Опять Москва, которую обожаю, несмотря не ее суетность. На этот раз иду на выставку «Выбор Добычиной» в Музей русского импрессионизма. Имя Надежды Евсеевны Добычиной не так известно как имя Павла Михайловича Третьякова, но Добычина Н.Е. (1884–1950) — первая российская женщина галеристка, биография которой была необычной даже для того неординарного времени.
Свой путь на выставку начинаю от Белорусского вокзала. Все вокзалы в Москве — это шедевры, Белорусский — не исключение. Даже в окружении строительных кранов он выглядит как сказочный замок с башенками.
1
В 18 веке это была граница Москвы. Поэтому площадь и называется Тверская застава. До 19 века здесь собирались ямщики. В конце 19 века построили Брестский вокзал: дорога до Бреста была в то время самой длинной — 1100 км.
В начале 20 века был перестроен и сейчас выглядит так, как в те далекие годы.
1
В 1928 году здесь встречали М.Горького, возвратившегося из Италии.
В 1937 — В. Чкалова и М.Громова после их перелета через Северный полюс.
Любят эту площадь и киношники: «Белорусский вокзал» и «Летят журавли» снимали здесь. Много интересного можно написать, но главная цель этого путешествия — это Музей русского импрессионизма. О французском импрессионизме известно все, а вот о русском, который возник спустя 10 лет после французского стали писать не так давно. Да и музей этот сравнительно молодой, существует с 2016 года.
Из здания вокзала можно сразу выйти на нечетную сторону Ленинградского проспекта (на ней расположен музей), но мне больше нравится идти по четной стороне, мне кажется там интересней.
На четную сторону перехожу через мост Путевого проезда, с которого виден храм Николая Чудотворца у Тверской заставы.
1
1
Храм Николая Чудотворца стали строить еще до революции, а закончили в 1926 году (и такое было, разрешили достроить храм, а потом в 1936 году отобрали).
Начинаю смотреть архитектуру Ленинградского проспекта, который когда-то называли Петербургский тракт.
1
Обожаю этот дом с башенками, несмотря на то, что видела его много-много раз. Ленинградский проспект дом под номером 1 построен в послевоенные годы (даты строительства точно неизвестны, пишут разное) в стиле сталинского ампира. Красивый и величественный.
На четной стороне дома тоже в этом стиле, но без богатого декора. Зато в каждом доме завлекательные кафешки.
1
1
Кафешки на Ленинградке то открываются, то закрываются, прохожу мимо, так как знаю одно вкусное гастрономическое местечко, где обычно обедаю (когда бываю в этих краях).
Да и цены, думаю, здесь астрономические. Хотя попробовать перуанскую кухню иногда хочется. Думаю, что как-нибудь решусь: люблю пробовать что-то новое.
1
1
1
Находятся эти заведения вот в таких сталинских домах. Смотрятся монументально. Благодаря таким домам Ленинградский проспект — увлекательное место для прогулок. Как-то прошла пешком от станции метро Белорусская до станции Сокол, где находится так называемый генеральский дом, на котором огромное количество мемориальных досок.
1
До Музея русского импрессионизма от Белорусской две-три остановки на автобусе: обычно прохожу пешком.
Который год наблюдала строительство высотки: похоже достроили.
1
Музей русского импрессионизма сложно пройти: находится он на территории Бизнес-центра «Большевик»: Ленинградский проспект, 15. Центр ярко выделяется на фоне серых сталинских домов.
1
А раньше это была кондитерская фабрика «Большевик», а еще раньше (в конце 19 века) это была фабрика Адольфа Сиу, который приехал в Москву в 1853 году и начинал работать в парфюмерии, а потом начал свое кондитерское дело.
У француза было три сына, которые тоже приехали в Россию и Луи и Шарль основывают Торговый дом «С.Сиу и К». Так возникла идея о новой фабрике. Открыта она была в 1884 году (с этого времени и стоит). Это была первая фабрика, на которой было электрическое освещение.
Фабрика имела несколько производств: шоколадное, кофейное, кондитерское и бисквитное. Чего только здесь не производили: были даже утренние конфеты, которые ели только свежими с утра, а еще драже с ликером и многое другое.
На фабрике были свои порядке: если проработал на фабрике 25 лет — дарили золотые часы, 15 лет — серебряные. Да…были времена… Но и работали с 7 утра до 8 вечера, а еще и сверхурочно.
Как-то в Музее Москвы видела красивые жестяные коробки, в которых продавали конфеты и печенье фабрики Сиу.
В честь 300-летия дома Романовых Сиу выпустили печенье «Юбилейное». Оно выпускается и по сей день, только мало кто знает в честь какого юбилея оно названо.
После революции фабрику национализировали и назвали «Большевик».
Но сейчас кондитерской фабрики здесь нет.
На память о кондитерской осталось небольшое кафе, где продают вкусные пироженки (несколько раз пробовала), а еще можно торт заказать. Но помещение маленькое, тесновато.
1
Мимо кафешки идем на выставку.
1
Проходит она в современном здании.
1
Постоянная экспозиция расположена на втором этаже.
Временные выставки обычно на -1 и 3 этажах. В музее можно установить аудиогид на телефон и послушать интересные истории о картинах и художниках.
Приходя на временные выставки, все равно начинаю осморт с постоянной, неспеша поднимаясь по лестнице на второй этаж (хотя в музее есть лифт). Такое получается приятное введение в искусство.
1
Останавливаюсь перед картиной «Лето» Николая Богданова-Бельского (1868–1945), написана в 1911 году. Светлая и нежная картина, хотя детство художника не было светлым.
Настоящее окно в лето.
1
Николай Богданов-Бельский родился в бедной крестьянской семье. Но в момент написания картины он был уже академиком и известным художником.
Еще одно «Окно» — Валентина Серова (1865–1911), главный шедевр которого «Девочка с персиками».
1
Здесь чисто импрессионистический набросок, легкие небрежные мазки, но чувствуется свежий воздух, который врывается в окно.
Среди картин постоянной выставки много таких, перед которыми хочется остановиться, постоять, рассмотреть детали и которые хочется показать. Но лимит рассказа всего 25 фотографий. А впереди еще два этажа.
Начинается выставка «Выбор Добычиной» на -1этаже и изложением ее биографии и деятельности по годам, довольно полной. Здесь же находится книжный магазин «Серовин и Коров» с интересной изопродукцией. Обычно покупаю магнитные закладки для книг, на которых известные картины известных художников.
1
Родилась первая галеристка России (тогда еще Фишман, Добычина — это фамилия ее мужа) в 1884 году в небогатой еврейской семье в Орле, в начале 1900-х приехала в Петербург и поступила на курсы при биологической лаборатории. Один из преподавателей был Николай Кульбин, который и ввел ее в мир искусства.
В 1911 году она открывает свое Художественное бюро, цель которого посредничество между художником и покупателем.
Первая выставка работ Наталии Гончаровой оказалась самой скандальной за всю историю бюро из-за картиры «Богоматерь на престоле с предстоящими».
1
Написана в 1910 году. На выставку поступила из Третьяковской галереи.
После вернисажа Добычиной Гончарова стала знаменитой.
Илья Иванович Машков (1881–1944) был одним из основателей «Бубнового валета», потом входил в «Мир искусства», в советское время входил в Союз советских художников.
Его работ много в Волгоградском художественном музее, который носит его имя (родился в тех краях в Урюпинском районе).
В начале 20 века персидское и японское искусство вызывало интерес в Европе. Персидская выставка в бюро Добычиной задумывалась как большой проект, но неоднократно откладывалась и не состоялась.
з
1
Множество самых разных картин можно увидеть на выставке, которые привезли из почти 40 музеев страны и частных коллекций. Выставка для любителей импрессионизма и авангарда, который вырос из импрессионизма.
Лев Бакст, Николай Рерих, Борис Кустодиев, Робет Фальк, Мстислав Добужинский — неполный перечень художников, представленных на выставке. Их представляла Надежда Евсеевна на своих выставках и теперь их можно посмотреть в Музее руского импрессионизма.
Имя Добычиной для меня было незнакомо и на выставке состоялось знакомство, интересное знакомство.
Еще в музее есть небольшое (совсем небольшое) кафе с несколькими столиками и смотровая площадка.