Более чем уверен, нет в Муроме человека, кто бы не знал про Зворыкина! Владимир Козьмич Зворыкин (1888–1982) — русско-американский инженер считается отцом телевизора.
Владимир родился в Муроме в семье купца первой гильдии. Отец торговал зерном, владел пароходной компанией, был председателем Муромского общественного банка.
В раннем возрасте Владимир проявил тягу к физике. Во время плавания по Оке чинил неисправности в электросети отцовских судов. Закончив ремесленное училище в Муроме, отправился на учёбу в Санкт-Петербург.
В период обучения на 2 курсе Технологического института Зворыкин участвовал в 1907 г. в проведении первых опытов в области «дальновидения» и электроники. Во время Первой мировой войны служил в войсках связи в Гродно, затем работал в офицерской радиошколе в Петрограде.
В гражданской воевал на стороне белых, дважды чудом избежал расстрела. Во время второй командировки в США правительство Колчака пало. Возвращаться было некуда. Зворыкин устроился в американскую компанию, но не нашёл понимания из-за языкового барьера, продолжив опыты самостоятельно.
В 1923 году Зворыкин подал патентную заявку на телевидение, осуществляемое полностью на электронном принципе (патент был получен после судебных разбирательств лишь 20 декабря 1938 года).
В последующем неоднократно бывал в Европе, в том числе в СССР.
В. К. Зворыкину принадлежат более 120 патентов на различные изобретения. Он получил большое число различных наград. В частности, в 1967 году президентом США Линдоном Джонсоном ему была вручена Национальная научная медаль США за научные заслуги за 1966 год.
Увы, нам остаётся только сожалеть, что в результате гражданской войны Россию покинул столь значимый специалист.
Памятник В. К. Зворыкину, возле отчего дома, торжественно открыли 31 июля 2013 г. В честь праздника собралось большое количество муромлян. Из США приезжала внучка Владимира Козьмича. Скульптор изобразил Зворыкина молодым, сидящим на скамейке возле родного особняка. Именно в таком возрасте он покинул Муром.
6
Дом Зворыкиных (ул. Первомайская, д. 4) — трехэтажный особняк с мезонином XIX века, один из самых больших и красивых в городе. Ещё совсем недавно его занимал Историко-художественный музей.
Здание на склоне горы. Из-за трещин в фундаменте, появилась угроза обрушения.
2
Музейную экспозицию разделили на две части: историческую и художественную. Последней выделили соседний особняк (Первомайская 6), до революции принадлежавший Городской управе.
1
Дом двухэтажный. Первое, чему поражаешься, это чугунная лестница. Ажурная и красивая она единственное что сохранилось от первоначального убранства.
1 из 2
4
Экспозиция в четырёх залах второго этажа общей площадью более 200 кв. м.
3
Неизвестный художник. Св. Франциск из Паолы. Середина XVIII века.
В основу легло собрание графов А. С. и П. С. Уваровых из Карачаровского имения под Муромом.
6
С. Тончи (1756-1844). Портрет М.А. Нарышкиной. Начало XIX века.
В 1918 г. оно оказалось национализировано. Предметы интерьера передали в музей, который был сформирован незадолго до этого.
5
Неизвестный художник. Портрет Д.Л. Нарышкина. Начало XIX века.
У истоков образования стоял академик живописи И. С. Куликов.
3
Он сделал всё, чтобы уникальная мебель и картины не были уничтожены и разграблены.
1 из 3
2
Сергей Семёнович Уваров (1786–1855) — русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения (1833–1849).
1 из 2
7
Был женат на графине Екатерине Алексеевне Разумовской (1781–1849), фрейлине императрицы Елизаветы, дочери графа А. К. Разумовского.
5
В браке родилось три дочери и сын — Алексей Сергеевич (1824–1884), которого считают отцом отечественной археологии. В своё время к супруге Алексея Сергеевича Прасковеи Сергеевне (в девичестве Щербатовой) сватался Л. Н. Толстой, но ему было отказано.
4
В экспозиции целый ряд художников мирового уровня.
1 из 4
1
Неизвестный художник. Голландия (?) Битва XVII-XVIII век.
1 из 2
4
А.Е. Архипов (1862-1930). По Оке. 1890-е годы.
5
С.И. Светославский (1857-1931). Птицы на озере. Начало XX века.
5
С.И. Светославский (1857-1931). Пейзаж с аистами. Начало XX века.
Помимо картин, скульптур и старинной мебели украшением коллекции являются фарфоровая и хрустальная посуда европейского и отечественного производства.
1 из 2
5
Изящные статуэтки украшали дома не только людей богатых.
7
Они стоили относительно недорого. Купить мог мещанин и разночинец.
6
Через сотню лет фарфоровые фигурки не потеряли притягательности.
1 из 2
4
В далёком 1989 г. мне довелось посетить Муромский историко-художественный музей. Как я уже писал, он располагался в доме Зворыкиных. В настоящем историческая часть квартирует по адресу ул. Московская 13.
5
Московская — единственная улица в городе сохранившая историческое название. В 20-е годы она была Профсоюзной, в 1935 году — улицей Каманина.
Названия не прижились. В 1956 г. улице вернули первоначальное имя. От центральной площади Московская вела на Москву, отсюда и название. Вот как примерно с этой же точки она выглядела до революции.
3
А. С. Уваров хотя и считается отцом отечественной археологии, в сформированном на основе его усадьбы музее седого прошлого мало.
3
В конце апреля 1918 года положение образовавшегося музея осложнилось — помещение было реквизировано под Высший военный совет.
1 из 2
1
Музей закрывать не стали, просто переставили два шкафа с экспонатами в коридор.
1 из 2
2
Большой удар по научному обществу и созданному им музею нанесло белогвардейское восстание, которое происходило 8—9 июля 1918 года в Муроме, Рыбинске, Ярославле.
3
Инициативная группа оказалась замешана в заговоре.
1 из 2
4
В результате последующих событий часть Уваровской коллекции оказалась утеряна.
4
Историческая экспозиция по большей части рассказывает о купеческом и мещанском быте.
7
Муром на Оке. Река выполняла роль транспортной магистрали, что дало толчок развития купечеству.
1 из 3
3
После революции, вплоть до своего ареста в 1938 г., в Муроме проживал бывший бакинский миллионер Н. А. Меликов.
4
Ему принадлежала часть музейных предметов, которые оказались конфискованы.
2
Яркой жемчужиной коллекции является картина неизвестного художника позапрошлого века «Крещение Муромского народа князем Константином».
4
Отмечу также старинный стол из массивного дерева.
4
Сотрудники музея по разные его стороны разложили старые фотографии Мурома и его жителей.
1 из 5
2
По словам музейного гида, для кормления младенцев в позапрошлом веке использовали особые бутылочки. После молока как следует не промывали, что приводило к болезням и смертям. Секрет раскрыли к концу XIX века.
3
Предметы купеческого быта безусловно интересны.
3
С другой стороны, жизнь рабочих и крестьян никак не представлена, что для исторической экспозиции минус.
1 из 6
6
В следующих залах церковная утварь и иконы. До революции в городе и было множество церквей и четыре монастыря. Часть храмов безвозвратно утрачено, но монастыри восстановлены. О Муромских святынях постараюсь рассказать отдельно.