В Якутск мы прилетели в августе, так как моя подруга объяснила, что в июле здесь невыносимая жара. Оказывается в Якутии перепад температур лета и зимы чуть ли не под сто градусов!
В Якутск мы прилетели в августе, так как моя подруга объяснила, что в июле здесь невыносимая жара. Оказывается в Якутии перепад температур лета и зимы чуть ли не под сто градусов!
Аэропорт приветствовал нас дымом и мошкой из-за лесных пожаров. Нас встретила Надина дочь, отвезла домой и ушла на работу. Немного отдохнув, мы отправились гулять по городу. Гуляли под дождем, который обещали только через пять дней (это потому, что я умышленно не взяла зонт, а это всегда к дождю, но сейчас это было во благо!) .
Якутск — самый большой город в мире на вечной мерзлоте (368 тысяч). На вечной мерзлоте расположены также Воркута, Магадан, Норильск, Надым.
Город начал свою историю в 1632 году с постройки Ленской крепости Петром Бекетовым на берегу Лены. Крепость была на противоположном берегу и ниже по течению реки, чем современный город. В долину Туймаада город был перенесен через 10 лет.
Основателю города в 2007 году установлен памятник.
Петр Иванович Бекетов (1600–1661) в 1627 году был назначен сотником в Енисейский острог. Через пять лет он с 30 казаками пришел на Ленские берега. Действуя кнутом и пряником, Бекетов нашел подход к коренному населению, научился изъясняться на местных языках. До 1639 года был приказчиком в Ленском остроге. Потом Бекетов возвращается в Енисейский острог и с 1641 по 1648 год был его головой. Позднее Петр Бекетов основал Нерчинск, Олёкминск и Читу. В Чите Петру Бекетову также установлен памятник.
В день города к памятнику приносят цветы. Автор памятника современный якутский скульптор Афанасий Афанасьевич Романов. Памятник был изготовлен в Смоленске. Петр Бекетов сидит на недостроенном срубе и символизируется большей частью не как завоеватель, а как строитель. На бревне сруба макет христианского храма. Хотя за спиной Петра военные доспехи.
Рядом с памятником установлен монумент высотой 33, 4 метра в честь 375- летия вхождения Якутии в состав Российского государства.
Площадку вокруг монумента и памятника реставрируют. По бокам постамента для колонны размещены горельефы со страницами истории Якутска.
Горельефы выполнены якутскими художниками по рисункам Ивана Васильевича Попова (1874–1945), основателя якутской живописной школы и краеведом, который сделал много рисунков и снимков, когда участвовал в раскопках и исследованиях Якутии. Бронзовые горельефы отлиты в Научно-техничском центре конверсионных технологий в Санкт-Петербурге.
Колонна называется «Монумент Дружбы». В XVII веке конфликтов с местным населением избежать не удалось, было несколько восстаний коренных жителей против произвола казаков. Но это все в прошлом. В Монументе Дружбы совмещены символы народа саха и христианства. Колонна символизирует священную якутскую коновязь сэргэ, а вверху она увенчана христианским крестом.
Якутский острог стал центром освоения новых земель. Отсюда ушли в экспедиции Дежнев Семен Иванович (1605–1673), Иван Юрьевич Москвитин, изучивший Сахалин, Ерофей Павлович Хабаров (1603–1671), исследовавший Амур и Приамурье, Владимир Владимирович Атласов (ок. 1661–1711), обследовавший Чукотку, Аляску и несколько островов Курильского архипелага. Через дорогу от монумента в 2002 году установлен памятник первопроходцам.
Памятник сделан в виде камня, выброшенного волной на берег. С одной стороны на камне рисунок Якутского острога и судна, которое называли коч.
С другой стороны письмо Петра Бекетова царю о сооружении на реке Лене «государева острогу». Дождь добавил свои коррективы в строки сообщения.
С завершением строительства Якутского острога в 1643 году он стал административным, культурным и церковным центром Северо-Восточной Азии. Началась христианизация коренного населения. Сначала храмы строили для русских переселенцев и добровольно крестившихся якутов. Для привлечения в христианство после крещения якутов освобождали от ясака (дани, налога). Но в 1714 году Петр I издал указ об обязательном крещении якутов. В 1823 году некрещеных якутов было 1%. При крещении коренному населению давали русские имена и фамилии. Так у народа отбирали традиции.
Тюркский народ саха, которого стали называть якутами, самый многочисленный из коренных народов Сибири. В мире их 478 тысяч, из которых 466 проживает в Якутии. Согласно якутскому эпосу переселенцы народа саха плыли на плотах по Лене, пока не увидели долину Туймаада, пригодную для разведения крупного рогатого скота. Раньше этот народ проживал вблизи озера Байкал, куда саха пришли в VII веке из южных районов. Якутский язык понятен узбекам и киргизам. Саха пришли на берега Лены в XII -XIII веках. Места эти были заселены эвенками, эвенами, юкагирами, чукчами и долганами. Сейчас всех этих малочисленных народов в Республике Саха только 3,2%. Но, представляется, что народ саха, пришедший и так хорошо закрепившийся на берегах Лены, отличался от современных якутов. На протяжение длительного времени заключались межнациональные браки с коренным населением, а потом с пришедшими русскими.
Недалеко от памятника Первооткрывателям находится Преображенский собор, построенный в 1846 году на средства купца Михаила Соловьева.
В 1930 году храм был закрыт, в нем была библиотека. После передачи церкви РПЦ внутренний интерьер отделан вновь.
Напротив алтаря на стене картина Страшного суда современного якутского художника Павла Рыженко. Справа Ад, который он сравнивает с Европой.
Слева — Рай, в котором находятся православные.
В центре Страшного суда художник изобразил себя возле архангела Михаила с весами, на которых архангел взвешивает грехи и добродетели художника, чтобы решить в какую сторону его направить.
За территорией собора восстановлены на прежнем месте две башни Якутского острога. В Якутском остроге было четыре башни и крепкие стены, даже в начале XX века они были на месте, несмотря на несколько попыток властей города получить разрешение на их снос. Но, после революции меньше стали ценить памятники архитектуры и истории. В 1922—1923 гг. часть острога и три башни были разобраны на дрова. Но, Западную проездную башню отреставрировали и перенесли на площадь Музея истории и культуры народов Севера, она стала экспонатом музея и дожила до 2002 года. В 2002 году башня сгорела, подозревался поджог, но потом все объяснили детской шалостью. Благодаря тому, что в 1981 году башню исследовал и руководил реставрацией знаменитый архитектор -реставратор Александр Викторович Ополовников (1911–1994), благодаря которому были восстановлены Кижи и другие памятники, удалось в 2005 году воссоздать ее копию на прежнем месте.
Восстановили часть стен и еще одну башню.
Верстовой столб указывает, что это Старый город.
В центре площади за башнями круглая лавка. Старинный рынок назывался «Кружало».
Возле башен мостовая реконструирована под старую, которая в Якутске делалась из лиственницы, деревянными плашками.
Рядом с башнями построены деревянные дома под вид бывших купеческих особняков, в которых расположены различные учереждения.
Дальше по улице Кирова, которая раньше называлась Гостинодворской, тротуар сделан из камня, но по рисунку старинного тротуара.
По этой улице доходим до площади Ленина, где до 1957 года был Гостиный двор. Здания Гостиного двора снесли. Теперь здесь фонтан и цветники.
Через квартал от площади на пересечении улицы Кирова и улицы Пояркова установлен памятник Семену Дежневу и его жене Абакаяде.
Выдающийся русский первооткрыватель и исследователь Северной и Восточной Сибири Семен Иванович Дежнев(1605–1673) прибыл в Якутск в 1638 году. Нес государеву службу в Якутске до 1641 года. В 1640 году он обвенчался с якутской красавицей Абакаядой Сючю, которая приняла христианство. У них родился сын Любим. В 1641 году Дежнев уехал в экспедицию, как он планировал, на один год. Но, вернулся только через 20 лет, прослужив до 1647 года на Колыме, был в экспедициях, а потом служил на Анадыре 10 лет. Абакаяда ждала его 20 лет, но не смогла дождаться… Это был первый брак между якуткой и русским землепроходцем.
Это памятник русского-якутской дружбе, он установлен в 2005 году. Над созданием памятника работали скульпторы Максим Павлов, Эдуард Пахомов и Евгений Кац. Скульптура изготовлена в Санкт-Петербурге.
Смешанных браков со временем становится больше, и хотя население стало православным, но среди коренных жителей старые обычаи сохранялись не только в улусах, но и в городе. Улус в Якутии аналогичен нашему району в области. В Якутии 34 улуса.
В течении XX века, особенно после революции, велась работа по отторжению коренных народов от своих традиций. Большое количество ссыльных в Якутске тоже вели работу против шаманства и других местных обычаев.
В конце XX — начале XXI веков многие стали ценить и понимать свое прошлое, свою историю. Сейчас в Якутии входят в употребление имена коренных народов, возрождаются многие обычаи. В 1991 году в республике принята программа по сохранению традиционной культуры. Стали снова по старинным традициям проводить древнейший якутский праздник Ысыак, который включен в официальный календарь республики, и празднуется десять дней во второй половине июня. В главный день праздника 22 июня спать не ложатся, и встречают восход солнца. В городе появились сэргэ, священная коновязь якутов.
По якутской мифологии мир делится на Верхний, Средний и Нижний. Поэтому на сэргэ три бороздки для привязывания коней жителей разных миров — богов, людей и жителей подземного царства.
Особое отношение у якутов к стерхам, они считаются посланниками между богами и людьми.
Через несколько дней я побывала на территории Этнографического комплекса Чочур-Муран, задача которого возродить традиции народа саха. Это база отдыха в национальном стиле.
Недалеко от входа на территорию комплекса установлен вертолет со скульптурами лаек.
Название комплексу дала сопка Чочур-Муран, которая находится рядом. Это священная гора, у которой легендарный герой Тыгын-Дархан сплотил якутские племена. На этой горе он отдыхал перед походом на врагов и любовался долиной Туймаада. Здесь впервые был отпразднован праздник Ысыак.
Для постройки копий башен Якутского острога в этнографическом комплексе были использованы чертежи архитектора-реставратора А. В. Ополовникова, по которым строили башню на месте старого Якутского острога.
В центре комплекса воспроизведен дом купца.
Есть ресторан и зоны отдыха на природе.
Здесь можно остановиться в юрте.
А раз есть юрта, то, конечно, есть и сэргэ.
Собрана старая сельскохозяйственная техника.
Территория украшена деревянными скульптурами.
Ждут реставрации еще несколько привезенных домов.
Этнографический комплекс открыли в 2005 году супруги Ирина и Герман Арбугаевы. Герман -охотник, рыболов и ездит на собачьих упряжках. Это он привез из улуса и зарегистрировал породу якутской лайки. Зимой здесь можно совершить путешествие на собачьих упряжках, есть даже тур на Ленские столбы. Летом собачки грустят в клетках…
Есть тут и индюки, гуси, утки, но они за сетками, да и что мы, гусей не видели?
Недалеко расположено еще одно интересное место- Усадьба Атласовых, которая появилась здесь четверть века назад. Создали этот этнографический комплекс потомок великого первопроходца Владимира Атласова Василий со своей женой Валентиной. По следам своего предка они тоже стали первопроходцами, только в туристическом бизнесе. Сейчас это гостевой дом, в котором есть ресторан и несколько домиков для сдачи.
По заказам проводятся национальные обряды и праздники. Конечно, сэргэ тут тоже установлены. Ленточки у сэргэ- это обращение к богам.
Вокруг усадьбы создан этно парк, по которому я и погуляла. С использованием болотных мхов, камней и песка здесь сооружены фигуры динозавра, мамонта, бизона
.
Парк украшен скульптурами.
Якутск до XX века был деревянным. Дома старого Якутска и сейчас составляют некоторую часть города, они предназначены под снос.
Из окна автобуса мы видели целый район таких домов, в которых пока еще живут люди.
В старом Якутске только белые храмы возвышались над одно- двухэтажными деревянными строениями. Один из таких храмов единственный в городе, который сохранил свой первоначальный облик. Градоякутский Николаевский собор построен в 1852 году на средства купца И. Я. Шилова.
В советское время здесь были канцелярия, архив, а в 1990 году храм возвращен верующим и в 2008 году здесь появились новые росписи по библейским сюжетам.
Якутск строится, население города растет, появляются новые микрорайоны, но о современном городе я расскажу в следующий раз.