Прочитав несколько наших отзывов о Болонье, вы, наверное, подумали, что больше рассказов о ней не будет. Мы тоже так считали, но, проведя инвентаризацию болонских материалов, обнаружили, что не охваченными оказались самые старые храмы города. Поэтому, с извинениями, предлагаем вашему вниманию ещё один рассказ про Болонью:))
Недалеко от знаменитых болонских башен Гарисенда и Асинелли начинается симпатичная улица Санто-Стефано, которая приводит на одноименную площадь. На ней, в окружении рыжеватых болонских портиков, видны фасады трёх церквей, очень древних с виду. Это — знаменитая базилика Святого Стефана, которая на самом деле представляет собой комплекс из пяти храмов (а когда-то их было семь), ни один из которых имя Св. Стефана не носит.
Вид на три главных храма базилики Св. Стефана со строны площади (справа налево): церковь Святого Распятия (Chiesa del Crocifisso); храм Гроба Господня (La basilica del Sepolcro); церковь мучеников Сан-Витале и Сант-Агрикола (Basilica dei protomartiri San Vitale e Sant'Agricola).
Комплекс зданий базилики является одной из главных достопримечательностей Болоньи, и это неспроста: во-первых, эти храмы — очень старые (изначально — 5–8 века) и служат прекрасными образцами романской архитектуры. Во-вторых, этот комплекс является одним из наиболее хорошо сохранившихся воспроизведений Иерусалима в Западной Европе (в России аналогичную идею реализовал в своём Новоиерусалимском монастыре под Москвой патриарх Никон). История базилики Св. Стефана насчитывает почти 2 тысячи лет и начинается с существовавшего тут когда-то римского храма.
Трансформация комплекса зданий базилики Св.Стефана в течение двух тысячелетий. Началось всё в римские времена, когда за городскими стенами был возведён храм, посвященный богине Древнего Египта Исиде, с круглой колоннадой в центре (№1). В середине 5-го века эта колоннада была переделана болонским епископом Св. Петронием в аналог храма Гроба Господня в Иерусалиме (№2). Тогда же строится церковь Сан-Витале и Сант-Агрикола для захоронения останков этих мучеников. В 8-м веке захватившие Италию лангобарды пристраивают к комплексу церковь Иоанна Крестителя (ныне - Святого Распятия, №3-4). В Средние века здесь был организован монастырь и пристроен клуатр и колокольня (№5). Сейчас, после масштабной реконструкции 19-го века, весь комплекс зданий приобрёл тот вид, который он имел в конце 12-го века (см. фото ниже).
Здания в базилике Св. Стефана: 1 - церковь Святого Распятия; 2 - храм Гроба Господня; 3 - церковь Сан-Витале и Сант-Агрикола; 4 - двор Пилата; 5 - Мартириум, или церковь Троицы; 6 - клуатр; 7 - колокольня.
Рассказ об отдельных частях базилики мы начнём с самого старого и наиболее важного её храма — Гроба Господня. Как известно, оригинальный храм с таким названием был возведён в 4-м веке в Иерусалиме над предполагаемым местом захоронения и воскресения Христа и с тех пор является одной из главных святынь христианства. Паломничество к нему было затруднено, поэтому в Средние века возникла практика создания копий храма. Епископ Петроний, похоже, был пионером в этой области, решившись создать копию лишь на сто лет позже оригинала.
Храм Гроба Господня (справа) - вид снаружи. В его основании - восьмерик, на втором уровне - 12-гранный купол.
Когда-то, в начале 8-го века, храм Гроба Господня стали называть Rotonda Stefaniana и ассоциировать с мученичеством Св. Стефана. После реконструкции 12-го века прежнее название и назначение храма были восстановлены, однако имя Св. Стефана получил созданный на этом месте монастырь. Сейчас монастыря уже нет, но весь комплекс храмов по-прежнему носит имя Св. Стефана.
Интерьер храма Гроба Господня датируется 11-м веком.
В самом центре находится эдикула (лат. aedicula - небольшое помещение), являющаяся аналогом иерусалимской кувуклии - часовни внутри храма, воздвигнутой над местом погребения Христа. В 1141 году в эдикуле были обнаружены мощи Св. Петрония, с тех пор перенесённые в посвящённый ему собор в центре Болоньи.
На фасаде эдикулы - барельефы 13-го века, изображающие жен-мироносиц и спящую стражу у входа в Гроб Господень, а также ангела, возвестившего жёнам Воскресение Христа.
Изображения евангелистических символов на пристроенной к эдикуле кафедре датируются более поздним периодом.
Внутри храма сохранился (сейчас подземный) источник, который ассоциируют с водами Иордана, а во времена храма Исиды, наверное, он олицетворял Нил.) Также утверждается, что эдикула, датируемая началом 12-го века, является копией иерусалимской кувуклии того же периода. Поскольку с тех пор кувуклия неоднократно перестраивалась, её аналог в базилике Св. Стефана является как бы «древним снимком» её прежнего состояния.
Отдельно стоящая колонна из чёрного мрамора (тоже из храма Исиды), символизирует столп, у которого бичевали Христа. Латинскую надпись на красивой напольной мозаике с черепом расшифровать пока не удалось:( Может кто поможет:) ?
Одна из дверей храма Гроба Господня выходит в замечательный дворик, носящий имя Понтия Пилата, римского прокуратора Иудеи времён Христа. Это продолжение евангельских мотивов базилики — здесь изображается lithostrotos, место, где Иисус был осуждён на смерть. В середине двора Пилата на постаменте расположена каменная чаша 8-го века — «чаша Пилата». Это имитация чаши, в которой, по легенде, Пилат омыл руки после выдачи Христа на смерть Синедриону. Другой библейский персонаж в этом дворе — петух, перед первым кукареканьем которого Св. Пётр успел трижды отречься от Христа после его ареста.
Двор Пилата. Освещена солнцем задняя сторона храма Гроба Господня.
Другая сторона двора Пилата заканчивается стеной Мартириума...
Евангельская символика: чаша Пилата и петух Св. Петра.
Во дворе Пилата мы набрели на райские врата (к сожалению, закрытые:). Латинская надпись «Felix Coeli Porta» означает «счастливые врата рая» (слова из гимна Деве Марии).
Церковь Сан-Витале и Сант-Агрикола была возведена ещё в 5-м веке для упокоения двух раннехристианских мучеников, погибших во время гонений императора Диоклетиана в 304 г. Её современный облик относится к 11-му веку, когда церковь была восстановлена и перестроена после разрушительного набега венгров. Её аскетичный и практически лишенный убранства интерьер — яркий образец романский архитектуры, наилучший из сохранившихся в Болонье.
Фасад церкви Сан-Витале и Сант-Агрикола.
Интерьер церкви Сан-Витале и Сант-Агрикола оформлен как трёхнефная базилика. Мраморные колонны с ионическими капителями, очевидно, римского происхождения.
В начале 15-го века в церкви была обнаружена раннехристианская гробница с надписью «Симон», и пошли слухи, что это могила Симона Петра, или Святого Петра. Подобная новость привлекла множество верующих, отвлекая их от Рима, классического места паломничества. Понтифик, папа Евгений IV, отреагировал решительно: он перенес гробницу в секретное место, а саму церковь, сняв с неё крышу, заполнил землей, и в этом состоянии она пребывала почти 70 лет. Позже, по ходатайству архиепископа Джулиано-делла-Ровере, церковь была восстановлена и вновь открыта для богослужения.
В двух боковых алтарях - франкские саркофаги 9-го века, в которых, предположительно, находились мощи Св.Витале (слева) и Св.Агриколы (справа). Сейчас они пусты, поскольку мощи святых перенесли в крипту церкви Святого Распятия.
Церковь Святого Распятия была построена в 8-м веке захватившими Италию лангобардами, которые изначально назвали её церковью Иоанна Крестителя. Но во время многочисленных последующих перестроек храм получил своё нынешнее имя. Как бы подтверждая его, в пресбитерии церкви висит великолепное распятие работы Симоне-ди-Филиппо.
Фасад церкви Святого Распятия со стороны площади.
Интерьер церкви Святого Распятия. Старая часть церкви - это просто один большой неф, в конце которого парадная лестница поднимается в пресбитерий, перестроенный в 17-м веке в барочном стиле. По бокам лестницы - спуск в крипту, дверь слева ведёт в храм Гроба Господня.
В нефе обращает на себя внимание выполненная в натуральную величину Пьета работы мастера Анжело Пио (18-й век). Фигуры сделаны из папье-маше, изготовленного, согласно широко распространенной легенде, из игральных карт, конфискованных в период запрета азартных игр.
Главная реликвия церкви - находящееся в пресбитерии распятие болонского художника Симоне-ди-Филиппо, выполненное около 1380 года. Мастер Симоне был известен как Симоне-деи-Крочифисси, что в переводе с итальяского значит «Симоне-распятие» - так часто этот сюжет фигурировал в его работах. Обратите внимание, как интересно тень от висящего креста падает на алтарь.
Крипта церкви Святого Распятия. Все колонны в ней разные, набранные из различных римских построек.
В нише крипты, в двух урнах, помещенных на алтарь, хранятся мощи святых Витале и Агриколы. Справа видна фреска, изображающая распятие Св. Агриколы.
Мартириум (который также иногда называют церковью Троицы) — самое загадочное здание всего комплекса. Достоверно неизвестно ни время его постройки, ни назначение. Это — продукт многочисленных реконструкций, проводившихся в комплексе базилики Св. Стефана в течение многих столетий, последняя из которых состоялась в 19-м веке. Что бы там ни было, сейчас это — вытянутое пространство с 4 колоннами, примыкающее ко двору Пилата. В его нишах с восточной стороны, а также на стенах размещены различные произведения религиозного искусства (статуи, фрески), зачастую довольно интересные.
Фасад Мартириума, выходящий во двор Пилата. Реконструирован в 19-м веке (неплохо!).
Интерьер Мартириума. Фото позаимствовано в Википедии, на наших снимках помещение было заполнено толпами людей.
В одной из ниш находится главная достопримечательность этого храма - искусно вырезанный из дерева деревянный вертеп со сценой поклонения волхвов. Персонажи в натуральную величину были вырезаны неизвестным мастером в конце 13-го века, а в 1370 году раскрашены Симоне-деи-Крочифисси, автором распятия в предыдущей церкви. В 2007 году, после реставрации, вся группа была закрыта стеклянной витриной для лучшей сохранности, отсюда и блики на фотографии.
Фрески 14-го века: Св. Урсула со своими компаньонками (слева) и беременная Богородица (справа). В Средние века к фреске с Богородицей приходили помолиться ожидающие детей болонские женщины.
Копия статуи Св. Петра, стоявшая перед церковью святых Витале и Агриколы в период, когда считалось, что в ней нашли захоронение апостола.
Из двора Пилата можно пройти в двухуровневый романский клуатр с колодцем посередине, датируемый 11–12 веком. Из клуатра хорошо видна нависающая над ним колокольня, но наиболее интересны там капители колонн второго яруса.
Двухуровневый клуатр базилики Св. Стефана.
Колокольня 13-го века, надстроенная в веке 19-м.
Гротескные фигуры на капителях некоторых колонн 2-го уровня, по легенде, вдохновили побывавшего здесь Данте на некоторые сцены из чистилища и ада, описанные в его «Божественной комедии».
Гротескные фигуры на капителях.
К клуатру примыкает и небольшой музей, в котором собраны культовые предметы, реликварии, алтари, а также некоторые произведения искусства, которые больше не выставляются в пяти церквях базилики. Мы сфотографировали то, что нас заинтересовало и показываем это ниже.
Симоне-де-Филиппо (он же Симоне-деи-Крочифисси). Св. Бенедикт, Св. Сикст и Св. Прокл. 14-й век.
Микеле-ди-Матео. Святой Петроний с житием. 15-й век.
Слева: Маэстро из баптистерия Пармы. «Избиение младенцев». 13-й век.
Справа: Мадонна с младенцем, 14-й век.
Две мадонны крупным планом. Ну до чего хороши! Такое ощущение, что младенец всегда был у художников на втором плане по сравнению с его матерью:)
На этом заканчивается рассказ о базилике Св. Стефана. Те отважные, кто смог дочитать до этого места, заслуживают бонуса. Бонус представлен ниже:))
Базилика Святого Франциска
Болонский храм Св. Франциска возведён в середине 13-го века, но с тех пор неоднократно переделывался. На фасаде, по бокам от входного портала, сохранились венецианские плютеи (плиты с рельефами) 8-го века. На них изображены различные звери и птицы, включая павлинов. Несмотря на романский фасад, церковь считается лучшим образцом французской готики в Италии.
Церковь Святого Франциска - фасад.
Центральный портал и плютеи 8-го века по его бокам.
Гробницы глоссаторов (профессоров римского права) рядом с алтарём храма.
Трёхнефный интерьер церкви — типично готический. Внутри находится замечательный мраморный алтарь, созданный в 1388—1392 гг. венецианскими скульпторами Якобелло и Пьерпаоло Даль-Мазене. В амбулатории (галерее вокруг алтарной части храма) расположены 9 капелл, однако они сильно пострадали и их современная отделка относится к концу 19-го века.
Готический интерьер церкви.
Мраморный алтарь работы братьев Даль-Мазене, 1392.
Мраморный алтарь - центральная часть.
Заалтарные капеллы: майоликовая гробница, выполненная в 19-м веке, но имитирующая стиль века 15-го.
Одна из заалтарных капелл с картиной 15-го века.
«Мадонна со святыми Иеронимом и Франциском» кисти Якопо Форти, 1485.
Заалтарные капеллы: майоликовый алтарь в стиле Делла-Роббиа.
Из захоронений базилики наибольший интерес представляет гробница (анти)папы Александра V (1339–1410), выполненная в 1423 г. В период Великого западного раскола Александр V был третьим римским папой в Пизе в 1409—1410 гг. — наряду с двумя другими папами в Риме и Авиньоне. Те считали его незаконным и поэтому прозвали антипапой. Зачастую в те времена понять, кто «настоящий» папа, а кто «анти», было затруднительно.
Гробница антипапы Александра V, выполненная из полихромной терракоты. 1423 г.