Посетить Монголию друг предлагал мне уже давно. Я мало что знал про эту страну, и думал что кроме степей и пустыни там особо ничего нет. Но потом наткнулся на путеводитель по Монголии и понял что я ошибаюсь)). А раз сначала нужно добраться самолётом до Иркутска или Улан-Удэ — то можно заодно посмотреть и Байкал. У меня был выбор куда поехать в этом году либо в Турцию, либо в Монголию и на Байкал. Выбор пал на втором, как раз необычное направление для путешествия, что бы встретить там своё 30-летие. Окончательно определились с направлением в начале апреля и начали искать билеты на самолёт. В середине апреля купили в Минске билеты в Улан-Удэ и обратно из Москвы за 750 бел. рублей, и билеты на автобус до Москвы, и начали готовиться к путешествию. Путешествие длилось с 18 мая по 6 июня. По Монголии и Бурятии передвигались общественным транспортом и автостопом.
Рассказ будет больше в виде путеводителя, может кому пригодиться наш опыт)
День 1. Москва, вылет в Улан-Удэ
Приехав утром в Москву и скинув вещи — отправились гулять. Сначала посетили Новодевичий монастырь и Новодевичье кладбище, после прогулялись по центру — улице Кузнецкий мост, Красной площади и другим местам, которые находятся рядом.
В 8 вечера у нас был вылет в Улан-Удэ.
День 2 Улан-Удэ, Иволгинский дацан.
Утром прилетели в Улан-Удэ. Погода была + 3 градуса, хорошо что в ручной клади с собой была мастерка. Такое чувство было что март на дворе. На автобусе за 30 рублей добрались до центра и заселились в хостел, который находится недалеко с автовокзалом и центром города. Сначала на автовокзале купили билеты на завтрашний день до Кяхты, после отправились в центр.
По пути можно встретить деревянные дома дореволюционной постройки.
Зашли поесть в кафе национальной кухни ШулэнДо, где я взял себе суп и буузы.
После прошлись по площади Революции и пешеходной части улицы Ленина, которую называют местным Арбатом, где находится историческая застройка. Дошли до триумфальной арки, которую восстановили в 2006 г.
Отдохнув немного в хостеле с дороги, мы отправились в Иволгинский дацан.
Хостел наш находился рядом с остановкой «Виадук», и оттуда ходят маршрутки до Иволгинска, а от него ходят маршрутки до самого дацана.
Дацан был построен в 1945 году и включает себя монастырь, буддистский университет, ступы-субурганы и другие религиозные объекты.
Ни я, ни друг до этого не видели буддистские религиозные объекты, и поэтому нас дацан очень впечатлил. Было необычно такое видеть в России, и для нас это была экзотика.
Вернувшись в Улан-Удэ, мы сначала купили билеты в агентстве на самолёт до Ольхона, т. к. из-за санкций белорусские карточки в России не работают. После прогулялись до площади Советов, где находятся знаменитый памятник Ленину в виде головы и здание Театра оперы и балета.
День 3 Дорога в Монголию
В 7–30 у нас была маршрутка до Кяхты, приграничного города с Монголией. Билет обошёлся в 600 рублей. Есть также прямые автобусы до Улан-Батора, билет стоит 3,5 рубля. Но нам нужно было только до Дархана, да и так дешевле почти в два раза. От автовокзала Кяхты до границы примерно 5 км и водитель отвёз нас за 150 руб. Границу переходить пешком нельзя, возле неё дежурят машины и предлагают за 200 руб. с человека пересечь её, обычно это монголы, которые едут в Россию закупаться, ведь там дешевле многие продукты, чем в Монголии и поэтому в городе иногда можно встретить надписи на монгольском. Нас через границу перевёз монгол, который свободно говорил по-русски (он учился в Иркутске) за 200 руб. с человека. Границу прошли примерно за час. Первый город с монгольской стороны — Алтанбулаг, который расположен на самой границе, напротив Кяхты. После водитель нас отвез к обменнику — там поменяли доллары на те самые тугрики (1 доллар 3 450 тугриков).
Далее он нам нашёл машину до г. Сухэ-Батор и потом от Сухэ-Батора до Дархана. Водитель оказался очень гостеприимным и оставил свой номер телефона, говорил если какая помощь нужна будет — звоните.
Такси от Алтанбулага до Сухэ-Батора обошлось в 7000 тугриков с человека (нас было двое). А от Сухэ-Батора до Дархана 15 000 тугриков (4 человека ехало). Несмотря на то что при социализме в Монголии русский в школах обязательно учили, на нём мало кто говорит, и в основном в столице. Общались с местными мы через переводчик или жестами. Водитель такси, на котором ехали до Дархана, был общительным и по дороге вспоминал слова, которые знает на русском. Монголы в целом дружелюбные и гостеприимные.
По дороге в основном были степи и не большие горы, местами по началу попадались деревья, чувствовался контраст с Бурятией, где с основном леса. Много было лошадей и один раз даже верблюдов видели, переходивших дорогу. Как и во всей Монголии по дороге было очень мало населенных пунктов, и иногда юрты попадались.
Доехав до Дархана, водитель отвёз нас на автовокзал за 5 000 тугриков с человека.
Изначально мы не знали куда сразу двинемся. Было 2 варианта: в Улан-Батор или сразу на озеро Хубсугул. Автобус в Мурэн уже уехал, на вокзале водитель легковушки предложил нас отвезти в Мурэн за 50 000 тугриков с человека, но нужно было ещё 2 человека набрать и нам пришлось ждать. Он отвёз нас на рынок, где я подключил местную симку и пообедали. Взял местный суп под названием хуйца и буузы.
После опять отправились на автовокзал, туда-сюда катались по городу, вообще не представляли как день закончится, где мы будем ночевать и т. д. Водитель через переводчик сказал что вроде как друга его из У-Батора ждём, то говорил что не поедем, т. к. не набралось ещё 2 человека и мы думали что возможно придётся в Дархане ночевать. А ещё гугл транслейт не корректно переводит с монгольского и мы иногда не понимали что водитель хочет от нас. В итоге оказалось что он ждал автобус из Улан-Батора, который шёл в Мурэн и нас на него посадил, отдав заплаченные деньги водителю. Как я уже говорил, местное население дружелюбное, например одна девушка через переводчик предложила воды попить, многие нам улыбались. Ехали всю ночь.
Далее про Монголию расскажу во второй части.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия