В этой публикации я хочу поделиться впечатлениями от посещения нами 9 августа 2023 года родовой усадьбы семейства Глинок в Новоспасском, в которой родился великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. Он провёл здесь в родительском имении первые 12 лет жизни, уехав отсюда в Санкт-Петербург в Пансион для благородных юношей, а много лет спустя, уже став признанным композитором, часто приезжал в родные места, работал здесь над своими произведениями.
Имение Глинок в селе Новоспасское находится в Ельнинском районе Смоленской области, в 20 километрах от города Ельни на реке Десне близ её истока.
История этой усадьбы для семьи Глинок началась в 1750 году, и первым её владельцем был дед Михаила Ивановича, отставной майор Николай Алексеевич Глинка, построивший здесь деревянный дом, в котором 20 мая 1804 года родился будущий великий русский композитор.
Вообще род Глинок имеет польские корни, и проживали они на территории будущей Смоленской губернии, когда ею ещё владела Речь Посполитая. После того, как Смоленск был отвоёван у поляков Московским государством в 1654 году, прадед композитора принял российское подданство и перешёл в православие.
Местность, в которой располагается село Новоспасское, до 1654 года носила название «пустошь Шатьково» по расположенной неподалёку деревне Шатьково. В 1654 году село было переименовано в Новоспасское по имени возведённой здесь православной деревянной церкви во имя Спаса Преображения Господня. Это произошло после нескольких десятилетий окатоличивания местного населения польскими властями.
8 июля (25 июня) 1782 года по прошению хозяина местной усадьбы, заседателя земского суда, секунд-майора Николая Алексеевича Глинки (деда будущего композитора) Священный правительствующий Синод принял решение о создании прихода и строительстве в селе Новоспасское каменной Спасо-Преображенской церкви. Копию текста этого разрешения можно сейчас увидеть в экспозиции музея М. И. Глинки в усадебном доме.
1
В 1784 — 1786 годах церковь была построена с двумя престолами во имя Преображения Господня и Тихвинской иконы Божией Матери.
1
В 1802 году в этой церкви венчались родители композитора Иван Николаевич и Евгения Андреевна Глинки, а в 1804 году именем Михаил был крещён родившийся будущий композитор.
Семейное предание о женитьбе родителей Михаила Ивановича Глинки неразрывно связано с именем его бабушки Фёклы Александровны Глинки, энергичной и властной хозяйки имения. Дело в том, что в конце XVIII века в Смоленской губернии прошло множество судебных процессов против польских семей, заключавших браки между двоюродными родственниками, что осуждалось православной церковью. По решению суда такие браки признавались недействительными, а рождённые в них дети объявлялись незаконнорожденными. Фёкла Александровна с присущей ей настойчивостью сумела добиться церковного разрешения на брак своего сына Ивана Николаевича с троюродной сестрой, Евгенией Андреевной. Однако опекун невесты — Афанасий Григорьевич Глинка — был против этого брака. И тогда Фёкла Александровна решила выкрасть невесту для сына, а потом обвенчать их в усадебной церкви. При этом всё было обставлено в духе театральной драмы.
В одно прекрасное утро опекун Евгении Андреевны обнаружил на берегу озера, находящегося в двух верстах от Новоспасского, её вещи. Саму же её не смогли докликаться, и решили, что она утонула. Потом каким-то образом Афанасий Григорьевич догадался о том, что невесту украли. Он снарядил погоню за ней, но Фёкла Александровна велела заблаговременно разобрать мостки, ведущие в Новоспасское. В общем, когда опекун добрался до церкви, обряд венчания уже был завершён. И 30 мая 1802 года в церковных метриках появилась запись: «Того же уезда села Новоспасского капитан Иван Николаев сын Глинка понял девицу того же уезда села Шмакова ротмирстршу дочь Евгению Андреевну Глинкину, оба первым браком».
В 1812 году церковь укрыла от набегов французских фуражиров местных крестьян и священника Иоанна Стабровского, в то время как само имение было разграблено.
Церковь эта — единственное строение, дошедшее до нашего времени с тех времён. Вообще, когда мы приехали в Новоспасское и припарковались перед входом на территорию усадьбы, первое, что мы там увидели, была именно церковь Спаса Преображения Господня.
Церковь после революции 1917 года постигла участь быть разграбленной, колокола были сброшены, самый большой из них в 106 пудов весом разбился.
Ремонтировать и восстанавливать церковь начали только в 1990 году, когда был вновь образован православный приход села Новоспасское. Это произошло уже после того, как был восстановлен усадебный дом. В настоящее время она является действующей, ведётся благоустройство храма и его территории.
1
На месте дома, построенного дедом, отец будущего композитора Иван Николаевич Глинка в 1807 — 1810 годах возвёл новый усадебный дом. Но он просуществовал недолго. Во время Отечественной войны 1812 года дом был разорён и практически уничтожен. Капитан Глинка, вместе с семейством при подходе французов покинул имение и поселился в Орле. Оставшиеся в деревне крестьяне пытались отстоять имение, сопротивляясь занятию его отрядом французов, но сохранить удалось только церковь, а остальная часть имения, включая усадебный дом, была разграблена.
После ухода наполеоновских войск, в 1813 году усадебный дом был отремонтирован, а фактически построен заново. Отец Михаила Ивановича активно обустраивал усадебный парк и сад в Новоспасском. Кто был «ландшафтным дизайнером» парка, так же, как и имя архитектора дома, неизвестно. Но по изяществу и продуманности усадьба была одним из лучших образцов того времени. В воспоминаниях Михаила Ивановича Глинки есть такие строки:
«На первом этаже дома располагались хозяйственные помещения, бильярдная, столовая, зал, гостиная, диванная, на втором этаже — спальни и детская. Потолки комнат были расписаны лучшими московскими мастерами. Мебель была в каждой комнате из особого дерева. Великолепные зеркала, паркеты, люстры, лампы… Всё было сделано с таким вкусом и изяществом, что ежели бы перевезти наш дом в Петербург, то он не был бы одним из последних. Выстроен был он весь из дуба и сосны — прочного хорошего леса».
Но, к сожалению, усадебный дом, построенный отцом композитора, не уцелел. После смерти Михаила Ивановича, который унаследовал имение от родителей, оно перешло к его младшей сестре Ольге Ивановне Измайловой, а после её смерти Новоспасское досталось её мужу. Тот, не желая заниматься хозяйством, продал усадьбу купцу Рыбакову, который в 1882 году разобрал деревянный дом и флигели и перевёз их в Коломну, где из этого материала были построены казармы. От бывшего имения осталась только церковь и зараставший бурьяном парк.
Восстановление усадьбы в Новоспасском началось в 1976 году, когда по предложению Союза композиторов Министерство культуры СССР приняло соответствующее решение. Спустя шесть лет усадебный дом был построен заново на восстановленных остатках старого фундамента, и 27 мая 1982 года в нём открылся мемориальный музей композитора М. И. Глинки — первый и единственный в нашей стране.
В восстановленном доме, хотя он и новодельный, всё проникнуто духом того времени, когда в Новоспасском жил Михаил Иванович Глинка, поскольку и мемориальные вещи, принадлежавшие ему и переданные в музей родственниками композитора, и множество фотографий его современников, с которыми он дружил и общался, незримо напоминают об его присутствии.
1
1
Перед парковым фасадом дома был большой покатый луг, с балкона дома открывалась панорама на берег реки, на заречные поля и луга. Сейчас часть этого покатого луга можно увидеть со стороны паркового фасада и из окна второго этажа усадебного дома. Всё остальное скрыто за могучими деревьями.
1
Основу парка составляют лиственные деревья: липы, вязы, клёны, дубы и ясени. Деревья и кустарники, высаженные большими группами, чередуются с лугами и полянами, засаженными цветами, в том числе и редкими растениями, которые отец Михаила Ивановича специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы. Парк сильно пострадал во время немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны, но сейчас восстановлен. Вот несколько фотографий, сделанных мною на его территории:
1
1
1
1
В глубине парка обустроен «Святой родник» — один из тридцати родников, выявленных и благоустроенных на территории усадьбы.
1
1
1
Перед главным домом сохранился любимый дуб композитора. По преданию, Глинка писал в его тени партитуру оперы «Руслан и Людмила». Там растут сейчас несколько дубов. Судя по тому, что только один из них огорожен, он и является любимым дубом М. И. Глинки:
1
На территории усадьбы восстановлены также несколько хозяйственных построек и одноэтажных домиков-флигелей:
1
1
1
А перед главным домом усадьбы установлен памятный бюст М. И. Глинки:
1
Перейду теперь внутрь восстановленного главного усадебного дома и расскажу о музейной экспозиции, развёрнутой на двух его этажах.
Экспозицию первого этажа открывает «Спальня матери» композитора — Евгении Андреевны Глинки.
1
Это самая светлая и изящная комната. Несмотря на то, что интерьеры всех комнат воссоздавались, можно сказать, «по крупицам», именно в спальне Евгении Андреевны реставраторам удалось наиболее чётко передать радушный, любящий и живой дух семьи Глинок.
На стенах комнаты размещены портреты Ивана Николаевича Глинки и самой Евгении Андреевны, написанные портретистом И. Вернером в 1803 году, то есть за год до рождения наследника Михаила.
1
На столе акварельный портрет бабушки композитора Фёклы Александровны:
1
На одной из стен комнаты висит увеличенное изображение с миниатюры на табакерке, на которой нарисованы Евгения Андреевна с сыном Михаилом и одной из его сестёр, Пелагеей.
1
К мемориальным предметам относится комод с зеркалом, принадлежавший матери композитора. Остальные предметы мебели — типологические: кровать стиля «жакоб», столики, кресло дубовое первой половины XIX века.
1
Из «Спальни матери» композитора попадаем в небольшую прихожую со служебной лестницей, ведущей на второй этаж главного усадебного дома:
1
А далее следует «Девичья комната».
1
1
Девичья комната служила местом пребывания женской прислуги в доме. Здесь крепостные девушки пряли, рукодельничали, шили, ожидая приказаний хозяйки. Это было наиболее удобное место в доме, поскольку рядом находились служебная лестница на второй этаж, комната хозяйки дома и гостевые спальни. Здесь в экспозиции использованы предметы, обычные для таких интерьеров первой половины XIX века, включающие предметы крестьянского быта: подсвечник, прялка, квадратные пяльцы для вышивания, сундук, зеркало, утюг жаровой, самовар, рукомойник. На стенах копии лубков и копии с рисунков М. А. Погодиной.
В девичью часто забегал маленький Миша, слушал пение крепостных девушек и своей няни Авдотьи Ивановны.
Рядом с девичьей расположены две гостевые спальни.
Экспозиция, расположенная в первой гостевой спальне, рассказывает о детстве композитора в Новоспасском, о первых музыкальных впечатлениях, занятиях с гувернанткой В. Ф. Кламмер, о подвиге священника Новоспасской церкви Преображения Господня Иоанна Стабровского в 1812 году (статья в газете «Русский вестник»). Здесь представлены также годы учёбы Михаила Ивановича в петербургском Благородном пансионе, знакомство с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, А. П. Керн, занятия с крепостным оркестром дяди Афанасия Андреевича Глинки, первое удачное сочинение — романс на стихотворение Е. Баратынского «Не искушай меня без нужды», 1825 год, впервые изданный фирмой И. Пеца.
1
Экспозиция второй гостевой спальни рассказывает о путешествии М. И. Глинки в Италию в 1830 — 1834 годах, о женитьбе на Марии Петровне Ивановой, с которой он познакомился в доме петербургского родственника и обвенчался в апреле 1835 года, о работе над оперой «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), о её премьере в Большом театре Санкт-Петербурга 27 ноября 1836 года, о поездке на Украину для набора певчих в царскую придворную капеллу, где Михаил Глинка служил три года, о начале работы над оперой «Руслан и Людмила» по поэме А. С. Пушкина, о знакомстве с Екатериной Ермолаевной Керн — дочерью Анны Петровны Керн.
Именно Екатерине Керн Глинка посвятил свой известный романс «Я помню чудное мгновенье», написанный на стихотворение А. С. Пушкина, которое тот изначально посвятил её матери Анне Петровне Керн.
1
Рядом с гостевыми спальнями в доме располагалась Диванная или, как её называли хозяева дома, «говорильня». У Глинок она служила местом отдыха и дружеских встреч.
1
1
Печь в Диванной облицована изразцами по найденному подлиннику при раскопках фундамента глинковского дома в 1976 году. Экспозиция в Диванной рассказывает о работе композитора над оперой «Руслан и Людмила», о путешествии в Испанию в 1845 — 1847 годах, о его последнем пребывании на Смоленщине осенью 1847 — зимой 1848 года, о чествовании Михаила Ивановича смоленскими дворянами в зале Дворянского собрания в январе 1848 года. В витринах представлены ноты с клавиром оперы «Руслан и Людмила», цикла вокальных пьес на стихи Н. Кукольника «Прощание с Петербургом» (1840 г.), автограф «Камаринская», Варшава, 1848 год.
Начиная с «Диванной», открывается анфилада парадных комнат дома, отделка которых отличается большей торжественностью, нежели жилые комнаты.
Гостиная комната предназначалась для официального приёма гостей. Она типична для гостиных той эпохи.
1
В интерьере гостиной представлены мебель первой половины XIX века и живописные произведения неизвестных художников XIX века.
Далее расположена «Парадная зала». Её интерьер восстановлен по сохранившемуся рисунку современницы Глинок — Е. К. Врангель.
1
1
В «Парадной зале» устраивались балы, для гостей играли крепостной оркестр из села Шмаково и новоспасский духовой оркестр.
Из мебели и предметов быта в парадной зале находятся: рояль фирмы «Тишнер» первой половины XIX века, принадлежавший сестре композитора Марии Ивановне Стунеевой, а зеркала из дома Глинок сохранил племянник композитора Александр Николаевич Измайлов, сын младшей сестры Ольги Измайловой. На стенах развешаны картины разных художников XIX века. По углам стоят бюсты французских мастеров XIX века: Клесанже «Девушка с розами» и Леконта «Мария Антуанетта».
В этой зале летом 1835 года М. И. Глинка работал над оперой «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Он писал в своих воспоминаниях: «Ежедневно утром садился я за стол в большой и весёлой зале в доме нашем в Новоспасском. Это была наша любимая комната; сёстры, матушка, жена, одним словом, вся семья там же копошилась, и чем живее болтали и смеялись, тем быстрее шла моя работа. Время было прекрасное, и часто я работал, отворивши двери в сад, и впитывал в себя чистый бальзамический воздух».
Зимой М. И. Глинка приглашал в дом крестьян, слушал в зале их песни, смотрел хороводы, подыгрывал им на фортепиано.
Следующая комната в анфиладе первого этажа главного усадебного дома — это «Столовая».
1
1
В этой комнате обедала семья Глинок и многочисленные гости, приезжавшие в Новоспасское из разных уездов Смоленской губернии.
В интерьере столовой: гарнитур, горка, буфет первой половины XIX века из дома Глинок. На столе стоит сервиз, выполненный киевскими мастерами по заказу матери композитора Евгении Андреевны Глинки. Напольные часы английской работы.
Замыкает анфиладу парадных комнат в доме Глинок «Бильярдная». Она служила местом отдыха и развлечений мужской части общества.
1
1
В бильярдной комнате, кроме стола для игры и шаров, расположены ещё шкаф с посудой из дома Глинок, люстра бронзовая хрустальная первой половины XIX века. На стенах развешаны картины и копии литографий и офортов.
Далее, за поворотом от бильярдной, расположена «Секретарская комната» при кабинете отца композитора Ивана Николаевича Глинки, а за ней и сам принадлежавший ему кабинет.
1
1
1
Секретарская комната служила местом деловых приёмов. Здесь дежурил камердинер в ночное время и в часы приёмов. Подобные комнаты располагались перед жилыми покоями хозяина дома. В них стояли книжные шкафы и секретер. В интерьере секретарской в Новоспасском экспонируются дорожный сундук, сундук-подголовник, ларец-теремок первой половины XIX века, шкаф-буфет XIX века.
Кабинет Ивана Николаевича Глинки в прошлом служил рабочим кабинетом и спальней для отца композитора. В комнате стоит секретер, письменный стол, кресло, шкаф-буфет первой половины XIX века. На столе лампа керосиновая из дома Глинок, бювар конца XIX века. Освещает комнату люстра-лампа XIX века. На стенах висят портреты Фёклы Александровны Глинки, Российского императора Александра I и польского короля Болеслава I Храброго, даровавшего герб рода Глинок (изображение герба также расположено на стене). В Красном углу комнаты иконы «Христос Вседержитель» XIX века, и «Богоматерь Шуйская-Смоленская» конца XVIII — начала XIX века.
Несколько слов скажу о самом хозяине дома — Иване Николаевича Глинке (1777 — 1834). Он вступил во владение Новоспасским в 1809 году после смерти своей матери Фёклы Александровны Глинки. С момента вступления его в права хозяина Новоспасское начинает резко отличаться не только от соседних поместий Ельнинского уезда, но и от большинства усадеб Смоленщины.
Иван Николаевич Глинка перестроил весь экономический уклад Новоспасского. Он широко развернул предпринимательскую деятельность. Основой её стали хлебные поставки, подряды и откупа. Он построил конный, кирпичный и винокуренный заводы, фетровую мастерскую, сукновальню, развернул ремёсла и промыслы. На территории усадьбы было 85 построек.
Будучи большим любителем парковой культуры, Иван Николаевич разбил вокруг дома великолепный парк на основе лесного массива, который занимал 20 гектаров. Цветочный сад простирался в окружности более шести вёрст. На усадьбе была оранжерея из пяти отделений, где зрели ананасы, абрикосы, персики, лимоны. Большой фруктовый сад занимал такую же площадь, как теплицы и оранжереи. Были виноградники и пасека.
В общем, после смерти Ивана Николаевича Глинки Новоспасское осталось в цветущем состоянии.
Осмотрев кабинет Ивана Николаевича Глинки, мы через Секретарскую комнату вышли в коридор, тянущийся вдоль анфилады парадных комнат на первом этаже главного усадебного дома, и по нему дошли до парадной лестницы, ведущей на второй этаж дома.
1
1
1
На втором этаже усадебного дома расположены Кабинет М. И. Глинки, Комната птиц и бывшая Детская и классная комната, служащая сейчас концертным залом для прослушивания музыки.
Комната, названная «Кабинет М. И. Глинки», служила спальней и рабочим кабинетом композитора.
1
1
Здесь Михаил Иванович работал над отдельными фрагментами опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Кроме того в Новоспасском были написаны романсы на стихи В. А. Жуковского «Бедный певец», «Голос с того света», «Светит месяц на кладбище», здесь же возник замысел «Камаринской», и проходила работа над фортепьянными и оркестровыми произведениями.
В интерьере кабинета находятся: дорожный набор композитора, его бинокль из слоновой кости, часы-картина Михаила Ивановича, книжный шкаф, два кресла из дома Глинок, бюро первой половины XIX века, инкрустированное разными породами дерева, рояль фирмы «Вирт» начала XIX века и рядом с ним дубовый стул, выполненный по заказу сестры композитора Л. И. Шестаковой из дуба, росшего в усадьбе и рухнувшего после смерти композитора. На стенах кабинета развешаны портреты, рисунки, фотографии и литографии.
Одну из комнат на втором этаже усадебного дома в Новоспасском Михаил Иванович Глинка велел переоборудовать для содержания певчих птиц.
1
1
И неудивительно, что Глинка отдал целую комнату для проживания пернатых жильцов. Птицы значили для его творческой жизни очень многое. Он сам признавался в том, что «чириканья одной маленькой пташки мне было достаточно, чтобы из этого разыгралась у меня целая музыкальная фантазия». В Новоспасском у композитора жили шестнадцать пернатых певцов. В светлой комнате-вольере порхали малиновки, ольшанки, варакушки, черноголовки и соловей. Там же в огромных кадках росли ели и цвели растения, перенесённые из оранжереи. И среди этого природного оазиса в стенах дома стояла низкая кушетка, на которой Глинка мог часами сидеть, наслаждаясь пением птиц. А если птицы замолкали, то музыкант брал в руки маленькую флейту и наигрывал им затейливый мотив, раззадоривая певчих птиц, пока они вновь не начинали выводить звонкие трели.
Сейчас в вольере живут канарейки, у которых ежегодно появляются птенцы.
А ещё на втором этаже находится большой «Зал для прослушивания музыки».
1
У Глинок эта комната была детской и классной. Здесь дети находились со своими кормилицами, няньками и гувернантками. В детской, помимо столов для занятий, стояло фортепиано, на котором дети Глинок занимались музыкой с гувернанткой Варварой Фёдоровной Кламмер, приехавшей в Новоспасское из Петербурга.
В настоящее время это современная комната, в которой проводятся концерты, спектакли «домашнего театра» и различные мероприятия. Стоящий здесь рояль современный, а пианино «Беккер» принадлежало композитору А. В. Станчинскому.
1
На стенах комнаты развешаны картины разных художников, в том числе портрет М. И. Глинки, написанный художником Д. Ф. Богословским в 1912 году по заказу сестры М. И. Глинки Марии Ивановны и её мужа Дмитрия Ивановича Стунеева для актового зала учебного заведения, носящего имя великого Глинки. При написании этого официально-парадного портрета художник взял за основу известную фотографию Михаила Ивановича Глинки, сделанную в 1856 году замечательным фотографом Сергеем Львовичем Левицким.
1
На этом можно, наверное, поставить точку, но мне хотелось бы ещё упомянуть о том, что в главном усадебном доме периодически устраиваются выставки. В частности, когда мы были в Новоспасском, там проходила выставка совершенно замечательных рукодельных работ, сделанных вышивальщицей Нинель Петровной Гризо — вдовой одного из потомков семьи Глинок, а именно: сестры композитора Ольги Ивановны Измайловой. Поскольку я уже исчерпал лимит, отпущенный на количество размещаемых в публикации фотографий, то я, может быть, расскажу об этой выставке в отдельной публикации…
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ в СМОЛЕНСК и СМОЛЕНСКУЮ ОБЛАСТЬ"