Каждый раз, бывая в Москве и проходя по Большой Ордынке мимо Марфо—Мариинской обители, вспоминала Великую княгиню Елизавету Федоровну, которая после смерти мужа Великого князя Сергея Александровича посвятила себя служению другим людям и даже простила убийцу террориста Ивана Каляева.
Посетить обитель все как-то не складывалось, то настроение было совсем не то, то еще какие-то причины были. В этот раз все сложилось. Были билеты на вечерний спектакль в Театр Луны, который неподалеку на Малой Ордынке и решила соединить не очень соединимое: утром — обитель, вечером — театр.
С трепетом вхожу в необычные ворота, за которыми обитель умиротворения, созданная княгиней Елизаветой Федоровной (1864–1918). На дворе золотая осень и это создает какое-то особое настроение.
Открылась обитель в феврале 1909 года и отличалась от монастыря вот чем: сестры приносили обет целомудрия, нестяжания и послушания, однако по истечении времени могли уйти и создать семью. Принимались сюда девицы и вдовы православного вероисповедания в возрасте от 21 до 40 лет. Сейчас принимают с 18 и предельный возраст не ограничен.
Сохранились описания Марфо—Мариинской обители. Поэтому точно известно что здесь было.
Но главная доминанта — это Покровский храм (архитектор А. В. Щусев, годы жизни 1873–1949). Кстати, в нынешнем году автору Покровского собора, Мавзолея Ленина, Казанского вокзала и других шедевров архитектуры исполняется 150 лет.
Храм уникален — это русский церковный модерн, который интересен деталями. Поэтому не спеша обхожу его со всех сторон и любуюсь этим творением, напоминающим храмы Пскова и Новгорода 12–14 веков.
Фасады со всех сторон разные. Под куполами небольшие колокола.
Территория этой обители умиротворения очень уютна и ухожена. Много цветущей гортензии и хвойных. Во время моего посещения здесь не было столпотворения. На лавочках сидели отдыхающие (мне подумалось, что это местные жители), молодые мамочки прогуливались с колясками.
Гуляя по саду обители, можно почитать переписку Елизаветы Федоровны с Николаем 2, из которой следует, что она считала себя русской («я русская каждой частичкой своего существа…«). Много фотографий сестер обители.
В обители была лучшая в Москве хирургическая больница, а во время Первой Мировой войны обучали сестер милосердия и открыли лазарет.
История основательницы обители трагична: в 1918 году 7 мая за ней пришли латышские стрелки, а 18 июня ее сбросили в шахту близ Алапаевска вместе с келейницей Варварой Яковлевой, которой предложили сохранить жизнь и хотели освободить, но она разделила судьбу с Елизаветой Федоровной.
Принцесс Гессен-Дармштадских, связанных с русским престолом, было пять, одну из них звали Элла (домашнее имя) — она и стала женой великого князя Сергея Александровича, при крещении — Елизаветой Федоровной, а ее сестра Алиса стала женой Николая 2 — Александрой Федоровной.
Дармштадские браки укрепили связи Романовых с английским королевским домом, так как отец Алисы и Эллы — Людвиг 4 был женат на дочери королевы Виктории, которая для жен Николая 2 и великого князя Сергея была бабушкой. Немного биографических фактов и обратимся к истории обители, которая просуществовала до 1926 года. В этот год ее закрыли, а сестер отправили в Туркестан. Потом здесь что только не было: кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские (они то и помогли сохранить это сокровище).
Возрождение началось в 1992 году. Сейчас здесь существует медицинский центр «Милосердие», детский дом для детей сирот, центр реабилитации детей с ДЦП. И это все на небольшой территории.
Продолжаю идти по обители.
Храм-часовня в честь святой мученицы Елисаветы на момент посещения был закрыт. Именно так — Елисаветы, а не Елизаветы указано на схеме обители. А еще иногда встречается отчество Феодоровна, а не Федоровна и вот почему: династия Романовых глубоко почитали икону Феодоровской Божией Матери, этой иконой был благословлен на царство первый из Романовых — Михаил Федорович. При крещении Алиса (будущая жена Николая 2) и Элла (так звали принцессу в Дармштадте) — будущая жена Сергея Александровича получили отчество Федоровны.
Около северной стены храма установлен памятник Елизавете Федоровне (работа Вячеслава Клыкова).
Все стены храма разные, но эта — с памятником основательнице обителе восхищает больше всего.
В Покровском храме разрешено фотографировать, правда темновато. Но такое приглушенное освещение придает загадочность росписям храма, в которых принимали участие Михаил Нестеров и Павел Корин.
В церковной лавке купила открытку с «Литургией ангелов» М.Нестерова (фрагмент фрески алтарной части храма).
Внутри росписи выглядят так.
На стенах и колоннах много растительных узоров.
В храме много святынь: ковчежец с частицей мощей великой княгини Елизаветы Федоровны, великомученицы Варвары, святого Сергий (Сребрянского) и, конечно же, много икон: Иверской Божией Матери, Иерусалимской — они бросаются в глаза на входе, Державной и других.
Как обычно, бывая в подобных местах, о своих эмоциях не пишу — только фотографии и факты.
Рядом с Покровским собором расположен детский дом, небольшая больничная церковь Марфы и Марии. В двухэтажном здании, в котором жила первая настоятельница, теперь Музей.
Он расположен на втором этаже, на который поднимаюсь на деревянной лестнице. Воссозданы (по фотографиям) две комнаты, но их посещение возможно только с экскурсией, нужно записываться заранее.
В свободном доступе только апостольник — предмет одежды, его еще называют епимандилион; и еще апостольский крест.
В этом же здании на первом этаже сувенирная и книжная лавка. Взяла себе на заметку, что хотелось бы почитать.
Обитель произвела неизгладимое впечатление. Если буду бывать в этом районе, обязательно буду заходить.
Продолжаю выполнять свой план московского путешествия.
Там же недалеко от Марфо—Мариинской обители находится храм Николы в Пыжах — чудный шедевр руского узорочья.
Храм затерялся среди светской архитектуры (недалеко от станции метро Третьяковская).
Территория прихода невелика и в стадии обустройства, но декор хочется смотреть и смотреть.
Храм имеет богатейшую историю: раньше на этом месте была кожевенная слобода, потом кожевенники были выселены и на этом месте поселили стрельцов. В 1635 году здесь имелся деревянный храм, который именовался церковью Благовещения Пресвятой Богородицы у Серпуховским ворот в стрелецкой слободе.
Именно стрельцы на свои средства воздвигли каменный храм. Завершилось строительство в 1672 году, когда стрелецкий полк возглавлял Богдан Климентьевич Пыжов (1639–1703).
По его фамилии храм и получил название. К этому времени в храме был придел Николая Чудотворца и название Никола в Пыжах прижилось.
Николо-Пыжевский храм очень пышно украшен пирамидами кокошников и луковичным пятиглавием. Предполагают, что храм возводили костромские и ярославские мастера.
После стрелецкого бунта в 1698 году Петр 1 ликвидировал стрелецкие войска и стрельцы были высланы в разные города. Так не стало и стрелецкой слободы на Большой Ордынке.
Кстати, сохранилось четыре стрелецких храма в Москве — Никола в Пыжах один из них. Надо будет посмотреть.
Прихожанами этого храма были Петр Александрович Соймонов — личный секретарь императрицы Екатерины 2, Карл Иванович Бланк — один из известных архитекторов екатерининского барокко, Алексей Федорович Грибоедов (родной дядя автора «Горе от ума») и многие другие. А еще окрестности называют «уголком грибоедовской Москвы», так что и по грибоедовской Москве побродила.
До 1918 года при храме существовала церковно-приходская школа.
Точная дата закрытия храма неизвестна. Предполагают, что это был 1934 год, так как в том году в Третьяковскую галерею передали храмовую икону «Спас Вседержитель» 1674 года.
В 1935 году здание было передано Академии строительства и архитектуры СССР (может быть поэтому этот сказочный храм и сохранился).
Возрождение началось в 1990 году. Автором двух иконостасов и всего декоративного украшения храма была иконописец Ирина Васильевна Клименко.
Фотографировать в этом храме без благословения не разрешают (в отличие от Марфо—Мариинской обители).
Путешествие идет по плану, духовная составляющая закончилась, пора перекусить и на пути оказалось кафе «Кафеон» (ул. Большая Ордынка, 16).
Внутрь помещения не заходила, на улице много столиков: пространство симпатичное и погода благоволит.
Поскольку меню кафе — это блюда грузинской кухни, смею предположить, что скульптуры ваял Зураб Церетели.
Заказала знакомое и сытное оджахури, а на десерт «Морковку» и морс «Малина—маракуйя».
Оджахури — почти как в Грузии, только там больше зелени, но все равно было вкусно.
1
Десерт «Морковка» выглядел очень реалистично, как с грядки. Внутри все, как написано: бисквит морковный, крем и все это покрыто морковной глазурью; сладко и вкусно.
1
А вот морс разочаровал: много льда и никакого вкуса малины и маракуйи. Цена посиделок перед театром 1390 руб.
А впереди музыкальный спектакль в Театре Луны «Эдит Пиаф. Гимн любви».
Иду по Малой Ордынке и вижу храм Николы в Пыжах уже со стороны этой улицы. Очень-очень хорош.
В этом театре не впервые, показывала его в своих «Театральных экскурсах».О самом спектакле подробнее напишу в блоге, в здесь ограничусь фотографией актрисы, исполнявшей поль Эдит Пиаф — это Ирина Зайцева.
Знаменитые песни Эдит актриса исполняла вживую без каких-либо фонограмм (она закончила музыкальное училище Гнесиных). Внешнее сходство (с учетом грима) — потрясающее, именно таким я и представляла «Воробушка» — так звали певицу в кабаре, где она выступала.
На поклоне артистов громко звучало «Браво». Зал, как всегда, был полон.
Еще одно мини-путешествие в столицу закончилось. Надо планировать, что же еще посмотреть….