В этой публикации я хочу рассказать и показать основные достопримечательности города Вязьма Смоленской области. Мы их могли видеть в ходе нашей экскурсии вместе с экскурсоводом Марией Юрьевной Фай.
Экскурсия наша началась от церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе Жён Мироносиц которой расположен Вяземский историко-краеведческий музей. О них я уже рассказал в предыдущей публикации. Поэтому сейчас просто покажу фотографию церкви в качестве отправной точки для начала рассказа.
Церковь примыкает к одному из краёв Советской площади, которая до революции называлась Торговой. Площадь эта вошла в историю, как место кульминации Вяземского сражения 22 октября (3 ноября) 1812 года, в котором авангард русского войска численностью в 24 тысячи человек под командованием Михаила Андреевича Милорадовича выбил из Вязьмы 37-тысячную армию Наполеона, до того занявшую город и подготовившуюся к его обороне. Это было последнее организованное французами оборонительное сражение в ходе их отступления из России. Далее они уже отступали беспорядочно, фактически обратившись в бегство.
В прошлой публикации я показал также памятник Перновскому полку, стоящий рядом с церковью Пресвятой Богородицы. Этот полк, прорвав оборону французов на подступах к Вязьме, первым ворвался в город.
Расскажу теперь вкратце о других памятниках, которых вокруг Советской площади в Вязьме поставлено довольно много.
Рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы и памятником Перновскому полку находится памятник, названный «Сердце матери». Он был открыт в сентябре 2012 года и является частью мемориального комплекса «Аллея Памяти», заложенного в честь вязьмичей, погибших в локальных войнах ХХ века.
Памятник «Сердце матери» в Вязьме выполнен из черного гранита в форме сердца, на тыльной стороне которого прикреплены металлические ажурные элементы. Если взглянуть на памятник с лицевой стороны, то эти элементы напоминают оружейные дула, направленные в небо. У основания монумента лежат две лавровые ветви.
На гранитном сердце вырезаны имена и фамилии вязьмичей, погибших в Чечне, Афганистане, Таджикистане, Северной Осетии, Анголе и в Японском море. Чуть ниже сделана надпись: «Ваши имена в наших сердцах».
На «Аллее Памяти», тянущейся за церковью вдоль берега реки Вязьма, высажены именные деревца, символизирующие каждого из погибших воинов.
На «Аллее Памяти» рядом с церковью установлен ещё один памятник. Он представляет собой большой валун, с которого взлетают ввысь бронзовые голуби. Согласно задумке автора, взлетающие в небо голуби являются символами душ солдат и офицеров, погибших за мирное будущее, павших в бою, выполняя свой долг, защищая товарищей.
В конце «Аллеи Памяти» устроена небольшая площадка со стоящими на ней искусственными «Деревьями молодожёнов», увешанными закрытыми замками. Подобная традиция среди молодожёнов (вешать после заключения брака на что-нибудь закрытый замок, а ключ выбрасывать в близлежащий водоём) распространена практически во всех городах нашей страны.
По «Аллее Памяти» мы дошли до одного из сохранившихся во всех перипетиях ХХ века здания. Оно интересно не само по себе, поскольку было построено в начале ХХ столетия, а местом, на котором оно было построено.
В XVII — XVIII веках здесь располагалась таможенная застава, организованная по Государеву Указу. Вязьма, расположенная на Старой Смоленской дороге, фактически, была западными «таможенными воротами» нашей страны. В память об этом в мае 2016 года на этом доме № 2 по Смоленской улице, в непосредственной близости от которого в XVII — XVIII веках располагалась таможня, была установлена мемориальная доска с исторической информацией.
Здание также украшает цветной металлический горельеф «Князь Симеон и княгиня Иулиания Вяземские». Автором этой композиции является художник Александр Владимирович Мартиросов.
Иулиания и Симеон Вяземские стали олицетворением супружеской верности. За свой подвиг они почитаются в Вязьме. Их история такова.
Князь Симеон Вяземский состоял на службе у cмоленского князя Юрия Святославича. Юрию Святославичу понравилась княгиня Иулиания, он убил во время пира её мужа и покусился на её честь. Защищаясь, Иулиания ударила его ножом, и разъярённый Юрий мечом отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку. Тело Иулиании обнаружил крестьянин, и голос с неба повелел ему собрать духовенство и похоронить тело.
Почитаемая в Вязьме княжеская чета изображена ещё и на стене Иоанно-Предтеченского монастыря. Фотографию мозаики с их изображением я покажу чуть позднее, когда буду рассказывать о посещении нами этого монастыря.
Ещё одним интересным объектом в этом месте является Верстовой столб, на котором указано расстояние до Москвы (217 верст) и до Смоленска (163 версты). Здесь проходила Старая Смоленская дорога, проложенная от Москвы на запад, и находившаяся здесь таможня была самой западной таможней России, пока в Смоленске хозяйничали литовцы с поляками. Столб этот, конечно, новодельный, но отмечает важную веху в истории России.
Недалеко от Верстового столба на Старой Смоленской дороге в 2012 году был поставлен Памятный знак «Русский лапоть» как символ народных традиций.
Памятный знак напоминает об историческом пути, совершённом нашими предками, прошагавшими по старинному смоленскому тракту тысячи километров. На поставленной рядом табличке есть такие слова:
»От лаптя — до космоса, от стратонавта Прокофьева — до космонавта Гагарина, от Москвы до Парижа».
Наверное, нужно немного пояснить эти слова. Первый советский стратонавт Георгий Алексеевич Прокофьев, установивший на стратостате «СССР-1» 30 сентября 1933 года мировой рекорд высоты в 18501 метр, упомянут здесь по праву того, что он родился близ Вязьмы. И Юрий Алексеевич Гагарин тоже родился на Смоленщине.
И ещё один памятник, а точнее, монумент, украшает Советскую площадь в Вязьме. Он сооружён в память о том, что 27 апреля 2009 года Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева городу Вязьме за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, было присвоено почётное звание «Город воинской славы».
На центральной площади, носящей сейчас название Советской, где в 1812 году разворачивались главные события сражения при Вязьме, установлена памятная стела «Вязьма — город воинской славы» с двумя кубическими элементами по бокам. На них размещены барельефы со сценами, изображающими основные события из истории Вязьмы: Смутное время, Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941 — 1945 годов.
Возле этого монумента мы вместе с экскурсоводом сели в припаркованный здесь автомобиль и, проехав чуть более 600 метров, сделали очередную остановку на улице Ленина для того, чтобы осмотреть расположенные поблизости ещё несколько исторических памятников города Вязьмы.
Эта часть Вязьмы интересна тем, что здесь можно увидеть объекты разных архитектурных стилей: остатки крепости первой половины XVII века, церковь и монастырские постройки 1830-х годов, памятник «Доблестным предкам» начала ХХ века, а также небольшое здание советского кинотеатра «Победа», построенное в 1950-х годах. Продолжу свой рассказ в порядке их осмотра во время экскурсии.
Начну с кинотеатра «Победа», недалеко от которого мы припарковали свой автомобиль.
Кинотеатр «Победа» был возведён по типовому проекту кинотеатра на 300 — 350 мест, авторство которого принадлежит архитектору Зое Иосифовне Брод (1907–1972). Это двухэтажное здание, фасад которого декорирован акцентирующими входную группу колоннами, с небольшим треугольным фронтоном и окном-люнетом над входом.
Первый кинотеатр, сооружённый по этому проекту, был построен в подмосковном городе Жуковский, и в нём вскорости был размещён «Дом учёных ЦАГИ». Потом в разных городах СССР было построено ещё более сотни таких кинотеатров, из которых до нашего времени дожили несколько десятков в той или иной степени сохранности.
Можно отметить, что для Вязьмы сооружение этого кинотеатра в послевоенные годы было ценно с исторической точки зрения. Ведь оно, в том числе, знаменовало процесс восстановления Вязьмы после страшных разрушений Великой Отечественной войны. По воспоминаниям коренного вязьмича А. П. Перепёлкина, в послевоенные годы критически не хватало строительных материалов, и горожане, чтобы помочь строительству, собирали кирпич из разрушенных домов. Так, буквально из руин города возник кинотеатр, обозначивший новый этап в истории Вязьмы.
К сожалению, с середины 2010-х годов кинотеатр больше не работает. Здание пустует и ветшает. Сейчас вывески «Сегодня» и «Скоро» смотрятся очень печально в отсутствии афиш. Правда, на одном из сайтов я прочитал, что в 2022 году появилось сообщение о том, что разработан план по реставрации здания с целью его передачи историко-краеведческому музею. Если это так, то хочется пожелать успехов этому прекрасному начинанию, а также восхититься небезразличием и внимательностью вяземцев к своему архитектурному наследию.
Слева от кинотеатра «Победа» находится небольшой «Сквер Доблестных предков», в котором установлен Памятник «Доблестным предкам».
Памятник «Доблестным предкам» в Вязьме представляет собой двухметровый обелиск из гранита в виде скалы, на боковой передней части которого расположился герб города Вязьма, мемориальная доска, и две стороны медали «В память Отечественной войны 1812 года», учрежденная 5 февраля 1813 года императором Александром I.
На вершине скалы восседает объёмный двуглавый орел, который расправил свои крылья, готовый в любую минуту взлететь. Одним из своих клювов он схватил край французского знамени, дабы разорвать его, остальная часть знамени лежит на скале. Правую же голову он повернул на запад, в ту сторону, куда отступила поверженная французская армия Наполеона.
Изначально памятник участникам боев за Вязьму в 1812 году, выполненный по проекту В. И. Семенова, был установлен в Вязьме на Никитинской площади в 1913 году. Однако в Советское время по распоряжению новой революционной власти с памятника были сняты орлы и знаки царской власти, а в 1920 году остатки памятника разобрали окончательно.
Восстановили памятник «Доблестным предкам» в Вязьме лишь в 1962 году — в честь 150-летия Бородинской битвы, но на другом месте — около здания Аркадиевского монастыря и Спасской башни Вяземского кремля. Композицию памятника 1812 года в Вязьме воспроизвел по фотографиям московский скульптор А. Ф. Чадин.
Слева от сквера с памятником «Доблестным предкам» находится сохранившееся здание церкви Спаса Всемилостивого бывшего Аркадиевского монастыря.
Эта церковь была построена в 1783 году в стиле классицизм и является одной из сохранившихся построек находившегося в этом месте Аркадиевского монастыря. Монастырь был закрыт после революции. Церковь в качестве приходской функционировала до 1929 года, а потом тоже была закрыта. В 1976 — 1980 годах здание было отреставрировано, и в нём разместилась центральная районная библиотека, находящаяся здесь по сей день.
Кроме церкви Спаса Всемилостивого от Аркадиевского монастыря сохранились ещё выходящие на улицу Ленина ворота крепостной монастырской стены (1830-е годы) и здание богодельни (1783 год), а также переданная монастырю в 1832 году единственная из сохранившихся после нашествия Наполеона башня вяземской крепости, ныне известная как Спасская башня (построена в 1630-х годах), и ещё одна башенка монастырской ограды (1830-е годы) неподалёку от Спасской башни, пребывающая ныне в довольно плачевном состоянии.
Аркадиевский монастырь, по преданию, возник на месте молитвенных подвигов преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского. Он жил в XI веке и скончался около 1077 года.
В 1594 году здесь построили деревянный храм во имя Спаса Всемилостивого с приделом преподобного Аркадия, а рядом с ним — церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В Смутное время оба эти храма были разорены и до 1660 года «стояли без пения». Затем в руинах затеплилась жизнь. Здания благоустроили, а вокруг них собралась монашеская община. Однако что-то не заладилось, и в начале XVIII века монастыря уже не существовало, а в середине XVIII века Аркадиевский храм (так в обиходе вязьмичи называли церковь Всемилостивого Спаса) по описи проходит и вовсе «бесприходным».
В 1780 году вокруг храма сложилось женское иноческое общежитие. На новое место пришлось перейти сёстрам упразднённой Ильинской обители (она находилась на месте нынешнего Центрального парка Вязьмы). Переселённые сёстры устроили здесь каменную богодельню, обнесли территорию оградой и занялись печение просфор и заготовлением свечей для всех городских церквей. В 1783 году был выстроен в камне сохранившийся до наших дней храм Всемилостивого Спаса — тот, в котором сейчас находится городская библиотека.
После разорения 1812 года сёстры были вынуждены собирать подаяние на восстановление зданий. Дело шло довольно успешно, но положение общины в целом оставалось шатким. Спасский храм был приписан к находящемуся поблизости Троицкому кафедральному собору и своего священника не имел.
В 1823 году начальница общины просила епископа Смоленского Иосифа рукоположить к ним особого священника. Владыка отказал. И только в 1832 году дело о преобразовании общины в женский монастырь получило благополучное разрешение. Примерно в то же время монастырю для хозяйственных нужд была передана единственная сохранившаяся башня вяземской крепости, ныне известная как Спасская башня. Игуменья предполагала эту башню разобрать, но Николай I приказал «отнюдь не трогать». С тех пор в ней находилась монастырская кладовая.
В лучшие годы своей истории Аркадиевский монастырь отличался многолюдством, число его насельниц доходило до 150 человек. Вскоре после революции обитель закрыли, известно, что многие инокини были расстреляны, а другие высланы в Казахстан. Богослужения в Спасском храме продолжались до 1929 года, после чего он тоже был закрыт.
Чуть подробнее остановлюсь на рассказе о Спасской башне. Она является самым древним из сохранившихся в Вязьме каменных сооружений. Построена была в 1630 — 1632 годах и числе шести каменных башен вяземской крепости.
В 1618 году по условиям Деулинского перемирия с Речью Посполитой Вязьма осталась за Москвой. Она стала опорным пунктом за возвращение Смоленска. По указу царя Михаила Фёдоровича под руководством «цесарские земли городельца» Хриштопа Дальгамера и подмастерья Антипа Константинова была реконструирована вяземская крепость XVI века, так называемый «большой город». Шесть новых каменных башен превратили Вязьму в мощный оборонительный узел. Башни соединялись деревянными стенами, стоящими на земляном валу, высотой от 8 до 16 метров и длиной до полутора километров. По верху стен шёл боевой ход, который прикрывался двускатной кровлей.
Спасская башня возводилась как угловая северо-западная. Она сложена из большемерного кирпича, цоколь облицован белым камнем. Первоначально башня была четырёхъярусной, верхний ярус был разобран в середине XVIII века. Толщина стен в подошвенном ярусе до 5,9 метра, во втором и третьем ярусах до 4,2 метра.
В южном углу кладки проходит винтовая кирпичная лестница, объединяющая все ярусы, а также сводчатый проход в башню во втором ярусе. По периметру третьего яруса идёт боевая галерея, шириной до полутора метров.
Сейчас вход внутрь башни закрыт в связи с её аварийным состоянием. Приведенные выше сведения я почерпнул с информационного щита, установленного радом с башней.
В Смоленской войне 1632 — 1634 годов Вязьма осталась неприступной, и вблизи Вязьмы был подписан Поляновский мир.
После возвращения Смоленска в 1634 году в состав Московского государства стратегического значений вяземского укрепления утрачивается. К 30-м годам XIX века из всех башен крепости осталась только одна Спасская башня. По указу императора Николая I она была восстановлена на средства купца И. П. Неронова. В годы Великой Отечественной войны сводчатые перекрытия в башне были разрушены. В 1970-х годах Спасская башня была реставрирована специалистами Смоленской научно-реставрационной производственной мастерской.
После осмотра Спасской башни мы по ведущей от неё дорожке поднялись на Соборный холм, на котором расположен Свято-Троицкий кафедральный собор.
Существующий сейчас каменный соборный храм в честь Троицы Живоначальной был построен на левом берегу реки Вязьмы в 1674 — 1676 годах на средства царя Алексея Михайловича. Но деревянный собор на этом месте существовал издавна. Первое упоминание о нём относится к 1015 году.
На протяжении нескольких столетий вяземский собор (не раз горевший и перестраивавшийся) был посвящён святителю Николаю Чудотворцу.
В 1635 году повелением царя Михаила Фёдоровича соборный храм был отстроен заново и переосвящён во имя Святой Троицы, так как именно в Троицын день под Вязьмой был заключён Поляновский мирный договор с поляками.
В 1650-е годы собор неоднократно посещали царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. Как я уже упомянул выше, в середине 1670-х годов камнный собор во имя Живоначальной Троицы был выстроен заново на средства царя Алексей Михайловича. В 1681 году собор был возведён в степень кафедрального. Но впоследствии государи мало заботились о нём, и в XVIII веке «средства собора так были скудны, что недели по две не было богослужений».
После Отечественной войны 1812 года, в ходе которой собор был разрушен, он простоял в забвении около двух лет, но затем был восстановлен, укреплён, и рядом была построена новая четырёхъярусная колокольня. Ранее колокольня была шатровая, но после попадания в неё молнии в 1850 году она была перестроена. В это время попечение о соборе взяло на себя вяземское купечество в лице купцов Сабельникова, Неронова, Зотова, Фатова и Гайдукова.
После революции в 1929 году собор закрыли, но в 1941 году богослужения в нём возобновились и уже не прекращались. К сожалению, изъятые в 1929 году церковные ценности, в том числе и колокола, были безвозвратно утеряны.
В 1980-е годы в соборном храме проводились работы по укреплению фундамента, укреплению земляного холма, выполнен монтаж газовой котельной и системы отопления, произведён настил нового пола.
В 2013 году в Вязьме на пустующем участке земли был найден огромный валун весом в три тонны, в котором был опознан считавшийся утерянным камень преподобного Аркадия Вяземского. На нём он молился. Камень перенесли к подножию холма со Свято-Троицким собором, и на этом месте трудами местных благотворителей была построена часовня в честь преподобного Аркадия Вяземского, внутри которой разместили камень.
Одновременно была сооружена каменная арка с воротами, оформившая вход на территорию Свято-Троицкого собора со стороны улицы Ленина.
После посещения Свято-Троицкого кафедрального собора мы прошли на площадь с установленным памятником генерал-лейтенанту, командарму 33-й армии Михаилу Григорьевичу Ефремову.
Это был первый памятник в Вязьме, установленный после окончания Великой Отечественной войны. Его открыли 7 ноября 1946 года по личному распоряжению И. В. Сталина. Авторами памятника стали скульптор, народный художник СССР Е. В. Вучетич и архитектор Я. Б. Белоплольский.
В начале 1942 года командарм М. Г. Ефремов силами четырёх обескровленных дивизий западной группировки своей армии в ходе Ржевско-Вяземской операции стремился овладеть Вязьмой, расположенной во вражеском тылу. Будучи отрезанными от основных сил, части генерала Ефремова около трёх месяцев мужественно сражались с врагом в условиях полного окружения. В критический момент Михаил Григорьевич отказался покинуть свои окружённые войска на последнем самолёте, сказав при этом: «Если моей армии суждено погибнуть, я умру вместе с ней».
Пытаясь выйти из окружения, Ефремов был тяжело ранен и, не желая попасть в плен к врагу, застрелился. Гитлеровцы, восхищённые мужеством советского генерала, похоронили его с воинскими почестями в селе Слободка. Впоследствии прах генерала был перезахоронен на Екатерининском кладбище города Вязьмы.
В 1996 году Михаилу Григорьевичу Ефремову было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Именно «окруженцам», их несгибаемой воле и мужеству, посвящён первый памятник Великой Отечественной войне в нашей стране. И вся композиция памятника, воплощённая Вучетичем в бронзе, воплощает этот замысел. В центре величественная фигура раненого генерала, указывающего рукой на Запад. Вокруг него четыре бойца, отбивающиеся от наступающего со всех сторон врага. Каждая из пяти фигур выражает мужество и неустрашимость советского солдата, его готовность к подвигу и самопожертвованию.
Наш экскурсовод, рассказывая об этом памятнике, сообщила интересную подробность: фигуру солдата, держащего в руке пистолет, Евгений Викторович Вучетич лепил с самого себя. Так что это своеобразный автопортрет замечательного советского скульптора.
От памятника М. Г. Ефремову мы вернулись к автомобилю и далее переместились на нём к Иоанно-Предтеченскому монастырю, на территории которого находится один из архитектурных шедевров, а именно: трёхшатровая церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия». О посещении этого монастыря я расскажу после в отдельной публикации, а пока просто покажу сделанную фотографию Одигитриевской церкви, которую обязательно стараются увидеть все паломники и туристы, прибывающие в Вязьму. Это одна из четырёх сохранившихся до нашего времени трёхшатровых церквей первой половины XVII века во всей России. Правда, существующая сейчас вяземская церковь была восстановлена после разрушений, полученных во время фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны, по обмерам, сделанным до войны великим, можно сказать, отечественным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским.
Из Иоанно-Предтеченского монастыря мы вернулись на Советскую площадь в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, от которой начиналась наша экскурсия с Марией Юрьевной Фай, и посетили вместе с ней Вяземский историко-Краеведческий музей, находящийся в этой церкви. О том, как это было, я уже рассказал в предыдущей публикации…
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ в СМОЛЕНСК и СМОЛЕНСКУЮ ОБЛАСТЬ"