Желание посетить Рим — вечный город было у меня всегда. Еще во времена туманного детства изучая историю Древнего мира мне хотелось пройти по тем же улицам, по которым, может быть ходили цезарь со своим преданным воинством, где патриции вершили свой суд, а плебеи внимали их устам… Тоска по Италии у советских людей появилась еще с картинами с Марчелло Мастроянни, именами красавиц Джульетта Мазини, Софи Лорен… Неореализм как направление искусства мало понималось населением, но бурные страсти, цветущая природа, неудержимый темперамент так и манили к себе, как бы зазывая: «Приди, приди, ко мне… я заждалась вас…». Правда, в советское время мечтать о посещении «европейского сапожка» было столь же несбыточно, как и посетить Луну. Или почти несбыточно. К тому же страх перед кровожадными капиталистами, так и ждущими сожрать бедного «советико туристо» был столь велик, что наш «облико морале» пасовало перед выездом далее Болгарии и Чехословакии. Но уже тогда укоренилась поговорка — «Курица не птица, Польша не заграница»…
1
С началом отсчета истории новой России все оказалось возможно, все оказалось не так сложно. Но опять же та же фобия — боязнь незнакомого, непонятного мира, но более всего нищенская зарплата не позволяли осуществить подобного рода путешествие. Но как только появились более или менее (скорее менее, чем более) свободные финансовые возможности, то ответ на вопрос: «Куда бы поехать за границу?» был заранее известен. Конечно, в «Мама-Рома»! Вместе с тем, нам совсем не хотелось обращаться в туристические фирмы, помятуя предыдущий, еще советский и постсоветский опыт посещения иностранных государств в составе групп.
1
Совет № 1: сами разрабатывайте свой туристический маршрут: такого рода путешествие куда менее суетней и познавательной, чем прохождение достопримечательностей в составе многочисленной толпы. По крайней мере, вы посетите только те памятники, которые хотите увидеть, пойдете только в те музеи, куда желаете заглянуть, а не в те, которые «по умолчанию» или силком предлагают туристические фирмы. Это опять же и экономней получится. При нынешнем этапе развития информационных технологий заказать билет, забронировать номер в отеле, найти встречающих-сопровождающих действительно является делом техники.
2
Мы быстро поняли из Интернет-сайтов по продаже авиабилетов, что лететь с одной посадкой дешевле порой в 2–3 раза, чем по прямой, особенно если это российская авиакампания. Нам сразу приглянулся рейс из Москвы «Мальтийскими авиалиниями» до Рима с 9-ти часовой стоянкой на Мальте. Кстати, лететь порой дешевле, чем ехать на поезде или добираться автобусом. Вот такая у них, у капиталистов, несравнимая с нашими российскими реалиями логика и логистика. Мальта, вернее ее столица Ла-Валетта, оказалась городком маленьким, состоящим из тесных старинных улочек, с трех сторон окаймленная Средиземным морем. Мы с женой не стали специально заказывать по Интернету гида (услуга довольно-таки не дешевая), а сев в автобус № 8 (ну уж точно как в Якутске!) просто поехали в центральный автовокзал. Здешние автобусы требуют специального разговора: дело в том, что эти колымаги, созданные еще в 50-60-ые годы прошлого выглядят очень экзотично в начале XXI века, однако исправно служат и островитянам, и гостям. Красные автобусы разъезжают из города в аэропорт и пригороды, а синие — на острова. Короче, не заплутаешь. Далее можно пешком непринужденно ходить по городу — и на каждом углу, в каждом переулке вас ожидает кусочек истории. Кстати, на Мальте каждый дом имеет свое имя, имя собственное, которое красуется на табличке у входа в дом. Здесь, на центральной улице — улице Республики вы найдете множество лавочек, торгующих сувенирами, многочисленные кафе и ресторанчики. Мы прошли через всю центральную улицу и через еле проходимые проулочки, и вышли к побережью, к местному подобию бассейна, устроенного прямо у моря. Мне удалось пару раз окунуться — вокруг вообще никого не было, кроме двух-трех пожилых потомков мальтийских рыцарей. Вода оказалась немного прохладной, солоноватой, но в жару под +30С эта процедура оказалась куда более приятной. Потом не спеша посидели в кафе, любуясь изумительными видами мальтийской столицы. И теперь подумайте, можно ли было бы все это сделать, если вас не двое праздно гуляющих туристов, а орава — группа из 30 и более человек! …
2
Так, без всяких приключений, уставшие, но довольные всем увиденным, мы вернулись в аэропорт, чтобы продолжить свой перелет в Рим. Начиная с этого момента, уже находясь внутри Шенгенской зоны, мы встречали только доброжелательность, сердечность и гостеприимство. У нас никто не требовал показать свои документы, прописку или билет. Все авиабилеты были у нас электронными, поэтому только требовалось подтвердить свою личность, и нас сразу находили в списках пассажиров: в Европе, у нас, по крайней мере, не было ни одного сбоя при регистрации ни в отелях, ни в аэропортах. Как нам потом объяснила наша землячка Нарыйа, местные очень хорошо понимают, что живут во многом благодаря туристам, поэтому никогда не допустят грубости, хамства по отношению к гостям. А информационные услуги развиты настолько, что практически с любого мобильного телефона можно заказать и тур и проживание, и перелет. В 21.30 мы прилетели в Рим, где нас встретил таксист — высокий мужчина средних лет в белоснежной рубашке и черном костюме. Через полчаса мы были в гостинице у гостеприимных хозяев — Нарыйи и Андреа Фелла.
3
Совет № 2: намечать пункты посещения, свой маршрут, бронировать отели и билеты, выкупать их, начинайте за полгода до предполагаемой поездки. И дешевле, и надежней. Но в начале советую заглянуть на сайт «Саха-диаспора»,или порыться в памяти в составе своих близких — дальних знакомых: вполне возможно что вы найдете своих земляков в предполагаемой стране, а это намного облегчит задачи по организации собственного тура. Основной «привязкой к местности» для нас был сам Рим и гостиница нашей землячки Нарыйи. Она уже почти 10 лет проживает в Италии, вместе со своим мужем они содержат два дома под отели для туристов в «пенадальной» (пешеходной) зоне итальянской столицы, в историческом районе Трастевере.
2
Наличие «своих» в Италии облегчило нам очень многое: начиная от получения визы, заканчивая покупкой наземных билетов на территории страны. Опять же — постоянная связь, свой переводчик и внимательный гид, при необходимости, — все это только лишь облегчило наше пребывание в чужой стране. Поэтому мы до сих пор питаем самые нежные чувситва к этой итальяно-якутской семье Фреа за их гостеприимство, доброжелательность и благодушие. Практически во всех странах Евросоюза одно правило для городского транспорта билет, прокомпостированный вами один раз действителен в течение 75 минут. То есть заходя в первый раз в любой автобус, трамвай, станцию метро и отметив в билете время прохода, далее вы можете сколько угодно пересаживаться на любой вид транспорта, в течении часа с четвертью. То есть, например, в метро есть турникеты и платные, где компостировали свои билеты только что вошедшие пассажиры, так и бесплатный проход для тех, у кого не истекли свои минуты. Сначала удивляешься: как же люди ориентируются в этих метро-минутах.
В первое время нас это удивляло, но потом мы привыкли и легко делали и посадки, и пересадки. И хотя жаба давила, как говорится, и хотелось поездить и «на халяву», все-таки совесть (как известно, лучший контролер) не позволяла нам ездить бесплатно.
2
Совет № 3: старайтесь не нарушать установленных правил и норм. За то время, что мы были в Европе, мы так и не встретились ни с одним контролером (кроме, электричек, конечно). Но, находясь среди людей «нехалявщиков», не хотелось совершать нечестные и неблаговидные поступки. Думаю, этому способствовал не только страх перед 150-ьюевровым штрафом, но простая человеческая порядочность, на что делают ставку на Западе. К тому же по всему городу стоят неподкупные стражи порядка современного города — видеокамеры. Так что ничто не останется незамеченным. Этому мы убедились очень скоро. Но все по порядку. Если честно говорить, то мне особенно не хотелось делать крюк и заезжать в Милан. Что мне как философу известно об этом городе Италии: ну, естественно, театр Ла-Скала — но лето, не сезон, ну, памятник Да Винчи. Район этот более промышленный, чем туристический. Вроде бы и все. Но если у женщин спросить, то обязательно найдется пара-другая, которая обязательно вспомнит текстильную промышленность и моду. Желание моей жены оказалось более твердым, чем мои увещевания о былой славе генуезских торговцев… В реальности оказалось, что в это время года самые большие скидки на товары всемирно известных брендов предоставляют так называемые «аутлеты», куда свозится вся не распроданная за сезон одежда и продается с 50–75% скидкой. Но надо знать, в какое время и где будут скидки, так как все районы Италии предоставляют их не одновременно, а разумно и равномерно распределяют их между собой, каждый в свои месяцы и дни. Ну, это и понятно — туристов и в том числе, и шоп-туристов, надо раскручивать по всей программе и во всех областях страны. И практично, и прагматично. Тут тоже нам здорово помогла наша землячка Саша, которой мы также безмерно были и рады, и благодарны. Ее дельные советы оказались нам очень кстати. Потом, приехав уже в Москву, мы поняли, как же, порой, дурят в различных наших бутиках, выдавая за скидку даже двукратное увеличение цены… К тому же, даже так называемая «новая коллекция», по сравнению с итальянской, выглядела иногда явно залежалой. Это стало понятно и мне, человеку далекому и свободному от понятий моды, лейблов и гламура…
1
Совет № 4: если вы хотите совместить приятное с полезным, то заранее поинтересуйтесь по Интернету: когда и где будет производиться распродажа. Обычно это конец лета или на Рождество (конечно, католическое).
Следующая наша остановка была в Венеции. Мы решили проехаться на электричке, билеты на который, нам купила наша землячка Саша. Ну, Венеция, это конечно, Венеция! Когда въезжаешь в этот город, то на несколько минут открывается неповторимая картина — слева море, только чуть вдали виднеется город, а справа Средиземное море, чайки, яхты, катера! На миг создается впечатление, что ты не в поезде сидишь, а въезжаешь в порт на морском транспорте. С нами ехали две преклонного возраста француженки — учительницы, их восторг был понятен без всякого перевода. Подсобив своим попутчицам с багажом и попрощавшись с ними, мы направились в туристический киоск. Таковые есть везде в Италии. Когда я назвал им адрес: Санта Крос 1358, то к моему удивлению девушка начала рыться в дебрях Интернета. Я то, по наивности своей, предполагал отель большим, стоящим на очень длинном проспекте, насчитывающем полторы тысячи домов. Но оказалось, что № 1358 — это и на самом деле номер дома, а на пьяццо (площадь) Санта Крос выходит всего четыре дома! Дело в том, что в центральной части Венеции все дома просчитаны, и каждому присвоен свой уникальный номер. Это оказалось очень удобно для туристов. Предположим, вы оказались в неизвестном для вас месте. Тогда вы смотрите номер дома и если цифра меньше чем нужный вам дом, то надо идти по нарастающей. И наоборот. Мы так до конца и не поняли, где же находится наш отель, но, идя по номерам домов, безошибочно выходили к нему, правда каждый раз с какой-то другой стороны. В день, когда мы приехали в Венецию, накрапывал дождь. Но это скорее добавило загадочности, таинственности и особой «мокрости» впечатлений об этом прекрасном городе. А когда на следующий день мы рано утром, с рассветом пошли к площади Сан-Марко — это было нечто впечатляющее: открытое море, вдали дворец Доджей, сверкающее солнце, соленый воздух и пустая в эту пору площадь. И тем более было мучительной оказалось наше расставание с этим городом. То ли город не хотел нас отпускать, то ли мы сами подсознательно не хотели с ней прощаться. В общем, мы опоздали на свой поезд! Не представляю, что было бы, если бы это случилось в России. Мини-пожар уж точно. А здесь нам очень быстро совершенно бесплатно (не взяли ни одного цента!) восстановили билет. Но… ну, не хотела нас отпускать Венеция! Мы в спешке опять сели не в тот поезд, правда, потом сразу пересели. Однако в том «не нашем поезде», как потом оказалось, остался наш чемодан с миланскими покупками. К тому же, когда я уже со своего поезда выбежал искать свой багаж, то, как в песне поется: «вагончик тронулся, перрон остался»… То есть моя любимая жена одна уехала в сторону Рима, а я остался на вокзале с билетами, с деньгами, со всеми кредитными картами… Я в жизни не люблю опаздывать, лучше приду раньше. Так что мое состояние можно было понять: собравшись с мыслями я уверенно направился в полицию. Но как ни странно, мои увещевания на ломаном итальяно-франко-английском о том, что моя «синьорита ту-ту ан Рома», что «мон багаж тю-тю ан пьяццо» на них мало подействовали. Они как-то лениво выслушали меня, потом молоденький полицейский провел меня в комнатку, где мы несколько минут просматривали черно-белые видео-картинки с мониторов, установленных по всему вокзалу. Тут только до меня дошло, что чемодан, скорее всего, остался в поезде. Также, именно тут до меня дошла вся, несколько обескуражившая меня вначале, нерасторопность действий стражей порядка — тут обычно ничего с концами не теряется, особенно в таком людном месте как вокзал. Мне только оставалось пойти в кассу, где мне уже в очередной раз восстановили билет, опять не взяв ни копейки, вернее, цента. Я мысленно попрощался со своим чемоданом и стал ждать дальнейших событий, полностью уповая то ли на Бога, то ли на случай.
1
Совет № 5: если вы оказались в неприятной ситуации — потеряли что то, кого то, сами потерялись, то никогда не суетитесь. Попытайтесь добраться до полиции и спокойно объясните ситуацию. В любом случае они попытаются вам помочь. Никогда не ругайте их и не показывайте своего недовольства. На западе вообще немодно быть и казаться несчастным. Ну и сами, конечно, не ловите мух, а если что и произойдет — отнеситесь к этому по-философски. Продолжение следует.