Хайфа — город неоднозначный. Впечатление о городе складывается по тому, что ты успел увидеть, а здесь можно увидеть разное. Поэтому хочу показать вам ее с разных сторон, чтобы знания о Хайфе не ограничивались только Бахайскими садами, которые, как правило, показывают все, посетившие город.
На этой территории поселения существовали издавна, в XIV веке до н. э. здесь был небольшой портовый город. За прошедшие тысячелетия территория современной Хайфы переходила из рук в руки, в списке завоевателей и управляющих все, кого нам когда-то упоминали на уроках истории: ассирийцы, вавилоняне, израильтяне, финикийцы, римляне… Последними до создания государства Израиль были британцы.
Древняя Хайфа была разрушена в 1761 году османским правителем того времени, с целью строительства нового, более укрепленного города. Поэтому и ведет отсчет своих лет современная Хайфа от 1761 года. Новый город строился в традициях османской архитектуры.
Как известно, Хайфа лежит тремя ярусами на склонах горы Кармель. Сегодня погуляем по Нижнему городу, по его западной части — районам Немецкая колония (Мошава Германит) и Ва́ди Ни́снас. Эти районы принадлежат историческому центру Хайфы, они существовали еще до создания государства Израиль.
Немецкая колония — один из самых интересных в архитектурном отношении частей города. Она была основана в 1868 году переселенцами из Германии — темплерами, которые входили в религиозное «Общество друзей Иерусалима». Это протестантская секта, которая сформировалась в Германии во второй половине XIX века. Темплеры пришли в Израиль с верой, что, поселившись на Святой Земле, они приблизят второе пришествие Христа.
Темплеры построили современный немецкий город среди довольно пустынной местности на краю османской империи. Богатая немецкая колония выделялась среди своего бедного окружения. Это первый район на территории Израиля, построенный по плану, с широкой центральной улицей, которая сейчас называется проспектом Бен Гуриона. С разделительной полосы проспекта открывается лучший вид на Бахайские сады. Сюда обязательно приводят туристов. Вот и я впервые была здесь десять лет назад с экскурсией.
С верхней площадки Бахайских садов можно хорошо рассмотреть границы немецкого квартала. Это квадрат домов с оранжевыми крышами, ограниченный на севере — побережьем, на юге — улицей Хагафен перед Бахайскими садами, на западе — улицей Исхак Саде, на востоке — улицей Эйн Дор.
Улица перед Бахайскими садами не зря называется Хагафен (Винная). Во времена, когда Немецкая колония была действительно немецкой, на месте Бахайских садов рос виноград. Позже переселенцы выкорчевали виноградники, пораженные болезнью, и посадили там сосновые рощи.
Темплеры строили себе каменные дома в немецком стиле с добавлением восточных элементов. Почти во всех дома есть фронтон, чаще всего треугольной формы, балкон над входной дверью и надпись над входом, обычно цитата из библии или Нового завета.
Многие здания на проспекте Бен Гуриона охраняются государством.
Дом №1 по проспекту Бен Гуриона - Дом семьи Келлер. Здесь жила семья Фридриха Келлера, вице-консула Германии.
Одно из самых интересных зданий, построенных темплерами в конце XIX века, — Дом Дика. Авраам Дик владел компанией, занимавшейся импортом сельскохозяйственной техники. К сожалению, фасад скрывают деревья, нельзя на снимке увидеть большие окна на первом этаже. Они использовались для демонстрации образцов сельскохозяйственной техники.
Темплеры в начале жизни на Святой Земле пытались зарабатывать на жизнь сельским хозяйством, как и в Германии, используя современные европейские методы земледелия. Но местные фермеры-арабы завидовали их методам ведения хозяйства, воровали и уничтожали урожай, поджигали поля.
Темплеры отказались от сельского хозяйства, стали заниматься промышленностью и туризмом, построили механические мастерские, фабрику по производству мыла из оливкового масла и современные гостиницы. Колония процветала и расширялась, к началу Первой мировой войны здесь проживало около 750 человек, было около сотни жилых зданий и десятки хозяйственных построек.
Переселенцы занимали видное место в экономике города. Они занимались строительством, торговлей, ремеслами, транспортом, обслуживанием туристов, служили консулами Германии, Англии, США и других стран, представляли крупнейшие европейские судоходные и страховые компании. Ими были построены и эксплуатировались паровые мельницы, большая механическая лесопилка, завод по производству цементных изделий, а также организованы пассажирские линии общественного транспорта между Хайфой, Акко, Назаретом и Тверией.
Сейчас в этом районе найти немцев можно, пожалуй, только среди туристов. Местные жители Немецкой колонии во время Второй мировой войны были депортированы из-за связей с нацистами. Около трети жителей колонии были членами нацистской партии, а подростки вступали в гитлерюгенд.
Дома около полувека стояли заброшенными. Колонию восстановили в 1990-х годах в рамках проекта по созданию садов Всемирного центра бахаи. Немецкая колония в Хайфе — уголок европейского стиля, теперь ее здания занимают небольшие отели, ресторанчики с винными погребами, кафе, то есть все то, что служит развитию туризма.
Вот в этом доме, например, находится косметический салон,
а в этих — гостиницы. Не смотрите, что немноголюдно. Это обычный рабочий день, еще довольно рано, большинство ресторанов и кафе закрыты. Здесь оживленно во второй половине дня и, особенно, вечером.
Кафе и рестораны этого исторического района сейчас принадлежат в основном арабам. Это понятно и по оформлению.
Нечасто, но встречаются и котики.
Одна из самых заметных достопримечательностей в этом районе Хайфы — элеватор Дагон, построенный в 1955 году. Высота здания — 68 метров, а вместимость этого зернохранилища — 100 тысяч тонн. В здании элеватора находится Музей хлеба, экспозиция которого рассказывает о производстве хлеба, начиная с каменного века. В коллекции музея есть мельничные жернова, датируемые VIII веком до нашей эры, привезенные из Иерихона. Это необычный музей: он работает всего 30 минут в день.
В конце проспекта Бен Гуриона находится современный отель «Ботаника», где для гостей есть СПА-салон и бассейн с подогревом на крыше.
Большое здание на перекрестке с улицей Яффо занимает гостиница Golden Crown, торговый центр, а также City Center — Outlet, где, говорят, можно совершить покупки с большими скидками. Не люблю магазины, поэтому не проверяла, так ли это.
Немного пройдем по улице Яффо. В начале ее еще можно увидеть дома, построенные темплерами.
Мы еще в границах Немецкой колонии, но понемногу архитектура зданий начинает меняться.
Да и внешне здания уже не такие опрятные, мы приближаемся к жилым арабским кварталам Хайфы.
А это гостевой дом Латинского патриархата Иерусалима, здесь останавливаются паломники.
На перекрестке улицы Яффо с улицей Эйн Дор заканчивается Немецкая колония (Мошава Германит). Немного пройдем по улице Эйн Дор.
Вот повод поговорить о гербе Хайфы. Конечно, на люке не видно синего треугольника, на котором изображен белый корабль с парусами, но на гербе он есть и обозначает священную гору Кармель, на склонах которой расположен город. Корабль под парусами, идущий по волнам, подчеркивает значение города как главных ворот страны в Средиземноморье. В верхней части герба красным цветом изображены стены византийской крепости Рушмия. Щит венчает каменная корона с оливковой ветвью — символом мира, а под щитом на фигурной ленте голубого цвета с красной окантовкой начертано название города на трех языках — иврите, арабском и латинице.
На улице Эйн Дор находится собор святого пророка Илии — восточнокатолический храм, принадлежащий мелькитской греко-католической церкви.
За собором начинается небольшой район Нижнего города — Ва́ди Ни́снас. Ниснас в переводе с арабского — мангуст. Говорят, что в Израиле водятся эти зверьки в большом количестве.
Показал мне этот район Юрий, активный турист, правда, на Туристере присутствующий только как читатель. Более десяти лет назад наши пути-дорожки пересеклись на экскурсии в Вашингтоне, и уже второй раз мы в одно время случайно оказываемся в Израиле. Почему бы не пересечься, тем более, что Юрий неплохо знает Хайфу и может показать места, куда я вряд ли пошла бы самостоятельно.
Вади Ниснас появился в конце XIX века, здесь рядом жили арабы и евреи. После образования государства Израиль он стал центром арабской общины Хайфы. Сейчас это смешанный христианско-арабский район, причем две трети населения составляют христиане, одну треть арабы и совсем немного евреев.
Вот англиканская церковь Святого Иоанна, построенная в 1935 году. Читала, что в церкви один из лучших органов в Хайфе, поэтому часто проходят концерты.
Здесь сложно о чем-то рассказывать, нужно просто ходить и смотреть, разглядывать детали. Внешне это типично арабский район, здесь узкие улочки, заставленные машинами, белье, висящее на балконах, очень много всего, на первый взгляд лишнего.
Нельзя сказать, что здесь грязно или замусорено, просто здесь так живут. Район не вызывает отторжения, здесь своя, особая атмосфера. Вдоль узкой улочки Вади расположились базар, лавочки, ресторанчики и кафе с разнообразными блюдами восточной кухни.
Здесь на стенах зданий можно увидеть замечательные работы арабских и еврейских художников, выполненные в разные годы.
Вот эта арабская женщина на балконе — «Тетя Амне» Насрина Абу Бейкера, выполненная в 2010 году.
На улочках Вади Ниснас был реализован проект «Музей без стен», здесь можно видеть различные произведения современного искусства, а рядом таблички с информацией. Вот эта работа выполнена в 2009 году женской мастерской керамики в память о художнице Хайе Тума.
Каждый здесь украшает свое жилище, как может.
Обратите внимание на обрезанный кончик ушка у кошечки, это знак, что она стерилизована.
А это работа детей «Да взойдет солнце», выполненная в 2010 году.
Этот грустный рыжий котик под кустом инжира просится на картину с названием «Одиночество».
На картине на этой стене, думаю, изображены люди, которые когда-то жили в Хайфе, возможно, известные личности.
Поднимаешься из Вади Ниснас по лестнице и попадаешь уже совсем в другой район Хайфы — еврейский район Адар.
Рассказ о Нижнем городе еще не закончен, а в качестве анонса скажу: будет много граффити, которыми славится этот район Хайфы.