Знакомство с самим Баку мы начали со старого города, который азербайджанцы называют Ичери-Шехер (дословно «внутренний город») или просто Крепость. И это самый первый из трех объектов ЮНЕСКО в Азербайджане.
Знакомство с самим Баку мы начали со старого города, который азербайджанцы называют Ичери-Шехер (дословно «внутренний город») или просто Крепость. И это самый первый из трех объектов ЮНЕСКО в Азербайджане.
Как и остальной Баку, его старая часть расположена на склоне холма, постепенно спускающегося к Каспийскому морю. Для входа в старый город есть 5 ворот. Когда-то стены доходили до самого моря, но за несколько столетий Каспий отступил примерно на 200 м.
Главный объект старого города — дворцовый комплекс ширваншахов. Как видно на рисунке ниже, он включает в себя несколько сооружений, расположенных на разных уровнях и отделенных друг от друга стенами.
Перед входом в дворцовый комплекс туристов встречает инсталляция «Семь красавиц» — расположенные друг над другом семь разноцветных стаканов. Это армуды, грушевидные стаканчики, из которых азербайджанцы (да и турки тоже) пьют чай.
Ширваншахами называли правителей Ширвана — древнего государства, существовавшего на территории Кавказа с 9-го по 16-е столетия. Первоначально столица Ширвана размещалась в Шемахе, но после случившегося там землетрясения ширваншахи перебрались в Баку. Дворцовый ансамбль и крепость в Баку возводились на протяжении нескольких столетий, начиная с 12-го века, но при этом соблюдался единый архитектурный стиль (что сейчас очень радует). Во второй половине 16-го века Ширван завоевали османы: дворец был покинут и разграблен. В 17-18-м веках он находился в запустении и продолжал разрушаться. После того, как Азербайджан в 19-м веке вошел в состав Российской империи, дворец ширваншахов передали военному ведомству, и после серьезной внутренней перепланировки стали использовать в качестве склада. В советское время дворец восстановили, как смогли, и открыли там музей — не слишком интересный, с нашей точки зрения.
Слева от дворца, в замкнутом дворике находится Диван-хане: восьмигранная ротонда-павильон, окруженная открытой аркадой. Существует несколько версий о назначении Диван-хане. Предполагают, что оно служило зданием для судопроизводства, или сбора дивана (совета высших лиц государства), либо было мавзолеем.
А пока мы переходим к следующему объекту дворцового комплекса, скажу пару слов о нашем втором гиде. Полуазербайджанец-полурусский (хотя сам себя считает азербайджанцем) со славянской внешностью. Возраст — 50+. Бывший десантник, в этом качестве успевший поучаствовать в двух войнах (Афган и Карабах). Сейчас — полковник милиции, его служебный китель висел на плечиках в машине («на случай, если срочно вызовут на работу»). Очень колоритная личность.
В нижнем дворе комплекса сохранилась баня из 26 помещений, построенная в 15-м веке. Дворцовая баня, как и подавляющее большинство бань стран Востока, была заглублена в землю, снаружи были видны только входной портал и купола больших залов. Баню обнаружили во время раскопок 1940–1960-х годов.
Рядом с дворцовым комплексом, на небольшой площади стоит очень необычный бронзовый памятник-бюст, посвященный местному поэту Алиаге Вахиду. Подойдя поближе видишь, что плечи бюста у земли превращаются в корни деревьев, шея — в мощный ствол, а волосы на голове — в крону, куда изобретательно вплетены изображения людей.
Рядом с памятником Вахиду — небольшой чайный павильон, куда наш гид предложил нам зайти, сказав, что там и чай хороший, и вкусное варенье из молодого миндаля. Все так и было, подтверждаем.
Здесь же, рядом с внешней стороной сохранившейся крепостной стены разбит прекрасный сад. Его нынешнее название — сад Филармонии.
Пройдясь по саду, мы через ворота в крепостной стене снова вернулись в старый город, в запутанный лабиринт узких улочек и переулков. Гулять по средневековому городу можно без всякой системы, и интересности ожидают на каждом шагу. Вот, например, культовая для всех россиян улица, идущая под кодовым названием «Черт побери!». Именно здесь, а не в Стамбуле, снимали знаменитую сцену из «Бриллиантовой руки», когда Никулин и Миронов поочередно плюхались на брусчатку и восклицали «Черт побери!».
Юго-западный угол крепости занимают бани Касум-бека. Как и большинство местных бань, эти утоплены в землю. Над землей возвышаются только купола. В результате в подземной бане летом было не слишком жарко, а зимой — не слишком холодно. Построены эти бани в 18–19 вв.
В старом городе численно преобладают туристы. Тем не менее, внутри крепости до сих пор сохраняется и жилой фонд. Характерная особенность местной жилой застройки — нависающие над улицами балкончики. По большей части — традиционные, в виде закрытой деревянной веранды, но есть и с кованными ограждениями.
Еще одна жемчужина старого города, так называемая Девичья башня, — высокое сооружение необычной формы. Дата постройки башни до сих пор не установлена, также как считается неизвестным и ее назначение. О возникновении Девичьей башни ходит много легенд. Большинство из них обыгрывают слово «Дева» в названии башни с тем или иным вариантом несчастной любви или рассказывают про деву-спасительницу города от той или иной беды.
Недалеко от Девичьей башни археологами была раскопана древняя базарная площадь, окруженная аркадами. В центре площади стоят надгробия, которые были обнаружены тоже в этом месте, но относятся к более раннему времени.
По старому городу можно бродить долго, открывая для себя все новые и новые детали. И многие с виду скромные строения, оказывается, имеют за своей спиной многолетнюю историю. Можно сказать, что Ичери-Шехер — хороший пример старого города, сохранивший свою самобытность среди других районов Баку, радующий визитера своей опрятностью, но при всём том, не ставший чисто туристической вотчиной.
Практически во всех путеводителях в качестве местной достопримечательности упоминается художник Али Шамси и его мастерская в старом городе. Предварительно посмотрев в сети фотографии его работ, мы решили, что можем безболезненно пропустить эту точку. Проходя мимо мастерской в начале нашего тура и обнаружив ее закрытой, мы подумали, что вопрос решился сам собой. Но гид проявил настойчивость, и в конце экскурсии снова подвел нас к этому месту.
Ну, а внутри мастерской глаза тем более разбежались — и от яркости красок, и от неимоверного количества предметов, многие из которых были закреплены на стене. Тематика картин — тоже самая разная: море, горы, женщины, гранаты, что-то абстрактное…
И хотя этот стиль искусства нам особо не приглянулся, сам художник оказался обаятельным и очень доброжелательным человеком, с отличным чувством юмора, и потому общение с ним доставило удовольствие. Из картин, увиденных в мастерской, мы особо обратили внимание на те, что написаны нефтью.
Подобные картины, написанные нефтью, мы видели также и в музее Нобеля в Баку. Но это уже другой рассказ — про Баку времен нефтяного бума.