Солнце в небе. Навесов плеск,
Гул прибоя и гальки щебет,
Слышишь музыку здешних мест?
Всё звучит. Даже солнце в небе!
Андрей Саенко
Перебирая фотографии и просматривая на туристере свои испанские рассказы, я с удивлением обнаружила, что совершенно незаслуженно обошла Таррагону. А между тем этот город подарил столько положительных эмоций, что до сих пор вспоминается с теплотой и любовью.
Яркий, солнечный, колоритный и жизнерадостный… Все эти восторженные эпитеты в адрес Таррагоны абсолютно справедливы и подтверждены мнением не одного поколения туристов.
Дом с нарисованным фасадом, приветливо встречающий всех своих гостей на Plaça dels Sedassos
Каталонский городок расположен в 100 км от Барселоны, на берегу удобной бухты. Еще в V в. до н. э. это местечко облюбовали для своего поселения племена иберов. В 218 г. до н. э., в разгар Второй Пунической войны (противостояние Карфагена и Рима) бухту отвоевали братья Сципионы (Публий Корнелий и Гней Корнелий) и едва укрепившись основали военный лагерь Таррако (от финикийского «tarchon» — «крепость»), ставший впоследствии важным римским форпостом для завоевания Пиренеев.
Несмотря на достигнутые успехи, положение римлян в Испании было непрочным, победы сменялись поражениями, а гибель братьев Сципионов едва не погубила всё дело. Ситуация изменилось после назначения в Испанию Публия Корнелия Сципиона — сына и племянника погибших римских полководцев. В 202-м г. до н. э. он разбил Ганнибала и за победу над карфагенянами приобрел агномен Африканский.
Через четыре года после окончания войны Римский сенат объявил Испанию своим владением, разделив её на Ближнюю и Дальнюю провинции. При Октавиане Августе была проведена реорганизация и образовались три провинции — Лузитания, Бетика и Тарраконская Испания с административным центром Таррако.
Август прибыл в Таррагону после изнурительной войны с кантабрами и учредив здесь свою резиденцию, два года правил Римской империей с испанской территории. Это обстоятельство положительным образом сказалось на развитии Таррагоны и дало толчок градостроительным преобразованиям.
Cтатуя императора Августа перед Национальным археологическим музеем
Подлинный рассвет города пришелся на период правления Веспасиана Флавия. Наряду с новыми храмами появился провинциальный форум, театр и бани. Для снабжения населения питьевой водой проложили акведук, фрагмент которого сохранился в 4х километрах от Таррагоны.
Местные жители называют акведук Puente del Diablo - Мост дьявола. Существует легенда, будто мост над глубоким ущельем построил сам дьявол всего за одну ночь и в обмен на душу того, кто первым выпьет воду, доставленную акведуком
После падения Римской империи городок переходил от римлян к вестготам, от христиан к мусульманам, и пережил много бед — войны, эпидемии, набеги корсаров. Особенно сильно Таррагона пострадала в ходе Пиренейской войны, когда подверглась осаде (с 5 мая по 29 июня 1811 г.) со стороны наполеоновских войск под предводительством генерала Суше. Взяв город штурмом, солдатня устроила насилия, резню и грабежи. Согласно некоторым источникам защитники потеряли 6–7 тыс. убитыми и 8 тыс. пленными. За вторжением последовала оккупация, продлившаяся до 1813 года. Прежде чем покинуть Таррагону, французы подорвали стены и снесли добрую часть города. На восстановление ушли десятилетия.
Памятник героям 1811 года (Monument a la herois de 1811). Возведен в честь защитников Таррагоны. Скульптор Хулио Антонио
Сегодняшняя Таррагона всё ещё дышит прошлым и бережно хранит следы ушедших столетий. Утопающие в цветах балконы и оживленные площади, заполненные магазинами и кафе, приятно контрастируют с тихими узкими улочками и каменными домами, скрывающими за своими стенами вековые тайны.
Древнюю Таррагону от нынешней разделяет прямая и широкая Рамбла Нова.
Фонтан Столетия (Fuente del Centenario) и модернистское здание Каса-де-ла-Пунша (Casa de la Punxa) на улице Rambla Nova
Она начинается от круглой Plaça Imperial Tàrraco и заканчивается у самого живописного места в городе — смотровой площадки «Балкон Средиземноморья» (Balcоn del Mediterrаneo). Расположенная на краю 23-метрового обрыва он не только открывает прекрасный вид на море и гавань, но и дарит ни с чем не сравнимое чувство простора и свободы.
Параллельно берегу моря тянется Аллея Пальм, представляющая собой прогулочный променад с растущими по обеим сторонам элегантными финиковыми пальмами.
Мимо солнечных часов дорога ведет вниз к главной достопримечательности — амфитеатру.
Каменные солнечные часы с надписью - Solem di texi te qve sol hic si manes, tarraconis vrit amor (О божественное солнце! Если ты останешься здесь, любовь к Таррагоне возрастет!)
Среди себе подобных таррагонский амфитеатр не самый большой (вмещал «всего» 14 000 зрителей) и не самый старый (датируется II веком н. э.), но особенно привлекательный, что обусловлено близостью моря. Бирюзовые воды служат отличным фоном для античных трибун.
За минувшие столетия амфитеатр повидал немало: театральные представления, кровавые битвы, гладиаторские бои. Весьма популярным зрелищем были публичные казни христиан.
Доподлинно известно, что в 259 г. здесь был заживо сожжен на костре епископ город Фруктуосаса вместе со своими диаконами св. Авгурием и св. Евлогием. В память об этих мучениках в шестом столетии в центре арены была построена примитивная раннехристианская базилика, на фундаменте которой в средневековье выросла церковь Святой Марии Чудотворной — её руины можно видеть по сей день. А статуя Мадонны (XIV в.) из этой церкви, как и другие найденные при раскопках артефакты, хранятся в археологическом музее.
Национальный археологический музей Таррагоны
Национальный археологический музей был создан в Таррагоне в середине XIX века и сейчас считается самым старым музеем Каталонии. Практически вся коллекция музея посвящена эпохе Древнего Рима.
Часть музейной экспозиции размещена в Преторианской башне (Torre del Pretorio). Из-за легенды, утверждающей что прокуратор Иудеи Понтий Пилат был уроженцем Таррако, местные жители величают её замком Пилата. Башня именуется также Королевским замком, так как некоторое время служила домом арагонских королей. Изначально, в I в. н. э., это башня служила связующим звеном, позволяя по лестницам и подземным коридорам перейти из нижнего города в Провинциальный форум.
Pretori Romà или Castell de Pilates
Форум был поистине огромен, даже по современным меркам, — почти 8 гектаров. С учетом особенностей ландшафта строился он на разной высоте. На верхнем уровне располагалась «императорская зона», а на нижнем — внушительных размеров площадь, функционирующая как рынок и центр общественной жизни. Несколько позже, близ форума был построен цирк — ипподром для скачек и гонок на колесницах. По некоторым оценкам, он вмещал около 30 000 человек и впечатлял своим размахом.
В центре форума, на высоком холме возвышался величественный культовый храм императора Августа. Его существование отчасти доказывается изображениями на монетах, отчеканенных в Тарраконе при Тиберии. Точное местонахождение храма было неизвестно вплоть до 2007 г., когда ученым удалось обнаружить часть фундамента под центральным нефом нынешнего кафедрального собора.
Над главным порталом - большое окно-роза одиннадцати метров в диаметре
Строительство собора началось в 1171 году и длилось почти 160 лет, вследствие чего храм представляет ныне смешение различных стилей.
Главный портал разделен центральной колонной, которая украшена прекрасной скульптурой Девы Марии с младенцем Иисусом
Из многих других культовых сооружений, что мне довелось видеть, этот собор один из самых запоминающихся. Его строгая монументальность и торжественная красота производит неизгладимое впечатление.
Стрельчатые окна, барельефы, готические арки, лепные потолки, многочисленные часовни… Сложно перечислить все те ценности и прелести, которыми обладает собор. Каждая деталь вызывает восхищение и поражает изысканностью.
Дверные ручки в виде причудливых существ
Гордость собора — главный алтарь (1426), выполненный скульптором Пере Йоханом (Pere Joan) из полихромного алебастра и украшенный сценами из жизни Святой Феклы, покровительницы Таррагоны.
Святая первомученица равноапостольная Фекла (или Текла) трепетно почитается в Каталонии. По преданию, она была первой среди святых женщин христианства. Её преследовали и подвергали всевозможным мучениям. Однако ни пытки, ни пламя, ни львы, ни ядовитые ящерицы не причиняли девушке ни малейшего вреда. Однажды Текла скрылась от преследующих её солдат в пещере, но была поймана. Теклу хотели убить, но произошло чудо — пещера рухнула и все, кто в там был, погибли. Из останков Святой сохранилась только рука. Христиане увезли её в Киликийскую Армению, а в 1321 году, благодаря заступничеству Якова II Справедливого, короля Арагона, реликвию доставили в Тараггону и поместили в дарохранительницу Кафедрального собора. С той поры каждый год в сентябре таррагонцы отмечают День Святой Теклы (о нём чуть позже). По-другому его называют — Днем армянского подарка.
К собору примыкает безумно красивый монастырский дворик, благоухающий ароматом мирта и цветов.
В тени апельсиновых деревьев тихо журчат фонтаны, роняя хрустальные струи в каменные чаши с рыбками.
Небольшой по размерам патио окружен арочной галереей из стройных высоких колонн. Особый интерес представляют капители колонн, обильно украшенные растительным орнаментом с вкраплениями мифологических существ и птиц.
К собору почти вплотную подходят мощные крепостные стены. Они были возведены римлянами в III–II веках до н. э. и опоясывали весь старый город (квартал Part Alta). К 200 году протяжённость стены составляла около 4х километров. Между 17 и 18 веками, чтобы приспособить систему укреплений под установку артиллерии, были пристроены массивные бастионы и башни. Позже стены претерпели значительные разрушения и до нас дошли только 1100 метров.
Фортификационное строение включено в туристический маршрут Passeig Arqueològic пройдя по которому можно и «прикоснуться к истории», и полюбоваться панорамами, и просто подышать свежим воздухом.
Вход с билетной кассой находится рядом с Portal del Roser. Достаточно широкая пешеходная дорожка проходит по территории, утопающей в зелени и цветах. О суровых былых временах напоминают лишь изредка встречающиеся пушки.
Кроме «осколков» древнеримского наследия, в городе множество интересных зданий поздних эпох. Среди них, например — Дворец Кастелярнау. Он был построен в начале XV века и с тех пор принадлежал разным богатым семьям. В 1760 г. новый владелец дворянин Карлос де Кастелярнау перестроил всё в своем вкусе и присоединил к своей недвижимости два соседних дома. В 1954 году имущество перешло в собственность города, а в 1977 году здесь был открыт музей — Casa Museu Castellarnau, где представлены предметы мебели и интерьера.
Гуляя по городу, не стоит забывать, что Таррагона расположена на знаменитом побережье Коста-Дорада, прозванном «Золотым берегом» благодаря мелкому золотистому песку. Мы побывали на двух абсолютно разных городских пляжах и убедились, что название вполне оправдано. Даже я, не особая любительница пляжного отдыха, была в восторге от хрустящего песочка, кристально чистой воды и ласковых волн. Здесь есть нечто совершенно волшебное, уж поверьте!
Кроме купания в море, каждый день мы погружались с головой в атмосферу всеобщего ликования и сплошной фиесты. В городе постоянно происходило что-нибудь интересненькое — то фестиваль еды, то массовый забег, то религиозное шествие.
К тому же, наше пребывание совпало с проведением конкурса по выстраиванию «человеческих замков» — кастелей.
Памятник Кастельерос (Monument als castellers) на Рамбле Нова. («casteller» означает замок или крепость)
Традиция этой национальной забавы зародилась в Каталонии и имела поначалу религиозную подоплеку. Участвуют в «стройке» команды кастельеры, собранные в команды — их может быть от 70 до 500 человек. Забираясь поочерёдно друг на друга они образуют своеобразную живую пирамиду.
Форма кастельеров, как правило, состоит из белых брюк, рубашки, банданы и широкого черного пояса, который поддерживает спину и служит для более удобного подъёма и спуска — можно зацепиться ногой и ухватиться руками. Цвет рубашки и эмблемы указывает на принадлежность к определенному клубу. В Таррагоне есть четыре команды кастельс.
Наш отель располагался рядом с клубом La Colla Jove и каждый раз, проходя мимо мы заглядывали поглазеть на репетицию. Выглядит процесс примерно так: Самые сильные мужчины становятся вплотную плечом к плечу в круг, образуя костяк будущего сооружения. По их спинам взбираются другие, формируя второй ярус. Затем участники с более легким весом «сколачивают» «ствол». После того как достигнута желаемая высота, на башню поднимаются подростки, выстраивая «верхнюю площадку». И наконец, на самую макушку поднимается «эншанета» — мальчик или девочка. У ребенка особая миссия — он должен задержаться на мгновение в позе наездника (enxaneta в переводе — всадник) и поднять руку вверх. Только тогда можно претендовать на победу. Правда, впереди не менее серьезный этап — «разбор» башни. Если никто не упадет, и конструкция не обрушится, это и будет настоящий успех.
Лично мне больше всего в этом увлекательном процессе понравились не акробатические выкрутасы, а сами люди и их взаимоотношения. Несмотря на тесноту, никто не пихался, не злился, не нервничал. Ни малейшего намека на неудобство. Кругом смех, шутки, улыбчивые лица. Удивительное и завидное дружелюбие и сплоченность!
А ещё нам посчастливилось стать очевидцами открытия самого главного городского праздника — Festes de Santa Tecla de Tarragona. Посвященный святой Текле он проводится уже семь столетий, длится 10 дней и включает в себя шествия, уличные концерты, шоу и т. п. На украшенных флагами улицах с утра до вечера поют и танцуют.
Эпицентром первого праздничного дня становится площадь перед ратушей — Plaça de la Font.
По трем её сторонам располагаются кафешки с верандами, а четвертую занимает нарядное здание мэрии. Кстати, обязательно стоит войти внутрь, чтобы увидеть любопытнейший образец каталонского модерна — двухэтажный памятник славному королю Хайме I (Mausoleu de Jaume I), созданный каталонским архитектором Луисом Доменек-и-Монтанера (Lluís Domènech i Montaner).
На эту самую площадь нас, как щепку, занесло людским потоком и едва протиснувшись сквозь толпу мы примостились в уголочке и стали ждать.
В нужный момент на балкон ратуши выходит глава города (алькальд), произносит торжественную речь и провозглашает: «Visca Santa Tecla!» (Да здравствует св. Текла!). Затем музыканты в высоких шляпах и алых камзолах исполняют приветственный марш.
То, что последовало за этим, застало врасплох и привело в смятение. Началась Tronada pirotècnica, что в переводе с испанского означает «гроза», а по сути — стрельба и залпы фейерверка.
Происходящее завораживало и пугало одновременно. Гул, свист, грохот, вспышки. Потом всё заволокло густой пеленой дыма, и когда стало темно как ночью, с неба вдруг посыпались разноцветные бумажки, похожие на фантики. Всё это какофоническое действо трудно описать словами. Это надо видеть.
В Таррагоне невозможно заскучать. За 2 недели отпуска мы успели посмотреть так много, что впечатлений хватило с лихвой.
Таррагона — это море, солнце, прекрасная мечта и вечный праздник!