Ежегодно 10 августа (28 июля по старому стилю) в Смоленске отмечается праздник в честь иконы Божией Матери «Смоленская», называемой «Одигитрией». Нам в текущем году посчастливилось присутствовать на этом празднике в Успенском соборе на Соборной горе. Прежде чем рассказывать о самом празднике, наверное, следует рассказать об этой иконе, значимой не только для Смоленска, но и для всей России.
1
1
1
Икона Божией Матери «Смоленская», по преданию, написанная святым евангелистом Лукой, с самого начала была увенчана царской славой. Будучи чтимой иконой в доме византийских императоров, в этом же статусе она попала на Русь и стала родовой иконой русских князей. Однако Своим честным Смоленским образом Божия Матерь оказала помощь не только государям, но и всему русскому народу.
В отличие от других образов Пресвятой Богородицы, которые были явлены чудесным образом, Смоленская икона Божией Матери имеет вполне земную историю происхождения. Но и этот образ прославился многими чудесами и помощью людям.
Как гласит предание Церкви, святой апостол Лука написал несколько образов Пресвятой Богородицы, в том числе и тот, который впоследствии получил название «Смоленская». Считается, что первоначально она пребывала в Иерусалиме, но позднее была перенесена в Константинополь.
Изначально она называлась Одигитрией, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». По одной из версий, своё название икона обрела тогда, когда Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм. Придя туда, слепые сразу же исцелились. По другой версии, Одигитрией икону назвали потому, что она сопровождала византийских императоров в их боевых походах. Существуют и иные версии происхождения этого названия.
Сюжет с написанием икон евангелистом Лукой был весьма популярным в средние века, когда художниками и иконописцами было написано большое количество икон и картин. Например, вот эта картина итальянского художника Джованни Франческо Гверчино «Апостол Лука пишет образ Богородицы», написанная в 1562 — 1563 годах.
1
Изображение Богоматери, написанное апостолом Лукой, стало в дальнейшем каноническим для написания целого ряда других икон, также именуемых «Одигитрией». Это поясное изображение Богородицы и Богомладенца Христа в полный рост. Богомладенец Иисус Христос в левой руке держит свёрнутый свиток — символ той благой вести, евангелия, которую он принёс в мир. Правая рука Младенца Христа направлена к Его Матери. Таким образом, на иконе изображено незаконченное движение — Матерь Божия протягивает Свою руку ко Христу, а Господь — к Ней. Всё это символизирует постоянное стремление человека к Богу и встречное движение, которое характеризуется главным христианским чувством — любовью. Одновременно с этим движение правой руки Богомладенца — это и благословляющий жест.
Божия Матерь левой рукой поддерживает Богомладенца Христа, а правой указует молящимся на Него как на обетованного миру Спасителя.
На ряде списков Смоленской иконы справа и слева от образа Богородицы с Христом либо вверху изображаются фигуры архангелов Михаила и Гавриила. Главы их склонены в поклоне по направлению к центральному изображению образа. Это является символом смирения, любви, служения, к которому призван весь ангельский мир. Их, например, можно видеть на иконе XVII века, находящейся сейчас в собрании Смоленской художественной галереи.
1
В 1046 году византийский император Константин Мономах Порфирородный благославил этой древней иконой свою дочь Анну, которую выдал замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. С этого момента икона Пречистой Богородицы стала родовым образом русских князей.
В XII веке сын князя Всеволода и княгини Анны, Владимир Мономах, перенёс икону в Смоленск, где поставил её в специально построенном для неё храме Успения Пресвятой Богородицы в мае 1101 года. Собственно говоря, с этого момента икона и получила наименование Смоленской.
В 1237 году, когда на Русь пришли полчища татаро-монголов во главе с ханом Батыем, икона явила себя как чудотворная. Так, когда в 1239 году отряды хана Батыя подошли к Смоленску, по молитве жителей к образу Смоленской иконы Божией Матери произошло чудо — объятые ужасом от явления им Самой Богородицы войска татаро-монголов отступили от города. Известно, что Смоленскую икону Божией Матери очень чтил Преподобный Сергий Радонежский, а в его келье был список с этой иконы.
В XIV столетии, впервые со дня принесения в Смоленск, икона покинула город, и её перенесли в Москву. Кем и по какому поводу это было сделано, достоверно неизвестно, на сей счёт есть несколько версий. Так, по одной из них, последний князь Смоленский, изгнанный из города в 1404 году литовским князем Витовтом, прибыл в Москву, куда и привёз икону вместе с другими реликвиями. На новом месте чудотворный образ поместили в Благовещенском соборе Московского кремля, справа от царских врат. Однако в Москве икона пребывала недолго. Уже в следующем, XV, веке смоляне обратились к великому князю Василию Тёмному с просьбой вернуть образ в Смоленск. Для этого в 1456 году в Москву прибыл смоленский епископ Мисаил. Князь дал своё разрешение на возвращение чудотворного образа, и с этим связан ещё один важный момент.
Дело в том, что икону вынесли из Москвы с крестным ходом и сопровождали её на протяжении двух вёрст. В честь возвращения Смоленска под власть русских князей великим князем Василием III на месте расставания москвичей с иконой был основан в 1524 году Новодевичий монастырь. В новоустроенной обители был поставлен список с чудотворного образа Божией Матери «Смоленская» и установлены праздник и крестный ход в его честь.
Есть сведения, что чудотворный Смоленский образ Божией Матери побывал в Москве ещё один раз. В 1666 году его привёз архиепископ Смоленский Варсонофий с целью подновить почерневший от времени образ.
Следующие значимые события, связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже в начале XIX века. Во время Отечественной войны 1812 года икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским), который доставил её в Москву. Изначально её поместили в храме святого Василия Неокесариского на Тверской-Ямской улице, а в дальнейшем перенесли в Успенский собор Кремля. По сохранившимся сведениям, в самый день Бородинского сражения — 26 августа (7 сентября) 1812 года — преосвященный владыка Августин вместе с грузинскими епископами Ионой и Пафнутием с крестным ходом пронесли Смоленскую икону Божией Матери в Москве вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. Когда войска Наполеона были изгнаны из России, икона была возвращена в Смоленск, где пребывала вплоть до 1941 года.
С наступлением Великой Отечественной войны следы древнего чудотворного образа, к сожалению, были потеряны. Не исключено, что он разделил участь многих православных святынь, которые в те годы массово вывозились немцами из России. Часть из них пропала бесследно, а часть попала в различные частные коллекции.
В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска заняла икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленской крепости, которая находится в Успенском соборе по сей день. Именно её фотографию я поместил в начале этой публикации.
В Успенском соборе Смоленска находится ещё один список с иконы, который является выносным и используется во время проведения крестных ходов. Его мы тоже могли видеть 10 августа 2023 года во время праздника в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрией.
1
Так или иначе, память о Смоленской иконе Божией Матери, а также списки с неё остались с православными христианами нашей страны навсегда.
Перейду теперь к рассказу о храме, ставшем домом для Смоленской иконы Божией Матери — об Успенском соборе, построенном на Соборной горе в Смоленске.
Существующий ныне на Соборной горе в Смоленске Успенский собор является прямым наследником гораздо более древнего храма, построенного ещё Владимиром Мономахом.
1
1
А существующий храм строился в общей сложности около ста лет, и к этому периоду сложно приурочить какое-либо конкретное событие. На этом долгом пути многие склонны считать временем создания этого храма 1740 год, когда он был впервые освящён. Но обо всём по порядку.
В «Повести временных лет», написанной Нестором, Смоленск впервые был упомянут в 862 году. Но археологические раскопки на месте нынешнего города не подтверждают этого, поскольку самые ранние раскопанные пласты археологи относят к XI столетию, а не к IX. Скорее всего, в летописи речь шла о другом Смоленске, находившемся в 13 километрах ниже по течению Днепра. Это так называемое Гнездовское городище. А на нынешнее место Смоленск перенёс, скорее всего, князь Владимир Мономах, когда основал на холме, в последствие получившем название Соборного, каменный Успенский храм. В летописях об этом сказано так:
»В се же лето (1101 год) Володимер заложи церковь у Смоленске Святое Богородице камяну епископью месяца мая второго в три часа дня».
Главной святыней храма стала византийская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», доставшаяся Владимиру Мономаху от родителей — черниговского князя Всеволода Ярославича и княгини Анны, происходившей родом из дома византийского императора Константина Мономаха.
Как удалось установить в результате раскопок, первоначальный собор был выстроен из плинфы, и с большой долей вероятности возводился он киевскими мастерами. Об его интерьере ничего определённого сказать сейчас нельзя, но известно, что полы его были выложены поливными керамическим плитками.
В формах XII века Успенский собор просуществовал до 1611 года, когда Смоленск после двухлетней осады захватили войска польского короля Сигизмунда III. Тогда собор с запершимися в нём горожанами был взорван, и от него осталась только нижняя часть, причём сильно пострадавшая. Поляки надстроили стены собора в дереве и сделали из него костёл, а поблизости от него поселился католический епископ.
Надо сказать, что в первые годы после захвата Смоленска король Сигизмунд III проводил политику, совершенно нетерпимую к православным жителям, не оставив им в городе ни одной православной церкви. Целью короля было полное окатоличивание населения. В результате смоляне начали покидать город и уходить в Московское государство. Это заставило польское правительство несколько смягчить свою политику и объявить на словах свободу вероисповедания. Но на деле ни о каком равноправии не было и речи.
В 1654 году при царе Алексее Михайловиче Смоленск был отвоёван русскими войсками, а в 1667 году «русский статус» Смоленска был закреплён Андрусовским договором между Россией и Польшей.
Естественно, что сразу после воссоединения Смоленска с Русским государством костёл на Соборной горе вновь был обращён в православный храм. Однако вскоре выяснилось, что здание пострадало в 1611 году настолько сильно, что стало практически непригодным для богослужений. Сначала думали о его ремонте, но он оказался невозможным при существовавших в то время технологиях. Поэтому в 1674 — 1675 годах Мономахов собор, а точнее его остатки после взрыва, разобрали. А в 1677 году состоялась закладка нового собора, и следующие сто лет прошли в Смоленске под знаком его строительства.
Начиналось всё очень благополучно, ближайшее участие в постройке принимал сам царь Алексей Михайлович, выделивший для строительства 2000 рублей (очень большая сумма по тому времени), и самолично назначивший зодчего Алексея Королькова.
До 1679 года работы шли споро, но потом надолго остановились, поскольку закончились материалы, а Корольков, решив сэкономить, изменил первоначальный проект в пользу его упрощения. И когда стали выводить восточную стену, то алтарь отделился от северной и южной стен, причем по всему «шву», до самого фундамента.
Строительство собора после этого остановилось и возобновилось только в 1712 году. Теперь решили укоротить алтарные выступы на три сажени, чтобы не допустить их повторное отслоение. Поэтому пропорции собора приобрели некоторую несоразмерность.
Затем из-за недостатка средств строительство вновь пришлось заморозить. И только с вступлением на Смоленскую кафедру энергичного епископа Гедеона (Вишневского) оно продолжилось, предположительно под руководством архитектора Антона Ивановича Шеделя. Одновременно, в 1730-х — 1740-х годах, велись интерьерные работы. Для изготовления резного иконостаса владыка Гедеон пригласил своих земляков — С. Трусицкого, П. Дурницкого, А. Мастицкого, Ф. Олицкого и С. Яковлева.
1
В 1740 году епископ Гедеон освятил Успенский собор. Но семь глав, венчавших его, оказались слишком тяжелы для сводов, и преемник Гедеона епископ Парфений (Сопковский), прибыв в Смоленск в 1761 году, застал центральную главу совсем провалившейся.
На исправление повреждений владыка собрал среди доброхотных дателей 45 тысяч рублей, да сверх того почти 12 тысяч рублей пожертвовала смолянам императрица Екатерина II. На эти суммы преосвященный Парфений укрепил своды, протянув сквозь стены железные сваи, и устроил новые главы, разместив вместо семи только пять глав. Всеми работами руководил архитектор Пётр Иванович Обухов. В итоге собор получился весьма прочным, и в 1772 году епископ Парфений его освятил. После этого вот уже двести пятьдесят лет собор стоит без существенных переделок, не считая штатных реставраций. Надо сказать, что обе Отечественные войны, 1812 и 1941 — 1945 годов, не принесли существенных разрушений Успенскому собору.
Вокруг Успенского собора сформировался комплекс других построек.
Возле северо-западного угла собора находится двухъярусная колокольня, построенная в 1766 — 1772 годах с часовой пристройкой.
1
До революции соборная колокольня обладала прекрасной звонницей. Среди прочих имелись: праздничный колокол весом 100 пудов, полиелейный колокол в 450 пудов, будничный колокол в 65 пудов и другие колокола поменьше. После революции звонницу расхитили, впоследствии колокола пришлось собирать заново. Современная звонница исправно исполняет свою функцию, в этом мы убедились, когда колокола звонили во время совершения крестного хода со Смоленской иконой Божией Матери вокруг Успенского собора 10 августа 2023 года.
В конце XIX века в Успенском соборе устроили паровое отопление, а до этого в холодное время года богослужения проходили в тёплом Богоявленском соборе, построенном в 1784 году при епископе Парфении на месте одноимённого деревянного храма, существовавшего с 1708 года.
1
В Богоявленском соборе два престола — главный Богоявленский и придельный во имя мученика Меркурия. Старинный путеводитель рассказывает, что «царские врата в иконостасе были вылиты из серебра, весом в 3 пуда 10 фунтов; в 1812 году одна половина их была разбита в куски, по изгнании французов царские врата были сделаны вновь из серебра, весом в 2 пуда 36 фунтов».
В 1703 году рядом с ещё недостроенным Успенским собором была возведена Иоанно-Предтеченская церковь, представлявшая собой четверик на высоком подклете, в котором на протяжении некоторого времени находилась архиерейская тюрьма. В 1770-е — 1780-е годы верхнюю часть четверика разобрали и сложили заново. В это же время с западной стороны храма были пристроены трапезная и колокольня, а с северной — крыльцо, соединённое крытым переходом с деревянным архиерейским домом.
В 1907 году завершение храма вновь изменили, так как прежнее сгорело в пожаре. Тогда же разобрали и крытый переход.
Во время нашего пребывания на Соборной горе 8 августа 2023 года на территории перед Иоанно-Предтеченской церковью была занята приготовлениями к выступлению оркестра на праздничном концерте. Поэтому мне удалось сделать только во такую фотографию этой церкви.
1
Юго-западную часть Соборного холма занимают Архиерейские палаты, строившиеся в два этапа. В середине XVIII века появилось одноэтажное здание, а в 1770-е годы она было надстроено вторым этажом.
1
В 1812 году в Архиерейских палатах квартировал маршал Мюрат, затем французские мародёры основательно разграбили их. Заново отделали здание только в 1860-е годы.
Южнее архиерейских палат расположен келейный корпус, построенный в 1780-е годы.
31 августа 2017 года на площади Соборного Двора был открыт памятник Владимиру Мономаху, скульптор Игорь Николаевич Чумаков.
1
Фигура Владимира Мономаха обращена лицом к Свято-Успенскому кафедральному собору, в руках ― икона Божией Матери «Одигитрия». На гранях постамента надписи: годы жизни Владимира Мономаха, годы строительства соборной Успенской церкви, годы передачи иконы Пресвятой Богородицы, а также дата основания Смоленской епархии и наставления верующим.
На противоположной стороне Соборного Двора находится ещё одно здание архиерейских палат с библиотекой. Оно является памятником архитектуры XVIII века.
1
На северном склоне Соборной горы недалеко от Успенского собора находится церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенное в 1773 году на средства купца Филимона Щедрина в стилистике барокко.
1
Сейчас от первоначальной Благовещенской церкви остался только четверик. Трапезную и колокольню разобрали в 1952 году, так как церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. В 1980 году Благовещенский храм реставрировали.
От Благовещенской церкви в нижней части Соборной горы хорошо виден храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия».
1
Среди смолян этот храм издавна известен как Богоматерняя или Богородицкая церковь. На её месте находилась Фроловская (Днепровская) проездная башня, разобранная в начале XVIII века. В 1720-е годы над воротами появилась деревянная церковь в честь Рождества Богородицы, где поместили список со Смоленской иконы Божией Матери, привезённый в Смоленск Борисом Годуновым. Существующее ныне здание храма построено на рубеже XVIII — XIX веков. Именно отсюда 5 августа 1812 года вынесли Смоленскую икону, сопутствовавшую отныне нашей армии на протяжении нескольких месяцев.
Кстати, в тот вечер икону носили по городу и повсюду служили перед ней молебны, читая Евангелие о пребывании Девы Марии в доме Елисаветы: «Пребысть же Мариам с нею яко три месяца и возвратися в дом свой». Свидетелями это было воспринято как указание на то, что чудотворный образ вернётся в Смоленск через три месяца. И, о чудо! Ровно через три месяца 5 ноября 1812 года наши войска снова заняли Смоленск, а 10 ноября Смоленская икона вернулась в освобождённый город.
И в заключение этой публикации приведу несколько фотографий, показывающих, как, собственно, проходило празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», 10 августа 2023 года у стен Успенского собора на Соборной горе.
1
1
1
1
1
После Божественной литургии в Успенском соборе архиерейским чином состоялся крестный ход со Смоленской иконой Божией Матери, а затем праздничный концерт с выступлением Смоленского русского народного оркестра имени В. П. Дубровского, Камерного оркестра Смоленской филармонии и Ансамбля народной песни «Славяне».
На Соборном Дворе проходили мастер-классы для детей по плетению из ниток, изготовлению горшочков на гончарном круге и др. После концерта всех желающих из развёрнутой здесь походной кухни накормили гречневой кашей с кусочками мяса и солёным огурцом.
В общем, праздник удался на славу, и мы с удовольствием провели здесь несколько часов времени.
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ в СМОЛЕНСК и СМОЛЕНСКУЮ ОБЛАСТЬ"