В этой публикации я хочу рассказать о достопримечательностях Вязьмы, которые мы смогли увидеть и посетить во время наших самостоятельных прогулок по городу 4 — 5 августа 2023 года. Она дополняет ранее сделанную публикацию о достопримечательностях города, увиденных в сопровождении экскурсовода из Вяземского историко-краеведческого музея.
В центральной части города, как я уже упоминал в прошлой публикации, сейчас находится Памятник генералу М. Г. Ефремову и бойцам 33-й армии. Но в той публикации я забыл упомянуть, что на площади, на которой установлен памятник, и которая носит сейчас название площади Ефремова, перед памятником горит Вечный огонь. Показываю фотографию с ними сейчас:
А слева от памятника сейчас находится вход в Городской парк:
На месте нынешнего Городского парка в Вязьме с древних времён стоял Ильинский монастырь. Современная улица Космонавтов тогда называлась Ильинская горка. В 1779 году была проведена генеральная реконструкция планировки города Вязьма, и монастырь был закрыт. На бывшей территории монастыря разбили Городской сад, но монастырскую церковь во имя Ильи Пророка и Иоанна Предтечи тогда оставили действующей. Храм этот действовал до 1929 года, а в 1937 году его начали разбирать на кирпичи. Как выглядел Ильинский храм, можно посмотреть на сохранившейся фотографии начала ХХ века, размещённой на информационном стенде в нынешнем Городском парке:
До 1917 года Городской сад принадлежал Вяземскому вольному пожарному обществу. Оно было основано в 1883 году. В связи с этим вход в сад был платным, а собранные средства шли на содержание пожарной команды. В саду проводились городские праздники и гуляния, на стоявшей здесь эстраде играл оркестр Тяжёлого артиллерийского дивизиона, квартировавшего в Вязьме.
Перед входом в Городской сад на Садовой улице (ныне площадь Ефремова) располагались три здания: здание Второй женской гимназии, примыкающее к Московской улице (ныне она называется улицей Ленина), здание Пожарной части с каланчой и здание Присутственных мест, в котором находились Казначейство, Городская дума, Дворянская опека, архив и прочие учреждения. Все эти здания не сохранились, поскольку были разрушены во время Великой Отечественной войны, но как они выглядели, тоже можно посмотреть на фотографии с информационного стенда в Городском парке:
В революционном 1905 году в Городском саду проводились собрания рабочих. После Октябрьской революции 1917 года здесь выступали политические деятели, агитаторы, пропагандисты, а 6 июня 1919 года здесь выступил председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) Михаил Иванович Калинин. Об этом напоминает табличка, прикреплённая к аркаде на входе в нынешний Городской парк.
В годы Великой Отечественной войны сад был вырублен немецко-фашистскими оккупантами. Здания перед входом в него на Садовой улице были разрушены. После освобождения Вязьмы в Городском саду, который чаще стали называть парком, заново были высажены деревья, установлены аттракционы, организованы волейбольная и баскетбольная площадки. В 1950-е годы на фундаменте разобранной Ильинской церкви была устроена танцплощадка. Территория парка была обнесена оградой с каменными столбами и чугунными литыми пролётами, изготовленными на Вяземском чугунолитейном заводе (ныне Вяземский машиностроительный завод). Парк стал культурным и развлекательны центром города, и в этом статусе он сохраняется до сих пор. Сегодня Городской парк — это место семейного отдыха вязьмичей и проведения городским мероприятий.
Мы также посетили парк, где внучка Маша покаталась на аттракционах.
Со стороны Советской площади к Городскому парку примыкает здание Дворца культуры «Центральный» со стоящим перед ним памятником В. И. Ленину.
После кровопролитной Великой Отечественной войны Вязьма, включённая Постановлением Правительства СССР в список городов, подлежащих первоочередному восстановлению, восстанавливалась, можно сказать, очень стремительно. Уже в середине 1950-х годов появилась возможность обратить внимание на культурную составляющую жизни вязьмичей, и в городе были построены кинотеатр «Победа» и Дворец культуры.
Дворец культуры, который в настоящее время знаком каждому вязьмичу, был построен на месте бывшего Гостиного двора, разрушенного во время войны. С тех пор здание практически не изменилось и существенной реконструкции почти не подвергалось несмотря на то, что со времени его постройки прошло уже более 60 лет.
Построили Дворец культуры по типовому проекту, но в то сложное время нужно было строить быстро и много, чтобы восстановиться после огромного ущерба, который понёс город во время страшной войны.
С Вязьмой связаны судьбы многих знаменитых людей, и как дань уважения к ним, в городе сохраняется память в виде установленных памятников. С некоторыми из них мы повстречались в ходе наших прогулок.
В Вязьме родился и прожил первые восемь лет своей жизни любимый многими поколениями актёр Анатолий Дмитриевич Папанов. Сейчас дома, в котором он родился, уже не существует, он, как и большинство других домов в Вязьме, был разрушен во время Великой Отечественной войны. Но в небольшом скверике на улице 25-го Октября рядом с этим местом к 90-летию со дня рождения артиста был установлен очень душевный, воплощённый со вкусом памятник, являющийся, кстати, единственным памятником Анатолию Папанову в России.
Просто замечательно, что для реализации был выбран простой, но добрый проект, где артист просто сидит на лавочке, отдыхая и о чём-то рассуждая или рассказывая стоящим перед ним собеседникам. А напротив, в удалении установлен экран, на котором почему-то хочется увидеть Папанова в какой-нибудь из его многочисленных ролей.
На лавочке есть свободное место, можно присесть и посидеть или постоять рядом с любимым актёром.
А ещё, оказывается, в Вязьме, а точнее рядом с Вязьмой, в 1972 — 1973 годах проходила лётную подготовку дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР Светлана Евгеньевна Савицкая. Это она стала первой женщиной в мире, вышедшей в открытый космос. А дорогу в него она прокладывала, в том числе, и под Вязьмой.
Сохранился самолёт МиГ-17, на котором летала отважная женщина. Вязьмичи водрузили этот самолёт на оригинальный пьедестал в виде спирали «мёртвой петли» и таким образом установили своеобразный памятник С. Е. Савицкой в небольшом парке, носящем её имя.
Самолёт этот мы увидели, в общем-то, случайно. Он просто оказался рядом с местом, куда мы приехали специально, и место это называется «Вяземский хлебокомбинат».
Дело в том, что на этом хлебокомбинате сейчас выпекают «Вяземские пряники», ещё в прошлые века сделавшие этот город известным на всю Россию и даже за рубежом.
Рассказывая о достопримечательностях Вязьмы, невозможно не упомянуть о самобытном местном вяземском промысле, изделия которого обязательно привозят с собой в качестве сувениров практически все туристы, посещающие Вязьму. Мы тоже оказались в их числе.
Знаменитый «Вяземский пряник» прославил небольшой городок на всю Российскую империю аж с XVII века. Первые письменные упоминания о чуде-прянике встречаются в 1646 году в писцовой книге города. Вязьмичи ласково называли свой пряничек «вязимек», гордились им и бережно передавали секреты изготовления лакомства из поколения в поколение.
Вяземский заварной пряник мастера готовили из особого теста в форме кирпичика. Заварное тесто готовили на меду или сахаре с оригинальной фруктовой прослойкой на основе пастилы, мармелада или цукатов. Особым спросом пользовались печатные пряники с надписью «ВЯЗ». До революции особенно ценились пряники, изготовленные на пряничной фабрике купцов Сабельниковых. Но в 1917 году знаменитую фабрику Сабельниковых закрыли, и рецепт изготовления вяземских пряников был утрачен.
Возрождение пряничного дела в Вязьме, можно сказать, стало волей случая. В 1978 году в Вязьме умерла женщина, которая, как потом выяснилось, была правнучкой повара Прохора, мастера пряничной фабрики купца Сабельникова. Разбирая её вещи, дети покойной нашли в сундуке рецепт вяземского пряника. Позднее старинная рецептура попала в производственный отдел Вяземского хлебокомбината, где была осмыслена и адаптирована к современным условиям.
Технологи предприятия постарались на славу, и на хлебокомбинате стали вновь выпускать печатные вяземские пряники.
Сладкая вкусная сдоба нашла своих почитателей. Мы были в их числе. Правда вот, мы никогда уже не узнаем, насколько современный вяземский пряник повторяет вкус своего знаменитого предка. А хотелось бы удостовериться в их преемственности.
5 августа 2023 года, возвратившись в Вязьму после поездки в Музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита», мы решили пообедать в столовой «Гурман», но она была закрыта. Но по соседству мы увидели пятиглавую церковь, которой, как потом выяснилось, была церковь Спаса Преображения. Расскажу немного о ней.
Согласно свидетельствам писцовых книг до Смутного времени на месте существующей сейчас церкви Спаса Преображения находился одноимённый монастырь, а потом деревянная церковь. Нынешний храм, выстроенный в 1736 году на средства купца Ивана Григорьевича Вязнева, отсылает нас к архитектуре предыдущего, семнадцатого столетия: сомкнутый свод, традиционное пятиглавие на пучинистой кровле, подобие узорчатых наличников. В 1751 году вяземский купец Лютов оплатил работы по изготовлению иконостаса и росписи интерьера церкви. А в 1768 — 1770 годах на пожертвования ещё одного купца, Исидора Лелюкина, была расширена трапезная. Рядом с храмом возвели высокую четырёхъярусную колокольню, в территорию обнесли оградой в соответствии с красными линиями прилегающих улиц. В ограде были выстроены сторожка, дом причта, позже церковно-приходская школа.
Известно, что в 1792 году в Спасо-Преображенской церкви был крещён сын священника соседнего Введенского храма — Миша Глухарёв. Так в детстве звали будущего преподобного Макария, просветителя Алтайского, прославленного в лике святых в 1983 году.
В советское время Спасо-Преображенский храм был закрыт в 1929 году, тогда же разрушили колокольню. В здании находились различные организации. И лишь в 1992 году его, в сильно потрёпанном состоянии передали церкви. Началось восстановление церкви, образован её приход, а первое богослужение в ней состоялось в 1995 году.
Сейчас эта церковь выглядит очень прилично, рядом поставлена небольшая деревянная звонница, вырыт колодец. Судя по ограждению, церкви Спаса Преображения отведена довольно большая территория, которая, видимо, принадлежала ей ещё до закрытия. Но территория эта по большей части еще не освоена, хотя на ней и размещены два заинтересовавших меня объекта.
Первый объект — это Армянский крест-памятник или Хачкар. Он был поставлен здесь в октябре 2019 года.
Какое отношение армяне имели или имеют сейчас к Спасо-Преображенскому собору, я сведений не нашёл. В единственной растиражированной в интернете новостной публикации говорится, что этот крест-памятник «свидетельствует о том, что народы, исповедующие христианство, пройдя через трудности и испытания безбожного времени, сегодня с верой в Бога соединяют свою надежду на благополучие и человеческое счастье». А на самом кресте на армянском и русском языках написано: «Во славу Господа и процветание народа армянского».
А второй объект на территории Спасо-Преображенского храма в Вязьме — это гранитный камень с прикреплённой к нему доской с такими словами: «Сей камень установлен в ознаменование 400-летия основания казачьей общины на Вяземской земле. 1605 — 2005».
Опять же не очень понятно, какое отношение вяземские казаки имели или имеют сейчас к церкви Спаса Преображения?
И несколько слов об упомянутой выше церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм. Возле неё мы не останавливались, но несколько раз проехали мимо, и я сфотографировал её через окно автомобиля.
Введенская церковь была построена в 1748 — 1749 годах. Стоит она на улице Парижской Коммуны всего в трёхстах метрах от Спасо-Преображенского храма. Представляет собой ярусное сооружение с элементами нарышкинского барокко — трёхскатным четвериком, двумя восьмериками друг над другом, квадратной в плане колокольней и эффектным высоким крыльцом.
В 1812 году церковь, как и многие другие в Вязьме, подверглась поруганию со стороны «просвещённых европейцев». После революция она была закрыта одной из последних в Вязьме. Некоторое время в ней размещался музей, а в годы гитлеровской оккупации — полицейское управление. Храм вернули епархии в 1992 году — на сей раз одним из первых в Вязьме. Регулярные богослужения после этого стали проводиться в нём уже через два года.
В конце дня 5 августа 2023 года мы приехали на площадь перед железнодорожным вокзалом на станции «Вязьма». Существующее сейчас здание вокзала было построено после Великой Отечественной войны, поскольку довоенное здание во время войны было практически полностью разрушено в результате бомбардировок.
«Вязьма» — это узловая железнодорожная станция Смоленского направления Московской железной дороги.
9 сентября 1870 года состоялось торжественное открытие однопутной Московско-Смоленской железной дороги нормальной колеи, а уже на следующий день открыт железнодорожный вокзал, грузовой двор и паровозный сарай. Через станцию Вязьма началось грузовое и пассажирское регулярное движение поездов.
В Первую мировую войну станция являлась важным стратегическим пунктом по приёму-отправке, пропуску воинских и санитарных эшелонов. С началом боевых действий Вязьма оказалась в центре беженского потока. Беженцы следовали через Смоленскую губернию в глубь страны.
В годы Великой Отечественной войны город и железнодорожный узел подвергались многочисленным бомбардировкам с воздуха и обстрелам артиллерии. Вязьму начали регулярно бомбить в ночь на 30 июня 1941 года, то есть в первые недели войны. 31 июля 1941 года фашистская авиация совершила первый массированный налет на железнодорожную станцию. Погибли сотни мирных жителей. В память об этом на здании железнодорожного вокзала установлена мемориальная доска. В августе — сентябре 1941 года на станции были организованы и направлены в тыл врага партизанско-диверсионные отряды железнодорожников под командованием бывшего начальника Рославльского паровозного депо К. С. Заслонова и других командиров из числа сотрудников вяземского отдела НКВД и городских парторганизаций.
К моменту освобождения города от немецко-фашистских захватчиков железнодорожный вокзал был практически полностью разрушен, взорваны подъездные пути, путевое хозяйство было в ужасном состоянии. После войны было построено новое здание вокзала, отремонтировано железнодорожное полотно, служебные и технические постройки. Возобновлено регулярное пассажирское сообщение с Москвой, Калугой, Смоленском, Ржевом.
На привокзальной площади установлен памятник железнодорожникам, погибшим в года Великой Отечественной войны.
А на краю привокзальной площади на вечную стоянку поставлен настоящий паровоз.
Это паровоз-памятник Эш-4290. Памятник установили в апреле 1980 года, как дань всем машинистам, что приняли активное участие в исторических событиях. Это памятник железнодорожникам, которые боролись за Советскую власть в революционные годы и которые самоотверженно вели борьбу с фашистами в годы Великой Отечественной войны. Это не просто списанный и отреставрированный паровоз, который отслужил свой срок, это настоящий свидетель тех ужасных дней, когда на страну обрушилась война. В то время паровозы серии «Э» выполняли не последнюю, а одну из важных ролей, совершая около семидесяти процентов военных перевозок. Поэтому этот труженик вполне заслужил право оказаться на «пьедестале».
А напротив железнодорожного вокзала недавно был восстановлен «Сквер героев Первой мировой войны». Такое решение власти Вязьмы приняли в год столетия начала Первой мировой войны.
Исторически в 1916 году рядом с железнодорожным вокзалом был разбит сквер и установлен единственный в России памятник героям Второй Отечественной войны (так в то время называли Первую мировую). Он представлял собой высокий шестигранный обелиск, собранный из листового железа, окрашенного под светлый мрамор. Вход на главную аллею сквера был оформлен входной аркой, увенчанной двуглавым орлом.
Авторы проекта восстановления сквера стилистически постарались отразить архитектурные особенности памятника столетней давности, который был разрушен в советское время.
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ в СМОЛЕНСК и СМОЛЕНСКУЮ ОБЛАСТЬ"