Еще со школьного курса географии известно, что самым большим островом на планете является Гренландия. Его площадь составляет более 2 млн км2, длина острова с севера на юг 2700 км и с запада на восток 1300 км. Большая часть Гренландии покрыта ледниками, толщина которых достигает 3400 метров. Объем льда составляет 2,6 млн км3. Лед перемещается от центра к западному и восточному побережьям со скоростью 150 метров в год, а ближе к океану скорость возрастает до 20 — 40 метров в сутки и дает начало айсбергам. Айсберги представляют серьезную угрозу для судоходства, именно такой айсберг стал причиной гибели «Титаника».
Гренландия была открыта в 982 году норвежскими викингами под руководством Эрика Торвальдсона, который из-за кровной мести был вынужден бежать из Исландии. Эрик основал здесь колонию и дал острову название «Зеленая земля». Столь неподходящее название было дано с целью привлечь больше поселенцев.
Желание посетить Гренландию возникло у меня в 2016 году, когда я летел на самолете из Исландии в Канаду. Пролетая над островом меня поразила и заинтриговала его величественная красота, захотелось понять и собственными глазами увидеть, как здесь живут люди. Желание осуществилось только через 7 лет, когда в сентябре 2023 года мне удалось посетить этот загадочный остров.
Надо сказать, что Гренландия не является раскрученным туристическим направлением, поэтому добраться туда из Эстонии было достаточно сложно и дорого. Из Таллина я вылетел в Хельсинки, откуда через 50 минут был следующий вылет в Копенгаген.
Аэропорт Вантаа (Хельсинки) небольшой, я вполне успевал на следующий рейс. Но во время полета из Таллина одному из пассажиров стало плохо и в Хельсинки нас встречала бригада врачей, которая прямо в самолете стала оказывать ему первую помощь. Остальные пассажиры оставались в самолете и вынуждены были ждать, когда врачи окажут помощь и перенесут больного из самолета в машину скорой помощи. Дальше была пробежка по аэропорту, все закончилось благополучно — я успел на следующий рейс.
Из Копенгагена, на широкофюзеляжном аэробусе А-330, я вылетел в Гренландию.
Единственным аэропортом в Гренландии, способным принимать большие авиалайнеры, является Кангерлуссуак.
Аэропорт Кангерлуссуак находится на удалении от береговой линии и погода здесь более стабильна чем в других аэропортах. Кроме того, другие аэропорты Гренландии имеют короткие взлетно-посадочные полосы, а в Кангерлуссуаке она почти 3 км. Хотя полет длился около 5 часов, он прошел незаметно. Каждое место в самолете было оборудовано монитором с мультимедийной развлекательной системой,
кроме того, был предложен обед с алкогольными напитками на выбор:).
Кангерлуссуак — небольшое поселение в западной Гренландии, численностью населения чуть более 500 человек.
Поселение было основано американцами в 1941 году и до 1992 года здесь находилась их авиабаза.
Кангерлуссуак переводится с гренландского языка как «Большой фьорд». В окрестностях Кангерлуссуака много природных достопримечательностей: река Киннгуата-Кууссуа; озеро Тасерсуатсиак; в 20 км по гравийной дороге находится ледник. В этих местах обитает много различных животных, в т. ч. овцебыки и карибу (северный олень). Эти факторы привлекают в Кангерлуссуак туристов. Большая часть местного населения занято работой в аэропорту и обслуживанием туристов.
После прилета я прогулялся по поселку
и затем отправился осматривать природные достопримечательности.
Особенно мне понравились виды на реку,
Кангерлуссуак известен как место, где чаще всего можно наблюдать северное сияние, но мне, к сожалению, не повезло ☹.
На следующий день у меня был вылет в столицу острова — город Нуук.
Между населенными пунктами летают маленькие винтовые самолеты и вертолеты. Меня очень удивила процедура посадки в самолет. После регистрации на рейс не было проверки ручной клади и личного досмотра, все пассажиры напрямую прошли в самолет. Из инструкции по безопасности пассажиров я узнал, что на борту имеется не только палатка, но и теплая одежда для пассажиров.
Никогда раньше видеть такого не доводилось. После взлета в иллюминаторе появились замечательные виды на фьорд и окрестности.
Полет продолжался 50 минут, за это время пассажирам были предложены прохладительные напитки и кофе.
Уже при подлете к Нууку мне удалось полностью рассмотреть, как выглядит столица острова сверху.