Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 10:35
.

Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только

Болонья — Италия Октябрь 2022
35 39

Прочитав несколько наших отзывов о Болонье, вы, наверное, подумали, что больше рассказов о ней не будет. Мы тоже так считали, но, проведя инвентаризацию болонских материалов, обнаружили, что не охваченными оказались самые старые храмы города. Поэтому, с извинениями, предлагаем вашему вниманию ещё один рассказ про Болонью:))

Недалеко от знаменитых болонских башен Гарисенда и Асинелли начинается симпатичная улица Санто-Стефано, которая приводит на одноименную площадь. На ней, в окружении рыжеватых болонских портиков, видны фасады трёх церквей, очень древних с виду. Это — знаменитая базилика Святого Стефана, которая на самом деле представляет собой комплекс из пяти храмов (а когда-то их было семь), ни один из которых имя Св. Стефана не носит.

9
Пьяцца Санто-Стефано.
Пьяцца Санто-Стефано.
11
Вид на три главных храма базилики Св. Стефана со строны площади (справа налево): церковь Святого Распятия (Chiesa del Crocifisso); храм Гроба Господня (La basilica del Sepolcro); церковь мучеников Сан-Витале и Сант-Агрикола (Basilica dei protomartiri San Vitale e Sant'Agricola).
Вид на три главных храма базилики Св. Стефана со строны площади (справа налево): церковь Святого Распятия (Chiesa del Crocifisso); храм Гроба Господня (La basilica del Sepolcro); церковь мучеников Сан-Витале и Сант-Агрикола (Basilica dei protomartiri San Vitale e Sant'Agricola).

Комплекс зданий базилики является одной из главных достопримечательностей Болоньи, и это неспроста: во-первых, эти храмы — очень старые (изначально — 5–8 века) и служат прекрасными образцами романской архитектуры. Во-вторых, этот комплекс является одним из наиболее хорошо сохранившихся воспроизведений Иерусалима в Западной Европе (в России аналогичную идею реализовал в своём Новоиерусалимском монастыре под Москвой патриарх Никон). История базилики Св. Стефана насчитывает почти 2 тысячи лет и начинается с существовавшего тут когда-то римского храма.

3
Трансформация комплекса зданий базилики Св.Стефана в течение двух тысячелетий. Началось всё в римские времена, когда за городскими стенами был возведён храм, посвященный богине Древнего Египта Исиде, с круглой колоннадой в центре (№1). В середине 5-го века эта колоннада была переделана болонским епископом Св. Петронием в аналог храма Гроба Господня в Иерусалиме (№2). Тогда же строится церковь Сан-Витале и Сант-Агрикола для захоронения останков этих мучеников. В 8-м веке захватившие Италию лангобарды пристраивают к комплексу церковь Иоанна Крестителя (ныне - Святого Распятия, №3-4). В Средние века здесь был организован монастырь и пристроен клуатр и колокольня (№5). Сейчас, после масштабной реконструкции 19-го века, весь комплекс зданий приобрёл тот вид, который он имел в конце 12-го века (см. фото ниже).
Трансформация комплекса зданий базилики Св.Стефана в течение двух тысячелетий. Началось всё в римские времена, когда за городскими стенами был возведён храм, посвященный богине Древнего Египта Исиде, с круглой колоннадой в центре (№1). В середине 5-го века эта колоннада была переделана болонским епископом Св. Петронием в аналог храма Гроба Господня в Иерусалиме (№2). Тогда же строится церковь Сан-Витале и Сант-Агрикола для захоронения останков этих мучеников. В 8-м веке захватившие Италию лангобарды пристраивают к комплексу церковь Иоанна Крестителя (ныне - Святого Распятия, №3-4). В Средние века здесь был организован монастырь и пристроен клуатр и колокольня (№5). Сейчас, после масштабной реконструкции 19-го века, весь комплекс зданий приобрёл тот вид, который он имел в конце 12-го века (см. фото ниже).

3
Здания в базилике Св. Стефана: 1 - церковь Святого Распятия; 2 - храм Гроба Господня; 3 - церковь Сан-Витале и Сант-Агрикола; 4 - двор Пилата; 5 - Мартириум, или церковь Троицы; 6 - клуатр; 7 - колокольня.
Здания в базилике Св. Стефана: 1 - церковь Святого Распятия; 2 - храм Гроба Господня; 3 - церковь Сан-Витале и Сант-Агрикола; 4 - двор Пилата; 5 - Мартириум, или церковь Троицы; 6 - клуатр; 7 - колокольня.

Рассказ об отдельных частях базилики мы начнём с самого старого и наиболее важного её храма — Гроба Господня. Как известно, оригинальный храм с таким названием был возведён в 4-м веке в Иерусалиме над предполагаемым местом захоронения и воскресения Христа и с тех пор является одной из главных святынь христианства. Паломничество к нему было затруднено, поэтому в Средние века возникла практика создания копий храма. Епископ Петроний, похоже, был пионером в этой области, решившись создать копию лишь на сто лет позже оригинала.

11
Храм Гроба Господня (справа) - вид снаружи. В его основании - восьмерик, на втором уровне - 12-гранный купол.
Храм Гроба Господня (справа) - вид снаружи. В его основании - восьмерик, на втором уровне - 12-гранный купол.

Когда-то, в начале 8-го века, храм Гроба Господня стали называть Rotonda Stefaniana и ассоциировать с мученичеством Св. Стефана. После реконструкции 12-го века прежнее название и назначение храма были восстановлены, однако имя Св. Стефана получил созданный на этом месте монастырь. Сейчас монастыря уже нет, но весь комплекс храмов по-прежнему носит имя Св. Стефана.

1 из 2
Интерьер храма Гроба Господня датируется 11-м веком.
10
Интерьер храма Гроба Господня датируется 11-м веком.

10
В самом центре находится эдикула (лат. aedicula - небольшое помещение), являющаяся аналогом иерусалимской кувуклии - часовни внутри храма, воздвигнутой над местом погребения Христа. В 1141 году в эдикуле были обнаружены мощи Св. Петрония, с тех пор перенесённые в посвящённый ему собор в центре Болоньи.
В самом центре находится эдикула (лат. aedicula - небольшое помещение), являющаяся аналогом иерусалимской кувуклии - часовни внутри храма, воздвигнутой над местом погребения Христа. В 1141 году в эдикуле были обнаружены мощи Св. Петрония, с тех пор перенесённые в посвящённый ему собор в центре Болоньи.

7
На фасаде эдикулы - барельефы 13-го века, изображающие жен-мироносиц и спящую стражу у входа в Гроб Господень, а также ангела, возвестившего жёнам Воскресение Христа.
На фасаде эдикулы - барельефы 13-го века, изображающие жен-мироносиц и спящую стражу у входа в Гроб Господень, а также ангела, возвестившего жёнам Воскресение Христа.

9
 Изображения евангелистических символов на пристроенной к эдикуле кафедре датируются более поздним периодом.
Изображения евангелистических символов на пристроенной к эдикуле кафедре датируются более поздним периодом.

Внутри храма сохранился (сейчас подземный) источник, который ассоциируют с водами Иордана, а во времена храма Исиды, наверное, он олицетворял Нил.) Также утверждается, что эдикула, датируемая началом 12-го века, является копией иерусалимской кувуклии того же периода. Поскольку с тех пор кувуклия неоднократно перестраивалась, её аналог в базилике Св. Стефана является как бы «древним снимком» её прежнего состояния.

5
Отдельно стоящая колонна из чёрного мрамора (тоже из храма Исиды), символизирует столп, у которого бичевали Христа. Латинскую надпись на красивой напольной мозаике с черепом расшифровать пока не удалось:( Может кто поможет:) ?
Отдельно стоящая колонна из чёрного мрамора (тоже из храма Исиды), символизирует столп, у которого бичевали Христа. Латинскую надпись на красивой напольной мозаике с черепом расшифровать пока не удалось:( Может кто поможет:) ?

Одна из дверей храма Гроба Господня выходит в замечательный дворик, носящий имя Понтия Пилата, римского прокуратора Иудеи времён Христа. Это продолжение евангельских мотивов базилики — здесь изображается lithostrotos, место, где Иисус был осуждён на смерть. В середине двора Пилата на постаменте расположена каменная чаша 8-го века — «чаша Пилата». Это имитация чаши, в которой, по легенде, Пилат омыл руки после выдачи Христа на смерть Синедриону. Другой библейский персонаж в этом дворе — петух, перед первым кукареканьем которого Св. Пётр успел трижды отречься от Христа после его ареста.

1 из 2
Двор Пилата. Освещена солнцем задняя сторона храма Гроба Господня.
12
Двор Пилата. Освещена солнцем задняя сторона храма Гроба Господня.

1 из 2
Другая сторона двора Пилата заканчивается стеной Мартириума...

10
Евангельская символика: чаша Пилата и петух Св. Петра.
Евангельская символика: чаша Пилата и петух Св. Петра.

6
Во дворе Пилата мы набрели на райские врата (к сожалению, закрытые:). Латинская надпись «Felix Coeli Porta» означает «счастливые врата рая» (слова из гимна Деве Марии).
Во дворе Пилата мы набрели на райские врата (к сожалению, закрытые:). Латинская надпись «Felix Coeli Porta» означает «счастливые врата рая» (слова из гимна Деве Марии).

Церковь Сан-Витале и Сант-Агрикола была возведена ещё в 5-м веке для упокоения двух раннехристианских мучеников, погибших во время гонений императора Диоклетиана в 304 г. Её современный облик относится к 11-му веку, когда церковь была восстановлена и перестроена после разрушительного набега венгров. Её аскетичный и практически лишенный убранства интерьер — яркий образец романский архитектуры, наилучший из сохранившихся в Болонье.

1 из 2
Фасад церкви Сан-Витале и Сант-Агрикола.

1 из 3
Интерьер церкви Сан-Витале и Сант-Агрикола оформлен как трёхнефная базилика. Мраморные колонны с ионическими капителями, очевидно, римского происхождения.

В начале 15-го века в церкви была обнаружена раннехристианская гробница с надписью «Симон», и пошли слухи, что это могила Симона Петра, или Святого Петра. Подобная новость привлекла множество верующих, отвлекая их от Рима, классического места паломничества. Понтифик, папа Евгений IV, отреагировал решительно: он перенес гробницу в секретное место, а саму церковь, сняв с неё крышу, заполнил землей, и в этом состоянии она пребывала почти 70 лет. Позже, по ходатайству архиепископа Джулиано-делла-Ровере, церковь была восстановлена и вновь открыта для богослужения.

5
В двух боковых алтарях - франкские саркофаги 9-го века, в которых, предположительно, находились мощи Св.Витале (слева) и Св.Агриколы (справа). Сейчас они пусты, поскольку мощи святых перенесли в крипту церкви Святого Распятия.
В двух боковых алтарях - франкские саркофаги 9-го века, в которых, предположительно, находились мощи Св.Витале (слева) и Св.Агриколы (справа). Сейчас они пусты, поскольку мощи святых перенесли в крипту церкви Святого Распятия.

Церковь Святого Распятия была построена в 8-м веке захватившими Италию лангобардами, которые изначально назвали её церковью Иоанна Крестителя. Но во время многочисленных последующих перестроек храм получил своё нынешнее имя. Как бы подтверждая его, в пресбитерии церкви висит великолепное распятие работы Симоне-ди-Филиппо.

7
Фасад церкви Святого Распятия со стороны площади.
Фасад церкви Святого Распятия со стороны площади.

4
Интерьер церкви Святого Распятия. Старая часть церкви - это просто один большой неф, в конце которого парадная лестница поднимается в пресбитерий, перестроенный в 17-м веке в барочном стиле. По бокам лестницы - спуск в крипту, дверь слева ведёт в храм Гроба Господня.
Интерьер церкви Святого Распятия. Старая часть церкви - это просто один большой неф, в конце которого парадная лестница поднимается в пресбитерий, перестроенный в 17-м веке в барочном стиле. По бокам лестницы - спуск в крипту, дверь слева ведёт в храм Гроба Господня.

8
В нефе обращает на себя внимание выполненная в натуральную величину Пьета работы мастера Анжело Пио (18-й век). Фигуры сделаны из папье-маше, изготовленного, согласно широко распространенной легенде, из игральных карт, конфискованных в период запрета азартных игр.
В нефе обращает на себя внимание выполненная в натуральную величину Пьета работы мастера Анжело Пио (18-й век). Фигуры сделаны из папье-маше, изготовленного, согласно широко распространенной легенде, из игральных карт, конфискованных в период запрета азартных игр.

6
Главная реликвия церкви - находящееся в пресбитерии распятие болонского художника Симоне-ди-Филиппо, выполненное около 1380 года. Мастер Симоне был известен как Симоне-деи-Крочифисси, что в переводе с итальяского значит «Симоне-распятие» - так часто этот сюжет фигурировал в его работах. Обратите внимание, как интересно тень от висящего креста падает на алтарь.
Главная реликвия церкви - находящееся в пресбитерии распятие болонского художника Симоне-ди-Филиппо, выполненное около 1380 года. Мастер Симоне был известен как Симоне-деи-Крочифисси, что в переводе с итальяского значит «Симоне-распятие» - так часто этот сюжет фигурировал в его работах. Обратите внимание, как интересно тень от висящего креста падает на алтарь.

6
Крипта церкви Святого Распятия. Все колонны в ней разные, набранные из различных римских построек.
Крипта церкви Святого Распятия. Все колонны в ней разные, набранные из различных римских построек.

4
В нише крипты, в двух урнах, помещенных на алтарь, хранятся мощи святых Витале и Агриколы. Справа видна фреска, изображающая распятие Св. Агриколы.
В нише крипты, в двух урнах, помещенных на алтарь, хранятся мощи святых Витале и Агриколы. Справа видна фреска, изображающая распятие Св. Агриколы.

Мартириум (который также иногда называют церковью Троицы) — самое загадочное здание всего комплекса. Достоверно неизвестно ни время его постройки, ни назначение. Это — продукт многочисленных реконструкций, проводившихся в комплексе базилики Св. Стефана в течение многих столетий, последняя из которых состоялась в 19-м веке. Что бы там ни было, сейчас это — вытянутое пространство с 4 колоннами, примыкающее ко двору Пилата. В его нишах с восточной стороны, а также на стенах размещены различные произведения религиозного искусства (статуи, фрески), зачастую довольно интересные.

8
Фасад Мартириума, выходящий во двор Пилата. Реконструирован в 19-м веке (неплохо!).
Фасад Мартириума, выходящий во двор Пилата. Реконструирован в 19-м веке (неплохо!).

10
Интерьер Мартириума. Фото позаимствовано в Википедии, на наших снимках помещение было заполнено толпами людей.
Интерьер Мартириума. Фото позаимствовано в Википедии, на наших снимках помещение было заполнено толпами людей.

6
В одной из ниш находится главная достопримечательность этого храма - искусно вырезанный из дерева деревянный вертеп со сценой поклонения волхвов. Персонажи в натуральную величину были вырезаны неизвестным мастером в конце 13-го века, а в 1370 году раскрашены Симоне-деи-Крочифисси, автором распятия в предыдущей церкви. В 2007 году, после реставрации, вся группа была закрыта стеклянной витриной для лучшей сохранности, отсюда и блики на фотографии.
В одной из ниш находится главная достопримечательность этого храма - искусно вырезанный из дерева деревянный вертеп со сценой поклонения волхвов. Персонажи в натуральную величину были вырезаны неизвестным мастером в конце 13-го века, а в 1370 году раскрашены Симоне-деи-Крочифисси, автором распятия в предыдущей церкви. В 2007 году, после реставрации, вся группа была закрыта стеклянной витриной для лучшей сохранности, отсюда и блики на фотографии.

5
Фрески 14-го века: Св. Урсула со своими компаньонками (слева) и беременная Богородица (справа). В Средние века к фреске с Богородицей приходили помолиться ожидающие детей болонские женщины.
Фрески 14-го века: Св. Урсула со своими компаньонками (слева) и беременная Богородица (справа). В Средние века к фреске с Богородицей приходили помолиться ожидающие детей болонские женщины.

6
Копия статуи Св. Петра, стоявшая перед церковью святых Витале и Агриколы в период, когда считалось, что в ней нашли захоронение апостола.
Копия статуи Св. Петра, стоявшая перед церковью святых Витале и Агриколы в период, когда считалось, что в ней нашли захоронение апостола.

Из двора Пилата можно пройти в двухуровневый романский клуатр с колодцем посередине, датируемый 11–12 веком. Из клуатра хорошо видна нависающая над ним колокольня, но наиболее интересны там капители колонн второго яруса.

8
Двухуровневый клуатр базилики Св. Стефана.
Двухуровневый клуатр базилики Св. Стефана.

10
Колокольня 13-го века, надстроенная в веке 19-м.
Колокольня 13-го века, надстроенная в веке 19-м.

Гротескные фигуры на капителях некоторых колонн 2-го уровня, по легенде, вдохновили побывавшего здесь Данте на некоторые сцены из чистилища и ада, описанные в его «Божественной комедии».

1 из 4
Гротескные фигуры на капителях.

К клуатру примыкает и небольшой музей, в котором собраны культовые предметы, реликварии, алтари, а также некоторые произведения искусства, которые больше не выставляются в пяти церквях базилики. Мы сфотографировали то, что нас заинтересовало и показываем это ниже.

6
Симоне-де-Филиппо (он же Симоне-деи-Крочифисси). Св. Бенедикт, Св. Сикст и Св. Прокл. 14-й век.
Симоне-де-Филиппо (он же Симоне-деи-Крочифисси). Св. Бенедикт, Св. Сикст и Св. Прокл. 14-й век.

4
Микеле-ди-Матео. Святой Петроний с житием. 15-й век.
Микеле-ди-Матео. Святой Петроний с житием. 15-й век.

6
Слева: Маэстро из баптистерия Пармы. «Избиение младенцев». 13-й век.
Справа: Мадонна с младенцем, 14-й век.
Слева: Маэстро из баптистерия Пармы. «Избиение младенцев». 13-й век. Справа: Мадонна с младенцем, 14-й век.

1 из 2
Две мадонны крупным планом. Ну до чего хороши! Такое ощущение, что младенец всегда был у художников на втором плане по сравнению с его матерью:)

На этом заканчивается рассказ о базилике Св. Стефана. Те отважные, кто смог дочитать до этого места, заслуживают бонуса. Бонус представлен ниже:))

Базилика Святого Франциска

Болонский храм Св. Франциска возведён в середине 13-го века, но с тех пор неоднократно переделывался. На фасаде, по бокам от входного портала, сохранились венецианские плютеи (плиты с рельефами) 8-го века. На них изображены различные звери и птицы, включая павлинов. Несмотря на романский фасад, церковь считается лучшим образцом французской готики в Италии.

9
Церковь Святого Франциска - фасад.
Церковь Святого Франциска - фасад.

5
Центральный портал и плютеи 8-го века по его бокам.
Центральный портал и плютеи 8-го века по его бокам.

8
Гробницы глоссаторов (профессоров римского права) рядом с алтарём храма.
Гробницы глоссаторов (профессоров римского права) рядом с алтарём храма.

Трёхнефный интерьер церкви — типично готический. Внутри находится замечательный мраморный алтарь, созданный в 1388—1392 гг. венецианскими скульпторами Якобелло и Пьерпаоло Даль-Мазене. В амбулатории (галерее вокруг алтарной части храма) расположены 9 капелл, однако они сильно пострадали и их современная отделка относится к концу 19-го века.

9
Готический интерьер церкви.
Готический интерьер церкви.

5
Мраморный алтарь работы братьев Даль-Мазене, 1392.
Мраморный алтарь работы братьев Даль-Мазене, 1392.

12
Мраморный алтарь - центральная часть.
Мраморный алтарь - центральная часть.

8
Заалтарные капеллы: майоликовая гробница, выполненная в 19-м веке, но имитирующая стиль века 15-го.
Заалтарные капеллы: майоликовая гробница, выполненная в 19-м веке, но имитирующая стиль века 15-го.

4
Одна из заалтарных капелл с картиной 15-го века.
Одна из заалтарных капелл с картиной 15-го века.

7
«Мадонна со святыми Иеронимом и Франциском» кисти Якопо Форти, 1485.
«Мадонна со святыми Иеронимом и Франциском» кисти Якопо Форти, 1485.

8
 Заалтарные капеллы: майоликовый алтарь в стиле Делла-Роббиа.
Заалтарные капеллы: майоликовый алтарь в стиле Делла-Роббиа.

Из захоронений базилики наибольший интерес представляет гробница (анти)папы Александра V (1339–1410), выполненная в 1423 г. В период Великого западного раскола Александр V был третьим римским папой в Пизе в 1409—1410 гг. — наряду с двумя другими папами в Риме и Авиньоне. Те считали его незаконным и поэтому прозвали антипапой. Зачастую в те времена понять, кто «настоящий» папа, а кто «анти», было затруднительно.

3
Гробница антипапы Александра V, выполненная из полихромной терракоты.  1423 г.
Гробница антипапы Александра V, выполненная из полихромной терракоты. 1423 г.

Конец.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Рафаэль в Риме
  13. Рафаэль в Ватикане
  14. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  15. Рим: барочные церкви Борромини
  16. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 1
  17. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 2
  18. Великие базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре и её удивительные мозаики
  19. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  20. Вилла Адриана
  21. Флоренция: Галерея Академии
  22. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  23. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  24. Национальный музей Барджелло
  25. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  26. Лукка: город в тени Пизы
  27. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  28. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  29. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  30. Сиена: пинакотека города Мадонны
  31. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  32. Прогулка по Сиене
  33. Сиена: Ораторий Св.Бернардина
  34. Болонья: Пьяцца Маджоре
  35. Болонья учёная
  36. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  37. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  38. Болонья — город портиков
  39. Болонья: Национальная пинакотека
  40. Болонья: музей Средневековья
  41. Равенна римская
  42. Равенна готская
  43. Равенна византийская
  44. Парма: по следам Корреджо
  45. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  46. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  47. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Болонье
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии