Часто произносится слоган, который гласит что «Ялта — это город счастья». А еще солнца, моря, загара, прогулок, вина, бризов, развлечений. Для кого-то Ялта — город истории, красивой архитектуры и незабвенных литературных образов…
Часто произносится слоган, который гласит что «Ялта — это город счастья». А еще солнца, моря, загара, прогулок, вина, бризов, развлечений. Для кого-то Ялта — город истории, красивой архитектуры и незабвенных литературных образов…
Для других — классное направление для пляжного отдыха.
Или дегустации новых шедевров от крымских виноделов!
Мы за одну прогулку постарались совместить все, а еще добавили к маршруту потрясающие крымские замки, дворцы и прочие великосветские резиденции. Среди них, разумеется, чуть более отдаленный Воронцовский дворцово-парковый ансамбль…
И совсем рядом, в двух шагах от центра курортной столицы, его вечный соперник — Ливадийский дворец-музей.
А также более камерный и уютный Массандровский дворец императора Александра III. С него и начнем наш дворцовый круиз, пожалуй.
Дворец в Верхней Массандре, на Южном берегу Крыма, начал строить Светлейший князь Семен Михайлович Воронцов — сын того самого Воронцова, легенды юга России и всей империи. Проект дворца был создан в 1879 году, французским архитектором Этьеном Бушаром.
Он так и остался планами и чертежами на бумаге: вскоре не стало зодчего, а затем и самого князя Воронцова. Через десяток лет, за без малого 2 миллиона рублей, недостроенное имение выкупили у племянницы Воронцова для императора Александра III.
Климат полуострова и романтика крымских виноградников пришлись по вкусу и властителю, и его семейству.
Царь повелел продолжить строительство дворца, где по сути, кроме каменных стен и крыши мало что имелось. Государь велел использовать постройку по максимуму, доверив эту миссию петербургскому зодчему Максимилиану Месмахеру.
На тот момент архитектор был автором нескольких блестящих проектов в столице. Все идеи Месмахера император утверждал лично.
Архитектор прибыл в Массандру в июле 1892 года, через год начались строительные работы.
Частыми гостями на стройплощадке были представители царствующего дома. В 1894 году, после кончины императора, работы приостановили. К тому времени замок Александра III в. Массандре был богато декорирован лучшими специалистами своей эпохи.
Строительство продолжилось при императоре Николае. На рубеже столетий дворец оставался недостроенным, но путешественники могли бесплатно погулять по парку, сосновому бору, виноградникам и приятным аллеям. Совсем как сейчас.
Экскурсия в Массандровское имение, с посещением дворца и винных подвалов, быстро стала туристическим хитом крымского побережья начала XX века.
Поглазеть на архитектурный шедевр, а заодно продегустировать Массандровские вина стало очень модным делом на отдыхе. Если все в мире повторяется, то пусть повторяется лишь лучшее:)
Винный завод Массандра и его Дегустационные комплексы в Крыму знают почти все. Их процветание началось в XIX веке, с легкой руки Михаила Семёновича Воронцова — он закупал лучшую европейскую лозу и разводил виноградники в Массандре, Гурзуфе, Алупке.
Дело отца продолжил сын, винный бренд «Южнобережные вина светлейшего князя С. М. Воронцова» был представлен в фирменных бутиках Москвы, Петербурга, Ялты и моего любимого Ростова-на-Дону:)
В 1891 году на должность главного винодела Крыма и Кавказа был назначен Лев Сергеевич Голицын — человек, которому стоит сказать спасибо за крымские вина и игристое из Абрау-Дюрсо. Именно он закладывает первый в Российской империи подземный винный завод тоннельного типа, для создания столовых и десертных вин. Стоимость строительства оценивалась в 1 миллион царских рублей!
Идеальное место, с отличным климатом и всеми этими терруарными штучками, выбирал лично Голицын — он нашел свой рай в небольшом поселке под Ялтой, с именем Массандра. Это старейшие винные подвалы на юге России.
Первые вина из Массандры, на выставках и столах аристократии, появились уже в конце XIX века.
Если вернуться к истории царского имения в Массандре, в годы советской власти тут открыли санаторий «Пролетарское здоровье», после войны во дворце обосновался Всесоюзный научно-исследовательский институт виноделия и виноградарства. Он работал до 1948 года.
После винного института красивый дворец открыли (вернее, закрыли!) в качестве очередной партийной госдачи.
В 1991 году дворец переквалифицировался в музей, в составе Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. В этом статусе бывшее царское имение значится и в наши дни. Подробнее об Алупкинском музее-заповеднике можно узнать на официальном сайте, тут же расскажут о режиме работы дворцов и предложат билеты.
Если же вы хотите просто прогуляться по роскошному Массандровскому парку, как это сделали мы, ничего покупать не нужно — посещение территории бесплатное. Чтобы совместить визит во дворец с дегустацией вина, лучше воспользоваться транпортом: расстояние между дворцом и винным комплексом около 5 км.
Очень советую не пропускать как первое, так и второе:)