Мои публикации о посещении нами Суздаля и его окрестностей в конце июля 2023 года я был вынужден прервать в связи с нашим десятидневным отъездом в Смоленскую область и сам город Смоленск. Об этом путешествии я расскажу позднее, а пока вновь вернусь в Суздаль и в этой публикации расскажу вкратце об одной из главных достопримечательностей Суздаля, а именно: о его Кремле.
Суздальский кремль расположен у излучины реки Каменки на юге Суздаля.
1
Археологи открыли, что кремль существовал с X столетия, по летописям — с 1024 года. Первые постройки датируются XI — XII веками. Тогда же было сооружено и круговое, мощное укрепление из земляных валов протяженностью 1400 метров.
1
1
Сейчас на территории древнего кремля внутри остатков крепостного вала можно увидеть Рождественский собор с колокольней, Архиерейские палаты и привезенную сюда во второй половине ХХ века старую деревянную Никольскую церковь.
1
Вот на этих постройках я и хочу заострить внимание в данной публикации.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы является самым древним каменным строением Суздаля. Тот собор, который мы можем видеть сегодня, стал третьим каменным храмом, построенным на одном и том же месте. До них существовала деревянная церковь.
1
1
Первым, выполненным из камня, был Успенский собор, возведённый ещё великим князем Владимиром Мономахом в 1148 году. Следующий был воздвигнут князем Юрием Долгоруким. И наконец, в 1222 — 1225 годах на фундаменте и нижней кладке этого храма князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем во время его второго княжения во Владимире был сооружён третий по счёту храм, освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Строительство Богородице-Рождественского собора в Суздале пришлось на тяжёлый период отечественной истории. К началу XIII века единой Киевской Руси уже не существовало. Вместо неё было множество разрозненных земель, враждовавших друг с другом. Междоусобные столкновения в борьбе за власть привели к тому, что князь Юрий Всеволодович — сын Всеволода Большое Гнездо — княжил во Владимире дважды с двухлетним перерывом в 1216 — 1218 годах.
К тому же над раздробленной Русью нависла страшная опасность извне. Пока шло строительство собора в Суздале, русское войско и союзные им половцы в 1223 году потерпели жестокое поражение от татаро-монголов на реке Калке.
Через пятнадцать лет пришедшие с востока ордынцы опустошили большую часть Руси. В сражении с татаро-монголами на реке Сить в 1238 году погиб Юрий Всеволодович, а при осаде Владимира погибли почти всё члены его семьи. А с запада на русские земли нацелились литовцы, шведы и немецкие рыцари. Успешный отпор западным захватчикам дал князь Александр Ярославич Невский. Но это уже другой рассказ.
Вернусь к рассказу о Богородице-Рождественском соборе в Суздале. Он сложен из лёгкого белого известняка, и лишь отдельные элементы декора выполнены из белого камня. Собор стал первым городским собором, а не княжеским. Несмотря на то, что в 1238 году татаро-монголы сожгли и разграбили Суздаль, Рождественскому собору удалось удивительным образом пережить свалившуюся на город напасть, и его не пришлось заново отстраивать, хотя некоторые потери и он тоже понёс.
Весь XIV век храм пережил относительно спокойно, но в следующем столетии, в 1445 году, Суздаль стал жертвой набега казанских татар, во время которого Богородице-Рождественский собор, ставший к тому времени кафедральным, загорелся, а его верхний ярус обрушился. Письменных свидетельств о тогдашнем ремонте не сохранилось, но в 1938 году удалось обнаружить фрагмент настенной живописи второй половины XV века, что косвенно подтверждает проведение такого ремонта.
Существенная перестройка Богородице-Рождественского собора состоялась в 1528 — 1530 годах по указанию великого князя Московского Василия III. Пришедший к тому времени в плачевное состояние старый собор разобрали вплоть до аркатурно-колончатого пояса, заменив белокаменные стены кирпичными. Верхняя часть храма получила совершенно иной облик — вместо трёх глав собор стали венчать пять глав. Под ними располагались высокие кирпичные световые барабаны. Стены фасадов прорезали узкие окна, больше похожие на щели. В последствие они были расширены, но это произошло уже в конце XVII — начале XVIII века.
В первой половине XVII столетия по указанию епископа Серапиона была возведена соборная колокольня. Она стала самым высоким строением города. На втором ярусе колокольни находятся крупные окна — «звоны», предназначенные для содержания в них колоколов. Там же были установлены часы с циферблатом из старославянских букв, которые отбивали не только часы, но и каждую четверть часа.
1
В XVIII — XIX веках храм в Суздальском кремле неоднократно ремонтировали и достраивали новыми приделами, папертью, было устроено калориферное отопление. Позакомарное покрытие заменили на четырёхскатную крышу.
Настенная роспись и многие из икон были заново написаны выдающимся московским иконописцем Симоном Фёдоровичем Ушаковым (1626 — 1686) и мастерами его школы.
1
1
1
После революции храм был закрыт, и в нём разместился музей. Это позволило сохранить его от уничтожения. В 1933 году в храме начались исследовательские работы под руководством искусствоведа и реставратора Алексея Дмитриевича Варганова, ставшего директором Суздальского музея. Эти исследования позволили открыть древнюю лестницу на хоры в стене западного притвора, обнаружить фрески XIII века, открыть фундамент Успенского собора, построенного при Владимире Мономахе, и захоронения XII века.
После Великой Отечественной войны были организованы Владимирские научно-реставрационные мастерские, сотрудниками которых в 1950 — 1960-х годах Богородице-Рождественскому собору в Суздале удалось придать тот вид, который он имел в XVI веке, освободив его от поздних пристроек. Восстановили позакомарное покрытие. Тогда же реставрировали фресковую живопись XVIII века, были обнаружены фрески XVII века и росписи, относящиеся к XV столетию.
В 1958 году собор стал частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а в 1992 году вместе с ещё девятью объектами музея-заповедника он был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Западнее Рождественского собора расположены Архиерейские палаты, которые предназначались для проживания в них суздальских церковных глав.
1
Этот архитектурный комплекс формировался в XV — XVIII веках как резиденция суздальских архипастырей. Старейшая его часть — епископские палаты конца XV века.
1
Веком позже воздвигли небольшую трапезную церковь с восьмискатным покрытием, живописной галереей на арках и высоким крыльцом.
1
Палаты включают в себя жилые и хозяйственные постройки. Некогда разрозненные строения превратились в единое целое благодаря системе переходов, галерей и потайных лестниц, оборудованных в конце XVII столетия.
Сегодня в Архиерейских палатах располагается музей, в котором представлена экспозиция, рассказывающая об основных вехах истории Суздаля, и экспозиция икон мастеров из Суздаля, Ростова Великого, Новгорода, открытая в 1972 году после их реставрации, проведенной силами сотрудников Центральных реставрационных мастерских имени И. Э. Грабаря.
1
1
1
В конце XVII века построили большую Крестовую палату площадью свыше 300 квадратных метров. Она служила парадным помещением для приёмов и других официальных мероприятий.
Первоначальный интерьер Крестовой палаты не сохранился. Его воссоздали в 1967 — 1970 годах по записям XVIII столетия. Но представлены и некоторые подлинники, например: кресло и письменный стол митрополита, шкаф для хранения книг и церковной утвари.
1
1
1
На территории Суздальского кремля в настоящее время расположена также деревянная церковь Святого Николая, которую древние зодчие возвели без единого гвоздя. Никольская церковь 1766 года была перенесена в кремль из села Глотова Юрьев-Польского района в XX веке. В кремле церковь поставили на месте другого храма, уничтоженного пожаром в XVII веке.
Никольская церковь представляет собой образец клетского храма, состоящего из двух срубов разного размера. С трёх сторон его опоясывает галерея, а на коньке крыши имеется небольшая главка.
1
В целом Суздальский кремль хранит множество интересных деталей и фактов. Например, число звезд на главном соборе 365 соответствует количеству дней в году, что было сделано, чтобы подчеркнуть величие культового сооружения. Огромное помещение Крестовой палаты имеет девятиметровые потолки. При таких грандиозных размерах зал стоит несколько столетий без единой подпорки, что свидетельствует о мастерстве древних зодчих.
В Богородице-Рождественском храме находятся уникальные артефакты, например: подлинные западные Златые врата XIII века и Большой ходовой фонарь («Царь фонарь») XVII века, использовавшийся при совершении крестных ходов.
1
Большую ценность представляет также полностью сохранившийся иконостас конца XVII века.
1
Этот редкий образец пятиярусной алтарной преграды был создан по заказу первого Суздальского митрополита Иллариона (1682 — 1707 годы), который стремился поднять значение Суздаля как духовного центра.
Структура иконостаса (снизу вверх): местный, празднично-страстной, деисусный, мученический и пророческий ряды. Иконы местного яруса «Спас Великий Архиерей» и «Апостолы Пётр и Павел» написаны изографом Оружейной палаты, учеником знаменитого иконописца Симона Ушакова, Георгием Зиновьевым в 1681 году, икона «Богоматерь на престоле» создана Артемием Катунцем в 1688 году.
Иконы поновлялись в XVIII — XIX веках. Иконы трёх верхних рядов были отреставрированы в 1969 — 1973 годах, а отдельные иконы местного ряда — в 1992 — 1994 годах.
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ ВО ВЛАДИМИРСКУЮ ОБЛАСТЬ"