Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 10:35
.

Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте

Феррара — Италия Октябрь 2022
40 51

Из Болоньи, где в тот момент находилась наша региональная «штаб-квартира», мы в один из дней съездили в Феррару. Первое письменное упоминание города относится к 8-му веку, когда он был частью византийских владений на итальянском полуострове. Но слава пришла к Ферраре в эпоху Возрождения, когда под управлением семейства д’Эсте город превратился в культурный и художественный центр Италии, сопоставимый с Флоренцией. Увы, в самом конце 16-го века династия герцогов д’Эсте прервалась, и город оказался под контролем римских пап, что привело к его 200-летнему увяданию и потере прежней роли культурного центра Италии. С другой стороны, город мало пострадал во ВМВ и сохранил своё средневековое и ренессансное архитектурное наследие, на которое было интересно взглянуть.

4
Феррара в 1600 году. Красными точками обозначена граница между средневековым (снизу) и ренессансным (сверху) городом.
Феррара в 1600 году. Красными точками обозначена граница между средневековым (снизу) и ренессансным (сверху) городом.

Правление рода д’Эсте в Ферраре продолжалось почти 400 лет — с 1205 по 1598 г., вначале в качестве маркизов, а затем и герцогов. Время расцвета, могущества и блеска в истории династии д’Эсте открывается с правления Никколо III (1393–1441), превратившего город в важный политический и дипломатический центр. Начиная с 15-го века, герцоги д’Эсте выступают покровителями людей искусства и писателей, привлекая к своему двору много талантов той эпохи. В Ферраре возникла своя художественная школа, создавались литературные произведения мирового значения («Неистовый Роланд» Лудовико Ариосто), работали знаменитые композиторы (Джироламо Фрескобальди). Один из д’Эсте, итальянский кардинал Ипполито II, сын Лукреции Борджиа, прославился строительством виллы д’Эсте в Тиволи недалеко от Рима.

7
Замок герцогов д’Эсте в Ферраре.
Замок герцогов д’Эсте в Ферраре.

«Маленький феррарский двор был первым и старейшим двором в Италии. Французские короли из своих походов в Ломбардию унесли тот пример, который давала им Феррара и из которого впоследствии выросли дворы Людовиков. Уже в конце XV века у д’Эсте были придворные поэты и художники, были придворные театры, были загородные замки; феррарский дворец Скифанойя уже предсказывал будущие „Сан-Суси“. Здесь за триста лет был предвосхищен тип герцогской столицы, каких было так много в Германии в эпоху Просвещения. Феррара стала первым городом в Европе, существовавшим от двора и для двора. Здесь было стотысячное население, была промышленность, была торговля, но всё это лишь служило праздничной жизни д’Эсте» (Павел Муратов. «Образы Италии»).

Замок Эстенсе

Фамильный замок семейства д’Эсте (Castello Estense) был заложен в 1385 году маркизом Никколо II, чтобы защитить себя от бунтующих подданных. Незадолго до этого они разорвали на части (в буквальном смысле) одного из его высокопоставленных чиновников (бедняга заплатил за безрассудство своего господина, задравшего налоги выше всякой меры). Используя одну из существовавших средневековых башен (Torre dei Leone), строители на службе у маркиза возвели массивный квадратный замок с 4-мя башнями по углам, окруженный заполненным водой рвом. Вода, кстати, окружает замок до сих пор. Видимо, впечатлённые столь внушительным сооружением, жители Феррары перестали бунтовать, и замок ни разу не был использован в военных целях, став со временем главной резиденцией герцогов д’Эсте.

10
 Замок Эстенсе - вид «с суши».
Замок Эстенсе - вид «с суши».

11
 Замок Эстенсе - вид «с воды».
Замок Эстенсе - вид «с воды».

Тяга к патронажу над искусством странным образом сочеталась в роду д’Эсте с кровавыми внутрисемейными разборками, и подземелья замка хранят память о некоторых из них. Молодая 20-летняя жена маркиза Никколо III по имени Лаура Малатеста (известная также как Паризина) влюбилась в своего пасынка Уго, сына Никколо от первого брака. Застав их «на месте преступления», герцог заключил их в одиночные камеры подземной замковой тюрьмы, после чего обоим вскоре отрубили головы. При этом сам Никколо ни в чём себе не отказывал и имел порядка 25 внебрачных детей.

4
Во дворе замка.
Во дворе замка.

Другая страшная драма произошла с Джулио д’Эсте, который был замешан в заговоре против своего брата, герцога Альфонсо I. Будучи схваченным, Джулио был приговорён к смерти, замененной в последний момент пожизненным заключением. Он провёл в тёмном подземелье 53 года, откуда его выпустил лишь внук Альфонсо I-го в день своей коронации. За всё время, проведённое в темнице, узник ни разу не общался с членами своей семьи. На воле не осталось уже никого из людей, кого он знал при жизни, и, ходя по городу, он с трудом узнавал места свой юности. Джулио д’Эсте недолго радовался свободе: через год он скончался в возрасте 82 лет.

6
Макет замка находится в одной из комнат первого этажа.
Макет замка находится в одной из комнат первого этажа.

На втором этаже замка (т.наз. piano nobile — благородный этаж) находились жилые и церемониальные покои герцогов д’Эсте. Но первое место, куда попадаешь, поднимаясь на этот этаж — очаровательная оранжерея.

7
Апельсиновый сад (ныне в виде деревьев в горшках) разбит на террасе, примыкающей к апартаментам герцогинь д’Эсте. Отсюда, назамеченные снаружи, они могли наблюдать сверху за суетой городской жизнью.
Апельсиновый сад (ныне в виде деревьев в горшках) разбит на террасе, примыкающей к апартаментам герцогинь д’Эсте. Отсюда, назамеченные снаружи, они могли наблюдать сверху за суетой городской жизнью.

Среди герцогинь д’Эсте было немало известных женщин, но самой (скандально) знаменитой среди них была Лукреция Борджиа, femme fatale Европы начала 16-го века (слева — её портрет в виде куртизанки в образе Флоры). Будучи незаконнорожденной дочерью не менее скандального римского папы Александра VI Борджиа, бедная девушка обвинялась во всех смертных грехах: инцесте, убийстве мужа, беременности вне брака и т. п. Однако вся её беда заключалась в том, что интриган-отец рассматривал её браки как свои политические инструменты, выдавая её замуж или расторгая эти замужества исходя из своих политических целей и обстоятельств.

11
Портрет Лукреции Борджиа как куртизанки в образе Флоры.
Портрет Лукреции Борджиа как куртизанки в образе Флоры.

В 1501 году её выдали замуж в 3-й раз, за молодого вдовца Альфонсо I д’Эсте, старшего сына и наследника герцога Феррары. В этом браке, хотя и заключенном опять по политическим мотивам, супруги оказались довольны друг другом и взаимно счастливы. Лукреция родила мужу шестерых детей (не все из них выжили), а в жизни занималась благотворительностью, покровительствовала поэтам и ученым и даже «работала» регентшей герцогства во время долгих отсутствий мужа по военным или дипломатическим делам. Поэтому если в мире её репутация по-прежнему «хромает», то жители Феррары до сих пор вспоминают о ней с любовью.

8
Герцогская часовня с потолочной фреской, изображающей четырёх евангелистов.
Герцогская часовня с потолочной фреской, изображающей четырёх евангелистов.

Главным украшением piano nobile являются три зала с замечательными потолочными фресками (кроме них там ничего больше не сохранилось), созданными в 1570-х годах. «Дизайнером» фресок был Пирро Легорио, дворцовый архитектор и антиквар, архитектор знаменитой виллы д’Эсте в Тиволи под Римом. По его проектам они были выполнены командой художников Филиппи. Также привлекались художники Людовико Сеттевекки и Леонардо-да-Брешиа. Созданные ими произведения восхищают посетителей замка по сей день. Рассмотрим их повнимательнее.

1 из 5
Зал Авроры (Sala dell'Aurora). Роскошная фреска в этом зале изображает четыре периода суток с фигурой Времени (Хроносом) по центру. Пластырями на фреске заклеены трещины для предотвращения осыпания краски.

7
Игровая комната (Saletta dei Giochi) с фреской, изображающей игры и состязания в Древнем Риме.
Игровая комната (Saletta dei Giochi) с фреской, изображающей игры и состязания в Древнем Риме.

1 из 2
Игра с бурдюком: упражнение на ловкость, практиковавшееся во время фестивалей Вакха. Суть упражнения не очень понятна. Может надо суметь выпить вина из бурдюка, балансируя на нём? :)

Но наибольшее впечатление из трех залов производит самый большой из них, называемый «игровым» ( Sala dei Giochi ). В нём принимали всех знаменитых и родовитых гостей герцогства, включая французского короля. В качестве темы фресок были выбраны гимнастические искусства, которые в то время были в моде. Это идеально соответствовало личности заказчика, герцога Альфонсо II д’Эсте, спортивного энтузиаста и большого любителя игры в мяч. Любопытно, что почти все виды изображенных спортивных состязаний знакомы современному человеку.

1 из 9
Тригон с 11 шарами: пять игроков перекидывают друг другу небольшие твёрдые мячи, ловя мяч левой рукой и бросая его правой. Цель игры - удерживать мячи в воздухе, не допуская их падения.

На Torre dei Leone, самую старую башню замка, можно подняться по лестнице. Оттуда открываются хорошие виды на город, правда, в тот день нам не очень повезло с погодой — было облачно и сумрачно. Поэтому снимки оказались хуже, чем можно было бы ожидать.

11
Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте

9
Виды с башни на центр города.
Виды с башни на центр города.

Муниципальный дворец

Рядом с замком Эстенсе и напротив Дуомо находится Муниципальный дворец (Plazzo dei Municipio), или ратуша. Его возвели в 1245 году как первую резиденцию феррарских правителей, которые позже переехали в замок. По бокам арки, ведущей во двор, на колоннах установлены статуи маркиза Никколо III д’Эсте (1393–1441) и его сына, уже герцога, Борсо д’Эсте (1413–1471). Статуи современные и воспроизводят оригиналы 15-го века, уничтоженные французами в 1796 г. в порыве революционной одержимости.

6
Муниципальный дворец (ратуша), 13-й век.
Муниципальный дворец (ратуша), 13-й век.

6
Перед входом в муниципальный дворец установлены статуи феррарских правителей.
Перед входом в муниципальный дворец установлены статуи феррарских правителей.

6
Слева - статуя сидящего Борсо д’Эсте; справа - конная статуя Никколо III д’Эсте.
Слева - статуя сидящего Борсо д’Эсте; справа - конная статуя Никколо III д’Эсте.

Рядом с замком в 1875 году был установлен памятник Джироламо Савонароле, фанатичному доминиканскому монаху, казненному в 1498 году во Флоренции. Савонарола был уроженцем Феррары, что, скорее всего, и объясняет появление этого памятника на его родине.

7
Памятник Савонароле рядом с замком Эстенсе.
Памятник Савонароле рядом с замком Эстенсе.

Дуомо

На центральную соборную площадь мы отправились первым делом, приехав в Феррару на электричке из Болоньи. Увы, здесь нас ждало разочарование — Дуомо был закрыт на реставрацию, а его главный (западный) фасад был по центру завешен пленкой. Казалось бы, какая неудача. Однако позже мы прочитали (в том числе у таких авторитетов, как Генри Мортон), что внешнее оформление является самой сильной стороной собора, в то время как интерьер, радикально переделанный в начале 18-го века, разочаровывает. Это нас несколько утешило, поскольку, если с внешней стороны мы смогли собор хоть как-то разглядеть, то внутрь вообще не попали. Справедливости ради надо отметить, что ренессансное убранство собора погибло в 17-м веке во время пожара, а интерьер был восстановлен в стиле барокко уже в период упадка Феррары.

1 из 2
Кафедральный собор Святого Георгия (Cattedrale di San Giorgio) построен в 12-13 веке в романо-готическом стиле.

10
Если смотреть на собор сзади и сбоку, реставрация почти незаметна, но зато хорошо видны готические галереи и портик.
Если смотреть на собор сзади и сбоку, реставрация почти незаметна, но зато хорошо видны готические галереи и портик.

Но всё-таки хотелось понять, что же такое мы упустили из-за закрытого западного фасада. Первое же обращение к Википедии легко ответило на этот вопрос, и мы поняли, что под плёнкой скрывалось нечто действительно выдающееся. Смотрите сами.

10
Собор с открытым фасадом. Фото из Википедии.
Собор с открытым фасадом. Фото из Википедии.

9
Центральным элементом фасада является портик, над которым в середине 13-го века была надстроена готическая лоджия со статуей Девы Марии с Младенцем. В тимпане выше статуи — барельефы с впечатляющими сценами Страшного суда. Фото из Википедии.
Центральным элементом фасада является портик, над которым в середине 13-го века была надстроена готическая лоджия со статуей Девы Марии с Младенцем. В тимпане выше статуи — барельефы с впечатляющими сценами Страшного суда. Фото из Википедии.

7
Интерьер Дуомо. Фото из Интернета.
Интерьер Дуомо. Фото из Интернета.

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя был первоначально воздвигнут в 14-м веке, но затем перестроен и расширен в 1469 году во время правления Борсо д’Эсте. Название Schifanoia происходит, вероятно, от «schifare la noia» (итал. «презирать скуку») и указывает на назначение дворца как места отдыха и развлечений правящей династии и двора. В эпоху Возрождения это было достаточно удалённое от центра города место в окружении садов и парков.

5
Палаццо Скифанойя - вид снаружи. Интернет.
Палаццо Скифанойя - вид снаружи. Интернет.

Сейчас в палаццо находится музей, и его главный экспонат — фантастический «Зал месяцев», расписанный феррарскими художниками в 1470 году для празднования важного события: получения Борсо д’Эсте герцогского титула. В этой работе принимали участие несколько художников, в том числе известные основоположники феррарской школы живописи: Козимо Тура (он считается куратором всего проекта), Франческо-дель-Косса, Эрколе-де’Роберти и Бальдассаре д’Эсте. Лучше всего сохранившиеся три фрески на восточной стене (март—май) выполнены Франческо-дель-Косса. Когда это было документально установлено в конце 19-го века, доселе малоизвестный художник в одночасье стал знаменитым — настолько хороши были его творения в Скифанойе.

7
Зал месяцев - общий вид.
Зал месяцев - общий вид.

Фрески, занимавшие весь периметр парадного (второго) этажа, представляли собой сложную и пёструю композицию, символически иллюстрирующую двенадцать месяцев и ассоциируемых с ними двенадцать знаков зодиака. К настоящему времени в разной степени сохранились лишь фрески, относящиеся к семи месяцам — с марта по сентябрь. Каждая месячная фреска состоит из трёх ярусов: в среднем представлен соответствующий месяцу знак зодиака и аллегорические существа, воплощающие добродетели и пороки каждого месяца; в верхнем — триумфальное шествие олимпийского божества — покровителя данного зодиакального созвездия в окружении сцен феррарской жизни; в нижнем — соотвествующие времени года бытовые сцены из жизни Борсо д’Эсте и его двора на фоне картин сельского быта.

11
Фреска, изображающая март: знак зодиака - Овен (посередине), олимпийская богиня-триумфатор - Минерва (вверху), и Борсо д’Эсте вершит правосудие и охотится (cнизу). Автор - Франческо-дель-Косса.
Фреска, изображающая март: знак зодиака - Овен (посередине), олимпийская богиня-триумфатор - Минерва (вверху), и Борсо д’Эсте вершит правосудие и охотится (cнизу). Автор - Франческо-дель-Косса.

Верхние части фресок, как правило, сохранились лучше. Ниже они приводятся ещё для четырёх месяцев.

1 из 4
Апрель, знак зодиака - Телец, богиня - Венера. Автор - Франческо-дель-Косса.

7
Борсо д’Эсте (лицом к зрителю и в белых перчатках) в окружении придворных. Фрагмент фрески «Апрель» кисти Франческо-дель-Косса.
Борсо д’Эсте (лицом к зрителю и в белых перчатках) в окружении придворных. Фрагмент фрески «Апрель» кисти Франческо-дель-Косса.

В композициях верхних сегментов фресок присутствует корреляция между изображённым олимпийским божеством и сценами с участием феррарцев. Проследим это на примере фресок «Апрель» и «Март» Франческо-дель-Косса.

1 из 3
В апреле солирует Венера, которой стоящий на коленях рыцарь признается в любви. Окружающая богиню молодежь занимается флиртом с объятиями и поцелуями.

1 из 3
В марте триумфатором выступает Минерва (римский аналог греческой Афины). Минерва считалась богиней мудрости и знаний и покровительницей ремесленников, актёров, музыкантов, учёных и врачей. Мужчины слева от неё считаются учеными, погруженными в дискуссии или что-то внимательно читающими. Женщины справа заняты традиционными для той эпохи женскими ремеслами: ткачеством и вышиванием.

Своей яркостью, непринужденностью и точностью в исполнении малейших деталей фрески Скифанойи производят сильное впечатление. Интересно также отсутствие в них христианской тематики, и, наоборот, доминирующее присутствие античных языческих богов. В этой связи Павел Муратов написал в своих знаменитых «Образах Италии», что «на стенах Скифанойи сохранились фрески, которым во многих отношениях нет ничего равного ни в Ломбардии, ни в Умбрии, ни даже в Тоскане».

Хоть «Зал месяцев» и доминирует в Скифанойе-музее, там есть ещё и другие интересные объекты. Это в первую очередь следующий зал, в котором Борсо д’Эсте когда-то принимал своих гостей. В нем сохранился роскошный кессонный потолок, а также идущий по верху стен лепной фриз с гербами д’Эсте и женскими фигурами, изображающими различные добродетели (отсюда и его название — Зал добродетелей).

11
Потолок Зала добродетелей.
Потолок Зала добродетелей.

6
Деталь резного фриза с гербом герцогов д'Эсте - сочетание флёр-де-лис с императорским орлом.
Деталь резного фриза с гербом герцогов д'Эсте - сочетание флёр-де-лис с императорским орлом.

6
Две из шести присутствующих на фризе добродетелей: Вера и Благоразумие.
Две из шести присутствующих на фризе добродетелей: Вера и Благоразумие.

5
Бюст Леопольдо Чиконьяры работы Антонио Кановы. 1818-1822. Леопольдо Чиконьяра - итальянский политик, живописец, историк и теоретик искусства - был большим другом Кановы, знаменитого итальянского скульптора.
Бюст Леопольдо Чиконьяры работы Антонио Кановы. 1818-1822. Леопольдо Чиконьяра - итальянский политик, живописец, историк и теоретик искусства - был большим другом Кановы, знаменитого итальянского скульптора.

6
 Слева - Аллегория Астрономии. Бронза. Скульптор - Джамболонья (1529-1608). Скорее всего это копия, поскольку оригинал - в Вене. Надпись на подставке, упоминающая Микеланжело, абсолютно безосновательна (наверное, появилась очень давно).
Справа: Скульптура с изображением Борсо д'Эсте. Бронза. Скульптор - Никколо Баронцелли (?). Малый вариант большой скульптуры, находящейся на колонне перед входом в Муниципальный дворец Феррары.
Слева - Аллегория Астрономии. Бронза. Скульптор - Джамболонья (1529-1608). Скорее всего это копия, поскольку оригинал - в Вене. Надпись на подставке, упоминающая Микеланжело, абсолютно безосновательна (наверное, появилась очень давно). Справа: Скульптура с изображением Борсо д'Эсте. Бронза. Скульптор - Никколо Баронцелли (?). Малый вариант большой скульптуры, находящейся на колонне перед входом в Муниципальный дворец Феррары.

Каса Ромеи

Каса Ромеи (Casa Romei) — это хорошо сохранившийся образец дома феррарской знати, в своё время принадлежавший Джованни Ромеи — высокопоставленному чиновнику при дворе Борсо д’Эсте. Дом построен в 1440–50 гг. и затем основательно расширен после женитьбы Ромеи на молодой девушке из рода д’Эсте — внучке маркиза Николло III. После смерти Джованни Ромеи в 1483 году дом часто менял хозяев, многие из которых не особо заботились о его состоянии. Несомненно, что в 15-м веке отделка дома была гораздо роскошнее всего, что сейчас в нем можно увидеть, однако даже то, что осталось, представляет исторический интерес.

5
Каса Ромеи, вид снаружи.
Каса Ромеи, вид снаружи.

1 из 3
Двухуровневый внутренний двор Каса Ромеи оформлен в ренессансном стиле.

Главная достопримечательность в доме — две комнаты на первом этаже с сохранившимися фресками 15-го века в стиле поздней готики. Первая их них называется Залом сивилл, изображенных на стенах комнаты со свитками своих пророчеств в руках. (Сивиллами в античной культуре назывались прорицательницы, в экзальтированном состоянии предрекавшие будущее, зачастую связанное с бедствиями).

1 из 3
Сивиллы на стенах комнаты. Также интересен сохранившийся в ней камин с единорогом.

В другой комнате — Зале пророков — фрески сохранились хуже. Здесь изображены головы библейских пророков с текстами их посланий. В символике фресок много непонятного: почему головы пророков расположены на дереве, как плоды, и что означает молящаяся перед деревом женщина в зелёном платье?

1 из 2
Фрески в Зале пророков.

На втором этаже дома находятся залы, оформленные уже в 16-м веке. Больше всего здесь привлекают внимание потолочные фризы, заполненные рисунками в стиле гротеска с различными фантастическими созданиями. Предполагается, что эти декорации были выполнены по указанию кардинала Ипполито II д’Эсте, который какое-то время жил в этом доме. Также считается, что расписали фриз художники из мастерской Камилло Филиппи, те же самые, что оформили Игровой зал в замке герцогов д’Эсте изображениями различных спортивных состязаний.

1 из 3
Главный зал второго этажа и его гротески.

1 из 3
Комната обезьяны, названная так из-за рисунка над камином.

7
Роспись на втором этаже внутреннего двора выполнена также в 16-м веке. Повторяющийся сюжет в ней - тондо с бегущей собакой в окружении растительного орнамента и развевающихся лент.
Роспись на втором этаже внутреннего двора выполнена также в 16-м веке. Повторяющийся сюжет в ней - тондо с бегущей собакой в окружении растительного орнамента и развевающихся лент.

4
Бегущая собака - это герб Джованни Рамеи, которого он удостоился в 1458 году в связи с получением титула барона.
Бегущая собака - это герб Джованни Рамеи, которого он удостоился в 1458 году в связи с получением титула барона.

Средневековые улицы

В одном хорошем путеводителе рекомендовали взглянуть на две средневековые улицы Феррары, что мы и сделали, благо много времени это не потребовало. Первая из них, Via Romana, когда-то вела от рыночной площади перед собором к порту на реке По. Её особенность — наличие нескольких домов с портиками, что необычно для Феррары (зато является обычном делом в соседней Болонье).

9
Via Romana. С древних времён и до сих пор улица является торговой.
Via Romana. С древних времён и до сих пор улица является торговой.

8
Как раз в портиках, закрытых от дождя, торговля и сосредоточена.
Как раз в портиках, закрытых от дождя, торговля и сосредоточена.

5
Портики на Via Romana.
Портики на Via Romana.

Более интересной оказалась Via delle Volte (ит. «улица сводов»), когда-то тянувшаяся вдоль реки По (сейчас русло реки изменилось и она протекает в другом месте). На этой улице можно заметить многочисленные своды, или крытые переходы, между купеческими складами на берегу реки и жилыми домами на другой стороне дороги. Таким образом достигались сразу две цели: увеличение «жилплощади» и удобное сообщение со складами/подсобными помещениями. Хотя реки здесь давно уже нет, порожденная ею улица сохранилась и стала одним из символов Феррары.

9
Своды Via delle Volte.
Своды Via delle Volte.

8
Некоторые своды, похоже, сохранились со старых времён...
Некоторые своды, похоже, сохранились со старых времён...

9
 ... а некоторые выглядят новыми. «Свод» с левой стороны вообще трёхэтажный!
... а некоторые выглядят новыми. «Свод» с левой стороны вообще трёхэтажный!

Во 2-й части мы пройдемся по ренессансному кварталу Феррары и заглянем в её картинную галерею.

 

 

 

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Рафаэль в Риме
  13. Рафаэль в Ватикане
  14. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  15. Рим: барочные церкви Борромини
  16. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 1
  17. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 2
  18. Великие базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре и её удивительные мозаики
  19. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  20. Вилла Адриана
  21. Флоренция: Галерея Академии
  22. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  23. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  24. Национальный музей Барджелло
  25. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  26. Лукка: город в тени Пизы
  27. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  28. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  29. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  30. Сиена: пинакотека города Мадонны
  31. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  32. Прогулка по Сиене
  33. Сиена: Ораторий Св.Бернардина
  34. Болонья: Пьяцца Маджоре
  35. Болонья учёная
  36. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  37. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  38. Болонья — город портиков
  39. Болонья: Национальная пинакотека
  40. Болонья: музей Средневековья
  41. Равенна римская
  42. Равенна готская
  43. Равенна византийская
  44. Парма: по следам Корреджо
  45. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  46. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  47. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Ферраре
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии