Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 4:55
Снова в строю:)

Великий Новгород: у истоков русской истории

Великий Новгород — Россия Июнь 2023
45 50

Великий Новгород — это город-музей, поражающий своим кремлём, древними храмами, прекрасными монастырями и богатейшими коллекциями икон. Но одновременно он и город-история, колыбель российского государства, место, где возникла наша страна и откуда начался исторический отсчёт её бытия. В данном рассказе пойдет речь о двух связанных с этим объектах: месте, где, как считается, сформировались первые властные структуры Руси, а также памятнике, посвященном тысячелетию существования России.

Рюриково Городище

Это место мы посетили во время водной экскурсии по Волхову, и, честно говоря, особого впечатления оно поначалу не произвело. Понравились в основном красивые виды, которые оттуда открывались. Лишь позже, ознакомившись с содержанием отснятых там информационных стендов, а также почитав о нём в сети, мы поняли, что находились у истоков русской государственности. Вот что удалось выяснить.

Археологический памятник «Рюриково городище» находится в 2-х километрах от Новгорода, на правом берегу Волхова недалеко от его истока из озера Ильмень. По утверждениям учёных, в 9–10 веках именно Городище являлось первым укреплённым поселением в истоке Волхова, и «старым городом» по отношению в новому городу — Новгороду. Появление укреплённого поселения именно здесь не случайно — его стратегическое расположение позволяло контролировать водную магистраль на оживленном торговом пути из Балтики в Чёрное море («из варяг в греки»). В 19-м веке считали, что именно здесь обосновался легендарный варяжский князь Рюрик, призванный, согласно летописи, править Русью. Случилось это в 862 году, и от этого момента традиционно начинается отсчёт российской истории.

6
Рюриково Городище - вид сверху (интернет).
Рюриково Городище - вид сверху (интернет).

Археологи установили, что в середине 9-го века тут была построена деревянная крепость с княжеской резиденцией, а само поселение времён Рюрика располагались на холме на высоте 11–12 м над уровнем реки и тянулись вдоль берега Волхова на 350 м. Резиденция князя в центре поселения была защищена укреплениями из дубовых брёвен и глубоким рвом. Также на территории Городища в разное время располагалось шесть деревянных и каменных церквей, неоднократно возобновлявшихся и перестраивавшихся. Сейчас, правда, наука не может однозначно подтвердить факт обитания Рюрика именно в этом Городище, поэтому упоминание его имени в названии места — скорее дань традиции, возникшей в 19-м веке.

8
Рюриково Городище - вид с реки Волхов.
Рюриково Городище - вид с реки Волхов.

7
Рюриково Городище - вид от музея деревянного зодчества «Витославлицы».
Рюриково Городище - вид от музея деревянного зодчества «Витославлицы».

Площадь холма, на котором располагалось Городище, невелика, и когда возможности роста поселения были исчерпаны, ниже по течению Волхова был основан новый город, который и стал Великим Новгородом. Однако какое-то время «старый» и «новый» города (Городище и Новгород) существовали параллельно. Но с конца 11-го века именно Новгород стал политическим и торговым центром (где «законодательная» власть принадлежала вечевому собранию, а «исполнительная» — избранному посаднику). Городище же стало только резиденцией новгородского князя, подконтрольного посаднику и «работавшего» исключительно военачальником новгородских дружин. Здесь также находили пристанище политические противники великого киевского князя, останавливались проездом в Киев или Москву иностранные посольства. Здесь прошло детство Александра Невского, побывали Дмитрий Донской, Василий Тёмный, Иван III и Иван Грозный. Именно во время правления Ивана Грозного Городище утратило своё государственное значение и пришло в упадок.

11
Вид от Городища на р.Волхов и Юрьев монастырь на другом берегу.
Вид от Городища на р.Волхов и Юрьев монастырь на другом берегу.

13
Пейзажи вокруг Городища исключительно живописны.
Пейзажи вокруг Городища исключительно живописны.

Из построек в Городище сохранились лишь развалины церкви Благовещенья, которая была заложена новгородским князем Мстиславом Владимировичем в 1103 году и стала вторым после Софийского собора каменным храмом Новгорода. На протяжении истории храм неоднократно перестраивался, пока не был разрушен в годы ВОВ. Сейчас он пребывает в «законсервированном» состоянии, но при этом, однако, включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

8
На Городище установлен флагшток с российским флагом и находятся законсервированные остатки церкви Благовещения.
На Городище установлен флагшток с российским флагом и находятся законсервированные остатки церкви Благовещения.

В 2012 году, в честь 1150-летия российской государственности, на Рюриковом городище был установлен Княжий камень — огромный сорокатонный валун из одной деревни в Новгородской области. На камне высечена цитата из Радзивиловской летописи о призвании в 862 году Рюрика и начале его княжения в новгородской земле.

5
Памятный знак «Княжий камень» на Городище, установленный в честь 1150-й годовщины российской государственности.
Памятный знак «Княжий камень» на Городище, установленный в честь 1150-й годовщины российской государственности.

7
На Княжьем камне высекли цитату из Радзивиловской летописи: «И прия всю власть Рюрикъ одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби городок надъ Волховом, и прозваша Новъгород, и седе ту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити».
На Княжьем камне высекли цитату из Радзивиловской летописи: «И прия всю власть Рюрикъ одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби городок надъ Волховом, и прозваша Новъгород, и седе ту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити».

И хоть непонятно, был тут Рюрик или не был, Княжий камень хорошо перекликается с другим, гораздо более внушительным памятником, который установили в 1862 году в Новгородском кремле в честь тысячелетия призвания варягов и начала отсчета российской истории.

Памятник «Тысячелетие России»

Будучи в Новгороде, мы конечно, не могли пройти мимо памятника «Тысячелетие России», стоящего в кремле. Однако просто взглянуть на него или даже обойти вокруг показалось явно недостаточным — памятник очевидно требовал больших усилий, чтобы в нем разобраться. С первого взгляда было понятно, что перед нами энциклопедия русской истории, но «прочитать» её было нелегко — уж очень много событий, а тем более действующих лиц там было представлено. Поэтому на месте памятник просто тщательно сфотографировали, а разбирались уже дома, после возвращения из поездки. «Разборки» оказались очень интересными: во-первых, пришлось освежить в памяти всю русскую историю; во-вторых, узнали много её новых действующих лиц; в-третьих, было интересно оценить выбранных для памятника персонажей с точки зрения современных исторических оценок. Результаты наших изысканий приводятся ниже, и начинаются они с истории возникновения монумента.

11
Памятник «Тысячелетие России» хорошо смотрится на фоне Софийского собора. Несмотря на большие размеры (высота - 16 м), он не кажется громоздким и хорошо вписывается в пейзаж Новгородского кремля.
Памятник «Тысячелетие России» хорошо смотрится на фоне Софийского собора. Несмотря на большие размеры (высота - 16 м), он не кажется громоздким и хорошо вписывается в пейзаж Новгородского кремля.

Вскоре после восшествия на престол императора Александра II министр внутренних дел Сергей Ланской напомнил молодому царю о приближении памятной даты — 1000-летия призвания Рюрика на княжение. Он предложил отметить это событие установкой памятника, и царь, конечно же, согласился. Возводить его было решено в Новгороде (ведь именно туда, согласно летописи, призвали Рюрика с дружиной) и поначалу думали о памятнике только варягу, но затем решили посвятить его многим заслуженным людям, сыгравшим большую роль в истории России. Государство объявило подписку на пожертвования от всех сословий на сооружение памятника, а также открыло анонимный конкурс на лучший проект памятника, который прославил бы самодержавие, православие и русский народ.

9
Памятник выполнен по проекту М.О.Микешина, но воплощали его в жизнь многие скульпторы.
Памятник выполнен по проекту М.О.Микешина, но воплощали его в жизнь многие скульпторы.

Хотя в конкурсе приняли участие маститые академики, победил проект 25-летнего никому не известного художника Михаила Микешина, только за год до этого окончившего Академию художеств. Микешин предложившего смелую художественную идею: скульптурный коллаж со всей историей страны на одном пьедестале. В дальнейшем он создал ещё несколько известных памятников: Екатерине II в. Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве.

Поскольку победивший в конкурсе Микешин в тот момент ещё не имел опыта работы со скульптурой, он попросил помочь с воплощением своей идеи ровесника, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств Ивана Шрёдера. Тот вылепил уменьшенную модель памятника по проекту Микешина и в дальнейшем создал десять больших статуй для самого монумента. Но так как объём работ для возведения памятника был гигантским, к его созданию привлекли ещё пятерых опытных скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и горельеф пьедестала.

6
Б.П.Виллевальде. Открытие памятника 1000-летию России в Новгороде в сентябре 1862 года. Новгородский музей изобразительных искусств.
Б.П.Виллевальде. Открытие памятника 1000-летию России в Новгороде в сентябре 1862 года. Новгородский музей изобразительных искусств.

Памятник был торжественно открыт 8 (20) сентября 1862 года, в годовщину Куликовской битвы и в день православного праздника Рождества Богородицы. Присутствовал император Александр II с семьёй, высшее духовенство, 12 тысяч солдат императорской гвардии. Прибыло и множество простой публики — численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Был устроен торжественный военный парад и крёстный ход, салют из пушек. Программа торжеств с церковными службами, приёмами и балами растянулась три дня.

8
Силуэт памятника образован огромным шаром-державой на постаменте и напоминает вечевой колокол — символ новгородской истории. Одновременно в нём можно «разглядеть» и шапку Мономаха — один из атрибутов царской власти. Фигуры расположены на трех уровнях, как олицетворение триады «Православие, Самодержавие, Народность», изобретённой идеологами империи в период царствования Николая I.
Силуэт памятника образован огромным шаром-державой на постаменте и напоминает вечевой колокол — символ новгородской истории. Одновременно в нём можно «разглядеть» и шапку Мономаха — один из атрибутов царской власти. Фигуры расположены на трех уровнях, как олицетворение триады «Православие, Самодержавие, Народность», изобретённой идеологами империи в период царствования Николая I.

На самом верхнем уровне находится большой шар с крестом: это держава — символ царской власти. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862». Рядом с крестом ангел — символ православия — благословляющий стоящую перед ним коленопреклонённую женщину — Россию.

8
Коленопреклонённая Россия перед ангелом. Она опирается на щит с двуглавым орлом и датой «1862». Фигуры выполнены И.Н.Шредером.
Коленопреклонённая Россия перед ангелом. Она опирается на щит с двуглавым орлом и датой «1862». Фигуры выполнены И.Н.Шредером.

Вокруг шара-державы, на втором уровне памятника, расположены шесть скульптурных групп из 17 фигур (т.н. «колоссальные фигуры»), отражающих основные моменты русской истории — от призвания варягов до создания Российской империи. Каждая из групп ориентирована на определенную часть света, куда в своё время были направлены интересы правителей Руси/России или откуда исходили основные для неё угрозы (см ниже).

1
Пространственное расположение основных скульптурных групп памятника. Взоры Рюрика и Владимира, норманнских князей, устремлены на юг, в сторону Киева, ставшего столицей основанного ими государства. Дмитрий Донской смотрит на юго-восток, откуда исходила татарская угроза. Иван III развернут на восток, в сторону Москвы, вокруг которой происходила тогда консолидации русских земель. Михаил Романов, первый царь новой династии, смотрит на Запад, в направлении тогдашнего главного врага русских - Речи Посполитой. Наконец, Пётр I обращён на север, где в упорной войне со шведами он прорубал «окно в Европу».
Пространственное расположение основных скульптурных групп памятника. Взоры Рюрика и Владимира, норманнских князей, устремлены на юг, в сторону Киева, ставшего столицей основанного ими государства. Дмитрий Донской смотрит на юго-восток, откуда исходила татарская угроза. Иван III развернут на восток, в сторону Москвы, вокруг которой происходила тогда консолидации русских земель. Михаил Романов, первый царь новой династии, смотрит на Запад, в направлении тогдашнего главного врага русских - Речи Посполитой. Наконец, Пётр I обращён на север, где в упорной войне со шведами он прорубал «окно в Европу».

Рассматривая теперь «колоссальные фигуры» в хронологическом порядке, начнем с Рюрика, полулегендарного норманнского правителя, первого летописного князя Древней Руси. На его щите выбита надпись «ЛЪТА STO». Это летописная дата призвания варягов, выполненная на кириллице (S=6000, T=300, O=70, итого 6370-й год), по современному летоисчислению — год 862.

8
Рюрик (? - 879). Полулегендарный варяжский князь, призванный на правление славянскими и финно-угорскими племенами. Автор фигуры - скульптор П.С.Михайлов.
Рюрик (? - 879). Полулегендарный варяжский князь, призванный на правление славянскими и финно-угорскими племенами. Автор фигуры - скульптор П.С.Михайлов.

Слева от Рюрика находится скульптурная группа во главе с его правнуком, князем Владимиром Святославовичем, крестителем Руси. В его руке византийский крест, справа крестьянин по его повелению разбивает языческого идола, а слева молодая мать протягивает ему своего младенца для крещения. Это одна из самых красивых композиций памятника.

7
Владимир Святой (978-1015), креститель Руси. Скульптор группы - Р.К.Залеман.
Владимир Святой (978-1015), креститель Руси. Скульптор группы - Р.К.Залеман.

Справа от Рюрика расположился Дмитрий Донской, победитель Мамая. Ногой он попирает татарского воина, а в руках у него шестопёр (оружие) и бунчук (древко с привязанным хвостом коня — символ татарской власти). Справедливости ради следует отметить, что до конца татарского ига пройдет ещё сто лет, а успехи князя Дмитрия в борьбе с татарами, несмотря на одержанную им победу в Куликовской битве, неоднозначны: в 1382 хан Тохтамыш сжег Москву, которую князь не стал защищать.

6
Дмитрий Донской (1350-1389), победитель татар на Куликовом поле. Скульптор - Р.К.Залеман.
Дмитрий Донской (1350-1389), победитель татар на Куликовом поле. Скульптор - Р.К.Залеман.

Самая многочисленная группа из 5 фигур окружает Великого князя Ивана III. В его правление Московское княжество значительно расширилось, в том числе за счет успешных войн с Великим княжеством Литовским. Великий князь успешно воевал и с Ливонским орденом, но больше всего он знаменит сопротивлением татарам («Стояние на Угре» в 1480 г.). Именно в его правление закончилась вассальная зависимость Руси от татар. Все эти события отражены в скульптурной группе вокруг Ивана III. Великий князь стоит в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимая от коленопреклонённого татарина знак власти — бунчук. Рядом лежат побеждённый в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом.

7
Иван III (1440-1505), скульптор - И.Н.Шредер. Помимо поверженных врагов, в скульптурной группе представлена обращённая спиной к зрителю фигура человека, поддерживающего державу. Считается, что это «сибиряк», символизирующий начавшееся присоединение Сибири к Русскому царству.
Иван III (1440-1505), скульптор - И.Н.Шредер. Помимо поверженных врагов, в скульптурной группе представлена обращённая спиной к зрителю фигура человека, поддерживающего державу. Считается, что это «сибиряк», символизирующий начавшееся присоединение Сибири к Русскому царству.

Следующая скульптурная группа демонстрирует венчание на царство в 1613 году шестнадцатилетнего Михаила Романова. Это событие стало завершением Смутного времени, во время которого Москва едва не попала под контроль Польши. Коленопреклонённый Кузьма Минин вручает молодому царю символы его власти — шапку Мономаха и скипетр, а князь Пожарский, командир Второго ополчения, прогнавшего поляков из Москвы, защищает его своим мечом.

7
Михаил Романов (1596-1645) в окружении Кузьмы Минина и князя Пожарского. Скульптор - Р.К.Залеман.
Михаил Романов (1596-1645) в окружении Кузьмы Минина и князя Пожарского. Скульптор - Р.К.Залеман.

Пётр I, основатель Российской империи, стоит в мундире Преображенского полка, увенчанный лавровым венком и со скипетром в правой руке. Крылатый ангел указывает ему путь на север к месту будущего Санкт-Петербурга, у его ног — поверженный на колени швед, прижимающий к себе разорванное знамя.

6
Пётр I (1672-1725). Скульптор группы - И.Н.Шредер.
Пётр I (1672-1725). Скульптор группы - И.Н.Шредер.

Нижнюю часть монумента опоясывает горельефный фриз, на котором представлены 109 наиболее выдающихся деятелей России. Они были отобраны по согласованию с императорскими властями для изображения на памятнике. Микешин не сам решал кого изобразить, а привлёк для выбора персонажей видных историков, литераторов и священнослужителей. Согласование списка «видных людей» заняло много времени, но в конечном итоге он был утвержден императором Александром II. После этого Микешин не стал просто расставлять скульптуры людей в хронологическом порядке, а смешал их между собой, создавая мизансцены с их участием.

5
27-метровый круговой горельеф с выдающимися деятелями России внизу памятника.
27-метровый круговой горельеф с выдающимися деятелями России внизу памятника.

Все персонажи горельефа разделены на четыре группы: «Просветители», «Государственные люди», «Военные люди и герои», «Писатели и художники». Многие из представленных там личностей хорошо известны и нынешнему поколению россиян, однако имена некоторых, особенно из числа священнослужителей, вряд ли что-нибудь скажут современному человеку. Мы не ставим целью рассказать о всех исторических деятелях на горельефе — их слишком много, — а просто поделимся своими впечатлениями от ознакомления с представленными на нём персоналиями.

Начнем с творческих людей (так правильнее было бы назвать эту группу, так как представлены в ней не только писатели и художники). Их на памятнике меньше всего — 16 человек из 109, т. е. около 15%. Поскольку недостатка в кандидатах не было, подобная пропорция, возможно, отражает существовавшие в те времена представления о большей общественной значимости администраторов и военачальников по сравнению с писателями, художниками и композиторами.

5
 «Писатели и художники», часть 1; скульптор И.Н.Шредер.
«Писатели и художники», часть 1; скульптор И.Н.Шредер.

Слева сидит, задумавшись, М. В. Ломоносов (1711–1765). У него нет коллег-«научников», с которыми можно было бы поговорить об учёных материях:). Справа от Ломоносова видим группу из 4-х человек, один из которых (драматург и основатель первого русского театра Ф. Г. Волков (1729–1763), с книгой в руке) рассказывает что-то интересное сидящим перед ним литераторам Д. И. Фонвизину (1744–1762) и Г. Р. Державину (1743–1816). Также к нему прислушивается стоящий архитектор А. Ф. Кокоринов (1726–1772). Следующая группа из 5 человек концентрируется вокруг сидящего с книгой баснописца И. А. Крылова (1769–1844). Ему внимают сидящий рядом с ним А. С. Грибоедов (1795–1829), а также стоящие над ним, наклонившись, историк Н. М. Карамзин (1766–1826), поэт В. А. Жуковский (1783–1852) и поэт Н. И. Гнедич (1784–1833) — переводчик «Илиады» Гомера.

За Грибоедовым замерли в молчании в накинутых на плечи тогах классики русской литературы: М. Ю. Лермонтов (1814–1841), А. С. Пушкин (1799–1837) и Н. В. Гоголь (1809–1852). На горельефе Пушкин из них выше всех, хотя роста он был, как известно, невысокого. Так, наверное, Микешин хотел подчеркнуть его первенство среди российских литераторов.

4
«Писатели и художники», часть 2.
«Писатели и художники», часть 2.

За тремя литературными классиками композитор М. И. Глинка (1804–1857) обнимает за плечо живописца К. П. Брюллова (1799–1852). Завершает группу творческих людей композитор Д. С. Бортнянский (1751–1825), создатель классического типа русского хорового концерта и автор изумительной церковной музыки.

Из участников творческой группы незнакомым был только архитектор Кокоринов. Как выснилось, он построил на Университетской набережной Васильевского острова в Петербурге красивое здание Академии художеств (но по чужому проекту), и сейчас его имя, что называется, «не на слуху». Вместе с тем известно, что из первоначального списка были исключены такие гениальные русские архитекторы, как Василий Баженов и Михаил Казаков. Кокоринов, правда, был первым ректором Петербургской Академии художеств, и возможно это помогло ему «попасть» на памятник. Но по современным представлениям его присутствие на монументе вместо Баженова и Казакова выглядит неправильным.

«Государственные люди» представляют группу правителей России из двух династий (Рюриковичей и Романовых), окруженных своими наиболее преданными подчинёнными. Интересно, что среди правителей нет царя Ивана Грозного — одного из наиболее известных представителей династии Рюриковичей. Во время его деспотического правления российская государственность скорее пострадала, нежели укрепилась, и к тому же он «прославился» жестоким разгромом Новгорода в 1570 г. Поэтому помещение его на памятник в этом городе сочли неэтичным. Однако же его дед, Великий князь Иван III, при котором Новгородская республика оказалась под контролем Москвы, присутствует на памятнике дважды.

3
«Государственные люди», скульптор Н.А.Лаверецкий; часть 1: Рюриковичи.
«Государственные люди», скульптор Н.А.Лаверецкий; часть 1: Рюриковичи.

Домонгольский период преставлен на памятнике двумя киевскими князьями: Ярослав Мудрый (978–1054) держит в руках свод изданных им законов «Русская правда», показывая его своему внуку, Владимиру Мономаху (1053–1125). Рядом несколько неожиданно расположилась группа правителей Великого княжества Литовского: Гедемин (ок.1275–1341), Ольгерд (1296–1377), Витовт (1350–1430). (Их появление на памятнике удивляет, потому что в 14–15 веках Великое княжество Литовское было главным соперником Московского княжества в борьбе за господство на северо-западе Руси. Противники воевали друг с другом, Ольгерд дважды (в 1368 и 1370 гг.) осаждал Москву. Сейчас кажется странным включение этих персонажей в число строителей русской государственности, но в 19-м веке взгляды, похоже, были иные. Можно предположить, что поскольку к тому времени, после всех разделов Польши, территория бывшего княжества Литовского целиком вошла в состав Российской империи, литовские правители стали считаться императорской властью «своими»). Иван III, второй раз изображённый на памятнике, сидит на троне с царскими регалиями, а в ногах у него щит с двуглавым орлом — символом самодержавия. Вся эта символика подчёркивает его роль «собирателя русских земель».

4
«Государственные люди», часть 2: Новая династия.
«Государственные люди», часть 2: Новая династия.

Самый известный и противоречивый из всех Рюриковичей, царь Иван IV Грозный, на памятнике отсутствует, как мы уже упоминали выше. Однако его эпоха представлена на памятнике Анастасией Романовой (1530–1560), его первой и самой любимой женой. Её окружают прогрессивные сподвижники молодого Ивана IV: протопоп Сильвестр (?-1566) и Алексей Адашев (?-1561). Царица Анастасия происходила из рода бояр Романовых, откуда вышел и первый царь новой династии — Михаил Романов (1569–1645). На памятнике его окружают два известных русских патриарха: Гермоген (1530–1612, слева) и Филарет (1554–1633, справа). (Гермоген в 1612 г. призывал к борьбе против польской интервенции, за что и был замучен поляками. В Александровском саду рядом с Московским Кремлём ему стоит большой памятник. Патриарх Филарет был отцом Михаила Романова и до своей смерти — фактически правителем Русского государства как регент при молодом царе). В 30-летнее правление Алексея Михайловича (1629–1676) — второго царя из династии Романовых, произошло много важных событий: возвращение Смоленска, присоединение левобережной Украины, восстание Степана Разина и церковный раскол.

4
«Государственные люди», часть 3: Имперский период.
«Государственные люди», часть 3: Имперский период.

На заключительном отрезке «государственной» группы представлены российские императоры и императрицы от Петра I до Николая I. (Не все, правда, удостоились такой чести: из значимых правителей отсутствуют Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Павел I). Петра I (1672–1725) сопровождает лишь Яков Долгорукий (1639–1720), в то время как «правая рука» первого российского императора — Александр Меньшиков — отсутствует. Екатерина II (1729–1796) венчает лавровым венком Григория Потёмкина (1739–1791), губернатора Новороссии и организатора присоединения Крыма к России (за что он был удостоен титула «Таврический»). Императоры Александр I и Николай I окружены на горельефе министрами своего двора. Интересно, что Николай I в первоначальном проекте не предусматривался и был добавлен в последний момент по личному распоряжению Александра II, его сына.

Самой многочисленной группой на горельефе являются «Военные люди и герои» — 36 человек. Здесь много знакомых и хорошо известных личностей, которых мы просто обозначим на фотографиях, не вдаваясь относительно них в дальнейшие подробности. Вместо этого остановимся на менее известных, но при этом достаточно любопытных персонажах.

3
«Военные люди и герои», скульптор А.М.Любимов; часть 1 - князья и царские воеводы. 1 - Святослав Игоревич (?-973), внук Рюрика, великий князь киевский, выдающийся полководец; 2 - Довмонт (?-1299), псковский князь; 3 - князь Александр Невский (1220-1263); 4 - князь Дмитрий Донской (1350-1389), 5 - князь Михаил Тверской (1271-1318); 6 - воевода Даниил Холмский (?-1493); 7 - Марфа-Посадница; 8 - Ермак (?-1585); 9 - князь Дмитрий Пожарский (1578-1642); 10 - Кузьма Минин (?-1616); 11 - Иван Сусанин (?-1613); 12 - Богдан Хмельницкий (1595-1657).
«Военные люди и герои», скульптор А.М.Любимов; часть 1 - князья и царские воеводы. 1 - Святослав Игоревич (?-973), внук Рюрика, великий князь киевский, выдающийся полководец; 2 - Довмонт (?-1299), псковский князь; 3 - князь Александр Невский (1220-1263); 4 - князь Дмитрий Донской (1350-1389), 5 - князь Михаил Тверской (1271-1318); 6 - воевода Даниил Холмский (?-1493); 7 - Марфа-Посадница; 8 - Ермак (?-1585); 9 - князь Дмитрий Пожарский (1578-1642); 10 - Кузьма Минин (?-1616); 11 - Иван Сусанин (?-1613); 12 - Богдан Хмельницкий (1595-1657).

Довмонт (№ 2) был знатным литовцем, который, приняв участие в неудавшемся заговоре, вынужден был бежать из Литвы и обосновался в Пскове. Там он принял крещение, и горожане выбрали его своим князем, после чего он более 30 лет правил там, успешно защищая город от нападений Литвы и Ливонского ордена; Князь Михаил Тверской (№ 5), стоящий на колене и закованный в цепи, прославился тем, что в 1318 году отправился по вызову хана Узбека на верную смерть в Орду, чтобы предотвратить карательную татарскую экспедицию и спасти свой город от разорения; Марфа-Посадница (№ 7), лидер антимосковской партии в Новгороде, горестно склонилась над разбитым вечевым колоколом, символом ушедшей Новгородской республики после её покорения Иваном III в. 1478 году. Марфа вела переговоры о включении Новгорода в состав Литвы, чего Москва не могла допустить. Рядом с ней сидит воевода Ивана III Даниил Холмский (№ 6), обеспечивший покорение Новгорода после разгрома новгородской рати на реке Шелонь в 1471 г.

2
«Военные люди и герои», скульптор А.М.Любимов; часть 2 - военачальники русских императоров. Петровские генералы: 1 - Б.П.Шереметьев (1652-1719), 2 - М.М.Голицын (1675-1730); 3 - Миних (1683-1767); «Екатерининские орлы»: 4 - А.Г.Орлов (1737-1807), 5 - П.А.Румянцев-Задунайский (1725-1796), 6 - А.В.Суворов, граф Италийский (1729-1800); Герои 1812 года: 7 - М.Б.Барклай-де-Толли (1761-1818), 8 - М.И.Кутузов (1745-1813), 9 - М.И.Платов (1751-1818), 10 - П.И.Багратион (1765-1812); Герои обороны Севастополя: 11 - В.А.Корнилов (1806-1854), 12 - П.С.Нахимов (1802-1855).
«Военные люди и герои», скульптор А.М.Любимов; часть 2 - военачальники русских императоров. Петровские генералы: 1 - Б.П.Шереметьев (1652-1719), 2 - М.М.Голицын (1675-1730); 3 - Миних (1683-1767); «Екатерининские орлы»: 4 - А.Г.Орлов (1737-1807), 5 - П.А.Румянцев-Задунайский (1725-1796), 6 - А.В.Суворов, граф Италийский (1729-1800); Герои 1812 года: 7 - М.Б.Барклай-де-Толли (1761-1818), 8 - М.И.Кутузов (1745-1813), 9 - М.И.Платов (1751-1818), 10 - П.И.Багратион (1765-1812); Герои обороны Севастополя: 11 - В.А.Корнилов (1806-1854), 12 - П.С.Нахимов (1802-1855).

Саксонец Бурхард Кристоф Миних (№ 3) был приглашен в Россию в 1721 г. Петром I как военный инженер-гидротехник. При Петре он работал «по специальности», построив, в том числе, обходной канал вокруг Ладожского озера. В правление Анны Иоанновны ему, однако, пришлось переквалифицироваться в военачальники и возглавить в 1736 г. поход русской армии в Крым. Взяв с боем Перекоп, русские войска овладели столицей Крымского ханства — Бахчисараем. Удержать захваченное не удалось из-за вспыхнувшей эпидемии и нехватки воды, однако путь в Крым был впервые проложен. В дальнейшем Миних успешно воевал с турками, овладев крепостями Очаков и Хотин.

Алексей Григорьевич Орлов (№ 4) прожил интереснейшую жизнь, наполненную самыми разными событиями. Вместе с двумя своими братьями он участвовал в заговоре по воцарению Екатерины II, и, по слухам, приложил руку к кончине императора Петра III. В 1769 году во главе русской эскадры Орлов сжёг турецкий флот в Чесменской бухте, за что получил право добавить к фамилии титул «Чесменский». Затем, по распоряжению императрицы, доставил в Россию самозванку — княжну Тараканову, притворившись её сторонником и предложив ей свою руку.

Раздел «Просветители» также многочислен (31 человек) и состоит в основном из церковных деятелей. Здесь есть персонажи, которые и сегодня у всех на слуху, но здесь же больше всего незнакомых лиц.

«Просветители», скульптор М.А.Чижов; часть 1. Начинается группа со святых Кирилла (827-869) и Мефодия (815-885), византийских монахов, создавших славянскую письменность на основе греческого языка. Княгиня Ольга (?-969) и её внук князь Владимир Святой (?-1015) символизируют приход христианства на Русь, рядом с ними стоит крестильная купель. Сидящие рядом святые Антоний (983-1073) и Феодосий (1008-1074) Печерские основали Киево-Печерскую лавру, первый по времени создания монастырь Киевской Руси. Монах этой обители Нестор (ок.1056-1110) прославился как выдающийся летописец, считающийся автором «Повести временных лет». За спиной Нестора с крестом в руке - тоже Киево-Печерский инок, святой Кукша Печерский (?-1113), проповедовавший христианство среди вятичей в долине Оки в начале 13-го века. Во время своей миссии принял мученическую смерть и был впоследствие канонизирован.
«Просветители», скульптор М.А.Чижов; часть 1. Начинается группа со святых Кирилла (827-869) и Мефодия (815-885), византийских монахов, создавших славянскую письменность на основе греческого языка. Княгиня Ольга (?-969) и её внук князь Владимир Святой (?-1015) символизируют приход христианства на Русь, рядом с ними стоит крестильная купель. Сидящие рядом святые Антоний (983-1073) и Феодосий (1008-1074) Печерские основали Киево-Печерскую лавру, первый по времени создания монастырь Киевской Руси. Монах этой обители Нестор (ок.1056-1110) прославился как выдающийся летописец, считающийся автором «Повести временных лет». За спиной Нестора с крестом в руке - тоже Киево-Печерский инок, святой Кукша Печерский (?-1113), проповедовавший христианство среди вятичей в долине Оки в начале 13-го века. Во время своей миссии принял мученическую смерть и был впоследствие канонизирован.

3
Великий Новгород: у истоков русской истории

Св. Алексий (№ 1), известный также как «Святитель Алексий» — митрополит Киевский и всея Руси (с 1354 г.), а также важный политический и общественный деятель того времени. Знаменит исцелением ханши Тайдулы в Орде от глазной болезни и полученной таким образом благосклонности татар. Расположил свою резиденцию в Москве и помогал последней противостоять литовской экспансии князя Ольгерда. Многие годы был наставником и опекуном малолетнего московского князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского) и часто принимал государственные решения от его лица. По его инициативе в 1366 году начали возводить каменный кремль в Москве, а также основали Чудов, Симонов и Андроников монастыри (последний сохранился до наших дней).

Максим Грек (№ 5). Высокобразованный греческий монах, обучавшийся в Париже и Флоренции, приехал в Москву в 1518 г. по приглашению Великого князя Василия III для перевода духовных книг. Недовольный обычаями и порядками русской жизни, он начал критиковать власти и просил отпустить его домой. Вместо этого его отправили на заточение в монастыри (Иосифо-Волоцкий, Тверской Отроч, Троице-Сергиев), где он находился до конца своих дней. Ему правда, не запрещали читать и писать, и поэтому он оставил после себя многочисленные сочинения богословского и духовно-нравственного характера. Мощи его сейчас находятся в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры.

Что можно сказать в заключение? Любой исторический памятник отражает преобладающий взгляд на историю в то время, когда его воздвигали. Если бы подобный монумент решили установить в 1962 году, то нетрудно представить, кто бы там мог оказаться среди главных героев. И Бог его знает, кого изобразят на подобном памятнике в 2062 году, если вдруг наши потомки решат отметить 1200-летнюю годовщину российской государственности.

 

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Великом Новгороде
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии