такая плавная, что кажется, будто забраться на нее не составит особого труда...
Чтобы придать зданию текучую форму, строители создали сеть из металлических трубок общей протяженностью 90 км. Форма панелей, которыми обшивалась кровля, проектировалась в специальной компьютерной программе.
Вот так это выглядело на этапе строительства. Фото из интернета.
Обшивка здания напоминала собирание мозаики из прямоугольников, параллелограммов, трапеций и треугольников.
Интерьер здания тоже подтверждает ощущение непрерывной текучести. Он одновременно очень сложный по форме и многоуровневый, но при этом и очень легкий по восприятию: он светлый и в нём приятно находиться. Только чувство удивления ни на минуту не покидает.
Удивительные интерьеры Центра Гейдара Алиева.
Оригинально оформлены пандусы: с одной стороны на них нормальные ступеньки, а с другой они сглаживаются и плавно переходят в стенную поверхность, а потом - в потолок.
На этом и предыдущем фото видны стоящие внизу автомобили, находившиеся в служебном пользовании Гейдара Алиева в периоды его руководства Азербайджаном — с 1969 по 2003 год.
Преобладающий цвет интерьера – белый, но его разбавляют цветные участки напольного покрытия и зелень.
Но Центр Гейдара Алиева — не только удивительная архитектура, но и впечатляющий музейно-выставочный комплекс. Основная экспозиция Центра — музей, посвященный жизни и деятельности Гейдара Алиева. В Азербайджане он сейчас — царь и бог, объект всеобщего поклонения. Говоря о нем, его называют исключительно по имени-отчеству, опуская фамилию, ведь и так все знают, о ком идет речь. Что касается содержания экспозиции, то оно особой оригинальностью, с нашей точки зрения, не отличается (этапы большого пути, фотографии, личные вещи, награды, подарки и т. п.). А вот форма представления впечатляет: удивительный дизайн сочетается с высокими технологиями. Обратили внимание, конечно, что пояснений на русском языке в этом музее нет (только на азербайджанском и английском) — впрочем, как и в других частях этого огромного музейно-выставочного комплекса (за одним исключением). Вот это реально удивляет: как будто у русских и азербайджанцев не было многолетней общей истории, а русскоязычные туристы — это незначительная часть визитеров Баку (что абсолютно не так), которой можно пренебречь.
Музей Гейдара Алиева - главная часть экспозиции Центра.
Другая постоянная экспозиция Центра — это выставка под названием «Шедевры Азербайджана». На ней представлено всего понемногу — от археологии до этнографии, демонстрируются экспонаты, относящиеся к различным областям его культуры (монеты, ювелирные, глиняные и медные изделия, ковры, старинные азербайджанские музыкальные инструменты и т. д.).
В залах выставки «Шедевры Азербайджана».
Еще одна постоянная экспозиция — проект «Мини-Азербайджан» с несколькими десятками макетов самых значимых достопримечательностей Баку и не только. Это единственная (!) секция Центра, где во время нашего визита была информация на русском языке.
Общий вид экспозиции «Мини-Азербайджан».
Летом 2022 года в Центре открылась выставка новой коллекции ковров «Азербайджанский ковер — танец узоров». Над ней в течение 8 лет работали шесть художников и 14 ткачей во главе с народным художником Азербайджана Эльдаром Микаилзаде. Как это можно было соткать — просто уму непостижимо! Вот здесь мы очень пожалели, что не смогли попасть в Музей ковров, где, как раз, показывают реальный процесс ковроткачества.
Зал, где выставлена новая коллекция ковров.
Ковер «Райский сад». Ковры, окрашенные натуральными красителями, сотканы из шелка и шерсти. Были использованы 170 цветов и оттенков. Чтобы получить различные цветовые оттенки, как сказано в пояснениях к выставке, ткачи создавали новую нить из нескольких цветов, распуская тонкие, как волосы, шелковые нити.
Еще нас просто восхитила выставка «Кукла в искусстве» в Центре Алиева — с шикарной, по-настоящему музейной коллекцией. Мы зашли туда, чтобы глянуть одним глазком, но зависли. Куклы там в большинстве своем — не детские, все выполнены вручную и просто настоящие произведения искусства.
Слева - Элла Ким, Россия. Восточная фантазия.2014. Справа - Александра Кикинова, Россия. Добрая фея.
Переходя от витрины к витрине чувство восхищения только усиливается. Эту выставку Фонд Гейдара Алиева собирал 10 лет, и сейчас там более 400 экспонатов. Это работы 60 художников-скульпторов из 16-ти стран. По ощущениям, не менее половины кукол — из России, но пояснений на русском языке и здесь нет.
Слева - Ольга Аббасова, Азербайджан. Безумный шляпник. 2012. Справа - Аллана Швайликова, Россия. Коломбина и Пульчинелла. 2013.
Обе куклы - Александра Худякова, Россия. Слева - Ангельская песня. 2014. Справа - Маркиза. 2014.
А на подземном уровне Центра расположилась большая выставка ретро-автомобилей. Сколько точно представлено автомобилей, не знаю. Но много. В основном это американские и европейские авто. Есть немного советской классики, немного военной авто-техники и немного автоспорта. Всё выставлено и освещено отлично. Каждую машину можно обойти со всех сторон, все экспонаты на достаточно большом растоянии друг от друга.
Выставка ретро-автомобилей.
Завершая эту серию рассказов, скажем, что углеводороды уже дважды изменили Баку, и наблюдать «вторую серию» происходящего в наши дни преображения — занятие впечатляющее.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия