День седьмой
Покидая едва оправившийся от затяжного дождя Исфахан, загадали солнечную погоду, и Вселенная услышала наши чаяния. Спустя несколько часов добрались до Кашана, где позднее утро было залито солнцем. В воздухе носились знакомые искорки, а ближе к полудню солнце становилось все жарче. С настроением, поднимающимся до уровня безмятежно голубеющих небес, мы погружались во чрево ещё одного персидского шахра.
Кашан казался невероятно колоритным. Большинство зданий возведены по древним технологиями из саманного кирпича, обмазанного глиной. Того самого, что использовали при строительстве Йезда и сасанидской крепости Сар-Йезд.
Узкие улочки образуют лабиринты, где идешь мимо глухих стен, укреплённых вверху палками, чтобы не рассыпались при землетрясении. Кое-где в стенах встречаются незатейливые двери, за которыми может скрываться либо скромное жилище, либо шикарный дворец. Порой можно увидеть небольшие окна, будто вырастающие из-под земли. Через них проникает свет в «подземелья», где до сих пор кипит работа кустарных фабрик. Если бы с нами не было чётко ориентирующегося на местности Фархада, в подобных закоулках можно запросто заблудиться.
Колориту добавляют пышущие жаром самогонные аппараты, выставленные в лавках на торговых улочках. Аппараты давно переквалифицированы и не используются по прямому назначению. Сейчас они производят розовую воду, пользующуюся широким спросом не только в Иране, но и за пределами страны. В том числе для кондитерских целей и в парфюмерии. Некоторые дамы из нашей группы с нетерпением ожидали визита в Кашан, что по праву считается центром производства розовой воды. Цены на ароматную водичку не самые гуманные, но особо страждущих ничто не останавливает.
Советую обратить внимание не только на розовую воду, но и на специи, что в избытке презентуют местные производители на мини-рынках. Есть здесь и сушеные фрукты, травы и розовые бутоны. И цены чуть ниже, чем в Исфахане.
Кашан происходит от слова «кассиан». Так называли первых жителей этой местности. Во время археологических раскопок на холме Сиалк, что на окраине города, найдены артефакты, датируемые 6000 годом до н. э. Некоторые религиоведы утверждают, что волхвы отправились за Вифлиемской звездой, чтобы увидеть младенца Иисуса, именно из Кашана. Много столетий в Кашане господствовала крупная еврейская диаспора, и в некоторых источниках встречается ещё одно название города — «малый Иерусалим». В подтверждение оного у части нынешних жителей Кашана светлые волосы и голубые или зелёные глаза. В XV веке в Кашане останавливался Афанасий Никитин по пути в индийское государство Бахмани. Об этом упоминается в «Хождении за три моря».
Все ведёт к тому, что Кашан — город с древней историей. Но в XVIII веке он подвергся разрушению из-за сильнейшего землетрясения. На протяжении нескольких столетий Кашан отстраивали заново. Часть древнейших построек не утратила своего первоначального облика, либо была качественно реконструирована. Поверьте, Кашану есть чем удивить любознательных туристов.
Нас интересовал купеческий дворец с труднопроизносимым названием Табатабаи. Купцы в Иране представляли образованное уважаемое сословие. При возведении домов руководствовались не только практическими соображениями и модными веяниями в отделке, но и традициями предков.
Все купеческие жилища состоят из нескольких домов, дворов, галерей и помещений различного назначения. Обязательно наличествует подвальный зал для отдыха в жару, помещения для приема гостей, для прислуги, женские покои и прочие. Неотъемлемым атрибутом выступает бассейн и садик с гранатовыми и апельсиновыми деревьями.
Исторический дом Табатабаи построен во времена династии Каджар в конце XIX века торговцем коврами Сейедом Джафаром Табатабаи для своей семьи. Дом проектировал Устад Али Марьям, который чуть позже построил ещё один известный в Кашане исторический особняк для семьи Боруджерди. Архитектор постарался учесть основные характеристики местной архитектуры, на которую влияют климат и погода пустыни.
Во дворец ведёт уникальная в своем роде старинная дверь. К слову, все персидские двери отличаются особыми приметами. Некоторые из них украшены сложными витражами или чеканкой. Подобные порталы чаще всего встречаются в мечетях, общественных местах или особняках богатых семей. Но есть и простые деревянные двери с ручками — «молоточками». Таких ручек две, для мужчин и для женщин. «Молоточки» для мужчин тяжелее, издают громкий, гулкий звук. Женские представляют собой полукруг и звучат тише. Так по стуку в дверь хозяева дома могли заранее узнать, кто пришел в гости, мужчина или женщина. Табатабаи слегка инкрустировал входную дверь деревянной резьбой и тоже привесил молоточки.
Сложносочиненная структура дворца с четырьмя дворами площадью 4700 квадратных метров основана на классических принципах традиционной персидской архитектуры. Здесь есть бируни (внешний двор), представляющий собой общественную зону для ведения приемов. Главный двор с бассейнами и фонтанами в центре дома, два двора для женской зоны в удаленной части дома и один для слуг с тремя бадгирами (башни охлаждения воздуха) и двумя каналами для поступления воды.
Парадная арка и вестибюль ведут от входа в прямоугольный Главный двор, выложенный мрамором, с купелью и шестью садами.
Имеющиеся в доме постройки испещрены кривыми извилистыми коридорами и лестницами с этажа на этаж, ведущими в более камерные дворики с фонтанами и без, и отдельные комнаты и залы. И это не блажь архитектора. Запутанные ходы в богатых домах осознанная необходимость. Если вор проникал в жилище, он легко мог заблудиться, и также легко его ловили хозяева.
Поразили многочисленные архитектурные изыски, использованные при внутренней и внешней отделке помещений. Декоративные приемы сочетают в себе традиционный иранский стиль с тщательно продуманной каменной кладкой, тонкой штукатуркой, изящной лепниной, сводчатыми потолками, расписанными традиционными орнаментами, разноцветными витражами и европейский стиль с фресками, иллюстрирующими пейзажи французских импрессионистов в женской половине дома. Часть стен инкрустирована зеркальной мозаикой, заменяющей звездное небо в периоды долгих песчаных бурь.
Сейед Табатабаи наказал архитекторам, чтобы сюжеты декора основывались на легенде о птице Хома. Именно так звали его горячо любимую супругу. В целом получилось настолько элегантно и изысканно, что дом Табатабаи считается одним из символов персидской архитектуры. Не зря его наградили титулом «Невеста домов».
Дом Табатабаи расположен в переулке султана Амира Ахмада возле одноименной гробницы, куда не преминули заглянуть, находясь рядом. Потоптавшись на размещенных под ногами каменным надгробиям на могилах именитых иранцев, подались в мавзолей.
Убранство сооружения, представляющего ещё один образец эпохи Сефевидов, типично для традиционной персидской архитектуры Кашана. Интерьеры центрального зала, перекрытого куполами и украшенного блестящей мозаикой, не отличаются чем-то выдающимся.
Внимание перетягивает изумрудная гробница, искрящаяся нефритово-изумрудными переливами. Иных запоминающихся элементов в помещении нет.
Так территориально сложилось, что в нескольких проулках от мавзолея, возведенного чуть позже в его честь, султан Амир Ахмад выстроил внушительный банный комплекс. Не для собственных нужд, для народа.
К началу эры Сефевидов (XVII век), что осталась самой процветающей эпохой для местной архитектуры, в Иране уже насчитывалось 182 купальни. В исламский и доисламский период места для омовения играли важную роль в общественной жизни. В окружении мягкого расслабляющего света иранцы встречались, проводили время за неспешной беседой, обсуждали последние новости, отдыхали, молились.
Ожидала чего угодно от посещения средневековой общественной бани, но не того, что ошеломило наяву. Сооружение представляет собой поистине царственные султанские купальни, напоминающие дворец из сказки. Внутри множество небольших залов со сводчатыми потолками, мраморными скамьями и фонтанами.
Как принято в персидской архитектуре, залы украшены изумительными декоративными плитками и филигранной мозаикой бирюзовых и золотистых оттенков. Переходя из зала в зал невозможно сдержать возгласы восхищения.
Функциональность объекта продумана до мелочей. Помещения купальни расположены под землей, что позволяет эффективно сохранять тепло внутри и экономить огромное количество электроэнергии. Для обогрева внутренних помещений оборудованы каналы под полом, именуемые горберо. По ним распространяется тепло из подземной нагревательной камеры, расположенной за пределами купальни.
Дополнительная опция, что прилагается к посещению бани, — подъём на крышу. На крыше слились в понятном им одним танце маковки куполов с выпуклыми стеклами, венчающих помывочные залы.
Удивительно, как солнечные лучи, соприкасаясь с матовыми стеклами куполов, обеспечивают достаточное освещение в помещениях. Впрочем, в физике я никогда не была сильна…
К сюрреалистической обстановке прибавляются виды городских окрестностей, заполонённых глинобитными постройками. Отсюда можно наблюдать высокую башню-маковку дома купца Боруджерди, что упоминала выше. Но его без особых сожалений заменили купальней. Архитектурные прелести дворца Табатабаи вкупе с баней с лихвой удовлетворили аппетит.
Поразительной непохожестью на прочие религиозно-культовые сооружения в конструктивном плане удивила мечеть Ага Бозорг. Историческое сооружение возвёл в конце ХVIII века молодой архитектор Устад Али Марьям. Изначально мечеть строилась для проповедей и занятий, проводимых муллой Махди Нараджи II. Мулла был известен под титулом Ага Бозорг (в буквальном переводе — большой или великий господин), отсюда и название мечети.
Комплекс включает в себя два айвана. Один размещен на входе, другой перед михрабом. У входного айвана высятся два огромных бадгира, что отсылают к идентичности с архитектурой древнего Йезда.
Но самое необычное в том, что мечеть выстроена на поверхности, а медресе заглублена ниже уровня земли. На нижнем ярусе организовали небольшой садик с инжирными деревьями и фонтан. Откуда возникло столь странное архитектурное решение? Оказывается, всё просто. Летом в Иране бывает невероятно жарко, и жители придумали лайфхак — прятаться под землю. Во многих жилых домах оборудованы подземные комнаты и залы, где в зной не так жарко. Углубили и медрессе. Ученики живут здесь же, на первом ярусе внутреннего двора.
Привлекает идеальная выверенная симметрия, что сквозит здесь во всём. И спокойная благодать, разливающаяся в периметре. Без поучающих взглядов служителей и прочих посетителей.
Особую эстетичность, на мой взгляд, представляет второй айван с его изукрашенными цветной глазурованной керамикой минаретами, купольными узорами и извилистой резьбой коридоров.
Кажется, благостное ощущение словили все. Даже заглядывающие в каждый закуток с фотоаппаратом наперевес, вроде меня)
На выезде из Кашана прошлись по саду Шах-Фин, заложенному при династии Сефевидов в XI веке. Садово-парковый комплекс площадью 2,3 га окружает мощная стена и четыре круглые башни. Правда, не поняла, осталась ли стена сохранной после мощного землетрясения, обрушившегося на город в XVI веке, либо реконструирована позже, в эпоху Каджар, что провели масштабную реставрацию сада и разрушенных сооружений.
Центром садово-паркового комплекса является дворец Сефевидов с симметрично расположенными вокруг него постройками. Арочные своды небольшого дворца выделяются благодаря художественным орнаментам, перекликающимся с изображениями известных правителей.
От входа в сад ко дворцу ведёт выточенный в форме прямоугольника главный бассейн с низенькими фонтанами, едва поднимающими макушки над поверхностью воды.
Бассейны меньших размеров разбегаются также в разные стороны парка. В дальнем углу сада обустроен ещё один бассейн, что заточил в себе мощный подземный источник. Именно он послужил когда-то основой для появления сада и развития Кашана.
Ко дворцу примыкают протяженные по типу казарменных помещения, где сохранились ещё одни средневековые бани. Но здесь всё более чем лаконично и не сравнимо с шахскими купальнями.
К тому же, здешние бани имеют дурную славу. Когда знатный вельможа Ами-Кабир, что помог занять престол Насеру ад-Дину из династии Каджар, достиг небывалых высот во власти в сане визиря, развернул реформы, урезал государственные расходы, поднял торговлю и сократил внешнее вмешательство в дела страны, злопыхатели науськали молодого шаха покончить с ним. В результате придворных интриг правитель снял визиря с должности, отправил в ссылку в Кашан, а затем по его приказу Амир-Кабира убил в бане цирюльник, перерезав вены…
От монохромно-желтого городского пейзажа сад Шах-Фин отличает обилие зелени. Если верить источникам, в общей сложности здесь растёт 11 платанов и 579 кипарисов, чей возраст варьируется от 100 до 470 лет.
Не скажу, что сад вызывает изумление и восторг, но погулять в прохладе, любуясь деревьями, живописными каналами с журчащей водой и дворцовыми орнаментами для более полного представления о Кашане можно.
Жаль, что в программу не включили мавзолей Мохаммеда Хилал ибн Али. Судя по гуляющим в сети фото, сооружение неописуемой красоты. Что снаружи, что внутри. Но необъятного, увы, не объять…
После обеда в ресторане "Melal restarurant" предстоял переезд до Тегерана. Снежные шапки, укрывающие вершины холмов эффектно врезались в горизонт по обе стороны дороги, устремлённой на север. И чем ближе приближались к Тегерану, тем больше множились эффектные горные пики.
Описание персидских ночей завершу транзитным отелем «Rexan 5*», что расположен в 300 метрах от международного аэропорта имени Имама Хомейни в Тегеране. Здесь ночевали перед ранним вылетом в Москву.
Бывший отель «IBIS» с новым названием соответствует стилю известной мировой цепочки от и до. Хайтековское пространство зоны ресепшн с огромным холлом, высокими потолками, новомодными светильниками, часть из которых, будто «лодочки», плывут под потолком, другие в виде скошенных дисков освещают лобби, лаконичными диванами в спокойной колористике и массивным объемом пустоты.
На первом этаже организовано кафе с панорамными окнами с видом на аэропорт. Но ассортимент здесь невелик. Разве что кофе с плюшками побаловаться. Другой еды нет. Впрочем, около 19.00 (время нашего прибытия в отель) с плюшками тоже было не густо. Несколько бисквитов и более ничего. Фирменная лаконичность во всем)
На минус первом этаже имеется ресторан, но пока зарегистрировались и обустроились в номере, желание снова спускаться вниз улетучилось.
Сказала бы, что отель с претензией. На некую роскошь. Огромный, многоэтажный. C кучей дополнительных помещений в виде конференц-залов, комнат для переговоров, со СПА-центром, фитнес — залом и бассейном.
В коридорах можно заблудиться. Интерьеры приятные. Идешь себе, будто по длинной улице, устланной мягким ковровым покрытием, и любуешься картинками на стенах.
Лифты функционируют от пластиковых карт, что выдают по одной на номер. Нам пошли на уступку и по просьбе выдали для удобства вторую.
Что касается номера, то нам достался неплохой, довольно просторный стандарт для… инвалидов.
В номере две двуспальные кровати, софа под окном, шкаф с вешалками, холодильник (без мини-бара), сейф, плазменный телевизор и уголок для чаепития с чайником и пакетиками для чая. Две бутылки объемом 0,5 литра предоставлялись бесплатно. В Иране нет культа потребления кофе, поэтому ни в одном отеле по пути следования наборов для кофейной трапезы в номерах не было. Отель «Rexan» исключением не стал.
Направленность номера на гостей с ограниченными возможностями здоровья явным образом проявилась в ванной. Подле унитаза оборудован специальный поручень, соответствующая седушка и кнопка вызова персонала — под душем. Минусом для нас оказалось, что зона душа не обозначена никак. Хотя бы шторку повесили. В остальном все стандартно: душ со съемной верхней лейкой, зеркало, косметические принадлежности в виде мыла, зубных щеток с пастой, шампуня и геля для душа.
К слову, когда заглянули полюбопытствовать к друзьям в соседний номер, увидели вполне обычную ванную комнату.
В номере имелись одноразовые тапочки, резиновые сланцы для душа (это тоже одна из особенностей иранских отелей, в которых побывали), губка и ложка для обуви, фен. Последний, на удивление, располагался на тумбе под телевизором, а не в ванной. До вылета оставалось провести в номере всего 6 часов, поэтому решили не заморачиваться с обменом и стойко перенесли разливающуюся в процессе помывки воду почти до входной двери в ванную. Резиновые сланцы оказались кстати.
Система отопления центральная. В номере прохладно. Включили кондиционер на обогрев, но он больше работает на обдув. Приятные мягкие одеяла, оказавшиеся к тому же очень теплыми, не позволили замерзнуть.
Самым неожиданным явлением для пятизвездочного отеля оказалось наличие одного комплекта полотенец в номере. Знали ведь заранее, что будут заселять двоих гостей. Но и с этим как-то обошлись. К концу программы устали, настраивались на предстоящий перелёт и выяснять отношения с персоналом не хотели.
Прибавлю к минусам слабое освещение. Светодиодная лента по периметру изголовья кровати и несколько прикроватных светильников сомнительной мощности не обеспечивали должной подсветки.
Wi-Fi в отеле спорный. Но здесь скорее не претензия к отелю, в Иране в целом проблемы со связью. С любой. Интернет появился на какое-то время и на том спасибо.
Впервые отель подобного уровня оставил двоякое впечатление. Всё здесь показалось неоднозначным. И обстановка вроде бы соответствующая, но уюта не ощутили. И номер неплохой, но функциональность для гостей минимальна. Для уровня трех звёзд было бы грешно жаловаться, но пятерка мировой цепочки должна соответствовать стандартам.
День восьмой
Раннее утро выдалось морозным, напоминая о сезонности. Отворачиваясь от ветра, мы спешили быстрее перетащить чемоданы до крытого стеклянного перехода, обустроенного через дорогу от отеля. За ним мигало золотистыми огнями тёплое нутро аэропорта имени Имама Хомейни, откуда возвращались в Москву.
Путешествие в Иран, оглушившее с самого начала шквалом неприятных событий, в итоге подарило фееричные ощущения от встречи с изысканной, утонченной, изобилующей историческими достопримечательностями страной. И если бы меня спросили, готова ли пройти через все перипетии, чтобы вновь окунуться в иранские реалии, не задумываясь дала бы утвердительный ответ.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм