Когда мы вышли из поезда на конечной станции Бокситы, от которой до Североуральска целых 9 км, и непонятно, когда и придет ли вообще автобус до города, то в голове сразу зазвучало:«На дальней станции сойду…»
Когда мы вышли из поезда на конечной станции Бокситы, от которой до Североуральска целых 9 км, и непонятно, когда и придет ли вообще автобус до города, то в голове сразу зазвучало:«На дальней станции сойду…»
Хотя было уже 11 июня, погода нас в этот день не баловала, с утра было 4 градуса. В четырех вагонах поезда на конечную станцию приехало 6 человек. Двое сразу куда-то быстренько ушли, пока мы думали у кого бы спросить про автобус. Рабочий, вышедший из служебного входа здания станции, на вопрос об автобусе буркнул: «Не знаю». Он, видимо, приехал на иномарке, которая была припаркована рядом, и существование автобуса его не интересовало.
Табличку с картинкой автобуса мы нашли, но ни маршрутов, ни расписания, ни чего-то обнадеживающего рядом не было.
Женщина с мальчиком начала звонить в город своим знакомым, но связи тоже не было… Через какое-то время подошли две женщины, как оказалось, из близ лежащих садовых участков и поведали, что автобус будет после 10 часов. Надо было еще больше получаса постоять на ветру. На дверях в здание станции висели какие-то объявления, сами двери были закрыты насовсем. После 10 часов пришел автобус, и нас очень порадовало, что в нем было тепло.
В Североуральск мы приехали из Серова. Поехать и посмотреть что за город Североуральск решили с моей серовской подругой еще в прошлом году, после ознакомительной поездки с городом Карпинском.
От Екатеринбурга Североуральск находится на расстоянии 440 км, дальше, чем, например, Нижний Новгород от Москвы.
С Севера на юг наша область растянулась на 660 км.
Северные города области Североуральск, Карпинск и Кранотурьинск своим появлением обязаны верхотурскому купцу Максиму Михайловичу Походяшину (1708–1781), который выкупил у рудознатца Григория Никифоровича Постникова право на разработку на этих землях месторождений железа и меди. Петро-Павловский завод, при котором вырос поселок Петропавловский, был первым металлургическим заводом на севере Урала. Место для завода выбрал Постников, который и в дальнейшем искал для Походяшина месторождения, а потом работал на его заводе приказчиком. Завод был построен на берегу реки Колонга, немного выше ее впадения в реку Вагран. Реки сейчас забетонированы, чтобы вода не проникала в шахты.
Когда Походяшин прибыл на эти земли с разрешением на строительство, в этой местности проживало 24 человека местного народа манси. Для строительства завода сюда приписали 4200 крестьян Чердынского уезда, расположенного в 400 километрах отсюда.
Вместе со строительством завода начали возводить церковь Петра и Павла, поэтому завод назвали Петропавловским.
На месте рождения города установлен памятный знак.
Под шаром из розового гранита, символизирующего боксит, надписи: «Желаю летом 1758 года строить на Колонге железоделательный и медеплавильный заводы… Сильною рукою и имяновать те заводы во имя верховных апостолов Петра и Павла Петропавловскими» Максим Михайлович Походяшин» " Установлен летом в 2008 году в честь 250-летия Североуральска- бывшего горнозаводского селения Петропавловский завод, основанного верхотурским купцом М. М. Походяшиным».
Церковь Петра и Павла, построенная в 1768 году была деревянной, сейчас на ее месте красуется каменный храм в стиле уральского барокко, заложенный в 1768 году и достроенный уже после смерти Походяшина в 1798 году.
На средства Походяшина построены храмы в Верхотурье, Карпинске и Североуральске.
Церковь работала до весны 1929 года, а потом здесь был клуб, общежитие, склады и конторы. В 1989 году храм передан верующим, но внутренние росписи утрачены.
От храма можно посмотреть на горы Кумба высотой 921 м и чуть пониже слева от нее Золотой камень высотой 870 м.
Знаменитый Денежкин камень (1492 м) находится в 40 км от Североуральска.
В 1774 году закончился срок работы приписанных к заводам Походяшина крестьян. Вольнонаемных рабочих привлечь в суровые края на тяжелые работы было трудно. Наследники Походяшина в 1791 году продают заводы государству. В 1827 году заводы закрывают. Поселок опустел. В конце XIX века только плотина через реку напоминала о бывшем заводе.
Новые открытия оживили эти края. В 1931 году геолог Николай Акимович Каржавин (1899–1974) открывает здесь месторождение бокситов «Красная шапочка». Николай Акимович всю жизнь посвятил родному Уралу. Когда ушел на пенсию, был директором Свердловского геологического музея при Горном институте.
Открытие Каржавина дало новую жизнь этим местам. Начинают строить шахты для добычи бокситов, которые отвозят за 60 км на Богословский алюминиевые завод в город Краснотурьинск.
В 1948 году в Североуральске построен первый кирпичный дом и рядом с историческим центром протянулась улица Ленина, на которой в основном двухэтажные дома.
В 1952 году начал действовать железнодорожный вокзал, построенный по проекту свердловского архитектора Абрама Борисовича Фишзона (1911–1980).
А. Б. Фишзон автор проекта гостиницы «Свердловск» и комплекса жилых зданий на улице Свердлова.
Вокзал закрыли в 2013 году, видимо, из-за нерентабельности. На путях стоят грузовые составы, а здание используется как автовокзал.
На площади перед автовокзалом установлен Памятник погибшим в Гражданскую войну.
Привокзальная площадь, окруженная хрущевками, украшена пышными кустами сирени, которые все еще цветут.
Здание автовокзала является памятником архитектуры XX века.
За зданием автовокзала проходят железнодорожные пути для товарных поездов.
Пассажирские пригородные поезда ходят только до станции Бокситы, расположенной в 9 км от города.
Сейчас в Североуральске работает четыре бокситовых шахты. До 60% руды для производства алюминия добывается в Североуральске. Только в Североуральске идет подземная добыча боксита, шахты находятся на глубине 30–40 метров.
Исторический центр города со временем оказался ближе к окраине. За рекой домики частного сектора.
Центральной улицей города стала улица Мира, по центру которой проходит аллея из лиственницы.
.
Улица Мира соединяет Привокзальную площадь с площадью Мира, центральной площадью города.
Небольшой город, с населением 25 тысяч человек, окружают горы и лес.
Наше знакомство с городом мы решили начать с краеведческого музея. По подсказке кондуктора мы доехали до остановки «Красная шапочка».
Рядом с остановкой расположен СУБРовский парк. За парком здание СУБР- Североуральские бокситовые рудники. В парке устремился в небо истребитель МИГ-21, как символ того, что алюминий, так необходимый при строительстве самолетов, производится из бокситов, которые добываются на шахтах Североуральска.
Справа от памятника Спортивная школа.
На другой стороне улицы Городской суд Североуральска.
Надежда сказала, что пойдет в магазин погреться, а я пошла погулять, по улице Буденного.
Если рядом с парком построено девятиэтажное здание Спортивной школы, то здесь видим заброшенное здание Спорткомплекса…
Когда вернулась на перекресток, с намерением идти к музею, который должен был открыться в 11 часов, встретила Надю с сообщением, что музей не работает! Все равно пошла до здания музея.
Сотрудница музея выслушав мои объяснения, про то, что было написано в интернете (но «я не туда посмотрела») и что мы специально приехали из Серова, а я ехала из Екатеринбурга, разрешила присоединиться к группе экскурсантов, которые приехали по заявке на экскурсию по экспозиции «Штуфной кабинет».
Минералогическая выставка расположена в двух залах второго этажа.
Коллекцию минералов подарил музею житель Североуральска Михаил Цыганко, он же придумал и название. «Штуфной кабинет», который был открыт в 2014 году. Коллекцию минералов Михаил собирал 10 лет. Цыганко работает горноспасателем. В музее Михаил часто сам проводит экскурсии, кроме того ведет школьный геологический кружок.
Особенно мне понравилось, что были не только подписи под минералами, но и химические формулы.
Экскурсанты были учащимися, рассказ экскурсовода был очень подробный.
В вестибюле второго этажа посмотрела выставку работ Екатеринбургского художника Максяшина Александра Семеновича.
Очень понравились пейзажи с храмами.
Хороши натюрморты и снегирь с рябиной.
Кроме Штуфного кабинета в музее есть отдел посвященный история народа манси, Отдел природы, выставка посвященная горному делу и шахтам.
Но никак меня туда нельзя было пустить одну… Ладно, хорошо, что вообще попала в музей.
Холодная погода нам несколько все подпортила. Подруга не дождалась моего звонка о том, что нам разрешили присоединиться к экскурсии, уехала на автовокзал, и пока я гуляла по Штуфному кабинету, звонила с тревожными сообщениями о возможности вернуться в Серов. До автовокзала я доехала без пятнадцати 12, и мы решили ехать на автобусе до Краснотурьинска в 14 часов, а потом на маршрутке в Серов. Следующий автобус в нашу сторону только в 22, электричка от станции Бокситы в 19. К электричке неизвестно когда пойдет автобус…
Берем такси и едем к храму. Посмотрев церковь, прошлись немного по улице Ленина, на автовокзал вернулись на автобусе. Городской транспорт в городе есть.
Надежда осталась ждать, когда начнут продавать билеты, а я пошла от автовокзала по улице Мира до площади Мира, о которых рассказала выше.
Если бы мы ушли вместе, то остались бы без билетов. В теплый день можно было бы гулять по этому приятному городу и сидеть на лавочках, но в этот холодный день был еще и сильный ветер.
Зато в микроавтобусе мы сидели на переднем сидении и еще раз посмотрели на горы.
Город понравился. Но с погодой не повезло и добираться трудно. Утром встали полшестого на электричку…
В прошлом году, когда мы ездили в Карпинск, был теплый день, в музее нас приветливо встретили, и маршрутки там ходят каждые полчаса… Но… познакомились с новым городом, везде живут интересные люди и везде интересно. На следующий год снова приеду в гости и мы поедем в город Ивдель, который расположен дальше на 80 км. Только надо выбрать теплый день.