Мойка, Фонтанка, канал Грибоедова — все эти водные артерии протекают в исторической части Петербурга, и именно по их набережным мы гуляли чаще всего. Я уже рассказывала о Фонтанке и канале Грибоедова, о мостах, переброшенных через эти водные артерии, о дворцах и храмах, стоявших на их берегах.
И, наконец, Мойка — одна из красивейших водных магистралей Петербурга. Ее набережные украшены роскошными зданиями, едва ли не каждое из них является памятником архитектуры. А мосты, перекинутые через Мойку, поражают своей красотой и богатой историей.
Мойка — протока Невы и правый рукав Фонтанки. Когда-то в давние времена это была мутная узкая речка. В начале 18 века по указу Петра I началась расчистка этой речушки, которую на тот момент точнее было назвать ручьем. И речку не только углубили, благоустроили, но и сделали пригодной для судоходства. Практически до конца 18 века называлась она Мья, потом ее стали называть Мойкой. И вот уже более 2-х веков она известна нам, как Мойка.
Мойка протекает по самому центру города. Практически с самого основания города набережная Мойки стала обустраиваться. Построить дом на набережной Мойки — это было престижно, и дома здесь строили только богатые люди и даже члены императорской семьи. Поэтому и окружают Мойку с двух сторон дома с роскошной архитектурой, создавая неповторимый образ Петербурга. Каждый уголок Мойки дышит историей!
Михайловский замок, Летний сад, дворец Юсуповых, Строгановский дворец, дом-дворец Елисеевых, Мариинский дворец, дворец Разумовского — это все исторические объекты расположены вдоль набережной Мойки. Безусловно, это не полный перечень достопримечательностей, украшающий Мойку с обеих сторон. Но даже одни эти названия настолько впечатляют, что голова идет кругом, а возможность увидеть их своими глазами, прочувствовать их неповторимое очарование, прикоснуться к великолепной истории великого города — это то, ради чего стоит прогуляться по берегам Мойки.
В целом через Мойку перекинуто 15 мостов. Исходя из того, что длина Мойки около 4,5 километров получается, что практически каждые 300 метров мост. Мосты делают Мойку очень романтичным местом. Мы жили в непосредственной близости от Мойки, и поэтому наш путь часто пролегал по ее набережной. И каждый раз мы просто замирали то в одном, то в другом месте, не в силах двинуться дальше. Конечно, романтична и Фонтанка, и канал Грибоедова, но Мойка — это что-то особенное.
Сама Мойка, хоть кто-то и говорит, что вода в ней мутная и грязная, а мы этого как-то и не заметили, мосты, каждый из которых — историческая достопримечательность, и, наконец — величественные дома и дворцы вдоль гранитных берегов — ну как можно остаться равнодушным к такому великолепию! Ну и к тому же, с ее набережной виден мой любимый Исаакий и Исаакиевская площадь, и виды потрясающие!
1 -й Инженерный мост перекинут через реку Мойку в самом её начале. Он словно начинает Мойку, которая вытекает из реки Фонтанки именно в этом месте. Появился мост в 18 веке, а вот современный вид обрел в 1825 году, и вот уже 200 лет соединяет Летний сад со Спасским островом. Перила моста украшены головами Медузы-горгоны. Ну, а прежде всего мост известен тем, что именно под ним живет знаменитый Чижик-Пыжик. Думаю, все знают об этом самом маленьком памятнике Петебурга и, конечно, все, кто бывал у Чижика-Пыжика, бросали монетки, стараясь чтобы он упали именно на постамент статуи, и загадывали желания. Мы тоже так делали.
На левый берег Мойки выходит Михайловский сад. В 1825 году при реконструкции сада Карлом Росси был возведен этот романтичный павильон. Его так и называют — павильон Росси. Владельцами павильона, как и сада были Великий князь Михаил и его супруга. Павильон был местом отдыха и приятных бесед. И сейчас здесь такая же романтическая обстановка, позволяющая перенестись в те далекие времена и представить, как дамы с кавалерами, погуляв по саду, собирались здесь, пили чай или кофе, играли в карты, любовались Мойкой…
С правой стороны Мойки раскинулся Летний сад — самый красивый парк в центре Петербурга!
Летний сад — обязательная для посещения достопримечательность. Ну во-первых, потому, что основан практически одновременно с Петербургом и причем разбит непосредственно при участии Петра I, который очень часто бывал здесь. Во-вторых, сад — это то место, где в те далекие времена по дорожкам гуляла петербургская аристократия, и даже императрица с придворными дамами отдыхали в саду, любили гулять здесь и Пушкин, и Блок, и Ахматова, и многие другие известные люди посещали сад.
Понятно, что столько времени прошло с тех времен, парк пережил не одну реконструкцию, особенно неоднозначное отношение к последней, после которой он неузнваемо преобразился и, конечно, сейчас отличается от Летнего сада времен Петра и Екатерины II, но все же дух того времени незримо присутствует в нем. Архитектурные сооружения, пруды, фонтаны, скульптуры (правда, увы, копии), несмотря ни на что, напоминают нам о тех далеких временах.
И в третьих — знаменитая решетка Летнего сада, построенная со стороны Невы. Про англичанина, который увидев решетку с воды, не захотел сходить на берег, решив, что все равно в Петербурге он не увидит ничего более прекрасного, чем эта решетка, все знают. И мы, как и тот англичанин, увидели прекрасную решетку с воды, и так же, как и он, были очарованы ею.
Вдоль Летнего сада проходит Лебяжья канавка, прорытая в 1711 году и соединившая Неву с Мойкой. Говорят, в 18 веке здесь было много грациозных лебедей, отсюда и такое красивое название. Сейчас, правда, лебедей в ней не наблюдается. В другом городе этот небольшой канал длиной около 650 метров в длину так и назвали бы каналом, но мы же в Питере, и поэтому не канал, а красиво и поэтично — канавка, и к тому же Лебяжья. А на месте выхода канавки в Мойку, напротив Михайловского замка — Нижний Лебяжий мост. Интересны перила моста — чугунные решетки художественного литья по рисункам вроде бы самого Росси.
И еще один канал, но как я уже говорила, это в другом городе его бы назвали так — скучно и официально, а здесь — канавка — мило, тепло и от большой любви к городу. На этот раз Зимняя канавка, и опять она соединяет Мойку с Невой.
Соединить Мойку с Невой решил сам Петр I. Благодаря этому созданному вручную руслу Петр I мог спуститься к воде возле самого Зимнего Дворца, сесть в лодку и быстро попасть по воде в любое нужное место.
Строительство канавки было начато в 1718 году, и закончилось уже на следующий год. Несмотря на то, что Зимняя канавка еще короче Лебяжьей, всего 228 метров в длину, через нее перекинуто 3 моста — Первый Зимний, Второй Зимний и Эрмитажный.
Эрмитажный мост — один из старейших мостов Петербурга. Находится он у истока Зимней канавки. Его предшественник был деревянным и разводным, построили его еще при Петре I сразу после постройки Зимнего дворца. И в таком виде он простоял несколько десятилетий, а потом набережные Невы начали одевать в гранит, и мост перестроили. Мост, сооруженный из кирпича и известняка и облицованный гранитом, простоял почти два столетия. В 30-х годах прошлого столетия его свод был заменен на железобетонный, внешний вид его остался прежним.
Наверняка все слышали, что у моста есть еще другое название, неофициальное — мостик Лизы. Такое название появилось в 19 веке после выхода оперы Чайковского «Пиковая дама», Лиза, узнавшая об обмане Германа, бросается с Эрмитажного моста в холодные воды Зимней канавки, где и тонет. У Пушкина такого эпизода нет, его придумал сам Чайковский, видимо впечатлившись реальным трагическим случаем, произошедшим здесь в 60-х годах 19 века, когда девушка из-за несчастной любви бросилась с моста.
Зимняя канавка — одно из самых красивых мест Петербурга, и не только благодаря удивительным мостам, перекинутым через нее, но и из-за необычного сооружения над водой. Это арка-переход, расположенная на уровне второго этажа и соединяющая здание Эрмитражного театра и Большого Эрмитажа.
В месте слияния Зимней канавки с Мойкой еще один мост — 2-й Зимний. Мост расположен очень удачно и так гармонично вписывается в окружающую среду, что кажется стоит он тут с того дня, как появилась канавка, однако мост не такой старинный, как Эрмитажный и 1-й Зимний, и построен он сравнительно недавно — в 1933 году, ну, а в таком виде, в каком мы видим его сейчас, мост появился еще позже — в начале 60-х годов. Архитекторы постарались на славу, внешний вид и стиль моста максимально приближены к двум другим мостам на Зимней канавке, построенным гораздо раньше.
Конечно, интересен Эрмитажный мост, романтична сама Зимняя канавка, но и этот мост — он необыкновенный! И несмотря на то, что мост новодел, он привлекает внимание. Можно стоять часами на набережной Мойки напротив моста и наблюдать за многочисленными корабликами, виртуозно поворачивающими под мост. Трафик здесь очень напряженный, все прогулочные катера, выходящие в Неву, проходят под этим мостом. Одни кораблики лихо заворачивают с Мойки под мост и дальше, в Зимнюю канавку, другие — не с первого раза заходят под мост, приходится отходить назад, потом опять повторять попытку. Наблюдать за этим интересно и увлекательно!
Справа от моста, если смотреть с набережной Мойки, доходный дом Николая Ферзена, генерала из свиты Николая II. Место, конечно, престижное, самый центр Петербурга, по соседству с Эрмитажем, с Дворцовой площадью. И что удивительно, долгое время в нем были обычные питерские коммуналки. Потом, конечно, коммуналки расселили, и, как известно, в доме с 1990 по 2000 год жил Собчак, мэр Санкт-Петербурга, дом так и называют — дом Собчака, хотя, конечно, Собчак с семьей занимал здесь лишь квартиру, безусловно, немаленькую, которая раньше была коммуналкой. Но как по мне, выполненный в стиле неоклассицизма дом сам по себе примечателен как памятник архитектуры.
А по другую сторону, на углу набережных Мойки и Зимней Канавки — дом Аракчеева, небольшое трехэтажное здание зеленого цвета. Построен он в самом конце 18 века, и жил здесь в те времена министр Александра I граф Аракчеев. В периоды, когда императору приходилось уезжать из столицы, Аракчеев именно отсюда управлял страной, хоть и недолгое время. Много воды утекло с тех времен, и, к сожалению, интерьеры особняка не сохранились, но этот дом — единственный в Петербурге, принадлежавший Аракчееву, и являющийся памятником архитектуры строгого классицизма.
Ниже по течению реки Мойки расположен Певческий мост, который является одним из самых широких в Петербурге, а точнее четвертым по ширине. Ведет он к самой главной площади Петербурга — Дворцовой. Его история похожа на историю других петербурских мостов, вначале он был деревянный, а в 1840 году вместо деревянного был построен чугунный арочный мост. Мост оградили чугунными ажурными решетками. Говорят, что первым по нему проехал экипаж с императором Николаем I.
И сейчас ажурные решетки художественного литья украшают мост. Очень красивый узор, как кружева.
И виды с этого моста потрясающие. Мойка, исторические здания во всей красе!
А назван мост Певческим потому, что по нему можно было пройти прямо к воротам Придворной Певческой капеллы, сейчас это Академическая капелла имени Глинки. И так как мост в буквальном смысле упирается в ворота этого музыкального учреждения, мы не могли не пройти во двор и не полюбоваться этим прекрасным комплексом зданий.
Интересны цветные мосты, перекинутые через Мойку — Зеленый, Красный, Синий. Свои цвета «цветные» названия мосты получили еще в начале 18 века, и возможно, это произошло потому, что петербуржцам захотелось разукрасить таким образом серые зимние дни и строгие городские пейзажи, по мне такая вот версия более подходящая для такого романтичного места, как Мойка, хотя есть и другие версии, например, мосты разукрасили в разные цвета, чтобы различать их и не путаться в их расположении, и чтобы можно было сказать: «А этот дом у Зеленого моста» или «А этот дом между Красным мостом и Синим мостом».
И вот как раз один из «цветных» мостов — Зеленый, известный прежде всего тем, что по нему пролегает Невский проспект. По Невскому гуляют все, кто бывает в Петербурге, так что с этим мостом наверняка все знакомы.
Между прочим, в те далекие времена Мойка являлась своеобразной границей города. И вот именно на Зеленом мосту, на тот момент он был деревянным и разводным, и к тому же еще и зеленым не был, а назывался Петровским, собирали подати с тех, кто въезжал в город.
В 30-х годах 18 века он был покрашен в зеленый цвет и стал называться Зеленым. С него и началась история цветных мостов в Петербурге. К тому же мост после реконструкции в начале 19 века стал первой чугунной переправой в городе, соединив в себе легкость деревянных мостов и прочность тяжелых каменных. И по его типу стали строить другие переправы на Мойке.
Мост не раз менял названия. Уже в конце 60-х годов 18 века он стал называться Полицейским из-за находившегося рядом городского полицейского управления, после революции он стал Народным, и лишь в 1998 году мосту вернули первоначальное название — Зеленый.
Ниже по течению реки через Мойку перекинут Красный мост — один из старейших мостов Петербурга, построенный в 1717 году. Между прочим, вначале он был белым, его так и называли — Белый. Мост был подъемным. Ну как подъемный — в среднем пролете моста была устроена щель шириной около 70 см, щель закрывалась подъемными щитами. Если надо пройти небольшому судну с матчами, поднимали щиты, прошло судно, их опускали, и опять мост цельный, пригодный для прохода.
В начале 19 века деревянный мост был заменен на чугунный, подобный Зеленому мосту. В это же время его перекрасили в красный цвет, и соответственно поменялось его название, он стал Красным. Это один из немногих питерских мостов, который сохранил свой внешний исторический облик с начала 19 века.
Мост эффектный и элегантный, возможно «виноват» в этом его цвет, а может это из-за роскошных зданий, окружающих его.
И еще один «цветной» мост — Синий. О нем я уже рассказывала в предыдущем рассказе, но все-таки и здесь надо сказать о нем пару слов. Ну что он самый широкий мост в Петербурге, это мы уже знаем. Но таким широким он был не всегда. Первоначально его ширина составляла всего лишь 41 метр. Для строящегося роскошного Мариинского дворца необходимо было обустроить просторную территорию перед ним, значит нужно было провести некоторую перепланировку Исаакиевской площади. И в результате мост был расширен до 97,3 метров и превратился в полноценную площадь. Все могут короли, то есть императоры.
Еще ниже по течению реки Мойки расположен пешеходный Почтамтский мост.
Раньше в Петербурге было семь цепных висячих мостов, а теперь их осталось лишь три — Банковский и Львиный мосты на канале Грибоедова и Почтамтский мост на Мойке.
Но только Почтамтский мост полностью сохранил уникальный исторический механизм, созданный в первой четверти 19 века, у мостов на канале Грибоедова цепи играют всего лишь декоративную роль.
Набережную Мойки без сомнения можно назвать музеем под открытым небом. Величественные здания с богатой архитектурой, каждое из которых — история, украшают с обеих сторон берега Мойки. Тут жили богатые и знатные люди царской России, даже члены царской семьи, как, например, в Мариинском двореце, построенном для дочери Николая I.
И вот такой потрясающий дворец, можно сказать самое известное и красивое сооружение на Мойке — Юсуповский дворец. В этот раз я наконец-то побывала в Юсуповском дворце. Давно хотела его посетить, много слышала о нем, к тому же бывала в Юсуповском дворце в Крыму, хотелось побывать еще и в петербургском дворце. Вот, наконец, мечта сбылась.
Своим фасадом дворец выходит на набережную Мойки. Гуляя по набережной Мойки, невозможно не заметить это элегантное здание. Ну, а территория дворца с садом простирается до самой улицы Декабристов. Кстати, вход на экскурсии именно с этой улицы. В этом доме жили 5 поколений семьи Юсуповых. Юсуповы были одной из богатейших семей в России, их род был богаче Романовых. И конечно, дворец, в котором они жили с 1830 года — это торжество роскоши, богатства и могущества семьи Юсуповых.
В Петербурге, в пригородах много дворцов, роскошных, с богатым убранством, и я во многих бывала, но дворец Юсуповых — это дворец дворцов! Для меня он стал одним из самых запоминающихся мест Петербурга. Тут история на каждом шагу, скульптуры, картины, подинные аристократические интерьеры — все это создает удивительную атмосферу прошлых веков! Надеюсь, удастся более подробно рассказать об этой интереснейшей экскурсии, в двух словах об этом не расскажешь.
Ну, а мы полюбовавшись роскошным Юсуповским Дворцом, пройдем чуть дальше. И дальше — самый романтичный мост на Мойке — Поцелуев. Вот сразу возникает вопрос — а отчего мост так назван? Из-за каких таких поцелуев мост получил свое название? И даже есть несколько версий такого романтичного названия. Но все они лишь красивые легенды. А на самом деле мост получил свое название не из-за целующихся на мосту парочек, а потому что рядом находился трактир купца Поцелуева. Но если это даже и так, то об этом сейчас позабыли. И мост стал мостом для влюбленных! Поцеловавшиеся на этом мосту влюбленные, останутся счастливыми до конца своих дней — вот такая красивая легенда.
Очень впечатляет вид с моста — на Мойку и, главное, шикарная панорама на Исаакиевский собор.
Совсем недавно здесь, на Поцелуевом мосту, случилась страшная трагедия. Очень печально, когда гибнут ни в чем не повинные люди. И теперь этот мост, несмотря на красивую легенду, о которой я не могла не написать, так как на протяжении долгого времени он был романтичным мостом, мостом для влюбленных, связан навсегда с трагическим событием, и таким, каким он был прежде, уже не будет…
Чуть ниже по течению Мойки расположен остров Новая Голландия. Остров этот искусственный, и образовался он по воле Петра I, который приказал прорыть Адмиралтейский и Крюков каналы. С самого основания остров принадлежал морским ведомствам. Тут были складские помещения для нужд верфи. И даже деревянная резиденция Петра I была обустроена здесь. Императору обстановка на острове напоминала Голландию, поэтому за островом и закрепилось такое название. Вообщем жизнь на острове во времена Петра I кипела.
На протяжении нескольких веков на острове сохранялась особая атмосфера. Тут была и морская тюрьма, и Менделеев проводил свои опыты, и даже действовала мощная радиостанция Морского транспорта. Но долгое время все, что происходило на острове, было сокрыто от глаз туристов и даже горожан. А к концу 20 века здания обветшали, на острове царила разруха и надо было что-то с этим делать.
И вот к 2011 году была проведена реставрация зданий, территория острова была благоустроена. И сейчас Новая Голландия — это несколько отреставрированных исторических зданий, красивый парк с озерцом, детские площадки, цветники и лужайки, арт-объекты, рестораны и кафе.
Историческое место превращено в благоустроенную зону отдыха, и Новая Голландия — это действительно место, где можно отдохнуть от городской суеты. Сюда именно за этим и идут. И как я поняла, большинство посетителей — местные жители, туристы сюда, конечно заходят, вот и мы сюда зашли, но у туристов, как правило, другие приоритеты — дворцы, мосты, набережные, старинные парки, а тут современное пространство, хоть и уютное, но, честно сказать, оно нас не особо впечатлило.
Конечно, побывать тут нужно, ну хотя бы для того, чтобы оценить масштабы реконструкции, ну и чтобы сказать: да, я был в Новой Голландии, гулял, отдыхал, сидел на траве и наслаждался покоем, умиротворенностью, уютом…
Вот так мы прогулялись по набережной Мойки. Конечно, не все мосты я вам показала, не обо всех зданиях рассказала, но Петербург неисчерпаем, о нем можно рассказывать бесконечно… Ну и в заключении: спасибо, что прогулялись со мной.
Теги:
Самостоятельные путешествия