Я сел на речной трамвайчик от причала у Эльбской филармонии и проехал одну остановку до пирса Санкт-Паули. Речные трамвайчики используются тут как общественный транспорт и стоимость проезда ровно такая же, как и на метро, и конечно же они входят в единый Deutschland ticket.
1 из 4
1
По пути от Эльбской филармонии до пирса Санкт-Паули стоят на якоре корабли Cap San Diego и Rickmer Rickmers
1
Пирс Санкт-Паули (Санкт-Паули Ландунгсбрюккен_ является крупнейшей посадочной площадкой в порту Гамбурга. Ландунгсбрюккен сегодня является центральным транспортным узлом между станциями скоростной железной дороги, U-Bahn и паромными станциями, а также крупным туристическим центром с многочисленными ресторанами и пунктами отправления прогулочных катеров. Старый Эльбский туннель. Восточная оконечность строительного комплекса отмечена Пегельтурмом (водонапорной башней). На полпути к башне в стену встроен индикатор уровня воды, который показывает текущую стадию приливов. Первый пирс здесь был построен в 1839 году на тогдашнем краю гавани. Он служил терминалом для пароходов, которые здесь можно было относительно легко загружать углем. Пирс обеспечивал достаточное безопасное расстояние от города, поскольку эти суда заправлялись углем, который представлял опасность пожара. Нынешние пирсы, построенные в 1907 году, состоят из плавучих понтонов, к которым можно добраться с суши по десяти разводным мостам.
Здание терминала, построенное из вулканического туфа, и причалы были построены между 1907 и 1909 годами. Они были спроектированы как представительная судоходная станция архитектурной компанией Raabe & Wöhlecke для департамента строительства рек и портов. Благодаря своей длине в 205 м, многочисленным проходам к корабельным причалам, куполам и башням он выделяется на фоне других зданий. Ближайший пример — наш Северный Речной вокзал, только в отличии от него есть много арок для проезда автомобилей. Комплекс был классифицирован как исторический памятник 15 сентября 2003 года.
2
В западной части Ландунгсбрюккена есть вход в старый тоннель под Эльбой в Гамбурге — один из самых старых подводных тоннелей Европы, памятник инженерной мысли начала XX века, функционирующий до настоящего времени.
1
Северный вход в тоннель расположен в богато украшенной кирпичной ротонде под медным куполом, с треугольным фронтоном и колоннами.
1
В конце XIX века Гамбургский грузовой порт St. Pauli, располагавшийся на правом берегу Эльбы, перестал справляться с объёмом перегружаемых грузов, и его начали расширять за счёт территорий, находящихся на противоположной стороне реки — в районе Штайнвердер. К 1895 году в новой части порта работало уже 20 тысяч докеров, которым было необходимо каждое утро попадать на работу и каждый вечер возвращаться домой. Паромы, курсирующие поперёк русла реки, стали серьёзной помехой для движения грузовых судов и пассажирских лайнеров, приходящих в порт Гамбурга. Проблемой являлась также зависимость паромного сообщения от погоды (например, во время ледохода часть паромов не могли выходить на реку). В то же самое время для того, чтобы попасть к новым территориям порта по суше, через единственный мост, требовалось проделать путь около 12 километров.
1
В 1907 году началось строительство тоннеля по проекту инженера Людвига Вендемута. Руководство строительством осуществлял Отто Штокхаузен. Проходческий щит представлял собой отрезок трубы диаметром 6 метров, равным внешнему диаметру тоннеля. Щит подавался вперёд с помощью домкратов, грунт извлекался наружу, стены тоннеля позади щита сразу же бетонировали. Для того, чтобы в штольню не проникала вода, в ней постоянно поддерживалось повышенное давление воздуха. По этой причине ряд рабочих были подвержены кессонной болезни, трое из них погибли, несколько сотен серьёзно пострадали.
1
1
К 1911 году работы были завершены. Всего на строительство тоннеля было нанято 4400 работников. Общая стоимость сооружения составила 10,7 миллионов золотых марок. Однако несмотря на огромную стоимость, тоннель доказал свою экономическую эффективность. Имея пропускную способность до 14 тысяч человек в час, он в течение нескольких десятков лет переправлял на противоположный берег 20 миллионов человек ежегодно.
1
Отсутствие удобного пути к рабочим площадкам вызывало серьёзную социальную напряжённость. Существующие паромы всё хуже и хуже справлялись с постоянно увеличивающимся пассажиропотоком. Мало того, что портовым рабочим приходилось по нескольку часов ждать своей очереди на паром, при переправе они не были защищены от солнца и осадков. Произошло несколько несчастных случаев, связанных со столкновениями паромов и морских судов. Всё это стало одной из основных причин забастовки докеров 1896 года.
1
Лишь в 1970-е годы с введением в строй нового восьмиполосного автомобильного тоннеля под Эльбой значение старого тоннеля стало уменьшаться и перешло скорее в инженерно-историческую плоскость. Примерно в это же время, благодаря контейнерным перевозкам и автоматизации логистического процесса стало уменьшаться количество докеров.
1
Тем не менее, и в настоящее время тоннель выполняет транспортную функцию. Ежегодно с его помощью Эльбу пересекает 220 тысяч автомобилей, 60 тысяч велосипедов, 700 тысяч пешеходов. Для автомобилей (ширина которых не должна превышать 1,9 метра) тоннель открыт в дневное время по будням, стоимость проезда составляет 2 евро; для пешеходов и велосипедистов тоннель работает круглосуточно и бесплатно.
1
Отличительной особенностью Старого Гамбургского тоннеля является отсутствие подъездных путей — люди и автомобили попадают в тоннель с обоих берегов реки путём подъёма и спуска на лифте. В этих целях каждый из входов в тоннель оборудован четырьмя грузовыми и двумя пассажирскими подъёмниками, функционировавшими без замены более 90 лет. Лишь в 2000-х годах в ходе реконструкции несущие конструкции подъёмников были заменены. Каждый из грузовых подъёмников рассчитан на перемещение одного автомобиля длиной до 9 метров и массой до 10 тонн. Пешеходы могут также спуститься в тоннель по лестницам, пристроенным вдоль стен подъёмных шахт. Сейчас правда функционирует только 1 тоннель так как другой в ремонте.
1
Тоннель длиной 426,5 метров состоит из двух параллельных ходов внутренним диаметром 4,8 метров каждый. Он изначально проектировался не только как пешеходный, но также для перемещения автомобилей (которых в начале XX века было не так уж много) и конных экипажей. Потолок тоннеля первоначально находился на 18 метров ниже уровня воды и в трёх метрах от дна Эльбы. Когда в 1980-х годах проводились работы по углублению фарватера, расстояние от тоннеля до дна реки сократилось до одного метра, и свод тоннеля был дополнительно укреплён железобетонными плитами.
1
1
Своды тоннеля отделаны керамической плиткой. Стены украшены рядом барельефов из майолики, в основном на морскую и арктическую тематику. Циркуляция воздуха обеспечивается турбинами, установленными под потолком. Тоннель разделён на тротуары и проезжую часть, оборудованную лежачими полицейскими.
2
1
В целом тоннель очень и очень впечатляет как достижение научно-технического прогресса в начале 20 века. Как и то, что он был сохранен в почти первозданном виде и не утратил до сих пор актуальности и продолжает служить городу. Честно говоря, старый тоннель под Эльбой был одним из самых запоминающихся моментов в поездке.
1
2
После посещения подводной лодки, пришвартованной в порту Гамбурга (будет отдельный пост) я отправился на Репербан чтобы посмотреть улицу.
1 из 4
1
Особенного разврата или лоска я не ощутил, улица как улица, только с сексшопами. Но Репербан знаменита не только этим. Музыканты оригинального состава The Beatles: Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Стюарт Сатклифф и Пит Бест — на регулярной основе выступали в различных клубах Гамбурга в период с августа 1960-го по декабрь 1962-го года; на этом этапе своей карьеры британский коллектив оттачивал исполнительское мастерство и зарабатывал себе репутацию в музыкальном бизнесе, что повлекло за собой выпуск их первой записи, которая привлекла внимание Брайана Эпстайна. Во время пребывания в Западной Германии The Beatles познакомились с Астрид Кирхгерр, которая сыграла важную роль в появлении у группы знаменитых «битловских причёсок». В свою очередь, во время пребывания в Гамбурге Сатклифф решил покинуть The Beatles, чтобы продолжить учёбу, и тут же они нашли себе легендарного барабанщика — Ринго Старра. Тут же установлен памятник Биттлам.
1 из 5
1
А еще я впервые увидел тут светофор с двумя красными сигналами. Информации кроме той что «гамбург может себе это позволить» я не нашел. Плюс приметил пестрые современные дома по обе стороны улицы.
1 из 3
1
Я вышел к памятнику Бисмарку, и мне стало очень жаль, что отношение к железному канцлеру объединившему Германию стало крайне негативным. Хорошо хоть памятник немного отреставрировали, потому что на фотографиях что я видел в интернете он выглядел не очень. Впрочем, граффити снова появились на постаменте.
1
Церковь Святого Михаила — это главная протестантская (евангелическая) церковь Гамбурга, одно из наиболее значительных архитектурных сооружений Северной Германии, являющееся «визитной карточкой» города. Храм в стиле позднего барокко, посвящённый Архангелу Михаилу, известен также под названием «Большой Михель».
1
Около церкви установлен памятник Мартину Лютеру
2
Внутрь храма я планировал основательно зайти поснимать после подъема, и это было ошибкой. Когда я уже спустился то храм был перекрыт для проведения свадьбы. Гостей было и правда немерено. Так что вот всего пара снимков изнутри.
1
Первая церковь Святого Михаила, покровителя моряков, была возведена в Новом городе Гамбурга в 1648 — 1669 году Петером Маркардтом и Кристофом Корбинусом. Это была большая красивая трёхнефная церковь, в конце XVII века она считалась одним из четырёх главных храмов Гамбурга. Однако её ждала недолгая жизнь — в 1750 году в результате удара молнии храм полностью сгорел, колокольня храма обрушилась. На следующий же год на старом месте было начато возведение новой церкви по проекту Иоганна Леонарда Прея и Эрнста Георга Зоннина. К 1762 году постройка была закончена, однако башня церкви была выведена лишь до уровня крыши. Только к 1786 году гамбургцы смогли завершить дело — храм украсился элегантной и яркой башней и стал тем Михелем, которым жители города по праву гордятся и сейчас.
1 из 4
1
А еще в колокольни церкви есть смотровая с лифтом. Лифт правда находится на первом (для нас втором) этаже, да и вход стоит 8 евро, но все же это довольно неплохой способ посмотреть на Гамбург с высоты.
3
А что касается смотровой, то Гамбург с высоты выглядит не лучшим образом, сплошной новострой в котором проклевываются отдельные исторические здания.
2
Ратуша и церковь Святого Петра.
1
Шпайхерштадт
1
Эльба и Порт Гамбурга
1
Причал Санкт Паули
1
Северный вход в Старый тоннель под Эльбой.
1
Порт и подлодка
1
Бисмарк со спины
1
Телебашня (куда теперь не пускают туристов) и выставочная зона.
3
Спустившись с колокольни, я пошел в Крамерамцштубен, квартал ранее использовавшиеся в качестве жилищ для вдов Крамерамта — это фахверковые дома, построенные примерно с 1620 по 1700 год, которые представляют собой последнее закрытое здание 17 века в Гамбурге по типу «хофбебау».
3
2
Самые старые дома комплекса на Крайенкамп 10/11 одновременно являются старейшими сохранившимися жилыми зданиями в центре Гамбурга. В 1676 году богатый торговец Крамер построил бесплатное жилье для 20 вдов умерших членов церкви на участке, который он приобрел вместе с существующими домами. Крамерамт был похожим на гильдию объединением мелких торговцев, владевших своим магазином или киоском в Гамбурге.
2
Сейчас в квартале расположены рестораны, магазинчики, торгующие чаем и сувенирами. В один из них я зашел и закупился вкусным чаем.
2
1
3
Одна из старых квартир, занимающая более трех этажей, сохранилась в своем первоначальном состоянии и является филиал Музея истории Гамбурга. Она полностью обставлена мебелью, датируемой примерно 1850/60 годами.
1
2
2
В музее наглядно показаны жилищные условия в квартирах в то время, что соответствует быту среднего класса в середине 19 века.
2
2
После я посидел в местном ретро ресторане, выпил кружку Holsten и съел два венских шницеля, тарелку картошки и миску капусты.
2
2
А следом пошел до ближайшей станции метро линии U3. И внезапно она наземная на экстакаде, в центре города, правда следующая станция уже была под землей, но тем не менее, она была открыта аж в 1912 году. Проектирование и проектирование подъездного сооружения, расположенного в северной части станции, и вестибюля станции с двумя боковыми платформами было поручено архитектурной фирме Raabe & Wöhlecke. Вестибюль платформы перекрывает оба пути и боковые платформы с плоской двускатной крышей и открытыми железными ферменными балками. Станция имеет представительный вестибюль с фасадом из светло-серых гранитных блоков с северной стороны.
На этом длиннопост завершаю, Гамбурга будет еще много)