Старинные русские города, такие как Великий Новгород, где зарождалась наша история, нужно вкушать неспешно, как хорошее вино. РЖД запустил несколько туристических маршрутов. Так например, в одном из предложенных маршрутов, туристы посещают за один день два города: Псков и Великий Новгород. Что можно увидеть в городе за пару часов? А если учесть, что эти поездки бывают поздней осенью или зимой, когда световой день короток, то ещё и в темноте? Даже не такие экстремальные как у РЖД, но стандартные туры предлагают потратить на Новгород день, реже два. Туристов водят в Кремль и показывают памятник тысячелетия Руси, по плану экскурсии туристы даже не переходят по мосту через Волхов на торговую сторону, а там всё интересное только начинается. Категорически не согласны. Мы были в Новгороде 6 дней (правда с небольшими вылазками за его пределы) и нам не хватило.
Начать хочется с темы, которая вообще не фигурирует в туристических маршрутах (специально посмотрел список предлагаемых экскурсий по городу и нашел только одну про фрески, да и то, сильно сокращенную), а посмотреть есть на что.
Антониев монастырь
Собор Рождества Богородицы сильно нас удивил (чем конкретно, позднее) и захотелось узнать его историю подробнее. Этот монастырь был основан в 1106 году, причем не новгородцем, да и вообще не жителем Руси, а иностранцем, которого звали Антоний Римлянин. Легенда гласит, что итальянец Антоний приплыл из Тирренского моря в Великий Новгород на камне (сей камень в соборе выставлен в качестве экспоната). Подробно эта история изложена в житии преподобного Антония. Времена были сложные, не так давно произошел разрыв между двумя христианскими церквями, когда папа Римский и патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме. Поэтому появление, даже и на камне, «латинянина» было встречено новгородцами прохладно. Но за него вступился новгородский епископ Никита. Тоже не очень надежное заступничество, так как епископ был прислан из Киева, а у Новгорода с Киевом отношения были напряженные (времена, когда Новгород получит независимость от Киева, еще не настали). Тем не менее Антония не прогнали и разрешили основать монастырь. В 1117 году был заложен каменный храм Рождества Богородицы. И опять неясность в этой истории. Исходя из документов, это строительство финансировалось лично Антонием. Это, кстати, один из первых случаев когда строительство храма шло не из денег князя, а церковного иерарха. Возникает вопрос, откуда у святого, да еще и приплывшего на камне деньги? Оказывается, рыбаки выловили бочку с деньгами и отдали Антонию. Есть и альтернативная версия. В конце XIX века была высказана ныне общепринятая теория о том, что Антоний был монахом Киево-Печорской лавры, возможно действительно византийцем из Калабрии, посланным в Новгород с миссионерской миссией (ну и деньги соответственно оттуда).
Собор, построенный более 900 лет назад, сохранился до наших дней. На протяжении веков он не раз горел, подвергался ограблениям при покорении Новгорода Иваном III, в дни опричного похода Ивана Грозного, во время Смуты, когда Новгород был оккупирован шведами. В ходе перестроек собора на протяжении XVII века были пробиты новые окна, а старые заложены, уничтожено посводное покрытие, на старые барабаны посажены луковичные главы, с трёх сторон пристроены низкие галереи-паперти, древние хоры внутри собора уничтожены.
Церковь Сретения Господня, есть проход на берег реки Волхов.
Остатки надвратной колокольни.
В 1125 году собор был расписан фресками, многие фрагменты которых можно увидеть и теперь, благодаря работе советских реставраторов из Москвы и Ленинграда.
Внутри нас ждало главное удивление. Когда попадаешь в сам собор, то первые фрески вызывают некоторую оторопь. Мало того, что эти изображения не типичны для храма, скорее для картинной галереи, но такой техники не могло быть в 12 веке.
Стиль этих фресок искусствоведы обозвали «вульгарный классицизм».
Дело в том, что росписи собора в ходе его капитального ремонта 1837–1838 года постигла трагическая судьба — они были безжалостно сбиты со стен и заменены новой живописью, как писал епископ Дмитрий в 1898 году «весьма неподходящей для древнего храма». Но произошло маленькое чудо. В период оккупации Новгорода во время Великой Отечественной войны немцы то ли пустили на дрова, то ли увезли в Германию громадный иконостас собора. А под ним обнаружились оригинальные фрески XII века, ни разу не поновлявшиеся за всю историю собора и не тронутые вандалами века XIX. В 80-90-е годах XX века под руководством Л. Е. Красноречьева, а затем Г. М. Штендера была проведена комплексная реставрация собора, к тому времени находившегося в аварийном состоянии.
Ближние колонны с росписью 19 века, а дальние 12 века. Такое получилось смешение стилей.
Галереи-паперти тоже расписаны
В настоящее время на территории Антониева монастыря располагаются несколько факультетов Новгородского государственного университета. От монастыря осталось много построек (семинария, библиотека, кельи), а территория вокруг учебных корпусов превращена в небольшой сквер.
Церковь Спаса Преображения на Ильине
Небольшая церковь построенная в 1374 году на одной из главных улиц средневекового города — Ильине улице.
Небольшая изящная однокупольная церковь с интересным оформлением стен и барабана (окна разных размеров и форм, причудливые кресты). Но главное — в этой церкви сохранились уникальные фрески Феофана Грека. И это единственное место, где сохранились его фрески (иконы можно увидеть в Третьяковской галерее и Благовещенском соборе Московского кремля). В летописи зафиксирован даже год, когда была выполнена работа — 1378.
Церковь является музеем, но надо учитывать что, для сохранения фресок, если на улице высокая влажность, то церковь будет закрыта.
Для доступа у куполу проложены деревянные лестницы.
В некоторых местах вскрыта старая роспись стен.
Наверное проход на хоры, но туда не пускают.
Собор знамения пресвятой богородицы
Собор располагается рядом с храмом Спаса Преображения на Ильине улице и изначально предназначался для хранения одной из самых почитаемых в Новгороде святынь — иконы «Богоматерь Знамение» (эта икона спасла город в 1170 году от нашествия Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского). Деревянная храма версия была построена в 1354 году, а каменный собор построен в 1687.
По внешнему виду собор совсем не похож на Новгородские храмы (галереи, крылечки, паперти, эффектный декор). В конце 17 века в Новгороде строили мастера из Московы. Поэтому этот собор скорее образец типичного московского зодчества конца XVII века.
Комплекс Знаменского собора не был монастырем. Но внешне он очень похож именно на небольшой монастырь: со всех сторон он окружен стеной, либо встроенными в стену помещениями, весьма похожими на монашеские кельи. Правда они были сооружены лишь в середине XIX века, во время реконструкции собора, предпринятой по инициативе А. А. Орловой.
Впрочем собор неоднократно горел, перестраивался, достраивался (всё как обычно).
Оригинальные фрески Знаменского собора относятся к началу XVIII века. В 1702 году, по повелению митрополита Иова, собор был расписан артелью костромских иконописцев во главе с Иваном Яковлевичем Бахматовым.
Сцены Апокалипсиса и Страшного Суда
Вход в собор через высокое крыльцо
В настоящее время собор является музеем, относящимся к Новгородскому государственному объединенному музею-заповеднику.
Фрески во всех трёх соборах настолько разные: по времени создания, по стилю, по технике, по колористике, но все они абсолютно заслуженно являются живым памятником не только их создателям, но и нашим реставраторам, без усилий которых «Не жил бы я на этом свете и не любовался бы на эту красоту, будь она проклята» (цитата)).
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия