С момента той поездки прошло 13 лет. Конечно, теперь многое (особенно курс валюты и цены) в Тегеране и окрестностях изменились, поскольку время не стоит на месте. Тем не менее, надеюсь, что мои мемуары помогут несколько понять местный колорит и составить впечатление о персидских краях. Я постараюсь в нескольких частях рассказать о тамошней жизни с точки зрения стороннего обывателя, то есть не туриста, а командированного. Изначально была задумка всё вместить в один текст, но его размеры вышли бы за рамки нормально читаемого.
Итак, часть первая — транспорт и всё, что рядом.
Небольшая предыстория. В 2008-м году руководство нашей авиакомпании приняло решение о выводе из эксплуатации всех самолётов Ту-154 М, на которых я. собственно и трудился. В связи с этим замаячила нерадостная перспектива безработицы и появилось желание найти себе применение у другого работодателя. В принципе «удочки» долго забрасывать не пришлось — выяснилось. что в Иране продолжают эксплуатировать «родную матчасть».
Прошло не так много времени и однажды в мае 2010 года раздался телефонный звонок — «Мы ждём Вас!». Что же поделаешь, помахал ручкой на прощание домочадцам — и вскоре АIRBUS321 авиакомпании «АЭРОФЛОТ» привёз меня в аэропорт имени Имама Хомейни в солнечном Тегеране. Выгрузились, прошли некоторые формальности и примерно через три часа ожидания получили временную визу сроком на один месяц.
Вышли мы на воздух, вскоре подъехало такси — и вперёд, к городским кварталам! Вокруг всё выглядело экзотично, в глаза бросалось практически полное отсутствие рекламных билбордов и весьма оживлённое автомобильное движение даже ночью. Примерно через 40 минут мы прибыли в город и пришли к нашему жилью.
Ночной Тегеран.
Изначально компания выполняла расселение в отеле «Esteghlal», но его расположение было не самым удачным и приняли решение арендовать квартиры поближе к месту работы — аэропорту «Мехрабад». Когда-то данный аэропорт был основным, но после строительства аэропорта имени Имама Хомейни, большая часть международных рейсов перешла туда. «Мехрабаду» оставили немного международных полётов, а большая часть рейсов стала выполняться по внутренним направлениям.
Аэропорт «Мехрабад» — паломники отправляются в Мекку
Итак, теперь наше жильё стало располагаться в микрорайоне Екбатан (дословно — «первая Родина») на улице Риахи (перевода не знаю, и местные тоже не смогли помочь). Разгрузились, передали привезённые гостинцы в виде копчёной колбасы, чёрного хлеба, а также селёдки — и на боковую.
После недолгого отдыха в течении одного дня начались трудовые будни. Описывать их не стану, посколько вряд ли кого-то заинтересуют особенности обслуживания авиационной техники на персидской земле.
Аэропорт «Мехрабад», взлетает Ту-154М
Прошёл месяц напряжённой работы, причём иногда без выходных, поскольку обеспечение регулярности перевозок в гражданской авиации — основная задача:-) Денежная единица в Иране — риал, даже по тем временам была с достаточно большим количеством нулей на купюрах. Иногда применяли расчёты в туманах, то есть один нолик убирали, поэтому внимательность при торговле — превыше всего! Хотя мне совершенно не встречались факты мухлевания в данной сфере. Наверное везло… Платили нам довольно неплохо, кроме того на питание выделялись так называемые «кормовые» — 800 долларов или восемь миллионов риалов в месяц.
Миллионер:-)
Поскольку я родился и вырос в Таджикистане, некоторые исламские традиции были для меня не в новинку. Язык таджикский также был знаком, а он не так и сильно от фарси отличается, в общем объясниться при желании можно было. Таким образом, постепенно стал я практиковать самостоятельные походы по улицам Тегерана.
Обычно поход мой начинался от шоссе Тегеран — Карадж Махсус и далее к городскому автовокзалу. Обычно до метро ездил я на автобусе городском, поскольку так было гораздо проще.
Шоссе Тегеран (он впереди) — Карадж (он позади) Махсус. Хорошо видно монумент Озоди (то есть Свободы). Слева наблюдается городской автовокзал, справа за забором вертолётное подразделение ВВС Ирана, а ещё правее аэропорт «Мехрабад».
Монумент «Озоди», или «Свобода», по нашему просто — «пень» :-) Считается, что именно отсюда началась исламская революция в 1979-м, поскольку Хомейни прибыл именно в «Мехрабад» и начал вершить свои судьбоносные дела.
Поскольку путешествия мои начинались от автовокзала, поведаю немного о городском транспорте. Такси в городе предостаточно, кроме того любой владелец легковушки (миллиардеры и разные бизнесмены — не в счёт) всегда готов подзаработать. Процесс подбора такси довольно прост — нужно выйти на дорогу и «проголосовать». Практически сразу остановятся две-три машины. Садиться в первую сразу обычно не получалось, поскольку начинались переговоры о цене. По итогам разговора удавалось снизить цену поездки процентов на 30. При этом следовало представлять примерные расценки у этих «таксистов». Так проезд от «Озоди» до Валиаср-бульвара (это примерно центр города) — стоил примерно 5–6 долларов (или 50000–60000 риалов). Иногда процесс торговли напоминал некое базарное торговище на довольно-таки повышенных тонах, поскольку цена не устраивала обе стороны. В общем — вариантов масса была всегда.
Иногда и такой автомобилист предлагал свои услуги…
Тегеранский пейзаж
Фото наглядно иллюстрирует выбор авто для такси. Тот аппарат, что слева — называется «Пайкан». Это своеобразная помесь «Жигуля» с «Москвичом», если на наши параметры перевести и с понятным качеством. Правее — новые машины также местного производства. Хорошо видно местный вариант PEUGEOT206, рядом на дороге видна SAIPA. Наиболее подходящим для комфортных поездок был SAMAND, который также представляет собой лицензионный вариант французского PEUGEOT со всеми «наворотами». Правда, при этом всегда нужно быть готовым, что водитель (ронанда) поднимет плату за проезд при включении кондиционера. Стоило это «удовольствие» один доллар или 10000 реалов.
Такси рядом с а/п «Мехрабад»
Если заказывать такси из отеля, аэропорта или крупного торгового центра — на помощь всегда придут местные распорядители. Они быстро(как им кажется) выполнят заказ такси и помогут погрузить багаж.
Собственно, процесс вызова такси
При общении с местными водителями нужно было соблюдать некоторые условности. Обязательно следовало назвать оного «ронанда», что значило примерно по-русски «лихач». Если назвать этого повелителя дорог почти синонимом «сурчи» — он мог и расстроиться. «Сурчи» — также значит «кучер» или вообще «погонщик» :-)
Настоящий сурчи — примерно в 30-ти километрах от Тегерана
Был у нас водитель служебного микроавтобуса, которого звали Хамед. Вот мы его в шутку подначивали, называя «сурчи» — он в отместку начинал даже по аэродромной территории носиться с немыслимой скоростью. Для успокоения мы дружно начинали говорить, что Хамед «Бузор ронанда», то есть «великий гонщик» — он тогда менял гнев на милость:-)
По окончании торгов с водителем можно довольно таки вальяжно расположиться на переднем или заднем сиденье автомобиля и сказать сакраментальную фразу: «Бирим муштагир!», что примерно означает «Поехали!»
Соблюдение ПДД для иранских водителей является делом совершенно необязательным. Это, когда они приезжают в ОАЭ — враз становятся смирными, а у себя дома… Стандартная практика — ехать на машине и через открытое окно махать рукой и отгонять соседние машины. Мелкие ДТП никто не рассматривает, как повод для остановки и «разборок» — посокрушались, и дальше поехали. Доводилось наблюдать, как местная «автоледи» на PEUGEOT, чтобы выехать от обочины, просто тюкнула впередистоящую машину, после помеху сзади — и по газам. Помнится, также Пьер Ришар поступал в к/ф «Укол зонтиком».
Ремень безопасности — также лишний элемент в иранском автомобиле, поскольку пользоваться им почти никто не желает.
Сотрудники дорожной полициии, или как там её называют «Traffic police» на Валиаср-бульваре.
За всё время доводилось видеть именно экипаж дорожной полиции раза два не больше. Обычно в качестве патрульных стояли на улицах и перекрёстках сильно молодые люди, похожие скорее на солдат срочной службы. Толку от них было немного.
Ваши права, пожалуйста!
Переход через дорогу, даже при работающем светофоре — занятие не для слабонервных. Для местных водителей светофор досадное недоразумение, поэтому всегда приходилось ориентироваться на движение «людских масс». Как только народ пошёл через дорогу — быстро следом, не забывая уворачиваться от мотоциклистов и различных мопедистов, которые снуют по тротуарам, подобно саранче.
Обычный тегеранский мотоциклист — в летнем варианте. С наступлением ненастья и похолодания к мотоциклу прилагаются перчатки (нередко примотанные к рулю) и специальный навес для защиты от осадков.
Однажды мы с коллегой подошли к довольно оживлённому перекрёстку возле шоссе Модаррес (это северная часть города). На дороге не пойми что делается, до светофоров никому дела нет, но проезжая часть весьма широкая и рисковать собой не очень хотелось. Смотрим, стоят два этих «воина законности» в белом одеянии и также собираются перейти дорогу. Решение пришло быстро — держим равнение на представителей власти, сомнительно, что их сразу давить будут. Однако «сарбозы» (то есть воины-защитники) были не очень смелыми и все около тротуара стояли. После, видимо решились — и взявшись крепко за руки довольно обречённо зашагали к разделительной полосе. Получается — если эти боятся, что же обычным то гражданам делать? В общем и мы преодолели шоссе и пошагали по своим делам.
Более простым и надёжным был, на мой взгляд обычный городской автобус. В Тегеране довольно много маршрутов выполняет движение по выделенным линиям, которые помимо разметки огорожены от остальной проезжей части весьма высокими бордюрами, а иногда и железобетонными плитами, поскольку менталитет у местных водителей (или ронанда) — тот ещё. Такой вариант автобусов носит название BRT.
Автобусы BRT на конечной остановке рядом с автовокзалом Тегерана.
Отличительной особенностью подобных автобусов является положение входных дверей. Работают подобные маршруты по принципу метрополитена, поэтому высадка и посадка пассажиров выполняется по центру платформы. При этом некоторые маршруты BRT работают в «нормальном» автобусном варианте, высаживая пассажиров на обычных остановках. В основном на данных линиях работают китайские автобусы марки King Long, Yutong, а иногда встречались даже Ikarus280 (те, которые с «гармошкой» посередине), но не так часто.
Внутренний интерьер автобуса King Long на линии BRT
Остановочный павильон системы BRT на проспекте Озоди или Энкелаб (сейчас и не помню точно)
Проезд на линии BRT, да и в любом другом городском автобусе оплачивался с помощью абонементных талончиков, которые всегда продавались на конечных остановках. При входе на станции нужно было бросить такой билетик в специальную урну, возле вечно скучающего контролёра. Иногда данный работник беззастенчиво спал, либо играл во что-нибудь в своём телефоне. Правда, практически все старались бросить талончик в ящик, тем более, что цена проезда была равна 300 риалам — довольно смешная цифра. Более дорогим был маршрут номер 7, который долго поднимался по Валиаср-бульвару, на нём нужно было погасить сразу два талончика.
Автобусы предполагают наличие двух отделений: переднее для мужского населения, задний отсек — для милых дам. Для предотвращения различных непотребств (с точки зрения шариата) отсеки разделены сетчатым заграждением.
Также в автобусах можно было встретить торговцев разной ерундой, например нитками или открытками. Оказывается, таким образом собирают своеобразную милостыню местные нищие, в основном выходцы из Афганистана.
Иногда случались исключения и представительницы прекрасного пола ехали впереди мужчин — да не просто ехали, а управляли автобусом. Эмансипация, даже в тех краях имеет место быть:-)
Экипаж междугороднего автобуса перед рейсом
Отдых перед работой или «танаффус»
Услугами тегеранского метрополитена я почти не пользовался, ездил из любопытства раза два или три. Как-то не совпадали наши маршруты в то время. Запомнилось, что в тамошнем метро весьма чисто, поезда потише московских или питерских (а также новосибирских) были. Правда интервалы довольно большие между поездами — насколько помню, около трёх минут.
Поскольку Тегеран представляет собой огромный мегаполис, разделённый на массу кварталов и районов, то даже местные таксисты не всегда способны правильно сориентироваться в этой застройке. Именно поэтому название своей улицы, номер дома. либо точное название отеля лучше записать заранее (поставить точку в навигаторе) и хотя бы примерно представлять где всё это находится. Помнится, что нашу Riahi-street таксисты городские не знали — приходилось говорить про автовокзал или Екбатан — тогда сразу всё ясно было.
На фоне указателя к улице проживания. Шоссе за моей спиной ведёт к пригороду Тегерана — Караджу.
Автомобильный транспорт в Иране поражает своим богатым разнообразием. Встретить можно самые различные марки от мировых производителей. Учитывая, что до революции 1979 года основным поставщиком были США и европейские страны — данный фактор был хорошо заметен. Во дворах на том же Екбатане вполне себе стояли «Бьюики», «Кадиллаки», «Шевроле», «Ягуары» той поры. При этом автомобили производили вид исправных, да и вполне ездили по дорогам периодически.
В аэропорту «Мехрабад» можно было встретить авто, которые помнили многое. Причём, несмотря на свой почтенный возраст они оставались работоспособными и продолжали нести свою службу. как и прежде.
Один из «ветеранов» продолжает помогать в подготовке самолётов к вылету. Без наземного кондиционера при тамошнем климате — никак не обойтись.
Состояние дорог в самом Тегеране весьма приличное. Ровное асфальтовое покрытие. которое, несмотря на климатические условия остаётся кондиционным — всегда радовало. На подъезде и в черте города встречаются платные участки автотрасс. Также на всех основных городских магистралях имеются многоуровневые развязки, которые помогают повысить пропускную способность перекрёстков, но не всегда спасают от пробок утром и вечером. Именно в Тегеране впервые довелось увидеть огромные телеэкраны, на которых транслировалась дорожная ситуация в реальном времени. Контроль скоростного режима выполняется с помощью большого количества камер фото- и видеонаблюдения.
Тегеран, северная часть города, вид из отеля «Esteghlal».
Дороги за пределами Тегерана также отличаются вполне приемлимым качеством. Несмотря на довольно суровые условия эксплуатации — это и жара и перепады высот, камнепады, состояние дорожного полотна не вызывает особых нареканий. При этом практически не было видно дорожной техники, когда они всё это хозяйство ремонтируют и убирают — загадка.
Участок шоссе в сторону города Шемшак (север Ирана)
В горной части страны некоторые участки дорог оборудованы сетями-ловушками для сдерживания падающих со склонов камней и обломков породы. Таким же образом, помнится были укреплены склоны вдоль дороги Душанбе — Нурек в Таджикистане.
Серпантин, участок шоссе в сторону горнолыжного курорта Шемшак (север Ирана)
Иногда и такие дороги встречались, неподалёку от Мейгуна, примерно 30 километров на север от Тегерана
«Слева поворот — осторожней, шофёр!»
Пожалуй это всё про автомобильный транспорт. Пользоваться морским и ж/д транспортом не приходилось, хотя станция пригородного сообщения была за Екбатаном и поезда по ветке ходили.
По воздуху доводилось перемещаться на самолётах а/к «KISH AIR» и нашей «IRAN AIR TOUR». Особенных различий в плане полётов я не нашёл, разве что несколько непривычная компоновка салонов у иранцев. Они на внутренних линиях не оборудуют бизнес-класс для увеличения вместимости салона. В полёте нельзя было вставать с места без разрешения кабинного экипажа, кроме того на борту всегда был вооружённый сотрудник местной безопасности. Правда особенных неудобств эти требования не доставляли, поскольку протяжённость полёта была минут 40–50.
Обозначение кресел в ряду
Авиапарк в Иране довольно разношёрстный, доставшийся от предыдущей власти, а также самолёты, пришедшие окольными путями. Имелась и откровенная экзотика типа BOEING707 и 727, но основная масса перевозок выполнялась на AIRBUS300, Fokker100, MD-83. На удивление довольно много авиакомпаний в стране, при этом некоторые из них являются официальным прикрытием для тех же военных.
Основные типы иранской ГА выруливают в «Мехрабаде» июль 2010 года.
На этом первая часть повествования заканчивается, и так получилось довольно много текста.