Когда-то, давным-давно, задумал царь Иван Грозный сделать Вологду своей северной резиденцией и приказал построить в ней кремль, да такой, чтобы не уступал по размерам и величию московскому.
И вот, в 1565 году началось грандиозное строительство вологодской крепости, при закладке которой царь присутствовал лично. Планы были грандиозными, и все строительные работы проводились под личным наблюдением царя, неоднократно останавливавшегося в Вологде.
Но в 1571 году, совершенно неожиданно, Иван IV прекращает строительные работы в Вологде и навсегда покидает её.
Крепость, хоть и недостроенная, вызывала в те далёкие времена восхищение у современников. Трёхкилометровые крепостные стены были выполнены из камня и дерева, на некоторых участках их высота достигала 12 метров. Количество башен, по разным данным, составляло от 21 до 23. С севера фортификацию дополнительно защищала река, с других сторон ее окружал ров.
В 1612 году деревянные части кремля выгорели при пожаре, устроенном польскими и литовскими мародерами. Стены восстановили, но, поскольку ко второй половине XVII века кремль утратил свое оборонительное значение, реконструкция проводилась фрагментарно. После наводнения 1670 года фортификацию больше не восстанавливали. Оставшиеся от когда-то величественной постройки кирпич и камень использовали для возведения культовых и гражданских зданий.
В начале XIX столетия, во время работ по благоустройству города, стены окончательно разобрали, а ров засыпали.
По сути, сейчас Вологодским кремлём называется Архиерейский двор, располагавшийся на его территории с 60-х годов XVI столетия. Первоначальные деревянные постройки резиденции архиереев сгорели в том же 1612 году, после чего сооружения возродили в камне. Сегодня Архиерейский двор — это Вологодский музей-заповедник.
Оказавшись в его стенах, вы как бы попадаете в те далёкие времена, когда кремль строился. Здесь находится старейшее каменное гражданское здание Вологды (1659 год) — палаты Казенного приказа (Экономический корпус).
Гаврииловский корпус, был построен в стиле русского узорочья на рубеже XVII–XVIII веков.
В этой же манере выстроен Симоновский корпус с церковью Рождества Христова (вторая половина XVII века). В своё время это было самое роскошное здание в Вологде.
Иосифовский корпус (Палаты Иосифа Золотого) , построенный в стиле барокко, по заказу епископа Иосифа Золотого в 1764–1769 годах — одно из самых красивых зданий Архиерейского двора. Здесь встречали правителей. Так, в октябре 1824 в золотом зале принимали императора Александра I.
В Архиерейский двор надо обязательно зайти (вход бесплатный), чтобы осмотреть все эти древние постройки, увидеть остатки древней, некогда мощной оборонительной стены,
увидеть деревянный одноэтажный Архиерейский летний домик с резными наличниками, в котором сейчас находится дирекция музея. До середины XVIII века он стоял за пределами Архиерейского двора на Соборной горке.
да и просто погулять по ухоженной территории и полюбоваться интересными инсталляциями из прутьев деревьев. Летом, их там большое разнообразие.
История Вологды началась задолго до того, как в ней появился Иван Грозный.
Впервые Вологда упоминается в летописях в 1147 году, когда, по легенде, монах Герасим основал на месте современной Ленивой площадки у реки Вологды монастырь во имя Святой Троицы. Именно это событие принято считать началом истории города.
Сейчас на этом месте находится памятник 800-летия Вологды и представляет собой гранитный обелиск с четырьмя бронзовыми барельефами, которые отображают основные моменты в истории города.
Отдавая дань легенде о древней истории города, в 2012 году у берега реки установили небольшой памятник преподобному отцу Герасиму, основателю монастыря.
Вологда была третьим городом в моём летнем путешествии. Из Ростова Великого поезд прибыл в Вологду уже ближе к вечеру и в отель я добиралась на такси. Ехали по центральной улице Мира. И вот уже первые впечатления: по сравнению с Сергиевым Посадом и Ростовом Великим, Вологда показалась большим городом. По пути я с интересом разглядывала дома каменные и деревянные, большие площади и широкие улицы.
Бывшая гостиница Эрмитаж на улице Каменный мост. Сейчас это Администрация города
Небольшая речушка Вологда с живописными берегами разделяет город на две части. По Троицкому мосту мы проехали на другой берег, в район Заречье, где прямо на набережной находился мой отель Саквояж.
Готовя рассказ, я узнала, что исторический центр Вологды разделен на 4 района — Город, Верхний Посад и Нижний Посад, расположенные на правом берегу, и Заречье — на левом. Красивые названия районов, обошлись без советских штампов.
Своими впечатлениями о Заречье я уже поделилась, в этом рассказе — интересные места Города и Верхнего Посада.
Честно говоря, во время моего пребывания в Вологде, я и не догадывалась по какому району я гуляю, где какая достопримечательность находится. Да и зачем это надо было знать? Я просто знакомилась с Вологдой и получала удовольствие от доброжелательной атмосферы города.
Первый день моего пребывания в Вологде был солнечным и тёплым. С утра, после завтрака, я отправилась в самый центр, в Город, к главной достопримечательности — кремлю.
Перешла по Октябрьскому мосту на другой берег реки и вот первое впечатляющее сооружение — водонапорная башня, построенная в 1898 году и первая в Вологде.
Далее я вышла на Торговую площадь с небольшой церковью Покрова пресвятой Богородицы на Торгу. Церковь построена в 1778 — 1780 годах на месте более древней деревянной церкви Иоакима и Анны, которая находилась внутри территории Вологодского кремля и являлась домовой церковью царя Ивана Грозного.
Церковь стоит в окружении красивых деревянных домов. Разноцветные, с балкончиками и резными украшениями фасадов. Не могу сказать, те ли это самые, аутентичные, или это современные дома, стилизованные под вологодский стиль. Но выглядят очень привлекательно.
А вот уже и Кремлёвская площадь.
Хоть от крепостных сооружений мало что осталось, но красота и значимость этого места никуда не делись и кремль является самым привлекательным местом для туристов.
И первое, что я сделала — поднялась на колокольню. В этом был и практический смысл: забраться на неё с утра пораньше, пока не навезли многочисленных туристов.
Златоглавая красавица колокольня в псевдоготическом стиле — уже пятая по счёту: первые три были деревянные, лишь в 1659 году из разобранных кремлёвских стен возвели первую каменную. Через 10 лет её верх разобрали, и на старом фундаменте построили современную, более высокую. На башне колокольни работают куранты, изготовленные в Москве в 1871 году. Они подсоединены к системе колоколов, сохранившихся с XVII века, и срабатывают несколько раз в сутки.
Подъём на колокольню платный, билетики покупаются в кассе.
Колокольня не очень высокая, её высота 78 метров, чтобы подняться на смотровую площадку надо преодолеть 300 ступенек. Широкая, деревянная лестница ведёт наверх и только в самом конце она становится покруче и поуже.
В общем, подъём довольно комфортный, не напряжный.
А какие потрясающие виды открываются сверху! Весь исторический центр города как на ладони.
А до куполов Софийского собора, кажется, рукой можно дотянуться.
Спустившись с колокольни, я хотела купить билетик в Софийский собор, но мне сказали, что сейчас там идёт служба и надо подождать её окончания.
Белоснежный Софийский собор — древнейшая из сохранившихся в Вологде каменных построек, главная жемчужина Вологодского кремля. Впечатляющее здание с безукоризненными формами увенчано пятью массивными куполами, окрашенными в серебристый цвет.
Он был возведен в 1570 году по образцу лаконичного Успенского собора в Москве. За его строительством царь наблюдал лично. Говорят, как-то с потолка этого собора Ивану Грозному упал на голову камень. Монарх обиделся и приказал разобрать постройку, но ей чудом удалось избежать разрушения. Правда, долгие годы собор не освящали.
Сегодня собор Софии Премудрости Божией — одна из главных святынь города. Его главная гордость — прекрасно сохранившиеся фрески и иконостас XVIII века.
Росписи были выполнены ярославскими мастерами в XVII веке. Изображения святых, воинов, мучеников, благоверных князей, сюжетные сцены украшают стены, порталы и своды собора.
Храм неоднократно подвергался пожарам, но его восстанавливали, в 2000-х здесь была проведена масштабная реставрация.
Софийский собор — одновременно и музей, и действующий храм. Когда там идут службы, то зайти в него, разумеется, можно бесплатно, но фотографировать нельзя. Если же посетить его как музей и сделать фото потрясающих фресок, надо купить билет. И как во всех храмах с сохранившимися старинными фресками, здесь соблюдается погодный режим: в сырую погоду посетителей не пускают.
Первый раз я попала в собор как раз во время службы. Зашла, посмотрела росписи, поражающие своим великолепием. Но ходить по собору среди верующих для детального осмотра не стала, оставила на последующее посещение.
Но когда я пришла к собору во второй раз (в день отъезда из Вологды), намереваясь посетить его как музей, он был закрыт по причине дождя. Поэтому фото фресок и интерьеров собора у меня нет.
А вот сейчас вдруг возник у меня вопрос: а что, если великий праздник и необходимо совершать службу, а на улице дождь? Как тогда? Не пускают и верующих в собор?
Рядом с Софийским собором стоит церковь Александра Невского (XVIII век). В настоящее время храм является воинским и находится на попечении вологодского казачества.
Напротив кремля, на берегу реки расположен памятник К. Н. Батюшкову (установлен в 1987 году).
Поэт, учитель гения русской литературы А. С. Пушкина — уроженец Вологды, и похоронен он здесь же, в Спасо-Прилуцком монастыре.
«От благодарных потомков» — написано на памятнике. Фигура Батюшкова, одетого по моде пушкинской эпохи установлена на гранитном постаменте, рядом с ним конь.
Справа, на отдельном постаменте — босая крестьянка со свирелью, олицетворяющая музу поэта — народное творчество,
а в отдалении — богиня Афина в шлеме с опущенным щитом, символизирует военную поэзию Батюшкова.
От кремля, вдоль реки идёт Кремлёвская набережная — популярное и очень приятное место отдыха с тенистым сквером, лавочками, кафе и арт-объектами.
Один из них — Дверь в Вологду. Памятник был открыт 6 сентября 2014 года в рамках I Международного фестиваля народных промыслов «Голос ремесел». На небольшом помосте установлена открытая кованая дверь. Смысл памятника в том, что всегда есть новые возможности, всегда можно найти ту дверь, за которой скрывается Счастье. С трудом удалось мне поймать момент, когда Дверь не была оккупирована любителями фотосессий.
Есть стереотип, что у жителей Вологды особенный говор — оканье. Надо сказать, общаясь с местными жителями, особого оканья я не заметила.
Но памятник букве О, символизирующей характерный вологодский акцент в городе есть. Он в сквере на набережной.
Недалеко от него установлена симпатичная кованая скамеечка «Посидим, поокаем».
На скамейке лежит гармонь и книга со стихами Николая Рубцова (поэт жил и работал в Вологде два последних года своей жизни, и трагически погиб в возрасте 36 лет).
Со скамейки открывается живописный вид на Сретенский храм на другом берегу реки Вологда, в Заречье.
В Верхнем Посаде, на некоторых улицах и набережной сохранились булыжные мостовые. Ходить по ним современному человеку очень не комфортно, поэтому рядом с ними проложены удобные для прогулок дорожки.
На набережной встечаются интересные деревянные домики. Но, на мой взгляд, они — современные, но очень хорошо вписались в образ этой части города.
Итак, мы гуляем с вами на Верхнему посаду — территории, находящейся выше от Кремля по течению реки Вологда.
В этой части Вологды, рядом с кремлем можно найти множество примеров вологодского деревянного зодчества. Много таких домов на улице Ленинградской (бывшая Петербургская).
Среди наиболее ярких образцов — дом Засецких, представителей старинного дворянского рода. Одноэтажный особняк с мезонином построили в 90-е годы XVIII века, он является старейшим деревянным зданием в Вологде. В момент моего пребывания дом находился в стадии реставрации.
На улице Ленинградская, 6, в деревянном особняке середины позапрошлого столетия, разместился любопытный музей «Мир забытых вещей». Его постоянные экспозиции отражают дореволюционный быт горожан — дворян и купцов. В музее представлены интерьеры комнат зажиточного горожанина XIX века, а также образцы живописи из вологодских дворянских усадеб.
А я прошла мимо, и совсем не заинтересовалась им. А в отзывах пишут, что музей очень атмосферный, со своими историями, почти уже забытыми вещицами и предметами. Так что, не проходите мимо.
История владельцев этого деревянного особняка трагична.
В конце XIX и начале XX века его владельцем был вологодский купец Д. Н. Пантелеев. Известно, что у него было 17 детей, и эта большая семья занимала весь дом. После установления советский власти дом экспроприировали и сделали его коммунальным, а его бывших хозяев выслали на Кольский полуостров.
Особняк выполнен в традициях позднего классицизма, привлекает внимание декором. Основной двухэтажный объём дома дополнен мезонином.
Рядом с ним располагается двухэтажный особняк, выкрашенный в небесно-голубой цвет. В отличие от других деревянных домов Вологды, у этого здания нет «кружевного» декора. Это дом Орлова. Здание было построено в первой половине XIX века в стиле позднего классицизма и получило название по фамилии одного из владельцев — Александра Федоровича Орлова. После Октябрьской революции особняк национализировали, превратив его помещения в коммунальные квартиры.
В настоящее время здесь работает Дом актёра имени А. В. Семёнова — один из признанных культурных центров города, в котором постоянно ставятся спектакли, организуются литературные и музыкальные постановки.
По улице Маяковского, 9 привлекает внимание одноэтажный деревянный дом с искусной резьбой. Это дом Караулова.
Дом был построен купцом Александром Коньковым в 80-х годах позапрошлого столетия, а в 1912 году здание приобрел и перестроил домовладелец Караулов. Сегодня это жилое здание и имеет статус памятника.
Многие дома являются обычными жилыми домами. Приятно, что жители поддерживают историческое наследие своего города в достойном состоянии.
Но, често говоря, мне несколько жаль жителей этого красивого дома. Ведь к нему водят целые экскурсии, и все норовят подойти поближе и запечатлеть его. Фотографируя его, я испытывала некое чувство неловкости, как буд-то заглядываю в чужую жизнь.
Этот дом, мне кажется — классический образец вологодского дома с резным полисадом. Напомню, что палисад — это ничто иное, как заборчик, обрамляющий палисадник перед домом.
А вот ещё несколько жилых домов.
К сожалению, многое было утрачено за годы советской власти, особенно досталось церквям. Многие храмы были уничтожены, а некоторые предстают перед нами сейчас в плачевном состоянии. Я видела такие в Заречье, есть они и в Верхнем Посаде.
На улице Засодимского, что недалеко от кремля, стоят две церкви, у обоих — статус памятника истории и культуры федерального значения.
Одна из них — церковь Варлаама Хутынского построенная в 1780 году на средства местного купца на месте упраздненного к тому времени монастыря.
Построен храм в стиле раннего классицизма. Тонкий, грушевидной формы шпиль возвышается на фигурном пирамидном постаменте. Главный вход оформлен в виде полуротонды с четырьмя колоннами. Над ним возвышается аккуратный купол с маленькой главкой, по бокам которого — два декоративных вазона с лепниной.
Несмотря на статус, выглядит она так, будто вот-вот рухнет.
Рядом с ней — Церковь Илии Пророка в Каменье постройки 1698 года.
Облик храма типичен для конца XVII века: его характеризует пропорциональность и скромность орнамента. Стены храма не сохранили почти никакого декора. Её состояние получше, но тоже вид заброшенный.
Оба храма были закрыты в 1929 году, помещения использовались под склады.
В 1988 году церкви передали филиалу Научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря. Богослужения в храмах так и не возобновились.
Походила я вокруг этих церквей — грустно видеть медленное угасание былой красоты.
От Кремлёвской площади выйдем на проспект Победы с живописной аллеей посередине. Очень приятное и уютное место для отдыха и прогулок. Можно созерцать разнообразные растения и цветы, высаженные на аллее,
а можно полюбоваться старинными особняками, расположившимися по обеим сторонам улицы.
И Кружевная скамейка тоже на этом проспекте.
А теперь, с улиц города, давайте вернёмся в природу. В Вологде это сделать совсем просто, надо только выйти к реке, где тишь да благодать и совершенно пасторальные виды.
Можно спуститься к воде и рассматривать речную гладь реки, поросшую маленькими, очаровательными кувшинками,
или прогуливаться по Кремлёвской набережной, рассматривая, и получая удовольствие от видов противоположного берега, Заречья.
Ну вот, в этом живописном месте я и завершу нашу прогулку по Верхнему посаду. Но это ещё не всё, что есть интересного в Вологде. Нижний посад тоже заслуживает внимания. Но об этом — в следующий раз.
Всем спасибо за внимание.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия