Очередной день полного пребывания в Смоленске, 10 августа 2023 года, мы посвятили, в основном, смоленским храмам, не всем, конечно. Утром мы объехали три сохранившихся здесь домонгольских храма.
Потом побывали на празднике в Успенском храме на Соборной горе в честь иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, который отмечается ежегодно при большом стечении людей. После Божественной литургии архиерейским чином состоялся крестный ход со Смоленской иконой Божией Матери, а затем праздничный концерт с выступлением Смоленского русского народного оркестра имени В. П. Дубровского, Камерного оркестра Смоленской филармонии и Ансамбля народной песни «Славяне».
После посещения Соборной горы мы завершили знакомство с деятельностью Марии Клавдиевны Тенишевой, начатое накануне при посещении музейного комплекса «Теремок» в Талашконо — Флёново, посетив созданный ею музей «Русская старина» в Смоленске. Об этом я упомянул в предыдущей публикации.
Последним объектом, который мы осмотрели 10 августа, был католический собор в честь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В Москве мы также живём рядом с католическим собором с аналогичным посвящением, и нам было интересно сравнить эти два храма друг с другом. Правда, а отличие от московского, смоленский костёл пока недействующий и находится в начальной стадии реставрации.
В данной публикации я расскажу вкратце о трёх частично сохранившихся домонгольских смоленских храмах, изначально построенных во второй половине XII века
Самой ранней из сохранившихся является ЦЕРКОВЬ ПЕТРА и ПАВЛА на Городянке. Она была построена в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче и освящена первым смоленским епископом — Симеоном.
В XVIII веке к древней церкви Петра и Павла почти вплотную пристроили храм в честь святой великомученицы Варвары, а саму церковь Петра и Павла прилично перестроили.
Варваринская церковь, дополнившая храмовый комплекс на Городянке, построена в стиле нарышкинского барокко.
Сильно пострадавший в 1943 году храм Петра и Павла восстанавливался в 1962 — 1963 годах под руководством знаменитого архитектора Петра Дмитриевича Барановского. Храм восстановили в первоначальном виде (насколько это возможно, конечно), правда забыли про галереи, которые окружали храм в древности.
Вторым по старшинству смоленским домонгольским храмом является ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА на Варяжках.
Она была построена при князе Романе Ростиславиче на холме. Произошло это в 1173 году.
Церковь сильно пострадала в начале XVII века от польского войска короля Сигизмунда III. Так же как Петропавловская церковь этот храм был превращён поляками в костёл.
Тот храм, который мы сейчас видим лишь наполовину высоты стен относится к XII веку. Изначально храм окружала галерея.
И третьим из сохранившихся домонгольских храмов в Смоленске является ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА (СВИРСКАЯ) на Смядыни.
Дворцовая Свирская церковь на Смядыни построена в 1197 году на загородном дворе смоленских князей. Это самый величественный, самый яркий из трёх домонгольских храмов Смоленска. Он в принципе отличается от двух более ранних храмов.
Разница первых двух храмов (Петропавловского и Иоаннобогословского) и Свирского храма в том, что это постройки разных школ. Первые два — черниговско-киевской школы, третий — полоцко-смоленской.
Свирский храм построен во времена правления Давыда Ростиславича (в 1180 — 1197 годах). Распространённое в народе название церкви, Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.
Поскольку это был дворцовый храм, то он славился пышностью интерьеров и отделки. До нашего времени сохранились лишь фрагменты фресок.
В 1963 году в церкви Михаила Архангела были проведены восстановительные работы, и храму был придан, по возможности, первоначальный вид. Правда, это коснулось только его внешнего вида.
Все три домонгольских храма в настоящее время действующие. Они все были открыты, и мы побывали во всех трёх из них, но были практически в одиночестве. Это, наверное, объясняется тем, что весь народ в этот день, 10 августа, устремил свои стопы и взоры на Соборную гору, где в Успенском соборе отмечался праздник в честь иконы Божией Матери Одигитрия. Об этом праздновании я расскажу в следующей публикации.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм