День 8 Хархорин
Утром мы ещё раз прогулялись по пескам, после забрали вещи в юрте и направились в Хархорин.
Добирались туда автостопом, т. к. других вариантов днём нет. Автостоп в Монголии в целом хороший кто то подвозит за деньги, кто-то бесплатно. Нас большей частью бесплатно подвозили, даже если сзади уже сидело 2–3 человека, люли ужимались, или садились один на одного, лиж бы нам помочь. Нас бесплатно подбросили до развилки, водителю нужно потом было ехать в другую сторону, помимо нас в машине уже сидело 4 человека, но нас подбросили и готовы были пожертвовать своим комфортом. Водитель не много говорил по-русски, и когда мы подъезжали к развилке, он посмеялся и сказал: «Дальше 10 километров пешком, хорошо?». Мы улыбнулись в ответ и сказали что хорошо) Но пешком 10 км мы не собирались идти и словили другую машину до Хархорина, водитель подвёз нас до монастыря Эрдэни-Дзу, и потребовал деньги, мы дали ему 8 000 тугриков.
После начали искать где остановиться, рядом стоял юрточный кемпинг, но он ещё не принимал гостей, и пришлось по всему городу искать другое место. Через какое то время нашли другой кемпинг и договорились за 40 000 тугриков с человека за одну ночь с завтраком. Хозяева кемпинга зимой живут во Франции, а в сезон приезжают в Монголию. Хозяин кемпинга — художник и свободно говорит по-русски, жена — полька, которая знает монгольский, но по-русски уже не говорила. Но мы с ней общались на белорусском, а она на польском и мы друг друга понимали.
В районе современного Хархорина находился город Каракорум, который был в своё время столицей Монгольской империи.
После мы отправились смотреть буддистский комплекс Эрдэни-Дзу. Комплекс был основан в 1586 году и является одним из самых древних, дошедших до наших дней монастырей Монголии. Он окружен большой стеной из белоснежных ступ.
Центральное место в Эрдэни-Дзу занимают три храма, символизирующие три этапа жизни Будды. Так же по сторонам от них расположены 2 одноэтажных храма. В настоящее время они используются как музей и службы в них не проходят. Вход стоит 10 000 тугриков.
Рядом расположена большая белая ступа Пробуждения.
Чуть дальше от ступы находится храм Лавран — типичный образец тибетской архитектуры в Эрдэни-Дзу и единственный ныне действующий храм в монастырском комплексе.
Далее мы направились к северу от монастыря, где на холме находится каменный фаллос. Легенды наделяют его силой восстанавливать женское здоровье для наступления долгожданной беременности. По более официальной версии эта скульптура была поставлена здесь в назидание монахам — указывая на храм, она была призвана научить их укрощать плоть молитвами, а не посещать близлежащие селения для удовлетворения греховных потребностей.
Чуть выше расположена скульптура каменной черепахи.
Рядом также есть обо из черепов и камней.
С холма открываются виды на Эрдэни-Дзу и сам город.
После я уже один направился смотреть монумент Великая Монгольская империя, от черепахи идти примерно час (±) по холмам. В комплекс входят три стены с мозаичным изображением карт трех государств: Монгольской империи, Хунну и Тюркского каганата. В центре установлено обо — как символ связи разных поколений кочевых народов.
С холма, где расположен монумент, открывается красивый вид на долину реки Орхон.
День 9 Возвращение в Улан-Батор и ночной поезд в Сайншанд
Позавтракав с утра и выселившись с кемпинга мы отправились к автовокзалу, точнее его подобию, на автобус в Улан-Батор. Автобусы ходят только в столицу, и даже билет выписывает в ручную продавщица магазина, возле которого и отправляется автобус. Отправление в 10 часов утра. Билет стоит 37 400 тугриков и ехать примерно 6 часов. В автобусе ехал пьяный монгол и он поначалу иногда буянил, потом подрались 2 женщины, что даже стёкла из очков по вылетали, их потом разнимал местный мужчина. В общем дорога весёлая была. От автовокзала Драгон мы на автобусе доехали на ж/д вокзала. Билетов на этот день в Сайшанд оставалось мало и только купе, и обошлись примерно 43 300 тугриков с человека, сразу же взяли обратные билеты на плацкарт, и стоили в районе 32 000 тугриков. Кстати на кассе ж/д вокзала сотрудницы свободно говорили по-русски.
Отправление поезда в 20:58. В купе с нами ехало двое молодых ребят, они были очень дружелюбные и пообщались с ними через переводчик. С собой у них была бутылка архи и предложили нам с ними её выпить, на что мы согласились))
День 10 Сайншанд
Уже подъезжая к Сайншанду из окна поезда можно увидеть пустыню Гоби и жилые дома, окруженные ей.
В Сайншанд прибыли в 07:30.
В самом городе смотреть особо нечего и самые интересные места расположены в 50–70 км от города в пустыне. Возле вокзала дежурят таксисты и с удовольствиям эти места покажут. Мы договорились с одним за 40 000 тугриков с человека за всю поездку. По дороге вокруг бескрайняя пустыня.
Водитель был дружелюбным и всю дорогу общался с нами, несмотря на языковой барьер. По дороге он у меня спросил умею ли я водить машину, после того как я сказал да, он остановился и настойчиво минут 10 предлагал мне сесть за руль, но я отказался, во первых мне не хотелось в чужой стране этого делать, а во вторых машина была праворульная. После мы поехали дальше.
Первой точкой нашего маршрута был энергетический центр Шамбала. Входной билет стоит 5000 тугриков. Комплекс окружен белоснежными ступами, также находится помещение с изображением глаз. Внутри кругами из камней на территории отмечены энергетические каналы. Одно из центральных мест занимает монгольское Обо, здесь обычно завязывают хадак. Паломники приходят сюда со списками своих грехов и желаний, и обходя комплекс по часовой стрелке совершают ритуалы.
Установлены также чаши, куда наливают воду, а коровка потом её выпивала))
Также над ступами растянулись верёвки с повязанными на них флажками.
На территории также выложены обо из камней, где верующие оставляют подношения в виде круп и палят благовония. А по комплексу свободно ходят коровы и этими крупами питаются. Было забавно видеть как одна женщина молилась, палила благовония, а над ней коровка, с повязанной на рогах ленточкой, поедала крупы.
Сам комплекс красиво смотрится посреди пустыни, которая разноцветная.
В километре от Шамбалы находятся пещеры для медитации, в которых монахи уединялись.
По пути к следующей локации установлен колокол.
Следующей точкой был храмовый комплекс Хамарын-хийд, который был недавно восстановлен.
После водитель отвёз нас с юрту, где мы смогли отдохнуть и поесть. Дорога пролегала по бездорожью в пустыне.
После чего мы посетили гору желаний Хан Баянзурх. По пути к ней установлены ступы, статуя Будды и молельные барабаны. На вершину горы ведёт дорожка со ступеньками.
С неё открываются фантастические виды на пустыню.
Не далеко, по пути назад в город, установлена железная скульптура скорпиона.
Водитель отвёз нас на вокзал. У нас оставалось несколько часов свободного времени до поезда, и мы, оставив сумки в камере хранения, отправились гулять по городу. В городе есть смотровая площадка, на которой установлен танк и памятник военному, с неё открывается вид на город.
Сам город довольно ухоженный и приятный. Далее зашли в торговый центр, где мы поели. После мы отправились назад к вокзалу. Когда мы ждали автобус, остановилась легковая машина, женщина, которая была за рулём, предложила бесплатно отвезти на вокзал, на что мы согласились. Отправление поезда было в 19:40.
День 11 Улан-Батор, Горхи-Тэлэрж, статуя Чингисхана
Поезд прибыл в столицу в 07:05. После чего мы заселились в хостел. Далее нашей целью были национальный парк Горхи-Тэлэрж и конная статуя Чингисхана. В интернете нашёл информацию что сначала от остановки «Дом офицеров» на автобусе за 500 тугриков нужно доехать до пригорода Улан-Батора — г. Налайх, а там уже дежурят таксисты, которые покатают по этим местам. Приехав в Налайх мы их там не нашли, или мы вышли не на той остановке. Только одна женщина предложила нас отвести, но цена нас не устроила. Рядом стоял мужчина, свободно говоривший по-русски и отвёз нас до дороги, которая ведёт в сторону парка и начал нам автостопом ловить машину туда. Остановился школьный автобус, нас согласились отвезти за определённое количество тугриков до черепашки. По пути, увидев в нас туристов, они начали требовать ещё большую сумму до черепахи, мы не согласившись на такие условия, и на пол пути вышли, отдав им изначально оговоренную сумму. Полазив немного по холмам, мы начали ловить машину до черепахи.
Нас бесплатно подвезла семья, которая сама туда направлялась. Скала в виде черепахи — самый узнаваемый символ парка, на неё также можно залезть, откуда открываются виды на окрестности. При желании в парке можно остановиться на ночлег, много юрточных кемпингов, которые как по мне немного портят вид парка.
В примерно 5-ти километрах от скалы находится буддистский храм Арьяабалын-хийд. Добрались до него также автостопом. Вход туда стоит 2000 тугриков. Храм был построен в 2004 году. От ворот храмового комплекса ведёт дорожка, вдоль которой расположены стенды с буддийскими цитатами, подводящая к подвесному «Мосту достижения запредельной мудрости». К самому храму ведёт лестница из 108 ступеней, построенная в виде хобота слона.
С крыльца храма открываются виды на сам парк.
Следующей нашей целью была конная статуя Чингисхана. Добирались до неё снова автостопом. Сначала до развилки нас бесплатно подвезла одна семья, они также пожертвовали своим комфортом, и сзади с нами было 4 человека, им нужно было в Улан-Батор, а нам в другую сторону. Далее словили другую машину, водитель согласился подвезти нас за деньги. Сторговались за 15 000 тугриков за двоих, уже в машине, когда мы ехали, он сказал 20 000, когда уже подъехали к месту назначения я ему даю 15 000, он начал требовать 20 000 и говорил: «У русских и у белорусов много денег». После того как мы ему сказали что договаривались за 15 000 тугриков, он не хотя согласился.
Статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге самая большая конная статуя в мире. Монумент был открыт в 2008 году. Высота статуи 40 метров и покрыта нержавеющей сталью. Вход туда стоит 20 000 тугриков.
Внутри находится самый большой сапог в мире, музей, кафе.
На голове лошади располагается смотровая площадка. Когда мы были нан ней, услышав от нас русскую речь, у нас поитересовались откуда мы. Мы ответили что из Беларуси. Это были гости из Казахстана, немного разговорились с ними.
Рядом со статуей предлагают разные развлечения, например можно пострелять из лука или прокатиться на лошадке.
После этого мы направились назад в Улан-Батор. Начали ловить машину хотя бы до Налайха, что б оттуда уже на автобусе доехать до столицы. Остановилась машина как раз с теми казахами, с которыми познакомились на обзорной площадке. Они нас подбросили до самой столицы. После чего мы пытались опять посетить Чойджин-ламын-сумэ, но он был уже закрыт. После отправились смотреть мемориал Зайсан. Он был открыт в 1979 году в честь поддержки Красной Армией монгольской Народной революции и советско-монгольской победы при Халхин-Голе, располагающийся в на холме Зайсан-Толгой. У его основания располагается фигура Советского солдата с поднятым знаменем Победы. Скульптура обрамлена декоративным кольцом с традиционным монгольским орнаментом, обрамляющим барельефные боевые ордена и медали СССР и МНР с внешней стороны.
Во внутренней стороне кольца изображены в виде мозаики сцены поддержки Советской Россией Народной революции 1921 года, поражения Квантунской армии при Халхин-Голе, разгрома нацистской Германии и достижений мирного времени, как то советские космические полёты. К мемориалу ведёт трёхсотступенная лестница.
Со смотровой площадки открывается вид на Улан-Батор и долину реки Туул.
Завершили день в ресторане корейской кухни, которых в Улан-Баторе много.
День 12 Улан-Батор, поезд в Сухэ-Батор
Утром мы отправились смотреть дворец Богдо-гэгэна. В состав дворцового комплекса входят зимний и летний дворцы. У входа в комплекс стоят триумфальные ворота — символ победы и обретения независимости от Китая, построенные с 1912 по 1919 год. Билет стоит 15 000 тугриков.
Летний дворец представляет собой деревянную постройку в китайском стиле 1893—1903 гг. По вине непрочности материала до наших дней дожила только центральная часть постройки, которая состоит из семи храмов.
Зимний дворец был построен в 1903—1905 гг. по проекту российских архитекторов. В этом дворце Богдо-гэгэн VIII проводил зиму каждый год до своей смерти в 1924 г. Покои Богдо-хана и его супруги Дондогдулам находились на втором этаже, обслуживающий персонал жил на первом. Экспозиция представляет троны и личные вещи Богдо-хана и его супруги, собрание произведений религиозного искусства, чучел животных, узорную обрядную юрту, парадные и ритуальные одежды и головные уборы.
После мы снова пытались посетить Чойджин-ламын-сумэ, но в этот день он не работал. Видимо не судьба посмотреть этот комплекс.
Далее мы отправились на рынок Наран-туул. Это огромный рынок, где есть крытые павильоны и открытые торговые ряды, а численность продавцов здесь составляет примерно 15 000 человек. Здесь продавются продукты, одежда, изделия из кожи и меха. Есть барахолка, где я для коллекции купил несколько старых монгольских монет. Отдельно есть ряды с товарами для юрты, лошадей.
Есть товары для религиозных обрядов. Самое необычное что я видел на этом рынке — это сушеные ежи.
В общем рынок очень колоритный. Единственная проблема на рынке и в самой Монголии в целом — это карманные кражи, здесь много воров-карманников. И об этом напоминают листовки в общественных местах.
Потом прогулялись по центру, купили подарки домой. В Монголии кстати дешёвые изделия из кожи.
После чего выселелись из хостела, забрали вещи и отправились на вокзал на поезд до Сухэ-Батора. Отправление в 20:30, билет обошелся в 27 300 тугриков за плацкарт.
Монголия очень впечатлила. Это необычная и экзотичная страна. Здесь дружелюбное местное население, красивые пейзажи и интересная архитектура и своеобразная кухня. Не смотря на то что она малонаселенная при огромной территории, там много интересных мест, которые можно посмотреть, даже если нет своей машины или водительских прав, передвигаясь общественнным транспортом, автостопом или на такси за умеренные деньги. Ну и для нас, белорусов, это было необычным направлением, например из моих знакомых никто там не был, несчитая тех, кто там бывал при СССР.
В 4-й части будет про Байкал.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия