Бюджет поездки – примерно 2200 руб. (на двоих, совместно с посещением пгт. Борисоглебского).
Ростов Великий – самый древний город Ярославской области. Город самобытный, интересный, многогранный. Город, который можно бесконечно долго изучать, понимать, впитывать его историю и судьбу. Ростов – еще один маленький шажок на пути в нашем изучении родной Ярославской земли.
Один из аргументов нашей августовской поездки – посещение озера Неро. Очень хотелось полюбоваться его водной гладью именно летом, пусть и в последние деньки. Еще Ростов привлекал внимание неповторимой атмосферой старины, красивыми храмами, древними монастырями, интересной историей.
1
Запланированный на выходные маршрут предполагал посещение сразу двух районных центров нашей Ярославской области: пгт. Борисоглебского и собственно Ростова Великого. Первая часть путешествия была успешно освоена. Остался позади Борисоглебский с впечатлившим нас старинным монастырем. Из оставшихся выходных на Ростов нам выпадало всего 1,5 дня (с ночевкой в гостинице). Но хотелось, конечно, охватить, осмотреть как можно больше интересных мест. Поэтому едва ступив на древнюю ростовскую землю, мы понеслись по городским улочкам, словно по следам быстроногого оленя, изображенного на гербе города Ростова.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РОСТОВА
Невозможно до конца понять, прочувствовать город, не зная его истории. И, прежде чем начать осмотр достопримечательностей, необходимо отметить основные вехи в истории Ростова. Итак, с чего все началось?
Согласно легенде, город на землях финно-угорского племени меря основал Рост, давший свое имя поселению. Древний город Ростов впервые был упомянут в летописи в 862 году. Впрочем, дата основания города несколько примерная. Так, некоторые историки предполагают возникновение Ростова в дославянскую эпоху, другие – перенос с первого укрепленного поселения на озеро Неро Сарского городища в X веке. В 988 – 1010 гг. ростовскими землями правит будущий основатель нашего родного Ярославля, сын князя Владимира Святославича, Ярослав. В 989 году в Ростове вводится христианство, крещение народа происходит прямо в озере Неро. Но население было против насильно навязываемой им веры, и на протяжении еще многих лет непокорный народ поднимал восстания и возвращался к своим древнеславянским традициям. Ростовчане поклонялись Велесу – скотьему богу, покровителю плодородия и богатства. Велесов день – Комоедицы отмечается 24 марта, когда из берлоги выходит медведь и начинается настоящая весна. Священное капище было устроено на окраине города, в том месте, где сейчас располагается Богоявленский Авраамиев монастырь. Первым ростовским епископом был Леонтий, он проповедовал христианство, но был убит в 1071 году. Однако вскоре массовые восстания горожан прекратились.
В X – XIII веках Ростов входит в состав сначала Ростово-Суздальского, потом Владимиро-Суздальского княжества. С 1207 г. становится столицей Ростовского княжества и с тех пор называется Ростов Великий. В начале XIII в., во времена правления князя Константина Всеволодовича, Ростов расцветает. В городе идет каменное строительство, в 1213 г. положено начало возведению нового собора Успения Богородицы (был перестроен в XVI век и в этом виде известен нам сейчас). Создаются летописи, собирается библиотека.
Но в 1238 году Ростов постигла участь многих русских городов. Он был захвачен войсками хана Батыя. Вся ростовская дружина погибла в битве с татаро-монголами на реке Сить, был захвачен в плен и убит князь Василько. Позже его вдова, княгиня Мария, основала Спасо-Песоцкий монастырь, от которого впоследствии осталась лишь церковь Преображения Господня, больше известная как Спас на Песках. На протяжении второй половины XIII – первой четверти XIV вв. Ростов неоднократно подвергался нападениям татаро-монголов и разорению.
2
Во второй половине XIV века Ростов не только возрождается, но и становится крупным религиозным центром. Но его расцвету мешает сильная раздробленность, конец которой положил Иван III, в 1474 году купивший последний удел Ростовского княжества. История независимости города окончена, он окончательно входит в состав Московского государства. В 1589 – 1788 гг. в Ростове находится резиденция митрополита. XV – XVI века характеризуются расцветом ростовских школ архитектуры и живописи, широкой славой пользуются библиотеки Ростова, развивается торговля, город переживает экономический подъем.
Но наступает Смутное время. В 1608 г. город был безжалостно разграблен польско-литовскими отрядами. Освобожден лишь в 1612 г. войсками Минина и Пожарского.
В 1660-х гг. при митрополите Ионе Сысоевиче город приобретает славу жемчужины архитектуры. Так, на берегу озера Неро начинает строиться Архиерейский дом, впоследствии переименованный в Кремль. Ростов растет и богатеет.
Однако в 1788 году митрополиты переезжают в Ярославль, и Ростов превращается в обычный уездный город, каким мы его знаем и сейчас. Тогда же начинается перепланировка Ростова по регулярному плану. В 1883 г. по инициативе местной общественности основан Ростовский музей церковных древностей. Некоторое оживление в город вносит знаменитая Ростовская ярмарка, проводившаяся вплоть до конца XIX века. Активно развивается ростовская финифть. Со второй половины XIX века в городе начинается восстановление и реставрация архитектурных памятников Ростовского кремля.
Настали коммунистические времена, многие храмы были закрыты и разорены, не обошла эта участь даже Успенский собор. К счастью, Кремль все же сохранили, так, в 1918 г. он был передан Ростовскому государственному музею древностей. С 1969 г. – Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник.
Какие бы вихри и невзгоды не кружили над землей Ростовской, время берет свое. Восстанавливаются храмы, активно ведется реставрация монастырей и Успенского собора. А значит, Ростов снова становится жемчужиной русской веры, сосредоточием православных святынь.
Герб города: «В червлёном поле олень серебряный, рога, грива, копыта, золотые».
ВСТРЕЧА С РОСТОВОМ
Cейчас Ростов Великий – районный центр Ярославской области. Он входит в Золотое кольцо России. Украшением города является белокаменный Кремль, достоянием мировой культуры – ростовские звоны, визитной карточной – ростовская финифть. Ростов называют городом-музеем. Особое очарование придает ему одно из самых больших озер области – озеро Неро.
В Интернете о Ростове Великом можно почитать вот здесь: http://www.rostovru.ru, http://HYPERLINK "http://www.rоstmuseum.ru"www.rоstmuseum.ru, http://www.myrusland.ru. В Ростове я была когда-то давно. Но почему-то всегда этот город ассоциировался у меня с ростовским луком :).
Читала, что якобы в современном Ростове действуют промышленные предприятия. Верится с трудом. Еще несколько лет назад начал угасать знаменитый Ростовский оптико-механический завод (РОМЗ). Думаю, та же участь постигла и другие предприятия. Полагаю, что на плаву по-прежнему держится фабрика «Ростовская финифть» (их милые украшения всегда были в почете). Но, по словам самих же ростовчан, работы в городе практически нет, денег тоже. Наверное, стоит благодарить въездной туризм – хоть за счет него Ростов живет. Вот вам и жемчужина Золотого кольца…
1
Но не будем о грустном. В город мы едем из пгт. Борисоглебского. Теплеет, туман рассеялся, погода радует голубым небом. В Ростов приехали в 13.20. От вокзала в сердце города ведет ул. Луначарского, по которой мы и отправились в путь.
Ростов (по крайней мере, его исторический центр) – глубоко провинциальный город. По-хорошему провинциальный. Тихие улочки, 1 – 2-х этажные дома, большинство из которых деревянные. Конечно, встречается некоторая неухоженность, не слишком качественно выполнено покрытие дорог, у Кремля все перекопано, а около его древних стен нами были замечены какие-то полуразвалившиеся строения, вероятно, пользующиеся популярностью у местных маргиналов. Но радует, что многие храмы реставрируют. Значит, возрождается Ростов, как обитель православных русских святынь! Как раз почти перед поездкой я прочитала маленькую заметочку в одной местной газетке, что в перечень объектов культурного наследия, которые планируется отреставрировать к 1000-летию г. Ярославля, вошли Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, Успенский собор в Ростовском Кремле и Борисоглебский монастырь. Это замечательно!
Вообще, Ростов – хитрый город. Он только прикидывается таким деревянным провинциальным простачком. На самом деле он хранит мудрость поколений, историческую мощь. Это явно чувствуется, даже когда просто бродишь по улицам города. В нем заложена непрерывная связь времен, и чудесным образом современные ритмы Ростова гармонируют с его богатым прошлым.
Ростов околдовывает. Обилием святынь и событий, своей древностью и значимостью, провинциальной неспешностью и тенистой зеленью. В нем спокойно, сюда хочется вернуться. И уже многого не замечаешь, а только восторгаешься чудесной силой этого небольшого городка.
Ростов покорился нам не сразу. Вроде бы все понятно, маленький город, несложная планировка, все, казалось бы, рядом. Как бы ни так! У нас было 2 карты. Одна – из Интернета, с достопримечательностями Ростова и основными улицами, названия которых пришлось подписывать от руки, т.к. на распечатке они были не читаемы. Другая – найденный в домашних закромах привет из советского прошлого 1980 года выпуска, названия улиц на которой несколько отличались от первой карты, а святыни обзывались просто «церквями», без названия. С переменным успехом пользовались обеими картами. Хотя на ростовских улочках таблички с названиями такая редкость, что, думаю, будь у нас адекватная карта, все равно бы заплутали. Впрочем, два или три раза заблудившись, мы, наконец-то, начали разбираться в ростовских улочках, а к середине следующего дня вообще прекрасно ориентировались в городе.
А хитрюга-Ростов подбросил нам еще одно испы
6
тание. Ему так ловко удавалось прятать от наших любопытных глаз свои святыни, что мы несколько раз проходили мимо той или иной церкви и никак не могли ее обнаружить. Вот, вроде бы, все понятно, вот эта улица, вот здесь должна быть, допустим, церковь Николы на Всполье, а ее нет! Проходим мимо, возвращаемся, потом снова назад. Но я упорна, я должна туда попасть! И вот чудо: делаю два шага, и среди зеленых крон вековых деревьев просвечивают купол и шпиль колокольни. Затаив дыхание, делаю еще два шага, и снова теряю их из вида! Вот так святые места Ростова испытывали нас на прочность, проверяли, настолько ли сильно мы хотим их увидеть, стоит ли нас, суетливых туристов, допускать до них. Думаю, Ростов остался доволен нашей настойчивостью. Единственное, так и не нашли церковь Бориса и Глеба, что недалеко от озера Неро.
А еще в Ростове меня подстерегла «питерская болезнь». Знаете, многие туристы в Санкт-Петербурге жалуются на дикую усталость ног. Но про Ростов меня никто не предупреждал! В результате, к концу первого дня я ходила как андерсеновская русалочка. Ну ладно, Питер, но в Ростове-то?.. Удобнейшие туфли вдруг начали выкидывать фортели в виде выпирающих гвоздей, ноги отказывались ходить. А ведь я достаточно выносливая в плане ходьбы. Вроде бы небольшой городок, а понаворачивайте-ка по нему круги! Это на следующий день мы стали умнее и воспользовались городским транспортом. Но в оба дня я абсолютно «по-питерски» плюхалась на любую попадавшуюся на моем пути лавочку, которых, кстати, было не так и много. Особенно облюбована мною была одна – массивная, деревянная около остановки и очень красивого здания, нуждающегося в реконструкции. Только на следующий день я узнала, что это гимназия Кекина. А сколько сереньких дощатых крылечек с покосившимися ступеньками запомнили меня, сидящую на них, в то время, как муж пытался починить мне мои туфли! Да, славный город Ростов испытал нас на все 100:).
И еще маленький комментарий. Поездка в Ростов в любом случае будет носить слегка паломнический характер, ведь невозможно побывать в этом городе и не посетить хотя бы один монастырь. Ростов богат именно православными святынями. Поэтому я на этот раз предпочла удобным джинсам юбку и взяла с собой шарфик на голову. Конечно, это дело каждого, но я с уважением отношусь к церковным традициям. Просто помните об этом, когда запланируете поездку в Ростов.
Помимо храмов, монастырей и Кремля можно посетить музеи. Например, экспозицию «Кекины: род, судьба, наследие» (мы видели ее, когда искали гостиницу, но с вещами не зашли, а потом просто не хватило времени) и музей фабрики «Ростовская финифть», выставка которого рассказывает об истории развития этого промысла, и где можно приобрести изделия из финифти по ценам производителей. Есть и другие экспозиции, в частности, в доме творчества «Хорс».
ГОСТЕВОЙ ДОМ НА УЛ. РАДИЩЕВА, 4
В Ростове мы планировали переночевать, поэтому предстояло найти жилье. К моей радости оказалось, что в Ростове с гостиницами полный порядок, выбор был большой: от частных гостевых домов до больших отелей, от самых дешевеньких и непритязательных до пафосных. Большинство из них средние мини-гостиницы с доступными ценами. Мы выбрали 4 подходящих нам по всем параметрам варианта, и я начала обзванивать их где-то за неделю до планируемой поездки.
Первоначально я облизывалась на знаменитый «Дом на погребах», что в Кремле. Сама мысль пожить в таком историческом месте, погулять вечером по территории старинного архиерейского двора будоражила воображение. Да и отзывы о нем я читала положительные. Правда, фотографии интерьеров немного остудили мой пыл, но муж сказал, что «деревянные стены – это очень даже необычно и почти стильно». Окончательно романтический образ «Дома на погребах» развеяло общение с местным администратором. Неприветливая дама лениво бубнила что-то вроде: «Сейчас есть номера, а что будет завтра – не знаю. Хотите – приезжайте, хотите – бронируйте. И вообще это же в Кремле. И вообще, я ничего не знаю…». Да еще бронь в размере 25 % от стоимости первых суток (даже при наличии бюджетных номеров) напрягала.
Я с переменным успехом обзвонила оставшиеся в списке гостиницы. Там разговаривали приветливо, номера в наличии были, но, опять же, везде требовалась оплата за бронь. При таком обилии гостиниц нам не хотелось переплачивать, решили, что уж какое-нибудь местечко на одну ночку отыщем. Единственное, меня настораживало, что наша поездка совпадала с празднованием Дня города Ростова. Наверняка, некоторые из гостей праздника тоже решат заночевать. Поэтому за два дня до поездки я еще раз решила обзвонить выбранные гостиницы.
В «Доме на погребах» разговаривали уже намного вежливее и с неподдельной радостью в голосе сообщили, что «номеров нет!». Я даже облегченно вздохнула, что терзавшая меня дилемма разрешилась: с одной стороны мне очень хотелось поближе прикоснуться к истории, с другой напрягало отношение персонала и интерьеры гостиницы. Забегая вперед, скажу, что «Дом» внешне выглядел еще более непрезентабельно, чем его номера, а уж развешанное на веревках белье и вовсе заставило наши глаза округлиться :). В гостевом доме на берегу озера Неро (ул. Подозерка, 49) на субботу не было мест. Правда очень приятная хозяйка, посокрушавшись на этот счет, тут же дала телефон своей знакомой, которая тоже занимается гостиничным бизнесом. Видимо, многие жители подрабатывают этим. Телефон «Дома с мезонином» (ул. Ленинская, 5), как и в прошлый четверг не отвечал. Жаль, уж больно мне понравилось название.
Оставался последний в моем списке гостевой дом на ул. Радищева, 4. Хотя, следовало начать, конечно же, с него. И в прошлый раз мне понравилось общение с представителями этой гостиницы, и на этот раз очень вежливо и доброжелательно администратор сообщила: «На субботу есть свободные номера, можно даже не бронировать, просто приезжайте, мы обязательно вам что-нибудь подберем!». ГД нас устраивал и по цене, и по расположению (недалеко от центра, совсем рядом с озером Неро), и интерьеры на фотографиях казались симпатичными. В нем и решили остановиться.
1
Приехав на ростовский вокзал, мы первым делом решили заселиться (а то вдруг кто-то из гостей города неожиданно решит остаться на салют :)). Кстати, пока шли с вокзала, да и потом, когда гуляли по городу, видели очень много гостиниц. Из запомнившихся: знаменитая «Усадьба Плешанова», гостиница «Неро», гостевой дом «Хорс» (несмотря на низкие цены, выглядел вполне прилично, двор утопал в шикарных цветниках), ГД на берегу о. Неро, навороченный «Московский тракт» (судя по названию, ценам и номерам стоящих на парковке машин не трудно догадаться, кто здесь останавливается :)). Нужную улицу нашли достаточно быстро, хотя не без помощи карты.
Гостевой дом на ул. Радищева, 4 выглядел вполне прилично. Современный трехэтажный кирпичный коттедж почти на самом берегу озера Неро. На фасаде здания большая вывеска с адресом, так что пройти мимо просто невозможно. Улица неширокая и очень тихая.
Мы поднялись по длинной лестнице на второй этаж. Вызвали улыбку стоящие в большом количестве банки с солениями-варениями и огромный ленивый кот. Сразу создалось впечатление домашнего уюта, будто мы приехали не в казенную гостиницу, а просто погостить к родным.
- Проходите, пожалуйста, – гостеприимно встретила нас администратор. – Вы на машине? У нас внизу есть гараж.
- Нет, спасибо, мы на автобусе, – ответили мы. – Хотели бы снять номер. Есть свободные?
- Да, конечно, располагайтесь. Вы из Москвы, да? – продолжила разговор милая женщина.
- Нет! – в один голос воскликнули мы. – Мы свои, из Ярославля, наша родная область!
- Да просто к нам много москвичей приезжает, порыбачить, отдохнуть, – пояснила администратор. – Многие уже не первый раз, есть постоянные клиенты. Уверена, вам у нас тоже понравится.
Мы заверили, что, конечно, понравится.
Немного отступая от темы, скажу, что в Ростове, кажется, так привыкли к гостям столицы, что нас не раз принимали за москвичей. Не то что бы это сравнение было нам неприятно. Просто обидно, что повсеместно считается, что путешествуют только жители Москвы. Ну, ладно, Ростов – он действительно находится близко от столицы, и, наверняка уставшим от шумного и суетливого мегаполиса горожанам хочется провинциальной тишины. Но и в других местах мы сталкивались с тем, что нас называли москвичами. Можно подумать, что все остальные жители нашей необъятной Родины, живущие за МКАД, сидят тихонько в своих провинциальных норках и выбираются разве что в какую-нибудь Турцию. Такой стереотип мне кажется неправильным, обидным. Ведь и в других населенных пунктах люди путешествуют, хотят знать историю различных русских городов, любоваться их достопримечательностями, любить родные просторы!..
2
Гостевой дом на ул. Радищева, 4 оказался просто замечательным местом! На первом этаже располагались гараж, парковка и баня. Два других занимали очень уютные двухместные номера (на втором этаже – 2, на третьем этаже – 3). Также на втором этаже была оборудована маленькая кухня и нарядная гостиная-столовая с телевизором, камином и столиками. По утрам здесь накрывали вкусный «домашний» завтрак (сытные горячие блинчики со сметаной и кофе или чай), который входил в стоимость номера.
Комнаты третьего этажа (стандарт улучшенный) были заняты большой семьей (или компанией). Нам предложили двухместный стандарт на втором этаже (1100 руб. за номер). Комната нам очень понравилась! Такая светлая, чистая, просто шикарная! Номер выдержан в приятных голубых тонах, большое окно обрамлено бежевыми шторами. В комнате большая двуспальная кровать под атласным сине-зеленым покрывалом, зеркало, тумбочка, столик с телевизором, стул, удобный шкаф с прихожей, на стенах симпатичные картины. Свежее постельное белье, по 2 полотенца на каждого. Еще нам любезно предоставили 2 красивые глиняные кружечки. Да и завтрак подавали в такой же домашней глиняной посуде.
На этаже был опрятный санузел с новой сантехникой и современной душевой кабинкой. А т.к. второй номер пустовал, получилось, что ванну мы ни с кем не делили.
Кстати, в этом гостевом доме есть возможность организовать шашлычок, чем и воспользовались гости с третьего этажа. А вообще, на этой улочке удивительно спокойно. Мы вечером даже салют не слышали. А как приятно было любоваться туманным утром и вдыхать сыроватый предосенний воздух! На следующий день мы встали рано, и пока блаженствовали в душевой кабинке, заботливая администратор приготовила нам завтрак.
4
Хочется еще сказать много теплых слов и сердечно поблагодарить обслуживающий персонал этого милого дома (мы успели пообщаться с двумя администраторами). Эти чудесные женщины обеспечивают домашнюю обстановку, создают уют, очень вежливые, добрые, отзывчивые, заботливые и гостеприимные. С нами приветливо разговаривали, рассказали много всего интересного о Ростове и его окрестностях, посоветовали, куда сходить, что посмотреть (кстати, именно благодаря администратору, мы собрались в Троице-Сергиев Варницкий монастырь, хотя первоначально не планировали). Вот еще одно подтверждение моим словам. Расчетный час в ГД в 12 часов, но мы планировали погулять в Ростове до вечера, поэтому попросили разрешения хотя бы оставить вещи. Нам с радостью пошли на встречу! Администратор предложила просто переложить наши рюкзаки в свою комнату (на тот случай, если внезапно приедут новые постояльцы). А когда мы вернулись за вещами, чтобы идти на электричку, замечательная женщина напоила нас горячим чаем с бутербродами с сыром. И, заметьте, все это уже не входило в оплаченные сутки.
Так что, если соберетесь в Ростов, спокойно можно рассматривать этот вариант. Лично нам здесь очень понравилось, захотелось вернуться снова. Гостевой дом на ул. Радищева, 4 является филиалом «Усадьбы Плешанова».
Контакты: г. Ростов Великий, ул. Радищева, д. 4, тел. (48536) 6-60-02, 6-60-03, сайт: http://www.pleshanov-tour/dom.php, e-mail: info@ pleshanov-tour.ru.
РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ
Ростовский Кремль – жемчужина Ростова. Изначально он был построен как архиерейский двор в XVII веке, и только позднее стал называться Кремлем. История Ростова неразрывно связана именем митрополита Ионы Сысоевича, который стал инициатором строительства Архиерейского дома. Ансамбль Ростовского Кремля принято делить на 3 части.
Это Соборная площадь с главной доминантой митрополичьего двора – Успенским собором (1508 – 1512 гг.), который является старейшим зданием города. В конце XVII в. около него была построена четырехглавая соборная звонница, украшением которой стали уникальные колокола. На Соборную площадь ведут главные Святые ворота (1754 г.).
Центральная часть Кремля – это собственно митрополичий двор. От Соборной площади на его территорию можно пройти через парадные ворота с надвратной церковью Воскресения Христова (1670 г.), которую обрамляют две башни и галереи. К храму примыкает Судный приказ (50-60-е гг. XVII в.). В западной стороне двора находится еще один вход в Кремль, оформленный башнями и церковью Иоанна Богослова (1683 г.). Рядом располагается Красная палата (70-80-е гг. XVII в.), или «государевы» хоромы, где останавливались приезжающие в Ростов цари. Во дворе также находятся Самуилов корпус и Иераршие палаты (70-80 гг. XVII в.), Белая и Отдаточная палаты (1675 г.), церковь Спаса Нерукотворного (на Сенях) – домовой храм митрополита (1675 г.), Дом на погребах (вторая половина XVII века), где сейчас располагается гостиница. Особенным украшением митрополичьего двора является нарядная церковь Одигитрии (1692 – 1693 гг.).
Третья часть Кремля называется митрополичьим садом. На его территории находится церковь Григория Богослова (70-80 гг. XVII в.).
Крепостные стены и башни архиерейского двора строились на протяжении 70-80 гг. XVII в. Есть здесь и прочие хозяйственные постройки. А уют и особую прелесть Кремлю придает небольшое озеро.
2
На территорию бывшей архиерейской резиденции мы прошли через ворота у церкви Иоанна Богослова. Сказать честно, попав в Кремль, я несколько растерялась, хотя в наличии была карта. Наверное, сказалась праздничная суматоха, обилие народа и торговцев сувенирами. Не знаю, то ли от всеобщего веселого настроения, то ли от шуточных переодеваний, я сразу не прочувствовала историчности и древности Ростовского кремля. Все казалось каким-то наигранным, я ожидала большего. Но тут наше внимание привлекло свадебное действо. Смущенная невеста в красивом платье и важный, раскрасневшийся жених оживили пеструю панораму Кремля, а задорное сопровождение разряженных в боярские одежды артистов вызвало улыбку. Как зачарованные, смотрели мы на шуточно-торжественную церемонию в лепестках роз, смеялись задорным шуткам ведущих. В целом, эта милая свадьба оживила обычную туристскую толкотню и настроила нас на общение с древней историей.
Я знаю, что многие путешественники избегают приезжать в города в момент празднования каких-либо значимых событий. Может, это и правильно. Но мне было интересно посмотреть, как празднуют День города в других местах. Помниться, мы были на таком празднике в Анапе, и нам очень понравилось. Еще один маленький меркантильный плюсик нашей поездки (о котором, впрочем, мы не знали) – в этот субботний день нам удалось посетить многие экспозиции Кремля бесплатно! Так, в честь Дня города свободный вход был на переходы по стенам Кремля, посещение интерьеров церквей Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях, Белой палаты («Музей церковных древностей») и Отдаточной палаты («Русский быт и русские напитки»).
Вообще, убеждаюсь, что каждый воспринимает одно и то же место по-разному. Сколько читала в отзывах, что Ростовский Кремль ассоциируется по большому счету с известным фильмом «Иван Васильевич меняет профессию». Да, конечно, смотрели, помним, знаем, но уж очень не хочется пользоваться мне этим избитым клише. И поэтому, гуляя по живописному кремлевскому дворику и любуясь белокаменными переходами (хм, теми самыми), я представляла, прежде всего, исторические события, память о которых хранили древние стены.
Потолкавшись в суетной толпе горожан, гостей и иностранцев, и начав даже более-менее ориентироваться в стенах Кремля, мы пошли осматривать экспозиции. Признаюсь сразу, нам так понравилось, что мы проделали бесплатный экскурсионный путь аж дважды, сначала торопливо, захлебнувшись впечатлениями, а потом уже размеренно, внимательно, наслаждаясь каждым мгновением, проведенным в этом историческом месте.
Больше всего меня потрясли переходы по стенам Кремля – такие беленые светлые галереи, по которым мы шли с замирающим сердцем. Муж что-то пытался вспомнить из известного фильма, но мне ясно представлялось, как по ним шел сам митрополит в окружении духовенства, как встречали здесь царственных особ. Казалось, каждый кирпичик помнит их тяжелые шаги и шуршание расшитых золотом и драгоценными каменьями одежд, а своды хранят голоса. Я осторожно касалась древних стен, гладила старинную кладку. Мы любовались панорамой архиерейского двора и митрополичьего сада, органичностью построек и красотой церквей, видневшимся вдали озером Неро и куполами Успенского собора. Несмотря на то, что внизу было много народа, в переходах мы были практически одни, не считая редких экскурсантов. И тут (во второй наш заход) я немного схулиганила (мне хотелось сделать это с самого начала :)), забравшись с ногами на массивные стены переходов. Фотографии получились прехорошие :).
По стенам Кремля мы прошли в храмы, где в тишине благоговейно любовались живописными фресками церквей Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях. Некоторые интерьеры были на реставрации, все храмы бдительно охраняли сотрудницы музея. Но как же все это было красиво!
Переходы заканчивались посещением двух экспозиций. Сначала мы попали в Белую палату, где располагался «Музей церковных древностей». Затаив дыхание, рассматривали богато оформленные экспонаты, очень старинные, наверняка помнящие исторические моменты, связанные с православием. Следующий зал в Отдаточной палате представлял небольшую, но емкую экспозицию «Русский быт и русские напитки». Здесь были представлены предметы обихода, в частности, старинная посуда, а также экспонаты, посвященные виноделию (такие большие, разнообразные по форме бутыли, информация об истории производства напитков и т.п.). Мужу очень уж понравилось в этом зале :).
И, конечно, я посетила картинную галерею в ярко-желтом Самуиловом корпусе (прошла за 20 р., как студентка :)). Экспозиция «Русская живопись XVIII - начала XX вв.» оказалась довольно приличной, состояла из 8-ми залов. Два первых представляли собрание портретов XVIII-XIX вв. Запомнилось изображение ростовского митрополита Ионы Сысоевича, строго смотрели со старинных портретов служители церкви, графы, дворяне, купцы, служивые люди. Остался в памяти портрет гимназиста кисти неизвестного художника. Яркое собрание полотен открыли залы русской живописи 2-й половины XIX века. Я долго не могла отойти от прекраснейшей картины «Прибой» моего обожаемого И.К. Айвазовского. Всегда, когда смотрю на его работы, остро ощущаю морской запах, кажется, будто бы волны на самом деле плывут, качаются, готовые выплеснуться из полотна. Непередаваемое ощущение! Какое чудо, что здесь, в Ростовском Кремле есть такая замечательная картина! Полюбовалась пейзажами И.И. Шишкина «Лес» и «Туманное утро», полотном И.И. Левитана «Пейзаж», этюдом «Развалины Тивериады» В.Д. Поленова, картиной А.К. Саврасова «Осенний лес. Кунцево», узнала работу К.Е. Маковского «Гладильщица». В Кремлевской галерее было представлено много известных полотен. А еще мне очень понравился зал с видами Ростова. Здесь город представал то заснеженным, то в зелени лета, узнавались постройки Кремля, казались родными улочки. Особенно запомнились «Торговые ряды у Ростовского кремля» И.Л. Калмыкова, «Собор в Ростове Великом» К.Ф. Юона. Как замечательно, что в музее уделено внимание родному городу, как приятно было смотреть на эти замечательные работы! Кстати, народу в картинной галерее было очень мало, я ходила дольше всех, все никак не могла насмотреться. Получила потрясающее удовольствие от посещения этой замечательной экспозиции.
1
Потом погуляли по митрополичьему двору. Все-таки как удивительно все здесь продумано, как все органично сочетается! Полюбовались церквями, палатами, ажурными галереями переходов. Впечатлила праздничная Красная палата с веселым крыльцом, не зря для царских особ старались. Видели и гостиницу «Дом на Погребах». Выглядела она еще хуже, чем на фото, не впечатлились. Очень понравился хорошенький пруд, к которому вел маленький мостик, около него получались романтические фотографии. Но самое сильное впечатление оставила церковь Одигитрии. Такая необычная, несколько выделяющаяся из общего ансамбля Кремля, изящная, яркая, заметная, но, вместе с тем очень душевная, добрая, светлая. Я не могла оторвать от нее взгляда. И если весь комплекс архиерейского двора выглядел по-мужски строго, напоминал торжественную резиденцию сурового митрополита, то церковь Одигитрии смотрелась по-женски мягко, нарядно – будто бы юная невеста. Очень жаль, что в нее мы не попали.
Потом отправились в митрополичий сад. Если честно, какого-то особого впечатления на меня он не произвел. Маленький, с низенькими деревцами, народом, двумя лавчонками, которые были заняты, наваленными во дворе бревнами. А вот стоящая на его территории церковь Григория Богослова понравилась своей лаконичностью, доброй простотой. Очень хорошая церковь.
Напоследок мы оставили посещение Соборной площади со знаменитым Успенским собором. Это самое торжественное место в Кремле, очень впечатляет. Успенский собор, правда, был весь в строительных лесах, но даже через них выглядел грандиозно и величественно – гордый, несломленный гигант, оплот православия, обитель веры. Его мощь и сила вызывали восхищение, его древность – трепет. Конечно, хотелось бы увидеть собор во всей красе, но меня не смущают леса на храмах, наоборот, на душе становится радостно: все-таки реставрируют, все-таки спасают, даруют новую жизнь. В сам Успенский собор попасть я и не мечтала (он был закрыт на реконструкцию). Но хитрый город Ростов внезапно решил преподнести нам подарок. К храму подошла свадебная процессия, и мы вслед за молодоженами тихонечко проскользнули в собор. К сожалению, интерьеры тоже были на реставрации, огромный шикарный иконостас пустовал. Оставалось любоваться лишь трогательным обрядом венчания молодой пары. Постояли, прочувствовали святость момента, мысленно пожелали новобрачным счастья и вышли из храма. На Соборной площади невольно привлекала внимание звонница. Очень не типичная, древняя. Мы привыкли к ярославским колокольням-свечкам, поэтому было удивительно видеть такое продолговатое сооружение с позолоченными главками. Что-то показалось знакомым, и я поняла, что похожую звонницу мы видели сегодня в Борисоглебском монастыре.
Из Кремля мы вышли через Святые ворота Соборной площади, полные положительных эмоций, ярких впечатлений, прикоснувшиеся к древности и истории. Ростовский Кремль – действительно настоящая старинная русская жемчужина.
ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ РОСТОВА
Я уже упоминала, что Ростов Великий – кладезь русских православных святынь. Еще подбирая необходимую информацию по городу, мы составили план посещения храмов и монастырей земли ростовской. Забегая вперед, скажу, что за 2 дня нам удалось посетить практически все. В своем рассказе я постараюсь коротко поведать об их истории, а также оживить свое повествование личными впечатлениями. Итак, в путь, пусть нас ведет летящий ростовский олень!
Остался позади великолепный и праздничный Кремль со старинными постройками, но, судя по нашей карте, впереди нас ждет еще много всего интересного. Мы походили по древним валам около Кремля, полюбовались спокойствием озера Неро, воздушной панорамой Спасо-Яковлевского Дмитриева мужского монастыря и отправились на поиски святынь земли Ростовской.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Конец XVIII века. Этого храма я не встречала ни в одном путеводителе по Ростову. Нашли мы его сами, совершенно случайно, еще по пути в гостиницу. И это была первая церковь, встретившая нас в Ростове. Маленький желтый храм, похожий на китайский фонарик, был лишен луковки, находился на реставрации. Но выглядел очень весело и симпатично.
Церковь Бориса и Глеба. Ул. Сакко, 19. Была построена на месте древнего княжеского двора в 1761 г. В 1928 г. храм был закрыт, разорен, на нем были сломаны главы, разрушена колокольня. В настоящее время, несмотря на историческую значимость Борисоглебской церкви, никаких работ по реставрации не производится. Более того, храм настолько обезображен, что не все могут его найти. Вот и мы, как не вертели головами, как не ходили по Кремлевским задворкам в зарослях усталой августовской травы, так и не нашли церковь Бориса и Глеба.
Храм святителя Николая на Подозерье. Был построен в XVIII веке.
Никольскую церковь мы нашли сразу, она находится недалеко от Кремля. Оказалась белой, простой, хорошо отреставрированной. Компактный храм венчала слегка сплюснутая серебряная луковка на длинной шейке. Изящная колокольня заканчивалась острым серебристым шпилем. Через новенький забор мы рассмотрели яркие обновленные фрески на стенах церкви. Храм Николы привлекал внимание лаконичностью и доброжелательностью, хотя и оказался закрыт (а мы и забыли, что в Ростове с наступлением вечера вся жизнь замирает :)). Просто посидели напротив церкви Николы около покосившейся колонки, полюбовались бело-серебристыми формами храма.
4
Рождественский монастырь. Советская пл., 14. Монастырь был основан в 1391 г. первым Ростовским архиепископом Феодором. В XVII в. митрополитом Ростовским Ионой Сысоевичем в обители был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы с трапезной. Тихвинский надвратный храм монастыря датируется XIX в. Обитель окружала ограда с башенками, на его территории также находились церковь святого Николая и храм Петра и Павла в келейном корпусе. Женский Рождественский монастырь существовал на щедрые пожертвования, особенно от царской семьи. Но в 1926 г. обитель закрыли, впоследствии она была почти полностью разрушена. Лишь в 1997 г. в стенах Рождественского монастыря состоялась первая служба.
В монастырь мы, к сожалению, тоже не попали, лишь посмотрели на неприступный белый забор, за которым была скрыта скромная жизнь обители. Чувствовалось, что монастырю еще предстоят многие реставрационные работы. Заметили неоштукатуренную древнюю ограду с островерхими башенками, полюбовались компактным белым храмом в кокошниках с серебряными главками, одна из которых была украшена яркими золотистыми звездочками. Рождественский монастырь выглядел строгим и независимым. Мы решили, что обязательно должны еще раз вернуться в Ростов, чтобы попасть на территорию этой маленькой, но гордой женской обители, быть может, уже тогда, когда он будет восстановлен.
Церковь Николы на Всполье. Окружная ул. Строительство каменной церкви Николая Чудотворца на месте двух сгоревших относится к 1803 – 1811 гг. В 1816 г. была осуществлена роспись храма. И в настоящее время на стенах церкви сохранились фрески на библейские сюжеты. Наиболее древним из икон считается образ Спаса Нерукотворного (вторая половина XVII в.). Интересна житийная икона Николы (XVI в.). В иконостасе представлены образа «Одигитрия», «Христос Вседержитель», «Архангел Михаил» и «Илья Пророк со сценами жития и Троицей на полях» (XVII-XVIII вв.). Есть в храме и икона Толгской Богоматери, представляющая собой список с ярославской иконы из Свято-Введенского Толгского монастыря.
Вот как раз церковь Николы на Всполье мы и искали так долго, пару раз проходили мимо, пока вдруг не обнаружили сквозь густую зелень листвы. Это оказалось еще одно белоснежно-серебристое чудо! Изящный округлый храм с колоннами, несколькими большими красочными фресками и миниатюрной серебряной луковкой органично дополняла ажурная колокольня с длинным тонким шпилем. Никольский храм застенчиво прятался в буйном изумруде растительности, своей легкостью напоминая призрачное видение. Казалось, стоит закрыть глаза, как это чудное великолепие исчезнет. Я долго наворачивала круги около церкви Николы на Всполье, любовалась его белизной, тонкими линиями и классическими формами. В церкви шла служба, я заглянула одним глазком, боясь нарушить это невесомое очарование. Впечатление от Никольского храма осталось приятным.
Церковь Вознесения Господня (Исидора Блаженного на валах). Ул. К. Маркса, 25а, сайт http://isidor.ru. Вознесенский храм неспроста имеет второе название. Родившийся в Германии Исидор пришел на Ростовскую землю в XV веке. Принявший подвиг юродства, он жил в хижине из хвороста, построенной на пустыре. Горожане называли его Твердисловом за то, что слова блаженного всегда сбывались. В 1484 г. Исидора похоронили в его хижине, а над могилой построили деревянную церковь, которую в 1566 г. по велению царя Ивана Грозного заменили на каменную. А в народе так и прижилось второе название храма, связанное с именем святого, мощи которого покоятся под церковью на валах. Храм не раз перестраивался, а настенная роспись появилась в 1720-е гг. Она рассказывает о житии и подвигах святого Исидора. Церковь, как и многие другие, при советской власти была закрыта, богослужения возобновились в ней только в 2002 г.
2
Храм Исидора Блаженного на валах оставил у меня наиболее сильное впечатление, хотя до сих пор не знаю, почему. Не скажу, что мы особо долго его искали, по какой-то тропинке подошли к валам, поднялись… И тут меня накрыло. Полностью и совершенно. Не сказать, что было очень плохо, просто кружилась голова, я была, будто в прострации. С высоты валов увидели храм, небольшой, бежевый, со свечкой-колокольней, нуждающийся в реставрации. Сразу почувствовалось, что это очень сильное место. Я, как зачарованная, сделала несколько фото, а потом мы начали спускаться к церкви с валов. Почему-то особенно явно запомнился этот спуск, как я цепляюсь за руку мужа, в другой руке держу фотоаппарат, а в зубах обе наши карты. Наверное, вид у нас был презабавный. Мы вошли в Вознесенскую церковь и поразились еще больше. Шла служба. Читал молитвы батюшка, ему подпевали двое певчих на хорах. Сквозь полумрак виднелись фрески, иконы, теплились свечи. И никого. Служба для церкви, для Бога. Я, все еще пребывая в какой-то прострации от этого чудесного места, купила свечу у старушки в церковной лавке и по ее совету поставила к празднику (второй день Успения, третий ореховый Спас). Мне вручили проспект об этой церкви, я поблагодарила. Молча вышли. Но голова еще долго кружилась, пока мы не отошли на значительное расстояние от церкви Вознесения. При этом не сказать, что я чувствовала себя некомфортно, просто так сильно ощущала силу этого необычного места. А, может, это снова проявились коварные чары Ростова?
Церковь Спаса на Торгу. Находится напротив Успенского собора. Церковь, именуемая еще Спас Ружная (ее источником существования была «руга» – пожертвование), органично включена в план Гостиного двора и находится среди торговых рядов. Впервые была построена из дерева в 1200-х годах, потом неоднократно горела и восстанавливалась вновь. В том виде, в каком она дошла до нашего времени, церковь Спаса на Торгу была построена во времена митрополита Ионы Сысоевича в 1685 – 1690 гг.
Еще с Костромы мне приглянулись эти «торговые» храмы, погибавшие, но обязательно восстанавливаемые, наполненные позитивной, жизнестойкой энергетикой, не боявшиеся ни времен, ни нравов. Ростовская церковь Спаса на Торгу оказалась очень нарядной, высокой, белой, с веселыми синими главками, разукрашенными золотыми звездами. Мы подивились, что она находится совсем рядом с Кремлем, а мы ее сначала не заметили. Очень красивая пятиглавая церковь, чтобы не говорили о том, что она призвана покровительствовать торговле.
Около церкви Спаса на Торгу хорошо сохранились мои обожаемые Торговые ряды и типичный для русских городов Гостиный двор. Я сразу же почувствовала милый сердцу провинциальный уют, люблю эти памятники купеческой самобытности в наших родных городах, всегда улыбаюсь им, как родным.
Толгская церковь. Ул. Декабристов. Была построена в 1761 г. над могилой блаженного Иоанна. О жизни святого известно лишь то, что он не имел крова и обладал даром исцеления, в частности, излечил митрополита ростовского Кирилла. В память блаженного Толгскую церковь часто называют храмом Иоанна Милостивого. В церкви имеются древние иконы XIV и XVI веков. Этот небольшой храм оставался одним из 2-х действующих в Ростове в советское время.
Среди ростовских достопримечательностей, обязательных для посещения (в нашем списке, естественно) стояла Толгская церковь. Привлекло в ней, прежде всего, название. У нас в Ярославле есть прекрасный Свято-Введенский Толгский женский монастырь. И сейчас, представшая перед нами Толгская церковь, воспринималась нами как искорка воспоминания о ярославской обители. Церковка оказалась беленькой, очень скромной на вид, одноглавой с серебряной луковичкой и маленькой колоколенкой, очень милой и спокойной. Лаконичная и уютная, она вызывала тихую улыбку. К сожалению, Толгская церковь под вечер оказалась закрыта, поэтому просто полюбовались ей, не заходя внутрь. А очень бы хотелось взглянуть на древние иконы.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Ул. Энгельса, 44. Монастырь основан епископом Иаковом в 1389 г. Свое второе имя обитель получила в честь Димитрия Ростовского, назначенного на Ростовскую кафедру в 1702 г. Еще в 1684 г., находясь в Киево-Печерской лавре, Димитрий начал двадцатилетний труд по составлению Четьих Миней (календарного собрания житий святых). За письменные труды уже при жизни святителя называли Русским Златоустом. В 1764 г., когда к монастырю была приписана Спасо-Песоцкая обитель, его полное название звучало как Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. До XVII в. все постройки обители были деревянными. В 1686 г. появился первый каменный храм – пятиглавый собор во имя Зачатия святой Анны, построенный Ионой Сысоевичем. В 1836 г. вплотную к Зачатьевскому собору была пристроена Яковлевская церковь. Парадная Димитриевская церковь была основана в 1794 г. на средства графа Н.П. Шереметева. Также на территории монастыря была возведена колокольня (1776 – 1786 гг.), кельи, обитель окружали стены с башнями. За время своего существования монастырь не раз подвергался набегам и разорению. Практически завершивший свое существование к концу 1920-х годов монастырь, лишь весной 1991 г. был возвращен Русской Православной Церкви. В обители хранятся мощи святых Иакова и Димитрия, преподобного Авраама, а также чудотворная Ватопедская икона Божией Матери – келейная икона Димитрия Ростовского.
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь остался в моей памяти туманным видением. Впервые мы увидели его нарядные контуры на фоне спокойной глади озера Неро с валов около Кремля. Но посещение отложили на следующее утро. Проснулись рано, позавтракали и в 9-м часу отправились в путь. Предпоследнее утро летнего дня утопало в густом тумане и тишине. Ростов еще спал после вчерашнего веселья. Озерный воздух приятно освежал, на моих ресницах и волосах блестели капельки влаги. Неро полностью утопало в густой пелене, в зеленых зарослях покачивались лодки. Это была такая волшебная идиллия, настоящее воскресное утро.
В полном одиночестве по дорожке мы быстро дошли до стен монастыря. Еще издали увидели проступающие сквозь туман пастельные краски обители. И тут из сизых облаков выплыло небольшое стадо коров. Они неспешно шли около стен монастыря в тумане – такая милая деревенская картина, умиротворяющая, родная. Мы зачаровано смотрели на это дивное утро, пока шли мимо гуляющего у стен стада к воротам обители. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь предстал перед нами словно нарисованный акварелью. Очень красивая территория утопала в ярких цветниках, пышные храмы были великолепны и торжественны.
Во дворе стояла небольшая деревянная часовенка со святой водой. Мы зашли внутрь, полюбовались резным убранством, попили воды, которая оказалась не очень вкусной, с привкусом ржавчины. Зато умылись.
Мне очень понравился красивый Димитриевский храм (еще его называют Шереметевским), такой изысканный, благородный, с большим зеленым куполом и стройными колоннами. Он был больше похож на дворец. Но, к сожалению в то утро был закрыт.
Зачатьевский собор, составляющий одно целое с Яковлевской церковью, казался более пышным, торжественным, богатым по декору. Главный собор украшала нарядная золотая главка в окружении сочно-голубых луковок, украшенных желтыми звездочками. Яковлевский храм несколько напоминал Димитриевский изумрудными куполами и колоннами. В это воскресенье в соборе шла праздничная служба, и в обитель постепенно стекался народ. Было много семей с детьми, школьников, студентов, курсантов – ведь впереди первое сентября. Это было так трогательно! Мы зашли в собор, полюбовались его убранством, послушали мелодичное пение на хорах, я поставила свечи. Шла торжественная служба, и все собравшиеся от мала до велика трепетно наслаждались этим моментом. В храме приятно пахло воском.
Немного постояв в соборе, мы вышли, еще немного погуляли по ухоженной территории, восхищенно любуясь прекрасными храмами. На территории монастыря шла реставрация, но густой туман прятал строительные леса, превращая обитель в невесомую акварель, а храмы – в сказочные дворцы. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь мне так и запомнился – проступающее сквозь туман призрачное видение, чарующее, волшебное, наполненное светом, добром и волшебством.
Церковь Спаса на Песках. Официальное название – церковь Преображения Господня. Когда-то давно она была соборным храмом древнего Спасо-Песоцкого монастыря, основанного в XIII в. княгиней Марией, вдовой ростовского князя Василько, убитого татарами. Небольшой Спасский монастырь был упразднен в 1764 г. во время церковной реформы Екатерины II, и все его постройки переданы соседнему Спасо-Яковлевскому Димитриеву монастырю. Храм был несколько раз перестроен.
2
К церкви Спаса на Песках можно пройти только через территорию Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря. Мы сначала тоже не поняли, как это осуществить, вроде точно знаем, что храм должен быть где-то рядом. Вернее всего было бы пройти через внутренние ворота монастыря, но нас смутили стоящие около келий и цветников таблички со строгим предупреждением, что посторонним вход воспрещен. Но я не собиралась сдаваться. Решила уточнить дорогу к храму у строгого охранника в форме, на что получила неожиданный ответ: «Так идите через монастырские ворота, только так туда можно пройти». Видимо, стража совершенно не смущали запретные таблички, значит, и нам нечего бояться :). Мы пошли к воротам, правда очень тихонько, почти на цыпочках и короткими перебежками. И только вышли за ограду, как увидели это чудо, это белокаменное видение, этот зачарованный мираж, выплывающий из утреннего тумана. Боже, неужели мы могли это пропустить! Высокий и грациозный храм гордо и одиноко высился белоснежным облаком с золотой оторочкой под густо-голубыми куполами посреди серебряного утра и тишины. Неприглядный пустырь скрывала густая пелена августовского тумана, и церковь казалась, словно нарисованной на холсте. Затаив дыхание от соприкосновения с этим чудом, мы осторожно прошли по дорожке. Вблизи храм казался реальней. Были заметны следы незаконченной реставрации, в частности неоштукатуренное крыльцо. Храм был еще закрыт, но, судя по почти законченным внешним работам, наверняка, вскоре сможет принять первых прихожан. Мы хотели еще полюбоваться этой красивой церковью, обойти ее всю, но тут где-то совсем рядом послышался грозный лай собак. Ага, теперь понятно, почему охранник на воротах монастыря так просто нас пропустил, оказывается, здесь есть свои секьюрити :). Собак, пусть даже сидящих за забором, нервировать мы не стали, пошли обратно. Еще раз у ворот я оглянулась назад. Чары тумана вновь сгустились над церковью Спаса на Песках, и я снова застыла в восхищении перед этим нарисованным чудом…
Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Пос. Варницы. Родина преподобного Сергия Радонежского. Именно здесь жил боярин Кирилл со своей женой Марией, у которых 5 июля 1314 г. родился сын Варфоломей, будущий святой. В этой благодатной местности произошло явление Ангела Господня отроку, открывшее ему способность к грамоте. На месте рождения преподобного Сергия в 1427 г. архиепископом Ростовским Ефремом был основан монастырь. Первым храмом обители стал Троицкий собор, построенный в 1771 г. Позднее, в 1828 г. была построена Введенская церковь. В 1840-е гг. монастырь получил каменную ограду с четырьмя башнями по углам. После революции монастырь подвергся жестокому разорению. Восстановлен в 1995 г., сейчас практически полностью отреставрирован, хотя еще ведутся некоторые строительные работы. На месте разрушенного храма преподобного Сергия построена часовня. Сейчас на территории монастыря действует православная гимназия.
Честно скажу, первоначально туда мы даже не собирались, т.к. казалось, что это очень далеко, за чертой города. Но милая администратор нашего гостевого дома так красочно расписывала этот монастырь, что мы не смогли устоять. Узнав от нее дорогу, доехали на автобусе до переезда, а дальше пошли пешком. Сразу скажу, путь оказался очень даже не близким, километра 2 мы прошли точно. Дорога была спокойная. Сначала шли мимо кладбища (ничего такое, тихое, зеленое), потом мимо полей, перелесков. Машин практически не было, народу тоже. Шли, разговаривали. Погода стала налаживаться. От тумана не осталось и следа, небо приобрело изумительный лазурный оттенок, было тепло и солнечно. И тут мы увидели его. Монастырь. Бело-розовый, веселый, ясный, яркий на фоне голубого летнего неба – чудесная, очаровательная открытка. Какое счастье, что мы все-таки пришли в это чудесное место!
Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь окружали белоснежные массивные стены с ажурными башенками. Территория оказалась очень красивой, утопающей в роскошной зелени и цветниках, особенно впечатлили грациозные розы. Беленькие монастырские постройки прекрасно сочетались с архитектурным ансамблем обители. Мы попили очень вкусную святую водичку из резного колодца, зашли в деревянную часовенку, где перед образами теплились свечи. Гуляя по территории, дошли до ажурных Святых ворот. Маленькая желтая Введенская церковь реставрировалась, в ней располагалась церковная лавка. Я, конечно, купила образ Сергия Радонежского (ведь мы же были на его Родине, ходили по той же земле, по которой ступали ноги будущего преподобного!), свечу и нарядную открытку с видом монастыря. Очень понравился великолепный Троицкий собор – лаконичный, яркий, добрый, солнечный. Ярко-алый, с золотистой луковкой он очень нарядно смотрелся на фоне безоблачного голубого неба. Жаль, что колокольня была еще в лесах, но даже сквозь них мы увидели, какая это многоярусная торжественная красавица. В Троицком соборе шла служба. Прихожан было не очень много, приятно пели на хорах. Немного постояли, послушали, прониклись воскресным настроением. Я поставила свечку к образу преподобного Сергия Радонежского. Монастырь – настоящая сказка! Он такой позитивный, заряжает положительной энергетикой. Уходили, наполненные тихим счастьем, спокойствием, с улыбками и отличным настроением. Это такое чудесное место, какое счастье, что мы все-таки в него попали! И уже дорога не казалась такой утомительной, ласково светило солнышко, а я все шла и оглядывалась на монастырь-картинку, пока он не исчез за поворотом.
Решив выйти к вокзалу, мы свернули в какой-то лесок. Там я скинула туфли и пошла босиком (мои измученные ноги были не способны больше выносить оковы обуви). Не доходя до линии я упала на траву около какого-то забора с надписью «Запретная зона. Проход, проезд запрещены». Муж заботливо начал меня кормить бутербродами с сыром и помидорами. Предпоследний августовский день баловал летней жарой, вокруг зеленела густая трава, на душе было хорошо и ясно. Перекусив и немного восстановив силы, мы отправились дальше. Идти пешком до Богоявленского Авраамиева монастыря не решились, все же другой конец города, Куба. Поэтому слегка углубившись в центр города, сели на маршрутку и отправились исследовать оставшиеся достопримечательности города Ростова. Куда еще заведет нас летящий олень?
Церковь Козьмы и Дамиана. Перовский пер. Церковь святых Козьмы и Дамиана (Смоленской Божией Матери – название по главному престолу) была построена в 1775 году на месте бывшего Козьмодамианского монастыря. В 1926 году церковь была закрыта, из нее изъяли иконы и драгоценную утварь, с колокольни сбросили колокола. В здании храма в разное время располагались пионерский клуб, казарма, жили обычные люди, а потом и вовсе организовали приемный пункт стеклотары. К счастью, в 1995 г. храм святых бессребреников Козьмы и Дамиана передали верующим, был начат ремонт, а в 2004 году вновь возродилась приходская община.
Церковь Козьмы и Дамиана небольшая, белая, с маленькой голубой луковкой-главкой и резной колокольней. Она еще не очень хорошо отреставрирована, местами сквозь свежую штукатурку проглядывают старинные полуразрушенные кирпичи. На колокольне активно ведутся строительные работы, мы с замиранием сердца некоторое время понаблюдали за отважными высотниками. Страшно! А все-таки, как приятно, когда храмы восстанавливают! И хотя еще предстоит немало работ, в облике церкви Козьмы и Дамиана уже проступает провинциальное изящество, а сама она выглядит теплой, доброй и светлой.
Богоявленский Авраамиев монастырь. Ул. Желябовского, 32. Это один из древнейших монастырей земли Русской. Был основан архимандритом Авраамием в конце XI или в начале XII в. с целью распространения христианства в Ростовском крае на месте языческого храма идола Велеса – покровителя домашнего скота и богатства, попечителя торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев. Это был монастырь-крепость, построенный для укрепления города. Как водится, первые деревянные постройки обители сменили на каменные. Так, в 1553 г. по повелению Ивана Грозного в Богоявленском Авраамиевом монастыре была построена первая каменная церковь Богоявления. В середине XVII в. архимандритом Ионой Сысоевичем был возведен Введенский храм, а в конце XVII в. над западными воротами обители появилась Никольская церковь. Ко второй половине XVIII в. монастырь пришел в упадок. При восстановительных работах, производимых в XIX в., художественный облик монастыря резко изменился. Большой ущерб ансамблю обители был нанесен и в позднейший период, когда была разобрана монастырская ограда, часовня и многие другие его постройки. Сейчас восстановление идет очень медленными темпами.
Богоявленский Авраамиев монастырь располагался на другом конце города, на ул. Желябовского, что на Кубе. Куба – неофициальное название одного из районов города. Почему его так назвали, затрудняются ответить даже сами ростовчане. Есть мнение, что название пошло от «кубической» застройки этого района однотипными домами, а одна ростовская девушка объясняла мне когда-то, что «на Кубе» - значит где-то далеко, на краю города. Действительно, мы ехали-шли-кружили, пока не обнаружили какой-то завод. Я спросила дорогу у местного жителя. Язвительный старичок поправил меня: «Улица ЖелЯбовского – это вам туда». Отметив, что впредь в названии улицы следует делать ударение на букве «я», мы покорно последовали к указанному аборигеном тупику. Оказалась, искомая улица начинается у завода «Рольма». Проходная предприятия выглядела нормально, а вот корпуса с выбитыми стеклами не впечатлили. Но лишь только мы вышли на дорогу, вьющуюся вдоль забора завода, так почти сразу увидели монастырь.
Авраамиев монастырь – странное место. Когда-то здесь было древнее языческое капище, стоял идол, изображающий скотьего бога Велеса. Потом, получив божественное указание и жезл, святой Авраамий низверг им идола и основал на этом месте монастырь. Говорят, место это красивое, на берегу озеро Неро. Не знаю, не заметила. Все какие-то заросли, ковыль, среди пожухлой травы одиноко пасется корова. Да и около озера, к которому чуть позднее вышли мы, тоже виднелось запустение да банки-бутылки посередине временами притоптанной травы. Вошли в неказистую ограду, и я прямо замерла. До сих пор не знаю, почему это меня повергло в такой шок. Но как-то жутко выглядел контраст: новые купола на побеленных шейках и полуразрушенный корпус Богоявленского собора, сквозь отбитые кирпичи на стенах виднеются кустарники и деревца. Мы поднялись по лестнице в единственную действующую Никольскую надвратную церковь. У входа, где расположилась обычная церковная лавка, стояла черная крышка от гроба. За лавкой в церкви стоял гроб, а в нем черная ткань. Муж уверял меня, что домовина пустая, но все равно возникло какое-то неприятное чувство. Мы быстро вышли из церкви, и муж, совершенно не впечатлившись монастырем, отправился к озеру. Я же продолжила прогулку по монастырю. Бело-зеленая Никольская надвратная церковь выглядела наиболее отреставрированной, хотя верхняя ее часть (колокольня) стояла в лесах. Центральный Богоявленский собор, так неприятно поразивший меня при входе в обитель, находился только в начале работ. Массивный и тяжеловатый, с зелеными маковками, он выглядел усталым от времени и запустения. Введенскую церковь я вообще не сразу приняла за храм – такое полуразрушенное, жуткое здание, лишь новая крыша да голубая маковка одиноко сияют на солнце. Территория Богоявленского Авраамиева монастыря скудная, чахлые, редкие цветочки. Сколько еще дел здесь предстоит! Я обошла всю маленькую территорию обители, но так и не прониклась. Восприятие древности сильно подпортила громко звучащая попсовая песенка, доносившаяся из хозяйственных построек или даже келий. Правда, увидев, видимо, меня, ходящую по монастырю в шарфике на голове и с фотоаппаратом, музыку выключили. Еще неприятно поразило, что за центральным Богоявленским собором, на маленьком кладбище с древними могильными плитами, копали (раскапывали?) могилу…
Не чувствовалась здесь святости, благостности места, будто было оно пустое, лишенное света. Монастырь без души. В тот момент я подумала о том, что хоть и разбил чудесным жезлом Авраамий языческого идола, но даже через века не захотел покидать своего места скотий бог Велес. Православный монастырь оказался в упадке, и хоть восстанавливается, но с огромным трудом. Крепко держит свое место Велес.
Церковь Иоанна Богослова на Ишне. Построена в 1687 – 1689 гг. Примечательно (в продолжение к предыдущему рассказу о монастыре), что этот храм был построен на месте, где преподобному Авраамию явился Иоанн Богослов. Потрясающий по красоте образец деревянного зодчества. Резными орнаментами украшены окна, галереи, фасады. Церковь уникальная. Единственный деревянный храм, сохранившийся в Ярославской области. О церкви Иоанна Богослова на Ишне сложено много красивых легенд. Так, по одной из них, церковь никто никогда не рубил, а приплыла она по реке сразу такой, какая есть, и встала на понравившемся месте. Действительно, талантливый неизвестный мастер построил ее без единого гвоздя.
3
К огромному сожалению, в церковь Иоанна Богослова на Ишне мы не попали. Храм находится за городской чертой, а у нас уже не оставалось ни времени, ни сил. Хочется верить, что это ее мы видели, когда ехали из Борисоглебского в Ростов, но я могу ошибаться. Но в следующий свой приезд в этот замечательный город мы ее обязательно посетим. Да и вам советуем.
ДЕНЬ ГОРОДА РОСТОВА. МАГАЗИНЫ. СУВЕНИРЫ
Конечно, в Ростове много интересных достопримечательностей, но по нему приятно гулять и просто так. Вечером первого дня мы решили посмотреть, как ростовчане отмечают День города. Еще с утра заметили некоторое оживление на улицах, стайки молодежи подтягивались к центру. На Толстовской набережной вкусно пахло шашлыками, предлагались катания на катерах. Немного побродив по улочкам и зайдя в пару магазинов, мы незаметно подошли к городскому парку (стадиону). Уже хотелось кушать, поэтому заскочили в ближайшее кафе. Оно оказалось абсолютно пустым, а уровень цен и меню совершенно не впечатлили. Поэтому муж уговорил меня пройти в парк, посмотреть, как гуляют ростовчане на Дне города, а заодно и сагитировал на шашлычок. В парке все шло своим чередом. На импровизированной сцене выступали местные коллективы, молодежь с извечными бутылками пива кучковались на трибунах, торговцы предлагали различные яства. Правда, в отличие от нашего города к лоткам с едой не выстраивались длинные очереди, а сидевший около них народ ничего не кушал. Поначалу я морщилась, не рискуя приобретать еду на улице, но муж был настойчив: «Это же День города, совсем, как у нас! А у нас же традиция в День города есть шашлык!». «Ну, здесь даже негде посидеть», – выдвинула я последний аргумент. И тут, уже давно прислушивающиеся к нашему спору продавцы начали проявлять чудеса гостеприимства! Быстро согнали с насиженных мест компанию, протерли столики и лавки, вежливо предложили присесть и горячо пообещали самые сочные, самые горячие, самые вкусные кусочки! Может, снова приняли нас за москвичей :)? Ну, под таким жизнерадостным напором даже я не смогла устоять. Шашлык и впрямь оказался очень аппетитным (до сих пор удивляюсь, почему все-таки ростовчане игнорировали торговые точки?). Сидели, кушали, пили пиво (нас даже не отругали за то, что мы пришли со своими напитками, как бы было у нас в городе), смотрели концерт и просто наслаждались этим милым провинциальным праздником, весельем в честь Дня города Ростова. Кстати, все было вполне прилично. Салюта мы дожидаться все же не стали, и, поблагодарив милых продавцов, пошли ближе к дому…
3
В Ростове самые обычные магазины с самыми обычными ценами. Были в паре супермаркетов, зашли в знаменитый магазин ростовской фирмы «Атрус». В итоге купили мороженое, хлеб, помидоры, копченую скумбрию, горчицу, пиво. Про кафе тоже ничего не могу сказать конкретного, хотя слышала, что с ними в Ростове нет проблем. Как-то они нам не слишком попадались, а те, что мы видели, не соответствовали нашим требованиям.
Не скажу, чтобы Ростов порадовал нас какими-нибудь приметными сувенирами. Одно обидно – в первый день я было прилипла к витрине Кремлевского ларька, но муж, уверяя, что нам предстоит еще столько всего осмотреть, увлек меня в город. В итоге, когда мы перед электричкой подошли к Кремлю, торговля уже сворачивалась. Продававшиеся у кремлевских стен поделки из финифти меня совершенно не впечатлили и не вызвали трепетного желания что-нибудь приобрести. Вроде бы и ничего изделие, а сердце не греет, душу не трогает. Просто не то. С тоски мы купили магнитик с видом Кремля (можете смеяться, но мне нравится наблюдать на холодильнике эти милые сувениры). Еще я большие надежды возлагала на Кремлевский ларек, хотя и в предыдущий день не присмотрела ничего стоящего. Но (вот, следовало более внимательно читать отзывы о Ростове!) киоск уже не работал. Я уж было совсем расстроилась (как это уехать без краеведческой литературы из Ростова, пусть и никудышной). Но в итоге почти перед самым поездом на вокзале обнаружила в киоске тонюсенькую брошюрку о Ростове. Купила, просто не глядя, лишь бы купить. Впрочем, книжечка оказалась вполне информативной, с цветными иллюстрациями.
ОЗЕРО НЕРО
Озеро Неро! Оно заслуживает того, чтобы написать о нем отдельно. Уже само по себе озеро является прекрасной достопримечательностью города Ростова, его гордостью и красой. Неро – один из наиболее больших естественных водоемов в Ярославской области. Его наибольшая длина – 12,5 км, ширина – 8 км, максимальная глубина 4,5 м. В озеро впадает 20 рек и ручьев, вытекает же одна река Векса, дающая начало нашей ярославской Которосли.
Кажется, я ничего не видела спокойнее и умиротвореннее, чем ростовское озеро. Заселившись, мы сразу пошли к этому замечательному водоему. Неро окаймляет уютная улочка, носящая гордое название Толстовской набережной. Она не благоустроена, но сохраняет такую душевную простоту, такую размеренность и спокойствие! Едва я вышла на не асфальтированную дорожку, как, сладко зажмурив глаза и широко раскинув руки, с чувством прошептала: «Как же хорошо! Деревня-я-я!!!». Такой родной и близкой казалась эта сельская улочка, ленточкой тянувшаяся среди неказистых домишек и зеленых бережков. До сих пор воспоминания о Неро пробуждают во мне такие добрые, светлые чувства. Ростов – прекрасный город, богатый храмами и монастырями, знаменитый древним Кремлем. Но, наверное, из всего увиденного, больше всего впечатлило меня именно оно.
Озеро было огромным, почти безбрежным. И очень спокойным. Достойным. Голубая водная гладь в пушистом окаймлении лесов сливалась с высоким августовским небом в вате облаков. Было не понятно, то ли небо смотрит в озеро, то ли вода отражается в небе. Посередине озера возвышался небольшой продолговатый остров, вдалеке плыл веселый прогулочный теплоход.
Но самое главное – это лодки. Никогда и нигде не видела я еще столько лодок! Разнообразные, деревянные, согретые солнцем, они в изобилии облепляли берега Неро, то скромно прятались в камышах, то будто выставляли напоказ свои рабочие облупленные бока. Казалось, каждая из них желает рассказать какую-то свою загадочную историю. Я навсегда, бесконечно и бесповоротно влюбилась в эти хитрые лодки, в эту озерную глубину, в эту прибрежную зелень и желтеющий ковыль.
И озеро, и лодки – они бывают совершенно разными в зависимости от погоды, от времени суток. Впервые мы увидели эту благодатную красоту спелым августовским днем, на закате лета. Мы наслаждались тишиной ростовского вечера на берегу. А еще мы видели настоящее чудо! Утром следующего дня, когда решили посетить Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, на берегу озера царил туман. Не ночная полумгла, а плотный, белый покров, такой, какой только бывает в густых лугах да на берегах лесных рек. Настоящий, озерный туман. И среди этого безмолвия и едва пробуждающегося воскресного утра на сизой глади воды тихонько покачивались лодки. Они спали, оставленные подзагулявшими хозяевами, и по утопающему в густом тумане озеру Неро плыли тихие лодочные сны...
Вечером, вернувшись с праздника, снова пошли к озеру Неро. Долго сидели на берегу. Где-то в центре играла музыка, город праздновал свой День рождения. Озеро Неро было просто великолепным! Огромное, темное, а по его краям горели огоньки селений. Казалось, что это большой черный агат, обрамленный крошечными бриллиантами. На всю эту тихую, благодатную красоту можно было смотреть бесконечно! Боже, какие же счастливые ростовчане, они могут каждый день любоваться этим изумительным пейзажем!
Многочисленные лодки тихо качались у берега в седых камышах в молчаливом ожидании своих хозяев. Я походила по теплой и нежной воде, ласково обнимающей обнаженные ноги. Молча посидели на берегу, боясь нарушить эту тихую сказку. Перекусили копченой рыбкой с помидорами.
Вокруг не было ни души, лишь густая темнота августовского вечера, озерная тишь да наше дыхание. Не удержались, схулиганили, по воде перебрались в ближайшую лодку, уж больно хотелось сфотографироваться в этом необычном месте. Нагретые за день доски отдавали свое тепло, дно слегка покачивалось под ногами, о чем-то таинственно шептали камыши. А над головой ярко горели огромные звезды. Августовские ночи темные, звездные…
2
Своей поездкой в Ростов мы остались довольны! Столько всего интересного и красивого увидели за эти 1,5 дня! А воспоминания о призрачном видении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, о солнечно-розовом Троице-Сергиевом Варницком монастыре, о качающихся в тумане лодках и озере Неро до сих пор заставляют сердце трепетно сжиматься. Конечно, на прощание кинули в воду монетку, обещая вернуться. Кстати, обещание почти выполнили, по крайней мере, когда проезжали на юг мимо Ростова, дружно помахали славному городу руками :).
Ростов можно обвинить в провинциальности, в некоторой запущенности, лени, не ухоженности. И все же. Не откажите себе в поездке в этот замечательный, старинный русский городок. Просто побродите по его улочкам, полюбуйтесь древними храмами, прикоснитесь к исторической кладке старого Кремля, вдохните свежий воздух озера Неро, очаруйтесь притихшими в камышах лодками. Насладитесь размеренностью, тишиной и спокойствием уютного провинциального городка. Прислушайтесь к себе, и, может, Ростов поделится с вами своей мудростью, откроет заветные тайны, которые исстари хранят в себе древние русские города.