Когда итальянские планы приобрели уже вполне осязаемые очертания, начала искать билеты на самолёт. Тут выяснилось, что прилететь в Рим, а улететь из Милана получается очень дорого. Значительно дешевле купить круговой билет в Милан, а уже оттуда доехать до Рима на скоростном поезде. Билет на поезд решила купить на месте. Знаю, что лучше заранее, но с перелетом никогда нельзя быть уверенным получится ли всё как запланировано. В результате прилетели на час позже, что в общем не так уж и плохо. Потом потеряли ещё час сражаясь с автоматом по продаже билетов на электричку из аэропорта в город. Так или иначе в половине десятого были уже на центральном вокзале Милана.
Помня о проблемах с оплатой в аэропорту встали в очередь в кассу. Посмотрев на экран кассир сообщила, что на ближайшие три рейса билетов нет и уехать мы сможем в лучшем случае через два часа. Делать нечего, взяли что было и отправились искать супермаркет. В тот момент мы даже не осознавали, как нам несказанно повезло. На поиски магазина и покупку продуктов ушло где-то полтора часа, а когда вернулись обратно, на перроне творилось что-то невообразимое. Поезда отменяли один за другим, растерянные пассажиры метались в поисках замены, а билетов не было. Ни через час, ни через два, ни вообще на сегодня.
Причиной переполоха оказались проливные дожди обрушившиеся на соседний регион и вызвавшие локальные затопления. Проехать было можно, но очень медленно, как следствие пропускная способность дороги резко сократилась. И тут оказалось, что мы вытащили счастливый билет. Наш поезд шёл по расписанию. В пути мы смогли оценить масштаб бедствия. Вода залила пути на высоту рельсов так, что между ними как будто текла полноводная река. Дорога большей частью проходила в туннелях, только изредка в просветах мелькали покрытые лесами горы и долины с оливковыми рощами.
В Рим приехали около четырёх, опоздав всего лишь на полчаса. Наша гостиница находилась примерно в километре от вокзала у сквера Виктора Эммануила. Быстро заселились и пошли гулять по городу. Только завернули за угол, как на горизонте показалась колокольня Базилики Санта Мария Маджоре. Построенная в 1370-х башня высотой около 75 метров является самой высокой колокольней в Риме. И это ещё не всё в чём Базилика самая, самая. Самая большая церковь, посвященная Марии в Риме и одна из четырех папских базилик была построена на самом высоком холме города Эсквилинском.
Построили храм в 432 году по приказу папы Сикста III. Здание, что мы видим сегодня снаружи выглядит довольно современно благодаря фасаду 18 века, спроектированному архитектором Фердинандо Фуга.
Однако внутри церковь сохранила оригинальную планировку 5-го века. Первым в глаза бросается позолоченный кессонный потолок. На протяжении столетий над центральным и боковыми нефами не было крыши, пока в 1455 году по заказу Папы Александра VI не построили роскошный потолок покрытый золотом привезенным Колумбом из Нового Света и подаренным Папе испанской колевской четой Изабеллы и Фердинанда.
Кроме того вдоль всего центрального нефа можно увидеть оригинальные мозаики 5-го века, изображающие сцены Ветхого Завета, такие как Моисей, выводящий израильтян из Египта.
Позади балдахина с колоннами из порфира виднеется золотистая мозаика апсиды «Коронация Богородицы», которая датируется 1295 годом и подписана францисканским монахом Якопо Торрити.
Мозаика над аркой продолжает историю мозаик по сторонам нефа и также относится к V веку.
Большие мраморные колонны базилики еще старше и, вероятно, были позаимствованы из древнеримского дворца. Всего можно насчитать тридцать шесть мраморных и четыре гранитных колонн, многие из которых укорочены, чтобы создать гармоничный ансамбль.
Вдоль потолка проходит деревянный фриз украшенный изысканными инкрустациями с фигурами амуров верхом на быках — символах семьи Борджиа. В то время как гербы пап Калликста III и Александра VI из той же семьи можно разглядеть в узорах самого потолка.
Не забудьте посмотреть под ноги. Мозаики полов также в основном были уложены в 12 веке.
А потом опять вверх. Фрески куполов расписаны знаменитыми художниками, в том числе свой вклад в украшение Базилики внёс Гвидо Рени.
В Санта-Мария—Маджоре похоронены несколько пап, самый знаменитый, пожалуй, папа Сикст V, в честь которого названа целая часовня — Сикстинская капелла. Другая, гораздо более известная Сикстинская капелла в Ватикане названа в честь папы Сикста IV.
Спроектировал часовню архитектор Доменико Фонтана. Главный алтарь выполнен в форме кивория, который несут четыре ангела из позолоченной бронзы работы Себастьяно Торреджани.
Роскошный баптистерий Санта-Мария—Маджоре был спроектирован архитектором Фламинио Понцио в 1605 году. Алтарь представляет собой мраморный барельеф «Успение Богородицы» Пьетро Бернини, отца гораздо более прославленного скульптора Джованни Лоренцо Бернини.
Свод украшен фресками, на которых изображено Непорочное зачатие, а также пророки и учителя Церкви.
На правой боковой стене находится прекрасный бюст Папы Бенедикта XIII работы римского скульптора Пьетро Браччи.
Возле главного алтаря находится крипта с реликвиями. Статуя Пия IX 1880 г. принадлежит Игнацио Джакометти.
На площади перед Базиликой установлена Колонна мира (Colonna della Pace), которая когда-то была частью базилики Максенция на Римском форуме. Колонну воздвигли в 1614 году в благодарность за избавление от чумы. Она стала одной из первых таких чумных колонн в Европе.
От Базилики двинулись к центру. Когда на горизонте показалась узнаваемая громада Колизея, пришло осознание того, что в самом деле гуляем по итальянской столице.
Спустились с холма на лужайку перед Аркой Константина. Арка как живое свидетельство истории цивилизации стоит на этом месте уже 17 столетий. Считается, что её возвели в 315 году в честь победы Императора Константина в битве у Мильвийского моста. На мраморных панелях арки выбиты слова: «Императору Цезарю Флавию Константину, величайшему, благочестивому и блаженному Августу: за то, что он, вдохновленный божественным и величием своего ума, избавил государство от тирана и всех его последователей с помощью его войска и справедливой силы оружия, Сенат и народ Рима посвятили эту арку».
Хотя скульптурное убранство посвящено Константину, большая часть скульптурного декора состоит из рельефов и статуй, снятых с более ранних триумфальных памятников, посвященных Траяну (98–117 гг.), Адриану (117–138 гг.) и Марку Аврелию (161–180 гг.). Большие скульптуры наверху колонн изображающие даков, датируются правлением Траяна. Барельефы между статуями посвящены Марку Аврелию. Пары круглых рельефов над каждой боковой аркой относятся ко временам императора Адриана. На них изображены сцены охоты и жертвоприношения.
Идём дальше по Виа-дей-Фори-Империали, с которой открывается вид на поросший дикими маками Римский Форум.
Слева удивительно хорошо сохранившаяся Курия Юлия — дом заседаний сената в древнем Риме, построенная при Юлии Цезаре в 44 г. до н. э. Справа Церковь святых Луки и Мартины.
Пересекли Площадь Форума Траяна, чтобы поближе рассмотреть знаменитую Траянскую колонну.
Колонна Траяна была возведена в 113 году нашей эры под руководством архитектора Аполлодора Дамаскина по приказу римского сената. Она служила усыпальницей императору и его жене. Через небольшую дверцу у основания можно попасть в погребальную камеру, где хранились останки. Там же начинается лестница из 185 ступенек ведущая на самый верх.
Колонна наиболее известна спиральным барельефом, на котором изображены войны между римлянами и даками 101–106 гг. н. э. Переход римской армии через Дунай по понтонному мосту напоминает о начале войны, затем одни за другими следуют сражения и осады, строительство лагерей, первое поражение Децебала, царя даков. Рельеф продолжается сценами второй кампании: осада вражеской столицы Сармизегетузы, поджёг города даками, чтобы не отдавать римлянам, отравление даков, захват вражеских сокровищ, побег Децебала и его самоубийство, Траян принимающий голову врага.
Жаль невозможно рассмотреть всё это без помощи подъёмного крана. Лавируя между автомобильным и пешеходным трафиком на Площади Венеции добрались до Виа дель Корсо.
Церковь Святого Марцелла на виа дель Корсо привлекла вогнутым фасадом в стиле позднего барокко. Новый фасад церковь получила в 1682–1686 годах. Проект разработал архитектор Карло Фонтана, он считается одной из его лучших работ. Рельеф в центре, где Св. Филипп Беници отказывается от папской тиары был создан одним из учеников Бернини — Антонио Раджи.
Заглянули внутрь, но задерживаться не стали. В Риме если заходить в каждую церковь, никогда не достигнешь цели путешествия. Отметили только яркий кессонный потолок с резным рельефом Непорочного Зачатия в центре.
Углубились в переулки, чтобы выйти к фонтану Треви. По пути невольно обращала внимание на медальоны украшающие углы зданий.
Вдруг увидели кафе с подозрительно знакомым словом в названии — Скьярра. Тут же вспомнила, что где-то читала про Галерею Скьярра и даже собиралась её найти. Построенная между 1885 и 1888 годами галерея представляет собой просто внутренний двор в центре офисного здания. Заказчиком проекта был Принц Маффео Барберини-Колонна ди Скиарра, а исполнителем архитектор Джулио-Де Анжелис.
В то время де Анджелис был особенно очарован английским стилем ар нуво, что проявилось в тщательно продуманных, почти готических деталях строения. Галерея покрыта фресками, написанными Джузеппе Челлини в 1887 году. Любопытно, что художник использовал античную технику энкаустики или росписи горячим воском.
Наряду с искусными завитушками, цветочными мотивами и природными узорами в классическом стиле Либерти фрески в основном изображают женщин на всех этапах жизни. В частности они отражают отношение общества к женщинам в конце 19 века. Женщины изображаются ангелами домашнего очага, богинями кухни, невестами и матерями.
Картины призваны символизировать то, что художник считал различными женскими добродетелями: верность, силу, терпение, милосердие и справедливость.
В нижней части разыгрываются сцены буржуазного быта. Там можно заметить женщин, слушающих музыку, обедающих у себя дома, ухаживающих за садом, ведущих беседы и занимающихся благотворительностью.
Возле фонтана Треви было столпотворение. Ещё на подходе услышали гул голосов похожий на жужжание пчелиного улья. Чтобы сделать фото пришлось пробираться сквозь толпу.
Неудивительно, что каждый гость Рима непременно приходит к этому знаковому месту. Посмотрела на часы, восьмой час, а мы ведь уже сутки без сна. Пора возвращаться.
С трудом заставляла себя не задерживаться у каждого красивого здания или фонтана.
От Пьяцца Барберини свернули на улицу Четырёх фонтанов (Via delle Quattro Fontane). Остановились на перекрёстке с Виа дель Квиринале. В 1588 году здесь по указу Папы Сикста V был установлен ансамбль из фонтанов эпохи позднего Возрождения.
Бегала с одной стороны на другую рассматривая каждый из них. Сюжеты разные, однако сгруппированы в похожие пары: две бородатые мужские фигуры, аллегории Тибра и Арно, обращенные к двум женским фигурам, представляющим Диану и Юнону.
Первые два символизируют Рим и Флоренцию, а Диана и Юнона — соответственно символы Верности и Стойкости.
Богиня Диана работы Пьетро да Кортона. Остальные три создал Доменико Фонтана. Интересно как перекликается фамилия мастера.
На перекрёсток также выходит церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Необычная волнистая форма фасада была спроектирована Франческо Борромини.
На сегодня пожалуй всё. Продолжение следует…
Теги:
Самостоятельные путешествия