Этот рассказ является продолжением «Каникулы продолжаются…» нашего путешествия с внучкой в столицу.
После хождений по Ленинскому проспекту, Минералогическому музею и Нескучному саду, где мы накрутили достаточно много километров и небольшого отдыха в отеле, мы направились в парк Горького. Пока пешком до очередной сталинской высотки, что у станции метро «Красные ворота».
Выйдя из нашей легендарной гостиницы «Ленинградская» (одна из сталинских высоток, где мы остановились и отзыв о ней уже написан), направляемся направо.
Улица Каланчевская почти ничем непримечательна. Первые жилые дома здесь появились в 19 веке в связи со строительством Николаевского вокзала (который теперь Ленинградский). Когда-то давно здесь было Каланчевское поле, потом был царский дворец с высокой каланчей, этим и объясняется название улицы.
Неспешным шагом, минут 10 и мы уже у станции метро «Красные ворота».
Когда-то давно здесь находился дом, в котором родился М. Ю. Лермонтов. Его снесли в 20-е годы 20 века.
1
Сталинская высотка построена в 1947–1952 годы, в ней находится станция метро, а выше — жилые квартиры. Трудно представить, как живется жителям этого дома.
Здесь же кафе «Якитория» с небольшой летней верандой и полным отсутствием на ней посетителей. Любителей японской кухни не оказалось.
Для того, чтобы сфотографировать высотку полностью, надо было перейти на другую сторону улицы, но нам туда идти не по пути, да и макушка здания в стадии реконструкции.
Получилось вот что….
Общее впечатление создает и детали можно разглядеть.
2
«Лицом» высотка выходит на Садово-Спасскую улицу и примечательна она тем, что на Садовом кольце — это самое высокое место. Может быть поэтому, здание выглядит величественно и масштабно.
Главные архитекторы проекта — Душкин А.Н. и Мезенцев Б. С. Центральная башня в 24 этажа, по бокам два крыла по 10–15 этажей. Общая высота здания 138 метров, которыми сейчас вроде-бы никого не удивишь, но рассматривать здание интересно.
В левом крыле находится вход на станцию метро «Красные ворота», который мы прошли мимо.
А это небольшой кусочек Садовой-Спасской, рядом остановка автобуса: метро «Красные ворота».
Мы решили немного посмотреть столицу из окна автобуса, остановка «Бэшки» (маршрут «Б») прямо напротив центрального входа в высотку. Очень удобно. Для оплаты проезда внучки мы купили суточный проездной билет, по которому можно ездить на всех видах транспорта, а у подмосковных пенсионеров (у меня) проезд по социальной карте бесплатный, что радует.
«Бэшка» привезла нас прямо к парку Горького. Остановка напротив входа.
Сейчас в парк Горького входят парк «Музеон», что напротив через дорогу (в него мы не пойдем, часто бываю, когда в Новой Третьяковке интересные выставки и особенно, когда в «Музеоне» проводится Фестиваль садов), Нескучный сад (где мы уже побродили), природный заказник «Воробьевы горы» (пока неизведан) и Партер (в наших планах прогулка по Партеру).
В первой половине 17 века в партерной части парка был Лековой луг, где паслись больные царские кони.
Потом в начале 20 века на территории от Нескучного сада до Крымского моста была большая свалка и в 1922 году это место выбирают под устройство Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, для проведения которой было возведено свыше двухсот строений.
Главным архитектором и автором генплана выставки был Иван Желтовский(1867–1959), автор привлекающего внимание здания Госбанка на Неглинной улице и многих других строений в классическом стиле.
В 1928 году было принято решение об устройстве на месте бывшей выставки парка и архитектором его стал Константин Мельников, работавший совсем в ином стиле, чем И.Жолтовский, от плана которого ничего не осталось и то, что мы сейчас видим — это план К.Мельникова, известного конструктивиста, дом-мастерская которого в виде циллиндра с ромбовидными окнами находится в арбатском переулке, сохранилась и туда даже можно попасть с экскурсией (если не закрыли на реставрацию, об этом давно говорят).
Вот такая кратенькая история партерной части парка, где мы решили погулять.
На входе в левом пилоне входа музей истории парка, но мы туда не идем, уже послушали аудиогид. Парк открыли в 1928 году и в 1929 году директором парка становится Бетти Николаевна Глан, при которой была «золотая эпоха» парка. Парк получил мировую известность, но в 1937 году она была арестована и провела в лагерях 17 лет. Впоследствии была реабилитирована и написала в 1988 году книгу воспоминаний, она была периздана в 2013 году и ее можно прочитать в Интернете (взяла себе на заметку, но пока не читала).
Несмотря на то, что это будний день, в парке много гуляющих, очень шумно и оживленно.
В парке два пруда: Голицинский — большой и поменьше — это Пионерский.
На берегу Понерского увидели кафе-гриль «Жаровня», из которого завлекательно пахло и решили заглянуть.
Места на летней веранде были все заняты, но решили остаться и посидеть в закрытой — с видом на Пионерский пруд, а заодно и обсудить осуществление наших дальнейших планов.
Меню разнообразное и привлекательное своими красивыми картинками. И опять было все вкусно: в меру прожаренное мясо и овощи, в меру соленое и приправленное специями.
Разного вида жарехи на гриле (из разного мяса с овощами), шашлыки, конечно же, бургеры — тоже разные, много десертов — насмотревшись красочных картинок сделали скромный заказ на нескромную сумму.
Жареха из индейки напомнила грузинское блюдо оджахури.
Внучке понравился бургер и кесадрилья на гриле (с курицей, сыром, овощами, миксом из зелени и картофелем фри), ну и десерт, разумеется. Бургер особенно, если родители против всяких бургеров, но бабушка иногда позволяет, иногда… Сырные палочки были обыкновенные, но с пылу с жару пошли хорошо.
Насыщенный чай облепиховый чай был хорош, его поставила на второе место после облепихового чай в буфете старинного кинотеатра «Иллюзион», что на Котельнической набережной. А еще там вкусные эклеры.
Дизайн кафе — так себе, ничего особо примечательного. Удалось сфотографировать без посетителей, когда все разошлись.
Главный плюс кафе — это вид на пруд, а в парке — цветы и минус — слишком много народу, шумно и суетливо.
После прогулки по партеру парка опять сели на «Бэшку» и поехали на Павелецкую площадь, иногда там бывают концерты. Да и просто там очень красиво: шалфейные клумбы похожи на лавандовые. Работают фонтаны, между струй бегает ребятня (погода жаркая). Качели и смотровые площадки, все выглядит симпатичненько.
После реконструкции Павелецкая площадь похорошела (она долго была за забором).После разных переименований она обрела свое старое название.
Небольшая историческая справка: Павелецкий вокзал (тогда он так не назывался) был построн в 1900 году, а площадь называлась Саратовской. Потом построили ветку до станции Павелец и вокзал стал называться Павелецким, а соответветственно и площадь. В 1917 году площадь вновь стала Саратовской, а с 1941 по 1992 год — это Ленинская площадь в память о событиях 1924 года, когда сюда из Горок (тогда еще не Ленинских) привезли тело В. И. Ленина.
И в 1994 году вокзал и площадь вновь стали Павелецкими.
А еще здесь есть крупный торгово-развлекательный центр на глубине 40 метров под землей, где мы иногда бываем. Заглянули и в этот раз.
На трех этажах много торговых галерей, ресторанов, кафе и даже подземная парковка для тех, кто приехал на авто.
После ТРК поехали на место своей дислокации в гостиницу «Ленинградскую» она же «Хилтон» на Каланчевской площади. Маршрут автобуса «Б» нам хорошо уже знаком, на нем мы и доехали.
День в столице пролетел незаметно.
День второй начался с Мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина, что на Арбате (дом № 53). До него доехали опять же на «Бэшке» до остановки «Метро Смоленская». Сюда А. С. Пушкин привел после венчания в храме Большого Вознесения на Большой Никитской свою жену. Здесь же он накануне свадьбы проводил так называемый «мальчишник» со своими московскими друзьями и этому посвящен отдельный зал.
Количество фотографий и буковок уже много написала, а еще хочется показать какой стала железнодорожная станция Каланчевская, с которой мы поедем домой.
Говорим: «Прощай!» гостинице «Хилтон» и идем на преобразившуюся станцию.
Когда-то давно в этом ныне красном домике была пригородная касса, а сейчас это памятник архитектуры. Оказывается, это станционное здание появилось в 1865 году. Много-много лет назад покупала в этом домике с тремя окошками билеты на электричку и только благодаря исторической справке на здании узнала его историю.
В конце 19 века предполагалось, что это будет Императорский вокзал, который будет обслуживать правительственные и другие важные поезда. Сюда должен был приехать поезд для коронации Николая 2. Станция и перрон были пышно обустроены.
Однако коронационный поезд прибыл на Брестский вокзал (ныне Белорусский), но станцию иногда использовали как спецвокзал для правительственных особ.
Теперь станция выглядит вполне по-современному, даже есть лифт с первого этажа на второй для маломобильных пассажиров. Есть небольшой зал ожидания и вход в метро на станцию «Каланчевская».
Находившись два дня по столице, мы возвращаемся домой. Москве мы говорим: «До свидания и до новых встреч!».