Давным — давно на месте центральной части туркомплекса «Бирюзовая Катунь» стояла маленькая деревенька Тавда ((или Талда), что в переводе с алтайского означает тал — тальник). Полтора века назад в ней насчитывалось около 50 дворов и проживало 265 человек. Деревня потихоньку хирела, вымирала и в конце концов перестала существовать, оставив память о себе в названиях Тавдинских пещер и протекающей неподалёку речушки Талдушки.
13
13
13
Тавдинские (или Талдинские) пещеры — это уникальный карстовый массив, образованный в результате разрушения значительных слоев известняка. За многие десятки лет дожди и тающие снега промыли множество пустот в виде гротов, галерей, пещер, и теперь запутанный каменный лабиринт тянется по склонам гор почти на пять километров.
9
Скальник, в котором образовались Тавдинские пещеры
Пещеры, а их около тридцати, отличаются размерами, формами и носят разные имена: Широкие Ворота, Ласточкино гнездо, Теремок, Колодец, Погребок, Каракатица, Перекличка, Змейка… Все они связаны между собой хитросплетением узких переходов.
11
9
Две пещеры — Большая Талдинская и Грот Ихтиандра, удостоились статуса памятников природы регионального значения.
12
Грот Ихтиандра (или Катунская береговая) находится в некотором отдалении от всех остальных пещер, на берегу Катуни. Его вход развернут навстречу течению и располагается в уступе, обращенном на юг. В сводах грота имеются два колодца-отверстия, через которые раньше в пещеру проваливались животные. Сейчас колодцы огорожены и строго охраняются.
15
Самой известной и доступной является Большая Тавдинская пещера. В народе она именуется «Девичьи слезы» из-за того, что даже в период сильной засухи по ее стенам тонкими струйками сочится вода.
9
Сегодня Тавдинские пещеры является популярным туристическим объектом. Сюда везут не только с окрестных турбаз, но и со всего региона.
11
7
Посетить пещеры можно только в составе организованной группы с местным гидом-проводником. Разгуливать в одиночку строго запрещено из соображений безопасности.
5
Предлагается несколько вариантов экскурсий различной сложности и протяжённости. Мы ограничились посещением Большой Тавдинской пещеры. Это самый простой часовой маршрут, не требующий никакой физической подготовки. За исключением небольшого участка, где приходится двигаться, согнувшись в три погибели, везде можно пройти в полный рост. Для удобства публики оборудованы ступени, проведен свет.
8
6
6
В пещере холодно и сыро. Атмосфера, как и положено — загадочная и таинственная.
8
7
12
Считается, что в этом тёмном царстве обитает древний дух-хранитель — Пещерный гном и его обязательно нужно задобрить монетой. О живучести этого обычая красноречиво говорит пол, усыпанный копейками и пятачками.
6
Во многих пещерах встречаются полузасыпанные ямы и следы перекопов. Вполне возможно, что эти ямы связаны с поисками золота. Среди местных жителей существовало мнение, что в одной из пещер спрятано «золото Колчака» (точнее та часть золотого запаса Российской империи, которая оказалась в руках адмирала Колчака).
10
6
7
Интересно, что в незапамятные времена пещеры были обитаемы, только жили здесь не духи, а древние люди. В ходе археологических раскопок, проведенных в начале XX века, было найдено немало артефактов разных эпох — черепки, украшения, каменный инвентарь, рыболовные принадлежности.
Настоящим сюрпризом для археологов стала находка изделия, выполненного из рога косули. Ученые считают, что это навершие шаманского посоха с антропоморфным изображением.
5
Также были обнаружены жилые помещения с кладкой из камня — видимо в свое время в гротах прятались пустынники-старообрядцы.
Кроме того, специалисты нашли костные остатки животных, птиц, рыб и множество наконечников стрел эпохи энеолита. Это позволило предположить, что Тавдинские пещеры служили культовым местом. Известно, что испокон веков на Алтае к стрелам и наконечникам относились с особым почитанием и часто использовали их в магических ритуалах. Скорее всего предметы приносили в пещеры преднамеренно как подношение богам и темным силам.
5
Большой Тавдинский грот считается стоянкой древнего человека. Если обратить внимание на стены – они закопченные, дальше вглубь уходят отверстия. Всё это указывает на наличие здесь естественного дымохода.
Косвенно подтверждает гипотезу о существовании святилища легенда о злой ханше Талде. Она была неимоверно жадной и собирала дань с местного населения (зверей, рыбу, птицу, упряжь, предметы обихода). Когда мастера Манжерок и Катынг отказались платить ей дань, она превратила первого в озеро, вторую — в реку, а сама ударила посохом и провалилась под землю со своим добром.
14
Начавшееся хозяйственное освоение левобережья р. Катуни позволило расширить зону раскопок и провести исследования на территории «Бирюзовой Катуни». В 2005—2009 гг. там был выявлен целый ряд разнотипных памятников — от стоянок древнего человека до курганных захоронений. Все находки относятся к периодам неолита-энеолита и более поздних скифского и тюркского времен.
7
Поминальная оградка тюркского времени (небольшой прямоугольный ящик, стенки которого выложены из плоских камней). Вероятно, такие сооружения складывались в память о воинах, похороненных на чужбине.
Некоторые находки реконструировали и перенесли в археологический парк «Перекресток миров», созданный у подножия Большой Тавдинской пещеры. Найденное при раскопках изделие из рога косули использовали при разработке эмблемы этого парка.
6
Под открытым небом представлены: поминальная оградка тюркского времени и четыре кургана, два из которых были найдены на территории археологического парка, а два — «перенесенных».
7
Реконструированное захоронение, найденное в устье реки Усть-Уба. Курган сложен в виде розетки из речных окатанных валунов и галек, выставленных под углом, вниз по направлению к центру.
Одно из самых интересных захоронений было найдено летом 2004 года. Археологи раскопали могилу, внутри которой обнаружили погребение карлукского подростка с жеребенком и достаточно богатый погребальный инвентарь, подтверждающий высокий социальный статус погребенного: позолоченную бронзовую серьгу, железные элементы наборного пояса, стремя, железные удила с роговыми псалиями, истлевший колчан и большое количество наконечников стрел.
6
Раскопанное у Большой Тавдинской пещеры раннесредневековое погребение подростка с конем
Возможно, что подросток принадлежал к группе богатых и знатных мужчин-воинов. На костях не было ни одного механического повреждения — археологи сделали вывод, что подросток погиб от сквозных ран. Скорее всего он был лучником и не принимал участия ближнем бою.
6
Скелет коня, сложенный точно так, как и был найден, находится в круглом павильоне, напоминающем традиционное жилище алтайцев — аил. По представлениям алтайцев конь был неразлучным спутником воина при жизни и должен сопровождать его в загробный мир. Коня, которого хоронили вместе с хозяином, называли «койлоо ат».
5
На тропе «25 шагов в каменный век» воссозданы различные типы ловушек (слопец, медвежья лапа и др.), применявшиеся народами Сибири с древнейших времён вплоть до настоящего времени.
6
6
6
7
6
В ходе экскурсии посмотрели на так называемых каменных «баб» — каменные изваяния с изображением. По древнетюркскому преданию, каменные бабы ставились около могил и жертвенных холмиков, так как по представлениям тюрков, душа умершего могла быть заключена шаманом в камень.
6
У входа в парк можно одеться и сфотографироваться в одежде народов тюркского времени.
6
В аккурат супротив пещер, но уже на правом берегу Катуни, находится ещё один «обязательный» для туристов пункт — источник Аржан-Суу (Святая вода). В его святость и чудодейственные силы верили издавна. Пожалуй, это самый знаменитый из всех родников Горного Алтая.
Кроме повышенного содержания серебра, вода в источнике насыщена кальцием, марганцем, медью, двухвалентным железом и другими минералами. Она долго хранится и благотворно влияет на обмен веществ в организме. Считалось, что вода может избавить не только от болезни, но и от жизненных неприятностей.
Существует интересная легенда, связанная с этим местом: как-то охотник смертельно ранил марала, но сильное животное не сдавалось и стремительно помчалось в лес. Охотник не хотел упускать добычу и направился по глубокому снегу за ним. А зверь тем временем добежал до источника Аржан-суу и кинулся в его воды. Охотник еще спускался с горы, а у марала уже зажили раны, он поднялся и помчался дальше как будто ничего и не было. Охотник увидел это и был крайне удивлен. В воды источника он бросил сушеного хариуса — рыба ожила и поплыла, спокойно шевеля плавниками. Бросил шкуру выдры — из воды вынырнула живая выдра! И понял охотник, что Аржан-суу — святой источник, он силу и жизнь всем даёт.
7
На растущих рядом деревьях принято привязывать ленты — кыйра и дьалама.
7
Не зная всех тонкостей церемонии, люди бездумно вяжут «на счастье» или «чтобы желание исполнилось» любые подвернувшиеся им под руку предметы: носовые платки, шнурки, пакеты и даже медицинские маски. Между тем алтайский обычай повязывать ленточки не имеет ничего общего с туристическими предрассудками, а носит религиозный и философский характер.
Для алтайцев родники- это культовые объекты, а их посещение регламентировано соблюдением целого комплекса ритуалов и норм поведения. Так, например, поездка на источник совершается в начале лета (Jажылбӱр−Зелёнаялиства) или осенью (Сарыбӱр -Жёлтая листва), и только в новолуние. Перед приездом человек должен три или семь дней соблюдать бай-запрет на плохие поступки и мысли.
По поверьям, каждый родник имеет своего духа «хозяина» или «хозяйку». Их обожествляют, и прежде чем испить воды мысленно просят у «хозяина» аржана благословения.
7
11
Согласно мировоззрению алтайцев, весь мир воспринимается как живое существо, где деревья, камни, вода, горы, каждое существо или даже предмет имеет свою душу. Это нашло отражение в национальных нравах и обычаях. Отсюда привязывание лент, окропление молоком, угощение огня.
14
15
А вся удивительная природа, потрясающая своими богатствами и красотой, остаётся святым храмом, требующим бережного и чуткого отношения к себе.
11
10
В стихотворении П.Самыка «Молитва духу Алтая» сказано так:
Все мы молимся нынче Великому духу Алтая, Чтоб кедровник шумел, Чтобы реки остались чисты. Там на скалах архары, Мне хочется слышать их топот, Пусть и ирбис Не будет испуган, И загнан людьми…
13
на турбазе "Охотничье хозяйство" в "Бирюзовой Катуни"