Продолжаем прогулку по историческому Курску. В прошлый раз мы остановились на импровизированной смотровой площадке с панорамным видом на нижнюю часть города, расположившуюся по правую сторону реки Тускарь и частными домиками рядом.
Продолжаем прогулку по историческому Курску. В прошлый раз мы остановились на импровизированной смотровой площадке с панорамным видом на нижнюю часть города, расположившуюся по правую сторону реки Тускарь и частными домиками рядом.
Вдоволь насмотревшись, повернули на 180 градусов и вошли на небольшую территорию Свято-Троицкого православного женского монастыря.
Все здания, согласно рельефа местности, приютились на склоне холма, сделать масштабный обзорный снимок в виду тесноты не представлялось возможным. Первое упоминание об обители, тогда еще деревянной, датируется 1623-м годом, в 1680-м году все постройки монастыря были уничтожены пожаром.
В 1681-м году была построена деревянная церковь в честь Святой Троицы. В 1695 году была заложена каменная двухэтажная церковь, сохранившуюся до наших дней — это Свято-Троицкий Собор.
30 июля 1754 года в Курске родился Прохор Мошнин, будущий старец Серафим Саровский. Отчий дом находился неподалеку от Свято-Троицкого девичьего монастыря и прожив в древнем городе чуть менее четверти своей жизни, преподобный Серафим Саровский, в то время еще юный Прохор вместе с родителями постоянно посещал святую обитель.
В 1890-м году на территории монастыря из красного кирпича был выстроен настоятельский корпус.
В 1923 году монастырь был закрыт, в зданиях в разное время размещались музей искусств и историко-археологический кустарный музей, губернский краеведческий музей, губернский лагерь принудительных работ, архив и прочие заведения.
С 1993 года Курской епархии постепенно стали возвращать здания храмового комплекса. В августе 2004 года в Свято-Троицкую обитель переселилась женская монашеская община из подмосковного Иосифо-Волоцколго монастыря.
Свято-Троицкий православный женский монастырь является памятником архитектуры регионального значения.
Далее мы продолжили путь по улице Горького. На ее пересечении с улицей Марата обращает на себя внимание красивое угловое здание с башенкой. Четырехэтажное здание изначально проектировалось для УВД Курской области и было построено в 1954-м году. Позднее проект был переработан под жилой дом. Огромное количество архитектурных деталей, таких как эркеры и арки, украшают главные фасады здания. Дом примечателен тем, что в нем свои детские и юношеские годы провел народный артист РСФСР Владимир Винокур.
Следующий квартал занимает масштабное шестиэтажное здание администрации Курской области, возведенное в стиле классицизма. Автором проекта выступила С. Алмазова, архитектором был Алексей Григорьевич Шуклин, возведение Дома Советов началось летом 1939-го года.
Основные работы были завершены к маю 1941 года, но в мирную жизнь стремительно ворвалась война. В период оккупации города немцами южное крыло здания было сожжено, а сохранившейся части нанесены существенные повреждения. Осенью 1943 года после освобождения Курска от фашистских захватчиков началось восстановление здания, закончившееся к 7 ноября 1947 года.
Центральный и задний фасады кардинально разнятся, более того они отличаются и высотой: главный фасад, выходящий на центральную площадь Курска — Красную — пятиэтажный.
Вот мы и подошли к главному месту города — Красной площади, на месте которой изначально располагалась частная жилая застройка и каменный Воскресенский храм. В результате страшного пожара в 1781-м году все строения были уничтожены.
На месте образовавшегося огромного пустыря, согласно первого градостроительного плана Курска, утвержденного Екатериной II в. 1782 году было решено устроить центральную площадь города. В юго-восточной части площади находились остатки крепости 17 века и оборонительный ров, окружавший ее. Так как эти строения мешали реализации плана, то крепость разобрали, ров засыпали, а на выровненном месте организовали площадь, названную Красной, то есть красивой.
К площади примыкает старейший в Курске парк имени 1 Мая.
В начале 19 века на этой территории размещался плац с двухэтажным домом для генерал-губернаторов Курского и Орловского наместничеств. В 1869 году вдоль высокого обрыва был разбит первый общественный сквер, который в начале 1930-х годов получил привычное для современных курян название «Сад имени 1 Мая». Сам парк я почему-то не сфотографировала, но памятник Александру Невскому, открытый 15 октября 2000 года не могла обойти вниманием. Памятник создан скульптором Вячеславом Клыковым по просьбе организации ветеранов Великой Отечественной войны и подарен городу.
На постаменте высечена надпись: «Не в силе Бог, а в правде».
Сквозь ветки уже отчетливо виднелся величественный Знаменский кафедральный собор, ограничивающий собой улицу Ленина и являющийся доминантой Знаменской площади.
Великолепный образец храмового зодчества выполнен в стиле классицизма.
В далеком 15-м веке курскими землями владело царство Литовское и на этом месте размещалось мощное фортификационное сооружение. В 1508 году курский край стал южной окраиной Московского государства. В 1597 году царь Федор Иоаннович издал указ о скором восстановлении обветшавшей на тот момент крепости в Курске.
Выстроенное вновь лишь к первой половине 17 века, мощное укрепление выдержало три осады поляков, четырежды отбивала нападения крымских татар, но ни разу не было сломлено атаками врага.
В глубине крепости, за мощной четырехугольной кирпичной стеной, располагался мужской Знаменский монастырь.
Справа к Знаменскому кафедральному собору примыкает Курский Краеведческий музей, образующий красивый архитектурный ансамбль в единой цветовой гамме.
В бытность расположения на этой площади монастыря, в этом здании размещался архиерейский дом. В январе 1904 года благодаря ходатайству нового губернатора Николая Николаевича Гордеева одно из лучших по тому времени зданий было отдано под новый, только что созданный музей. К Курскому музею проявлял особый интерес Николай II, а князь Михаил Александрович взял музей под свое величайшее покровительство.
Экспонаты для Курского музея покупались в Эрмитаже, музеях Москвы, известные антиквары России почитали за честь предоставить музею для покупки предметы старины, а также доставить в Курск предметы «древностей и редкостей».
Во внутреннем дворе бывшего монастыря находится еще один храм, невероятно красивый Храм Воскресения Христова, построенный на пожертвования горожан в 1875 году.
Кирпичный однокупольный храм возведен в стиле эклектики с центрическим планом в виде византийского креста. Его стены выложены из красного лицевого кирпича и окрашены цветными красками в византийском стиле.
Храм закрыт в 1923-м году и отдан под архив. В ноябре 1945 года передан под склад Электроаппаратному заводу. В 2003-м году храм был передан Русской Православной Церкви и началось его долгое восстановление, результаты которого можно наблюдать в наши дни.
Слева от собора расположено протяженное здание Курского Электроаппаратного Завода. основанного в 1945-м году. Прочла, что в начале 2020-х годов в ходе подготовки к празднованию 1000-летия Курска завод планируют перенести на новую площадку.
Вдоль остатков монастырской стены по улице, носящей имя уроженца Курска, Героя Советского Союза Ивана Егоровича Сонина, спускаемся вниз. Улица Сонина не только самая древняя улица города, но и одна из самых коротких.
С далеких времен, когда по углам монастырской стены стояли мощные, оборонительные башни, до наших дней чудом сохранилась Круглая кирпичная башня с куполом и частью прилегающей к ней стены.
Масштабные реставрационные работы по восстановлению памятника архитектуры федерального значения были проведены в период с 1959-го по 1980-м годы.
На другой стороне улицы над обрывом в небольшом сквере установлен Памятный знак в честь 700-летия обретения иконы Курской Коренной Божией матери «Знамение», открытый 21 сентября 1995 года в именно в день празднования 700-летия обретения иконы. Автором монумента является скульптор Вячеслав Михайлович Клыков.
Хотелось подойти поближе, но пешеходного перехода через бойкую автомобильную дорогу не наблюдалось, поэтому я все свое внимание сосредоточила на невероятно красивом, великолепном, трехэтажном здании бывшего Дворянского собрания.
Как огромный торт со взбитыми сливками ярко констатирующий на фоне голубого неба оно не может оставить равнодушным ни одного любителя исторической архитектуры. Оригинальное смешение эклектики, итальянского ренессанса и барокко, казалось бы соединив не сочетаемые стили, сооружение привлекает и общим видом и особенно многочисленными деталями, которые хочется разглядывать бесконечно.
Этот памятник архитектуры федерального значения является истинным украшением центральной исторической части города.
Пожарные не справлялись со стихией и огонь перескочил на соседние здания. За несколько дней выгорел целый жилой массив из деревянных домов, расположенных рядом.
После пожара по проекту курского епархиального архитектора Владимира Григорьевича Слесарева здание было восстановлено. В этот раз большую часть затрат взяла на себя государственная казна. Великолепное здание выполнено в стиле эклектики, с использованием элементов итальянского ренессанса и барокко.
В феврале 1943 года при отступлении из Курска фашистские оккупанты подожгли здание, после чего оно долгие годы представляло собой жуткие руинв. В начале 60-х годов здание Дворянского собрания по проекту харьковского института «Военпроект» (архитектор П. Шпара) на средства Министерства обороны было восстановлено. Внешний вид роскошного сооружения был полностью сохранён.
В различные годы это здание с роскошными фасадами кроме Дворянского собрания кто только не располагался: Рабочий дворец, Реввоенсовет Южного фронта, музей искусств, клуб железнодорожников, Дом Красной Армии, гарнизонный Дом офицеров и это еще не весь перечень.
Примечательно, что в Большом зале со сценой и балконом не только проходили концерты и балы, но и пел известный русский оперный певец Федор Иванович Шаляпин.
В настоящее время в здании открыты вторая концертная площадка Курской областной государственной филармонии и Свиридовский центр искусств.
На втором этаже расположен военно-исторический музей Курской битвы, основанный 27 июня 1963 года. Это единственный музей, который рассказывает о величайшей битве Второй мировой войны периода 1939 — 1945 годов.
В бывшем здании Дворянского собрания размещается и Курский областной планетарий открытый в 1956 году по инициативе курских краеведов.
Это единственное в своем роде заведение во всем Центральном Черноземье- здесь показывают фильмы о ближнем и дальнем космосе, рассказывают о происхождении вселенной и нашей планеты, дают лекции по космологии и астрономии.
Осмотрев и вдоволь налюбовавшись великолепными фасадами бывшего здания Дворянского собрания,
сразу же за ним поворачиваем на улицу Ендовищенскую. Интересное и необычное название улицы происходит от древнерусского слова «ендовище», т. е. впалая поляна или котловина. А ведь и правда, дорога с щебеночным покрытием и обильными лужами проходит вдоль крутого косогора.
Но все мое внимание уже захватило протяженное здание, расположенное справа и впечатляющее своей масштабностью, часть которого была скрыта от людских глаз за сплошным забором.
Это бывшее Здание мужской классической гимназии, памятник архитектуры регионального значения.
Одним из первых светских учебных заведений в Курске устроенном дворянством для воспитания юношества Курского и Орловского наместничества в 1783 году было Благородное училище, по 1835 год находившееся под управлением Харьковского университета. Её официальное название было — Курская гимназия Харьковского университета, с 1835 по 1917 годы — Курская мужская гимназия Харковского учебного округа.
В 1836 году деревянное здание гимназии сгорело. На расчищенном пепелище в 1842 году по проекту курского архитектора Грознова было выстроено новое каменное здание. По личному указанию Императора Николая I корректировку проекта выполнил член Императорской Академии художеств Александр Павлович Брюллов, старший брат выдающегося художника Карла Брюллова.
Гимназию дважды посещали Императорские особы: в 1842 году Николай I и в 1856 году Александр II.
Вплоть до 1917-го года Курская гимназия на всю Россию славилась строгой учебной и трудовой дисциплиной, высоким уровнем преподавания многих дисциплин, воспитывающих в гимназистах надежду и опору Отечества.
После Революции в здании размещались несколько школ и находились различные службы губернского народного просвещения, Дом физической культуры, а также служебные квартиры. В мае 1931-го здание гимназии было передано военным для размещения в нем учебной части тяжелого артиллерийского полка.
Во время войны здание гимназии сильно пострадало, а при восстановлении в 1950 году его существенно видоизменили: был надстроен четвертый этаж и на пристройке, примыкающей к главному корпусу, была возведена башня с шпилем, увенчанным флюгером. Долгие годы здание было отдано под производственный цех электроаппаратного завода.
Судя по информации на щите строительной компании, после реконструкции в здании бывшей гимназии будет размещаться экспозиционный корпус Курского Краеведческого музея.
Слева, у основания холма, находится многострадальное здание Курского Государственного Цирка. Почему я так написала? Ну посудите сами: в открытом в 1971-м году почти новеньком здании в 1990-м случился пожар, который удалось вовремя локализовать. Но в декабре 1996 года новая беда и тогда здание цирка спасти не удалось, оно сгорело дотла. И лишь 11 ноября 2011 года состоялось торжественное и долгожданное открытие Курского государственного цирка.
И тут мы все трое одновременно взбунтовались: доколе, организмы не казенные, пора и отдохнуть, да чего уж там — совершенно необходимо подкрепиться, что мы и сделали. Вернулись на улицу Ленина,
отметились на Красной площади.
Оксана совсем недавно фотографировала ее в зимнем убранстве, с елочками, засыпанными снежком, но в начале января теплая погода не оставила снегу ни одного шанса. На пересечении с улицей Кирова расположено замечательное кафе «Pasta Basta», где мы единодушно заказали кофе и десерты.
Расслабившись и надолго зависнув в уютной обстановке кафе, мы чуть было не совершили глупость и на этой сладкой ноте не закончили прогулку! Но выйдя на улицу, Юля повернула на улицу Кирова и предложила следовать за ней!
И я рада, что не стала сопротивляться, иначе как бы я узнала, что существует совершенно другой Курск — дореволюционный, с улочками частного сектора, состоящего из стареньких, разной степени сохранности домиков.
Вскоре мы повернули на очень интересную улицу Семеновскую.
Согласно первому градостроительному плану Курска, утвержденному императрицей Екатериной II в. 1782 году, город делился на две части: «Нагорную», расположенной между реками Тускарью и Куром и по которой мы и гуляли. Далее на запад, за рекой Куром расположена нижняя часть Курска — «Закурная».
Я спешу к старинному двухэтажному деревянному жилому дому, расположенному по адресу: улица Семеновская, 14 и построенному, предположительно, в первой половине 17 века!
Историческая архитектура объекта культурного наследия является «образцом» купеческого дома этого периода.
В знаменитом купеческом доме с полуподвальным цокольным этажом, мезонином и балконами на обе его стороны в 1794-м году родился и прожил всю свою жизнь до смерти в 1860 году известный курянин, самородок — астроном, механик и метеоролог Федор Алексеевич Семенов.
С балконов, выходящих на разные стороны дома, Семенов с 1813-го года, первый в курске, стал проводить метеорологические наблюдения. В 1825-м году он изготовил телескоп с 40-кратным увеличением и пришел в полный восторг, когда, изучая ночное звездное небо, впервые сам увидел кратеры Луны, спутники Юпитера и знаменитые кольца Сатурн.
С 1838 года вплоть до смерти в Курской газете «Курские губернские ведомости» печатались его наблюдения за погодой.
Федор Алексеевич был членом-корреспондентом Русского географического общества, его выдающиеся труды по метеорологии печатались в столичных изданиях.
В этом же доме,
а затем и в своем собственном, на другой стороне улицы проживал еще один известный курянин, учёный-экпериментатор, внук Семенова — Анатолий Георгиевич Уфимцев, родившийся в 1880-м году.
С детства он имел склонность к изготовлению различных поделок, закончил реальное училище. В 1898-м году по каким-то своим соображениям решил уничтожить главный предмет поклонения русского православия — Курскую Коренную икону Божией Матери, находящуюся в Знаменском соборе. Сконструированное взрывное устройство с часовым механизмом сработало, но икона уцелела. Взрывателя обнаружили случайно спустя несколько лет,
осудили просто за хулиганство и отправили на пять лет ссылки в Акмолинск. После ссылки Уфимцев занялся исключительно изобретательством: создал несколько проектов аэроплана с круглым крылом, похожего на летающую тарелку. Сконструированный Уфимцевым авиационный двигатель был удостоен Большой серебряной медали на Международной выставке воздухоплавания в 1911 году.
В 1929 году вместе с другом учёным-механиком Владимиром Ветчинкиным, Уфимцев возвёл первую в стране 42-х метровую металлическую ветроэлектростанцию с лопастями,
обеспечивающую электроэнергией не только мастерскую и дом самого Уфимцева, но и несколько домов по соседству.
В 1936-м году Анатолий Уфимцев заболел туберкулезом и решил провести эксперимент на своем здоровье: ввел себе в кровь, на его взгляд, самый целительный препарат природы- женское грудное молоко. Но чуда не случилось.
10 июля 1938 года в доме, где жили и трудились Семёнов и Уфимцев, создали музей. В 1941 году в связи с немецкой оккупацией его закрыли. Экспозиция была восстановлена в 1986 году.
Ветрогенератор Уфимцева с 2011 года является объектом культурного наследия федерального значения.
Улица Семеновская уперлась в улицу Марата с покосившимися домиками, здесь уже наблюдался склон, вдали виднелась нижняя часть Курска — «Закурная».
Впереди показалась последняя на сегодня цель- Римско-католическая церковь во имя Успения Пресвятой Девы Марии.
Основанием для постройки в 1892-м году костела, послужило проживание в Курской губернии достаточного количества жителей католической веры. Личные средства на строительство были внесены дворянкой Орловской губернии М. И. Рудзиевской и ксендзом Г. Мотузза.
Примечательный факт: с 1896 по 1904 годы в Курске жил и работал чертежником в Управлении Московско-Киево-Воронежской железной дороги будущий художник Казимир Малевич. Теперь понятно, где он научился рисовать квадраты и прочие геометрические фигуры. В этом костеле в 1914-м году художник венчался, здесь же крестил своих детей.
Вот и закончилось мое знакомство с замечательным русским городом. Огромное спасибо девочкам: Оксане и Юле за эту возможность!